РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 ФГОС ВО, как основа для подготовки учителя математики и информатики 7
1.2 Подготовка педагогических кадров в двухпрофильной системе
бакалавриата 12
1.3 Анализ ОПОП по направлению 44.03.05 Педагогическое образование,
профиль математика и информатика в НИУ «БелГУ» 15
2 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ . 19
2.1 Использование интерактивных технологий на уроках математики как
требование времени 19
2.1.1 Применение компьютера в образовании 19
2.1.2 Особенности использования компьютера на уроках математики .. 21
2.2 Дисциплина «Компьютерная и инженерная графика» в подготовке
учителей математики и информатики 29
2.2.1 Характеристика учебной дисциплины 29
2.2.2 Программные пакеты 30
2.2.3 Практическая часть дисциплины 33
3 РАЗРАБОТКА ЭУМКД «КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» 36
3.1 Средства создания ЭУМКД 36
3.2 Система обучения «Пегас» 39
3.3 Создание электронного учебно-методического комплекса 42
3.4 Инструкция по использованию ЭУМКД 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 ФГОС ВО, как основа для подготовки учителя математики и информатики 7
1.2 Подготовка педагогических кадров в двухпрофильной системе
бакалавриата 12
1.3 Анализ ОПОП по направлению 44.03.05 Педагогическое образование,
профиль математика и информатика в НИУ «БелГУ» 15
2 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ . 19
2.1 Использование интерактивных технологий на уроках математики как
требование времени 19
2.1.1 Применение компьютера в образовании 19
2.1.2 Особенности использования компьютера на уроках математики .. 21
2.2 Дисциплина «Компьютерная и инженерная графика» в подготовке
учителей математики и информатики 29
2.2.1 Характеристика учебной дисциплины 29
2.2.2 Программные пакеты 30
2.2.3 Практическая часть дисциплины 33
3 РАЗРАБОТКА ЭУМКД «КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» 36
3.1 Средства создания ЭУМКД 36
3.2 Система обучения «Пегас» 39
3.3 Создание электронного учебно-методического комплекса 42
3.4 Инструкция по использованию ЭУМКД 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время проходит реформа Российского образования, тесно связанная с переходом на Федеральные государственные стандарты общего образования (начального, общего и среднего). Эти преобразования вызваны, в первую очередь, запросами современного общества. В современной науке все больше возрастает роль принципа междисциплинарности. Как следствие этих явлений происходят изменения в структуре содержания школьного образования, требующие от учителя знаний не только одного предмета. Возникают также проблемы кадрового обеспечения школ, в том числе, малокомплектных. В связи с этими изменениями серьезные требования предъявляются к подготовке педагогических кадров.
Особенно актуальным становится двухпрофильное педагогическое образование. Целесообразность совмещения двух профилей диктуется интересами выпускников педагогических вузов, так как при этом расширяются квалификационные возможности выпускников и значительно облегчается их трудоустройство. Совмещение профилей позволяет сделать подготовку более вариативной.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов направления Педагогического образования с двумя профилями подготовки связано с проблемами разработки основных образовательных программ, включением в вариативную часть тех или иных дисциплин, с методическим обеспечением этих дисциплин, разработкой учебных пособий. Этим определяется выбор темы выпускной квалификационной работы «Роль учебной дисциплины «Компьютерная и инженерная графика» (КиИГ) в подготовке учителя математики и информатики»
Цель работы - изучение значения учебной дисциплины КиИГ для подготовки учителя математики и информатики и разработка методических материалов для овладения компетенциями, предусмотренными ООП в результате ее изучения.
Объект исследования - процесс подготовки учителя математики и информатики в ВУЗе.
Предмет исследования - роль дисциплины «Компьютерная и инженерная графика» для подготовки учителя математики и информатики в ВУЗе.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- проанализировать ФГОС ВО 44.03.05 Педагогическое образование;
- рассмотреть особенности подготовки педагогических кадров в духпрофильной системе бакалавриата;
- провести анализ основной образовательной программы подготовки учителей математики и информатики;
- исследовать научно-методическую литературу по проблемам использования компьютерных технологий в образовании;
- проанализировать содержание дисциплины «КиИГ» и выявить ее роль для подготовки учителя математики и информатики;
- разработать и разместить ЭУМКД «Компьютерная и инженерная графика» в системе электронного обучения НИУ «БелГУ» Пегас.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ литературы, согласно исследуемой теме;
- анализ информационных систем, Интернет-ресурсов, необходимых для создания и размещения ЭУМКД.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа включает титульный лист, введение, три главы, одиннадцать параграфов, заключение, список использованных источников (44 наименования), приложение. Объем работы - шестьдесят семь страниц.
