Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Работа №68507

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 ФГОС ВО, как основа для подготовки учителя математики и информатики 7
1.2 Подготовка педагогических кадров в двухпрофильной системе
бакалавриата 12
1.3 Анализ ОПОП по направлению 44.03.05 Педагогическое образование,
профиль математика и информатика в НИУ «БелГУ» 15
2 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ . 19
2.1 Использование интерактивных технологий на уроках математики как
требование времени 19
2.1.1 Применение компьютера в образовании 19
2.1.2 Особенности использования компьютера на уроках математики .. 21
2.2 Дисциплина «Компьютерная и инженерная графика» в подготовке
учителей математики и информатики 29
2.2.1 Характеристика учебной дисциплины 29
2.2.2 Программные пакеты 30
2.2.3 Практическая часть дисциплины 33
3 РАЗРАБОТКА ЭУМКД «КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» 36
3.1 Средства создания ЭУМКД 36
3.2 Система обучения «Пегас» 39
3.3 Создание электронного учебно-методического комплекса 42
3.4 Инструкция по использованию ЭУМКД 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


В настоящее время проходит реформа Российского образования, тесно связанная с переходом на Федеральные государственные стандарты общего образования (начального, общего и среднего). Эти преобразования вызваны, в первую очередь, запросами современного общества. В современной науке все больше возрастает роль принципа междисциплинарности. Как следствие этих явлений происходят изменения в структуре содержания школьного образования, требующие от учителя знаний не только одного предмета. Возникают также проблемы кадрового обеспечения школ, в том числе, малокомплектных. В связи с этими изменениями серьезные требования предъявляются к подготовке педагогических кадров.
Особенно актуальным становится двухпрофильное педагогическое образование. Целесообразность совмещения двух профилей диктуется интересами выпускников педагогических вузов, так как при этом расширяются квалификационные возможности выпускников и значительно облегчается их трудоустройство. Совмещение профилей позволяет сделать подготовку более вариативной.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов направления Педагогического образования с двумя профилями подготовки связано с проблемами разработки основных образовательных программ, включением в вариативную часть тех или иных дисциплин, с методическим обеспечением этих дисциплин, разработкой учебных пособий. Этим определяется выбор темы выпускной квалификационной работы «Роль учебной дисциплины «Компьютерная и инженерная графика» (КиИГ) в подготовке учителя математики и информатики»
Цель работы - изучение значения учебной дисциплины КиИГ для подготовки учителя математики и информатики и разработка методических материалов для овладения компетенциями, предусмотренными ООП в результате ее изучения.
Объект исследования - процесс подготовки учителя математики и информатики в ВУЗе.
Предмет исследования - роль дисциплины «Компьютерная и инженерная графика» для подготовки учителя математики и информатики в ВУЗе.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- проанализировать ФГОС ВО 44.03.05 Педагогическое образование;
- рассмотреть особенности подготовки педагогических кадров в духпрофильной системе бакалавриата;
- провести анализ основной образовательной программы подготовки учителей математики и информатики;
- исследовать научно-методическую литературу по проблемам использования компьютерных технологий в образовании;
- проанализировать содержание дисциплины «КиИГ» и выявить ее роль для подготовки учителя математики и информатики;
- разработать и разместить ЭУМКД «Компьютерная и инженерная графика» в системе электронного обучения НИУ «БелГУ» Пегас.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ литературы, согласно исследуемой теме;
- анализ информационных систем, Интернет-ресурсов, необходимых для создания и размещения ЭУМКД.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа включает титульный лист, введение, три главы, одиннадцать параграфов, заключение, список использованных источников (44 наименования), приложение. Объем работы - шестьдесят семь страниц.
В первой главе «Теоретические основы разработки», проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями). Особое внимание нами было уделено требованиям к подготовке учителя. Описаны преимущества подготовки педагогических кадров в духпрофильной системе бакалавриата. Проанализирована основная образовательная программа подготовки учителей математики и информатики.
