КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ............................................7
1.1 Характеристика коммуникативной функции речи..............................7
1.2 Особенности развития коммуникативной деятельности старших
дошкольников........................................................................................................12
1.3 Методические аспекты развития коммуникативных навыков старших дошкольников..........…..................................................................................20
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ..........................................................................28
2.1 Изучение развития коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи....................................................................28
2.2 Методические рекомендации по формированию коммуникативных
навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи......................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ............................................7
1.1 Характеристика коммуникативной функции речи..............................7
1.2 Особенности развития коммуникативной деятельности старших
дошкольников........................................................................................................12
1.3 Методические аспекты развития коммуникативных навыков старших дошкольников..........…..................................................................................20
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ..........................................................................28
2.1 Изучение развития коммуникативных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи....................................................................28
2.2 Методические рекомендации по формированию коммуникативных
навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи......................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует
специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе
усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации
человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Современная педагогическая практика опирается на психологопедагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и
значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит
концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым,
Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина,
А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
Анализ теории и практики особенностей формирования коммуникативных навыков дошкольников с ОНР свидетельствует о ее существенных
недостатках. Недостаточно изучена структура коммуникативных навыков
дошкольников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных навыков таких детей. Мало внимания уделяется
формированию коммуникативных навыков дошкольников, с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных
навыков, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); не4
достаточно полно используются возможности таких практикоориентированных средств формирования коммуникативных навыков, как
сюжетно-ролевые игры; не уделяется внимания формированию адекватной
самооценки как одному из условий развития коммуникативных навыков.
Методологическую основу исследования составили положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, учения о деятельности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А.Н. Леонтьев, А.Р.
Лурия и др.), положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей (Л.А. Данилова, О.Е. Грибова, Н.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.), о взаимосвязанном развитии личности и общества.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения и
навыки способствуют психическому развитию дошкольника (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности
(З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин). Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к
обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием
успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социальноличностного развития.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства,
при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном
слухе и интеллекте.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе,
различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для
отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных5
приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексикограмматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков,
обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Дети с ОНР испытывают
трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных
элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или
иной цели (В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, Г.С. Гуменная, Л.Ф. Спирова, Т.Б.
Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская).
Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием
речи (ОНР) становится очень актуальной так как в последнее время возрастает число детей имеющих недостатки речевого развития.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует
специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе
усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации
человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Современная педагогическая практика опирается на психологопедагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и
значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит
концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым,
Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина,
А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
Анализ теории и практики особенностей формирования коммуникативных навыков дошкольников с ОНР свидетельствует о ее существенных
недостатках. Недостаточно изучена структура коммуникативных навыков
дошкольников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных навыков таких детей. Мало внимания уделяется
формированию коммуникативных навыков дошкольников, с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных
навыков, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); не4
достаточно полно используются возможности таких практикоориентированных средств формирования коммуникативных навыков, как
сюжетно-ролевые игры; не уделяется внимания формированию адекватной
самооценки как одному из условий развития коммуникативных навыков.
Методологическую основу исследования составили положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, учения о деятельности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А.Н. Леонтьев, А.Р.
Лурия и др.), положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей (Л.А. Данилова, О.Е. Грибова, Н.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.), о взаимосвязанном развитии личности и общества.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения и
навыки способствуют психическому развитию дошкольника (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности
(З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин). Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к
обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием
успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социальноличностного развития.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства,
при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном
слухе и интеллекте.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе,
различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для
отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных5
приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексикограмматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков,
обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Дети с ОНР испытывают
трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных
элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или
иной цели (В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, Г.С. Гуменная, Л.Ф. Спирова, Т.Б.
Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская).
Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием
речи (ОНР) становится очень актуальной так как в последнее время возрастает число детей имеющих недостатки речевого развития.
Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребёнка. Общение – решающий фактор общего психического развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве.
Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со
взрослыми и сверстниками.
Решающим фактором становления общения ребёнка психологи считают
его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему как личности, учет ими
уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребёнком на данном этапе развития.
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений.
Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обуславливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР,
мы рассмотрели коммуникативную функцию речи, особенности развития
личности ребенка с ОНР, ее развития в онтогенезе.
Во второй главе в связи со значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы, а также практической необходимостью в определении содержания работы по формированию коммуникативных навыков у
старших дошкольников с ОНР, мы провели диагностические методики которые помогли нам выявить уровень сформированности коммуникативных
навыков детей.
Из полученных данных можно отметить, что связное речевое высказывание исследуемых детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, не учитываются существенные признаки явлений, но наибо44
лее успешно дети справились с заданиями, требующими умения спокойно
отстаивать свое мнение, выслушивать с уважением мнение другого и спокойно реагировать на конфликты.
Полученная информация свидетельствует о том, что уровень развития
коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР недостаточно
сформирован. Для его повышения мы разработали методические рекоменндации, куда входит план коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников; комплекс занятий по формированию умений и навыков у старших дошкольников и коррекционные игры для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Таким образом, поставленные нами цель и задачи реализованы, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены, выявлены направления и содержание работы. Предложена методика работы в данном направлении.
Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со
взрослыми и сверстниками.
Решающим фактором становления общения ребёнка психологи считают
его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему как личности, учет ими
уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребёнком на данном этапе развития.
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений.
Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обуславливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР,
мы рассмотрели коммуникативную функцию речи, особенности развития
личности ребенка с ОНР, ее развития в онтогенезе.
Во второй главе в связи со значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы, а также практической необходимостью в определении содержания работы по формированию коммуникативных навыков у
старших дошкольников с ОНР, мы провели диагностические методики которые помогли нам выявить уровень сформированности коммуникативных
навыков детей.
Из полученных данных можно отметить, что связное речевое высказывание исследуемых детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, не учитываются существенные признаки явлений, но наибо44
лее успешно дети справились с заданиями, требующими умения спокойно
отстаивать свое мнение, выслушивать с уважением мнение другого и спокойно реагировать на конфликты.
Полученная информация свидетельствует о том, что уровень развития
коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР недостаточно
сформирован. Для его повышения мы разработали методические рекоменндации, куда входит план коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников; комплекс занятий по формированию умений и навыков у старших дошкольников и коррекционные игры для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Таким образом, поставленные нами цель и задачи реализованы, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены, выявлены направления и содержание работы. Предложена методика работы в данном направлении.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Использование дидактических игр в процессе коррекционно-
педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ
АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017



