ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы коммуникативной компетентности студентов-психологов 8
1.1. Основные подходы к определению коммуникативной
компетентности личности 8
1.2. Структура коммуникативной компетентности личности 13
1.3. Психологические особенности коммуникативной
компетентности будущих педагогов-психологов 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение психологических особенностей коммуникативной компетентности будущих педагогов- психологов 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35
2.3. Программа развития коммуникативной компетентности
будущих педагогов-психологов 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы коммуникативной компетентности студентов-психологов 8
1.1. Основные подходы к определению коммуникативной
компетентности личности 8
1.2. Структура коммуникативной компетентности личности 13
1.3. Психологические особенности коммуникативной
компетентности будущих педагогов-психологов 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение психологических особенностей коммуникативной компетентности будущих педагогов- психологов 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35
2.3. Программа развития коммуникативной компетентности
будущих педагогов-психологов 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к профессиям в сфере «человек-человек», таким как врач, педагог, психолог, менеджер, работник сферы обслуживания, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, т.к. любой работник, так или иначе, включается в информационный обмен и взаимодействует с людьми. 1
Коммуникация является основным видом деятельности педагога- психолога и выражается в передаче исторического опыта, накопленного человечеством в области знаний, взаимоотношений людей, организации учебно-воспитательной деятельности, в воспитательном и развивающем воздействии на учащихся. Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям в психолого-педагогической деятельности.
Коммуникативная компетентность как профессионально необходимое качество педагога-психолога является основной составляющей его профессиональной компетентности и рассматривается как базовая, ключевая компетенция, которой должен обладать педагог-психолог.
В отечественной психологии на сегодняшний день сложилось два подхода к изучению проблемы коммуникативной компетентности: теоретический и практический. Представители теоретического подхода рассматривают понятие коммуникативной компетентности, разрабатывают ее теоретические концепции, модели и структуру, изучают условия и факторы, влияющие на процесс развития коммуникативной компетентности. Эти методологические подходы отражены в трудах таких ученых как А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, И.А. Зимняя, Е.В. Сидоренко, О.И. Муравьева, И.В. Макаровская, В.Н. Куницына, Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов.
Представители практического подхода изучают процесс развития и совершенствования коммуникативной компетентности, разрабатывают методы развития коммуникативных умений и программы повышения коммуникативной компетентности. Результаты подобных исследований отражены в работах таких ученых как В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящев, А.С. Прутченков, Г.Н. Николаева, Е.М. Горюнова, И.К. Гаврилова, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков.
Отдавая должное труду ученых, занимающихся разработкой проблем коммуникативной компетентности, следует признать, что в научной литературе раскрываются лишь отдельные аспекты этого профессионального качества для педагогов-психологов.
Решение проблем эффективной коммуникации при взаимодействии особенно актуально для педагогов и психологов. Однако многие выпускники университетов психолого-педагогического направления не обладают необходимым уровнем коммуникативной компетентности, вследствие чего у них возникают значительные трудности в установлении контактов с учащимися. Недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности будущих и действующих педагогов-психологов оказывает негативное влияние на эффективность учебно-воспитательной работы в школе и дошкольных образовательных учреждениях и проявляется во взаимоотношениях с детьми и учащимися.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью высокого уровня развития коммуникативной компетентности студентов психолого-педагогического направления и дефицитом концептуальных алгоритмов формирования и развития коммуникативной компетентности.
Актуальность темы и степень ее разработанности в научной литературе дают основание для формулировки основной проблемы исследования: каковы психологические особенности коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов на разных этапах обучения в вузе?
Цель исследования - изучить психологические особенности коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов на разных этапах обучения в вузе.
Объектом исследования является коммуникативная компетентность студентов вуза.
Предметом исследования являются структурно-содержательные особенности коммуникативной компетентности студентов разных курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют структурно-содержательные особенности коммуникативной компетентности студентов разных курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», а именно:
1) коммуникативная компетентность студентов старших курсов будет отличаться от коммуникативной компетентности студентов младших курсов более высоким уровнем сформированности коммуникативных умений;
2) коммуникативные склонности и личностные качества студентов старших и младших курсов не будут существенно различаться между собой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать предлагаемые в психолого-педагогической литературе подходы к изучению проблемы коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов.