Вторая глава «Компьютерная грамотность», как составляющая часть профессиональной компетентности учителя математики, посвящена изучению возможностей компьютера и компьютерной графики при обучении школьников на уроках математики. Также дается характеристика дисциплины «Компьютерная и инженерная графика» при подготовке учителей математики и информатики.
Третья глава «Разработка ЭУМКД «Компьютерная и инженерная графика»» посвящена разработке учебного комплекса дисциплины и описанию готового продукта. В данной главе рассмотрены средства создания электронных учебно-методических комплексов, система электронного обучения «Пегас», описана структура ЭУМКД, а также дается подробная инструкция по использованию готового продукта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате анализа нормативных документов, различных научных и методических источников по проблемам исследования выяснилось что, с введением Федеральных государственных стандартов 3-го поколения (ФГОС 3, 2010 г.) Российские вузы получили большую самостоятельность в
формировании основных образовательных программ, в выборе содержания, форм и методов обучения, что позволило им конкурировать на рынке образовательных услуг и реагировать на запросы рынка труда.
В феврале 2016 года был утвержден проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО или ФГОС 3+) по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к реализации основных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки образовательными организациями высшего образования.
Отличительной особенностью образовательных стандартов третьего поколения является формулировка результатов освоения образовательных программ в виде набора универсальных и профессиональных компетенций выпускника. В стандарте указано, что «набор дисциплин (модулей), и практик, относящихся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО.
Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями показал, что при разработке ООП ВУЗ имеет большие возможности для учета потребностей образовательной среды региона и может включать в учебные планы дисциплины, соответствующие этим потребностям.
Система подготовки учителей по двум специальностям в нашей стране имеет большой положительный опыт и экономически оправдана. С введением двухпрофильной системы бакалавриата вузы снова получили возможность выпускать учителей по двум специальностям, родственным по научной базе,
Компетентностный подход, заложенный в основу требований ФГОС ВО педагогического образования по двум профилям, приводит к расширению принципа междисциплинарных связей до принципа междисциплинарной интеграции.
Профессионально-предметная подготовка будущего учителя математики и информатики, является частью их целостной профессиональной подготовки и обладает интегративными свойствами.
В настоящее время все более актуальным становится применение компьютера в учебном процессе. Развитие новых информационных технологий XXI века ставит перед педагогом, в том числе, учителем математики, задачу находить новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на мультимедиа и интерактивные технологии.
Компетентность современного учителя неразрывно связана с владением профессионально-ориентированным языком технической культуры - языком графики.
Данное исследование посвящено подготовке учителя математики и информатики, поэтому более пристальное внимание было уделено роли компьютерных методов в обучении математике.
Использование информационных технологий на уроках математики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности.
Компьютер обладает большими возможностями в реализации принципа наглядности на уроках математики. Современные графические программные продукты обладают широкими возможностями, среди которых - получение анимационных изображений, фотореалистичных картинок высокого качества, 59
создание макетов помещений и зданий, создание конструкторских чертежей, и др. Кроме того, использование компьютерной графики позволяет рационализировать выполнение чертежных работ, а также увеличить скорость передачи учебной информации. Поэтому современных учитель, особенно математики, должен профессионально владеть программными средствами и уметь создавать двухмерные и трехмерные изображения любой степени сложности, фотореалистичные модели с использованием анимации, звука, освещения и других компьютерных средств визуализации.
Включение в ООП подготовки по этому профилю различных информационных дисциплин, позволяет подготовиться и к деятельности педагога дополнительного образования, и к проведению профориентационной работы, и к работе в технических колледжах.
Анализ основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Математика и информатика Белгородского государственного научно исследовательского университета позволил выяснить что дисциплина КиИГ занимает важное место в подготовке выпускников.