В первой главе «Теоретические основы разработки», проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями). Особое внимание нами было уделено требованиям к подготовке учителя. Описаны преимущества подготовки педагогических кадров в духпрофильной системе бакалавриата. Проанализирована основная образовательная программа подготовки учителей математики и информатики.
Вторая глава «Компьютерная грамотность», как составляющая часть профессиональной компетентности учителя математики, посвящена изучению возможностей компьютера и компьютерной графики при обучении школьников на уроках математики. Также дается характеристика дисциплины «Компьютерная и инженерная графика» при подготовке учителей математики и информатики.
Третья глава «Разработка ЭУМКД «Компьютерная и инженерная графика»» посвящена разработке учебного комплекса дисциплины и описанию готового продукта. В данной главе рассмотрены средства создания электронных учебно-методических комплексов, система электронного обучения «Пегас», описана структура ЭУМКД, а также дается подробная инструкция по использованию готового продукта.
Особенно актуальным становится двухпрофильное педагогическое образование. Целесообразность совмещения двух профилей диктуется интересами выпускников педагогических вузов, так как при этом расширяются квалификационные возможности выпускников и значительно облегчается их трудоустройство. Совмещение профилей позволяет сделать подготовку более вариативной.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов направления Педагогического образования с двумя профилями подготовки связано с проблемами разработки основных образовательных программ, включением в вариативную часть тех или иных дисциплин, с методическим обеспечением этих дисциплин, разработкой учебных пособий. Этим определяется выбор темы выпускной квалификационной работы «Роль учебной дисциплины «Компьютерная и инженерная графика» (КиИГ) в подготовке учителя математики и информатики»
Цель работы - изучение значения учебной дисциплины КиИГ для подготовки учителя математики и информатики и разработка методических материалов для овладения компетенциями, предусмотренными ООП в результате ее изучения.
Объект исследования - процесс подготовки учителя математики и информатики в ВУЗе.
Предмет исследования - роль дисциплины «Компьютерная и инженерная графика» для подготовки учителя математики и информатики в ВУЗе.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- проанализировать ФГОС ВО 44.03.05 Педагогическое образование;
- рассмотреть особенности подготовки педагогических кадров в духпрофильной системе бакалавриата;
- провести анализ основной образовательной программы подготовки учителей математики и информатики;
- исследовать научно-методическую литературу по проблемам использования компьютерных технологий в образовании;
- проанализировать содержание дисциплины «КиИГ» и выявить ее роль для подготовки учителя математики и информатики;
- разработать и разместить ЭУМКД «Компьютерная и инженерная графика» в системе электронного обучения НИУ «БелГУ» Пегас.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ литературы, согласно исследуемой теме;
- анализ информационных систем, Интернет-ресурсов, необходимых для создания и размещения ЭУМКД.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа включает титульный лист, введение, три главы, одиннадцать параграфов, заключение, список использованных источников (44 наименования), приложение. Объем работы - шестьдесят семь страниц.
В первой главе «Теоретические основы разработки», проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями). Особое внимание нами было уделено требованиям к подготовке учителя. Описаны преимущества подготовки педагогических кадров в духпрофильной системе бакалавриата. Проанализирована основная образовательная программа подготовки учителей математики и информатики.
Вторая глава «Компьютерная грамотность», как составляющая часть профессиональной компетентности учителя математики, посвящена изучению возможностей компьютера и компьютерной графики при обучении школьников на уроках математики. Также дается характеристика дисциплины «Компьютерная и инженерная графика» при подготовке учителей математики и информатики.
Третья глава «Разработка ЭУМКД «Компьютерная и инженерная графика»» посвящена разработке учебного комплекса дисциплины и описанию готового продукта. В данной главе рассмотрены средства создания электронных учебно-методических комплексов, система электронного обучения «Пегас», описана структура ЭУМКД, а также дается подробная инструкция по использованию готового продукта.
В результате анализа нормативных документов, различных научных и методических источников по проблемам исследования выяснилось что, с введением Федеральных государственных стандартов 3-го поколения (ФГОС 3, 2010 г.) Российские вузы получили большую самостоятельность в
формировании основных образовательных программ, в выборе содержания, форм и методов обучения, что позволило им конкурировать на рынке образовательных услуг и реагировать на запросы рынка труда.
В феврале 2016 года был утвержден проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО или ФГОС 3+) по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к реализации основных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки образовательными организациями высшего образования.
Отличительной особенностью образовательных стандартов третьего поколения является формулировка результатов освоения образовательных программ в виде набора универсальных и профессиональных компетенций выпускника. В стандарте указано, что «набор дисциплин (модулей), и практик, относящихся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО.
Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями показал, что при разработке ООП ВУЗ имеет большие возможности для учета потребностей образовательной среды региона и может включать в учебные планы дисциплины, соответствующие этим потребностям.
Система подготовки учителей по двум специальностям в нашей стране имеет большой положительный опыт и экономически оправдана. С введением двухпрофильной системы бакалавриата вузы снова получили возможность выпускать учителей по двум специальностям, родственным по научной базе,
Компетентностный подход, заложенный в основу требований ФГОС ВО педагогического образования по двум профилям, приводит к расширению принципа междисциплинарных связей до принципа междисциплинарной интеграции.
Профессионально-предметная подготовка будущего учителя математики и информатики, является частью их целостной профессиональной подготовки и обладает интегративными свойствами.
В настоящее время все более актуальным становится применение компьютера в учебном процессе. Развитие новых информационных технологий XXI века ставит перед педагогом, в том числе, учителем математики, задачу находить новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на мультимедиа и интерактивные технологии.
Компетентность современного учителя неразрывно связана с владением профессионально-ориентированным языком технической культуры - языком графики.
Данное исследование посвящено подготовке учителя математики и информатики, поэтому более пристальное внимание было уделено роли компьютерных методов в обучении математике.
Использование информационных технологий на уроках математики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности.
Компьютер обладает большими возможностями в реализации принципа наглядности на уроках математики. Современные графические программные продукты обладают широкими возможностями, среди которых - получение анимационных изображений, фотореалистичных картинок высокого качества, 59
создание макетов помещений и зданий, создание конструкторских чертежей, и др. Кроме того, использование компьютерной графики позволяет рационализировать выполнение чертежных работ, а также увеличить скорость передачи учебной информации. Поэтому современных учитель, особенно математики, должен профессионально владеть программными средствами и уметь создавать двухмерные и трехмерные изображения любой степени сложности, фотореалистичные модели с использованием анимации, звука, освещения и других компьютерных средств визуализации.
Включение в ООП подготовки по этому профилю различных информационных дисциплин, позволяет подготовиться и к деятельности педагога дополнительного образования, и к проведению профориентационной работы, и к работе в технических колледжах.
Анализ основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Математика и информатика Белгородского государственного научно исследовательского университета позволил выяснить что дисциплина КиИГ занимает важное место в подготовке выпускников.
Дисциплина «Компьютерная и инженерная графика» относится к вариативной части обязательных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, Профиль Математика и информатика, (степень) - бакалавр. Дисциплина изучается в двух семестрах (9 и 10 семестр)
Знания и навыки, полученные при освоении данной дисциплины, помогут качественно создавать материал для проведения уроков, дополнительных занятий, внеклассных мероприятий, в работе с обработкой изображений, в том числе для работы с 3D принтерами.
При изучении дисциплины обучающиеся приобретают необходимые знания и умения при работе с растровой и векторной графикой, которые в дальнейшем могут эффективно использовать в своей профессиональной деятельности.
В НИУ «БелГУ» используется электронная система обучения «Пегас», что соответствует требованиям ФГОС ВО. Каждая дисциплина из ОПОП должна быть обеспечена методическими материалами, включающими курс лекций, практические и лабораторные работы, ФОС. Основным результатом работы явилась разработка ЭУМКД, по дисциплине «Компьютерная и инженерная графика». В процессе выполнения работы был переработан материал для наполнения ЭУМКД, проанализировано содержание дисциплины и ее место в структуре основной образовательной программы, изучены средства создания ЭУМКД, разработаны элементы ЭУМКД, тестовые задания по дисциплине.
Разработанный ЭУМКД используется для обучения и контроля знаний и позволяет:
- повысить уровень информационной компетентности студентов;
- осуществить мониторинг процесса при изучении курса;
- усилить эффективность и своевременность контроля;
- сформировать мотивационное отношение к самостоятельной работе, повысить самоорганизацию студентов;
- активизировать аналитические способности студентов;
- иметь доступ к информации в любом месте, в любое время.
Для студента, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия, ответственности.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы полностью выполнены и цель достигнута.
формировании основных образовательных программ, в выборе содержания, форм и методов обучения, что позволило им конкурировать на рынке образовательных услуг и реагировать на запросы рынка труда.
В феврале 2016 года был утвержден проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО или ФГОС 3+) по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к реализации основных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки образовательными организациями высшего образования.
Отличительной особенностью образовательных стандартов третьего поколения является формулировка результатов освоения образовательных программ в виде набора универсальных и профессиональных компетенций выпускника. В стандарте указано, что «набор дисциплин (модулей), и практик, относящихся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО.
Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями показал, что при разработке ООП ВУЗ имеет большие возможности для учета потребностей образовательной среды региона и может включать в учебные планы дисциплины, соответствующие этим потребностям.
Система подготовки учителей по двум специальностям в нашей стране имеет большой положительный опыт и экономически оправдана. С введением двухпрофильной системы бакалавриата вузы снова получили возможность выпускать учителей по двум специальностям, родственным по научной базе,
Компетентностный подход, заложенный в основу требований ФГОС ВО педагогического образования по двум профилям, приводит к расширению принципа междисциплинарных связей до принципа междисциплинарной интеграции.
Профессионально-предметная подготовка будущего учителя математики и информатики, является частью их целостной профессиональной подготовки и обладает интегративными свойствами.
В настоящее время все более актуальным становится применение компьютера в учебном процессе. Развитие новых информационных технологий XXI века ставит перед педагогом, в том числе, учителем математики, задачу находить новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на мультимедиа и интерактивные технологии.
Компетентность современного учителя неразрывно связана с владением профессионально-ориентированным языком технической культуры - языком графики.
Данное исследование посвящено подготовке учителя математики и информатики, поэтому более пристальное внимание было уделено роли компьютерных методов в обучении математике.
Использование информационных технологий на уроках математики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности.
Компьютер обладает большими возможностями в реализации принципа наглядности на уроках математики. Современные графические программные продукты обладают широкими возможностями, среди которых - получение анимационных изображений, фотореалистичных картинок высокого качества, 59
создание макетов помещений и зданий, создание конструкторских чертежей, и др. Кроме того, использование компьютерной графики позволяет рационализировать выполнение чертежных работ, а также увеличить скорость передачи учебной информации. Поэтому современных учитель, особенно математики, должен профессионально владеть программными средствами и уметь создавать двухмерные и трехмерные изображения любой степени сложности, фотореалистичные модели с использованием анимации, звука, освещения и других компьютерных средств визуализации.
Включение в ООП подготовки по этому профилю различных информационных дисциплин, позволяет подготовиться и к деятельности педагога дополнительного образования, и к проведению профориентационной работы, и к работе в технических колледжах.
Анализ основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Математика и информатика Белгородского государственного научно исследовательского университета позволил выяснить что дисциплина КиИГ занимает важное место в подготовке выпускников.
Дисциплина «Компьютерная и инженерная графика» относится к вариативной части обязательных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, Профиль Математика и информатика, (степень) - бакалавр. Дисциплина изучается в двух семестрах (9 и 10 семестр)
Знания и навыки, полученные при освоении данной дисциплины, помогут качественно создавать материал для проведения уроков, дополнительных занятий, внеклассных мероприятий, в работе с обработкой изображений, в том числе для работы с 3D принтерами.
При изучении дисциплины обучающиеся приобретают необходимые знания и умения при работе с растровой и векторной графикой, которые в дальнейшем могут эффективно использовать в своей профессиональной деятельности.
В НИУ «БелГУ» используется электронная система обучения «Пегас», что соответствует требованиям ФГОС ВО. Каждая дисциплина из ОПОП должна быть обеспечена методическими материалами, включающими курс лекций, практические и лабораторные работы, ФОС. Основным результатом работы явилась разработка ЭУМКД, по дисциплине «Компьютерная и инженерная графика». В процессе выполнения работы был переработан материал для наполнения ЭУМКД, проанализировано содержание дисциплины и ее место в структуре основной образовательной программы, изучены средства создания ЭУМКД, разработаны элементы ЭУМКД, тестовые задания по дисциплине.
Разработанный ЭУМКД используется для обучения и контроля знаний и позволяет:
- повысить уровень информационной компетентности студентов;
- осуществить мониторинг процесса при изучении курса;
- усилить эффективность и своевременность контроля;
- сформировать мотивационное отношение к самостоятельной работе, повысить самоорганизацию студентов;
- активизировать аналитические способности студентов;
- иметь доступ к информации в любом месте, в любое время.
Для студента, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия, ответственности.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы полностью выполнены и цель достигнута.
Подобные работы
- Разработка учебно-методического материала для раздела «Стереометрия» профильного курса математики в электронной среде 3D редактора
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА «ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ» В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Использование и применение системы автоматизированного проектирования «Компас 3D» на уроках технологии для формирования инженерного мышления школьников
Дипломные работы, ВКР, технология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Формирование математической компетентности будущих инженеров
в условиях адаптивного обучения математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Формирование математической компетентности будущих инженеров в условиях адаптивного обучения математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018