Дисциплина «Компьютерная и инженерная графика» относится к вариативной части обязательных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, Профиль Математика и информатика, (степень) - бакалавр. Дисциплина изучается в двух семестрах (9 и 10 семестр)
Знания и навыки, полученные при освоении данной дисциплины, помогут качественно создавать материал для проведения уроков, дополнительных занятий, внеклассных мероприятий, в работе с обработкой изображений, в том числе для работы с 3D принтерами.
При изучении дисциплины обучающиеся приобретают необходимые знания и умения при работе с растровой и векторной графикой, которые в дальнейшем могут эффективно использовать в своей профессиональной деятельности.
В НИУ «БелГУ» используется электронная система обучения «Пегас», что соответствует требованиям ФГОС ВО. Каждая дисциплина из ОПОП должна быть обеспечена методическими материалами, включающими курс лекций, практические и лабораторные работы, ФОС. Основным результатом работы явилась разработка ЭУМКД, по дисциплине «Компьютерная и инженерная графика». В процессе выполнения работы был переработан материал для наполнения ЭУМКД, проанализировано содержание дисциплины и ее место в структуре основной образовательной программы, изучены средства создания ЭУМКД, разработаны элементы ЭУМКД, тестовые задания по дисциплине.
Разработанный ЭУМКД используется для обучения и контроля знаний и позволяет:
- повысить уровень информационной компетентности студентов;
- осуществить мониторинг процесса при изучении курса;
- усилить эффективность и своевременность контроля;
- сформировать мотивационное отношение к самостоятельной работе, повысить самоорганизацию студентов;
- активизировать аналитические способности студентов;
- иметь доступ к информации в любом месте, в любое время.
Для студента, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия, ответственности.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы полностью выполнены и цель достигнута.



1 Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273 -ФЗ // URL:http:www//base.garant.ru/70291362/.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): утв. приказом Минобрнауки РФ от 09.02.2016 № 91 // URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf
3 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль подготовки Математика и информатика (квалификация бакалавр) // URL:
http: //dekanat.bsu.edu.ru/f. php/1 /programmi/oop/4989_oop_OPOP_44.03.05_Pedago gicheskoe_obrazovanie_Matem_i_informatika_2016.pdf
4 Рабочая программа дисциплины «Компьютерная и инженерная графика» для специальности 44.03.05 педагогическое образование по профилю математика и информатика.
// URL:http://dekanat.bsu.edu.ru/f.php/1/programmi/disc/2016/2465/ 267956_B1 .V.OD.15_Kompyuternaya_i_inzhenernaya_grafika.pdf
5 Афонина Е. В. Особенности преподавания графо-геометрических дисциплин в техническом вузе / Е. В. Афонина // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2007. - № 2 (14). - С. 88-91.
6 Балакирева Э. В. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки специалистов / Э.В. Балакирева, Е.З. Власова // Человек и образование. . - 2012. № 4 (33). С. 75-80.
7 Верстаков Е.В. Особенности преподавания дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» / Е.В. Верстаков //Современные технологии в образовании Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 13. 2011
8 ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения URL: http://standartgost.ru/ A0_53620-2009 (дата обращения: 01.12.2016).
9 Демкин В. П., Можаева Г. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии/ Демкин В. П., Можаева Г. В.: метод. пособие. - Томск, 2003. URL: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=214 (дата обращения: 01.11.2016).
10 Дудаков С.М. О методических аспектах разработки примерных образовательных программ высшего образования / С.М. Дудаков [и др.]// Международный электронный журнал “Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)” - 2015. - V.18. - № 3. - C. 330-354. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V _183_2015EE.html
11 Зарипов Ф.Ш. Математическое и дидактическое моделирование как
основа подготовки учителей двойного профиля (математика и информатика) / Ф.Ш. Зарипов, Л.Л. Салехова URL:
http://kpfu.rU/docs1126855784/posobie5.zaripov.f.sh.salenova.1.1 .pdf (дата
обращения 12.10.2017).
12 Захарова И.В. О некоторых тенденциях современного
математического образования на примере анализа ГОС ВПО, ФГОС ВПО и ФГОС ВО по направлению подготовки “Прикладная математика и информатика”/ И.В. Захарова, А.В. Язенин
13 Захарова И.В. Tuning Russia. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Информационно-коммуникационные технологии»/ И.В. Захарова [и др.] Universidad de Deusto, Bilbao, Espana. - 2013. - 87 с. // URL: http://www.deusto- publicaciones.es/deusto/index.php/es/tuning-es/tuning-russia-ruso-es
14 Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н.А. Зверева // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.
15 Киселева Б.Г. Дистанционный курс: компьютер на уроках математики / Б.Г. Киселева URL: http://education.kudits.ru/homeandschool.
16 Климов А.М.Основы компьютерной графики в среде AutoCAD 2000 : учебное пособие / А.М. Климов, И.А. Зауголков, Ю.А. Тепляков и др. - М. : Машиностроение-1, 2001. - 80 с.
17 Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее / М. В. Ковальчук // Российские нанотехнологии. - 2011. - № 1-2. - Т. 6. - С. 13-23.
18 Кузенков О.А. Проект MetaMath программы Темпус: применение современных образовательных технологий для совершенствования математического образования в рамках инженерных направлений в российских университетах/ И.В. Захарова, О.А. Кузенков, И.С. Солдатенко // Сборник избранных трудов IX-ой Международной научно-практической конференции "Современные информационные технологии и ИТ-образование". - Москва, МГУ, 2014, С.159-171.
19 Кутумова А.А. Подготовка педагогических кадров в двухпрофильной системе бакалавриата /А.А. Кутумова, Л.П. Шебанова URL: https://vivliophica.Com/articles/education/393929/1
20 Лордкипанидзе Д. О. Ян Амос Коменский: 2-е изд. испр. / Д.О. Лордкипанидзе — М.: Педагогика. - 1970. — 443 с.
21 Лунина Т.П. Информационные технологии в образовании: Материалы научно-практической конференции. /Т.П. Лунина, Л.Н. Горбунова. - Саранск, 2004 г. - 177 с.
22 Мандрик П.А., Современный электронный учебно-методический комплекс - основа информационно - образовательной среды вуза / П.А. Мандрик, А.И. Жук, Ю.В. Воротницкий// Информатизация образования - 2010: педагогические аспекты создания информационно-образовательной среды: материалы междунар. науч. конф., Минск, 27-30 окт. 2010 г. - Минск : БГУ. - 2010. - С. 197-201.
23 Мартиросян Л.П. Подготовка педагогических кадров по совмещенным профилям в области конвергенции предметных областей математики и информатики / Л.П. Мартиросян, В.И. Сафонов // Гуманитарные науки и образование, . - 2015. - № 4 (24). - С. 81-84.
24 Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов. - 2015 г. - 11 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/DL2_05_2015.pdf
25 Методические рекомендации по формированию электронного учебного методического комплекса дисциплины (ЭУМКД) версия 7.0 . - 2015. [Электронный ресурс]. // URL: http://pegas1.bsu.edu.rU/file.php/1/Prilozhenie_1._Metodicheskie_ukazanija.doc
26 Официальный сайт Европейского общества инженерного образования [Электронный ресурс]. // URL: http://www.sefi.be.
27 Ошкина, Л. М. Особенности преподавания дисциплины «Компьютерная графика» на современном этапе / Л. М. Ошкина. - URL: marhdi.mrsu.ru/2011 -2/PDF /Oshkina%201 .pdf.
28 Петрова Г.И. Междисциплинарность университетского образования как современная форма его фундаментальности / Г.И. Петрова // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2008. - №3 (4). - С. 7-13.
29 Положение об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины для системы электронного обучения «Пегас»: утверждено ученым советом ФГАОУ ВПО НИУ «БелГУ» 01.02.2016, протокол №6: офиц. текст по состоянию на 1.10.2016 г. / Приложение 1. URL: http://pegas1.bsu.edu.ru/mod/ resource/view.php?id=16296 (дата обращения: 08.07.2017).
30 Проект Концепции поддержки развития педагогического образования. - 2013. - URL: Бйр://минобрнауки.рф/пресс-центр/3875 (дата обращения: 15.08.2017).
31 Романычева, Э. Т. Учебно-методический комплекс «Инженерная и
компьютерная графика» на базе электронных средств обучения / Э. Т. Романычева, О. Г. Яцюк. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www.graphicon.ru /2001/Education/Romanytcheva_Y atsuk.pdf. (дата
обращения: 12.05.2017).
32 Савина А. Г. Формирование структуры и содержания учебно¬
методических комплексов дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС/ А.Г. Савина, А.В. Блок // Фундаментальные исследования. - 2014. № 5. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34052 (дата обращения:
01.11.2016).
33 Сафонов, В. И. Методические цели использования методов информатики и ИКТ в изучении математики / В. И. Сафонов // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1 (17). - С. 65-67.
34 Сафонов, В. И. Методы математики в изучении школьной информатики / В. И. Сафонов // Ученые записки ИИО РАО. - М. : ФГНУ ИИО РАО. - 2014. - Вып. 52. - С. 23-32.
35 Сафонов В. И. Подготовка педагогических кадров с учетом междисциплинарности и конвергенции наук и технологий / В.И. Сафонов // Ф1зико-математична освгга : науковий журнал. - 2017. - Випуск 1(11). - С. 101¬103. URL: http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua/
36 Требования к структуре электронного учебно-методического комплекса дисциплины URL: http://cdo.vsgaki.ru/mod/resource/view.php?r=221
37 Федотова, Н. В. О необходимости формирования пространственного мышления / Н. В. Федотова, И. А. Суленко // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 8. - С. 44-47.
38 Формирование профессиональных компетенций при подготовке бакалавров педагогического образования: материалы производственной практики (из опыта работы) : учеб. пособие / под общ. ред. Т.А. Бахор, О.Б. Лобановой. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т. - 2014. - 228 с.
39 Цыркун И.И. Педагогическая инноватика / И.И. Цыркун // Научно-методическое пособие. - Ротапринт БГПУ им. М. Танка. - 1996 г. - 140 с.
40 Шапрова, Г. Г. Дидактические основы построения курса компьютерной графики как самостоятельной дисциплины / Г.Г. Шапрова - Алматы. - 2010.
41 Шахов, А. М. О некоторых аспектах преподавания дисциплины «Компьютерная графика» студентам направления «Компьютерная инженерия» / А. М. Шахов // Труды Международной научно-методической конференции «Информационные технологии в учебно-методической и научной деятельности» (ИНФОТЕХ-2000), Севастополь: Изд-во СевГТУ. - 2000. - С. 8¬13.
42 Электронный учебно-методический комплекс как основной
электронный образовательный ресурс / Е.Л.Жукова// Конгресс конференций: секция 5 - Информационно-обучающая среда: содержание и структура,
подсекция 1 - Модели непрерывного образования, дистанционное обучение. - ГОУ СПО «РКСИ».
43 ЭУМКД как неотъемлемая часть современного образовательного процесса / К.Д. Соколова, О.Н. Сатлер Виртуальное моделирование, прототипирование и промышленный дизайн [Электронный ресурс]: материалы III Международной научно-практической конференции. В 3 т. / под общ. ред. В. А. Немтинова ; ФГБОУ ВО «ТГТУ». - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016.
44 Сатлер О.Н. Особенности обучения компьютерной графики в школе /
О.Н. Сатлер Е.А. Яковлева // Психология, педагогика, образвание: актуальные и приоритетные направления исследований [Электронный ресурс]: Международной научно-практической конференции: в 3 Международной научно-практической конференции: в 3т - Саратов: Изд-во ООО
"Аэтерна" (Уфа). - 2017. - 188с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