2. Провести диагностику коммуникативной компетентности студентов 1-4 курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
3. Выявить структурно-содержательные особенности
коммуникативной компетентности студентов 1 -4 курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
4. Разработать программу развития коммуникативной компетентности
студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое
образование».
Теоретико-методологическая основа исследования. Для осмысления феномена коммуникативной компетентности были использованы методологические подходы к ее разработке, обоснованные в трудах Е.В. Сидоренко, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, И.Б. Пономарева, В.П. Трубочкина, Т.В. Захаровой, И.В. Макаровской.
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы исследования:
1) общенаучные: теоретический анализ литературы, диссертационных работ и результатов эмпирических исследований по проблеме; методы системного, структурно-функционального, сравнительного анализа;
2) эмпирические: опрос, тестирование;
3) методы математико-статистической обработки данных
(статистический анализ данных с применением критерия Крускала-Уоллиса, факторный анализ (метод главных компонент) с Varimax-вращением с использованием метода Кайзера).
Статистическая обработка данных проводилась с использованием на основе пакета статистических программ «SPSS».
Методики исследования. Эмпирическое изучение коммуникативной компетентности студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» проводилось с использованием следующего диагностического инструментария:
1. Методика Никифорова Г.С. «Оценка коммуникативных навыков».
2. Методика В.В. Бойко «Опросник коммуникативной
толерантности».
3. Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Выявление коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)».
4. Методика Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М. «Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)».
База исследования. Исследования психологических особенностей коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов проводилось нами на базе факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения 1-4 курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Объем выборки составил 82 человека в возрасте от 17 до 22 лет.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы развития коммуникативной компетентности студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Результаты и диагностический инструментарий эмпирического исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации будущих и действующих педагогов-психологов.
Коммуникация является основным видом деятельности педагога- психолога и выражается в передаче исторического опыта, накопленного человечеством в области знаний, взаимоотношений людей, организации учебно-воспитательной деятельности, в воспитательном и развивающем воздействии на учащихся. Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям в психолого-педагогической деятельности.
Коммуникативная компетентность как профессионально необходимое качество педагога-психолога является основной составляющей его профессиональной компетентности и рассматривается как базовая, ключевая компетенция, которой должен обладать педагог-психолог.
В отечественной психологии на сегодняшний день сложилось два подхода к изучению проблемы коммуникативной компетентности: теоретический и практический. Представители теоретического подхода рассматривают понятие коммуникативной компетентности, разрабатывают ее теоретические концепции, модели и структуру, изучают условия и факторы, влияющие на процесс развития коммуникативной компетентности. Эти методологические подходы отражены в трудах таких ученых как А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, И.А. Зимняя, Е.В. Сидоренко, О.И. Муравьева, И.В. Макаровская, В.Н. Куницына, Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов.
Представители практического подхода изучают процесс развития и совершенствования коммуникативной компетентности, разрабатывают методы развития коммуникативных умений и программы повышения коммуникативной компетентности. Результаты подобных исследований отражены в работах таких ученых как В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящев, А.С. Прутченков, Г.Н. Николаева, Е.М. Горюнова, И.К. Гаврилова, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков.
Отдавая должное труду ученых, занимающихся разработкой проблем коммуникативной компетентности, следует признать, что в научной литературе раскрываются лишь отдельные аспекты этого профессионального качества для педагогов-психологов.
Решение проблем эффективной коммуникации при взаимодействии особенно актуально для педагогов и психологов. Однако многие выпускники университетов психолого-педагогического направления не обладают необходимым уровнем коммуникативной компетентности, вследствие чего у них возникают значительные трудности в установлении контактов с учащимися. Недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности будущих и действующих педагогов-психологов оказывает негативное влияние на эффективность учебно-воспитательной работы в школе и дошкольных образовательных учреждениях и проявляется во взаимоотношениях с детьми и учащимися.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью высокого уровня развития коммуникативной компетентности студентов психолого-педагогического направления и дефицитом концептуальных алгоритмов формирования и развития коммуникативной компетентности.
Актуальность темы и степень ее разработанности в научной литературе дают основание для формулировки основной проблемы исследования: каковы психологические особенности коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов на разных этапах обучения в вузе?
Цель исследования - изучить психологические особенности коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов на разных этапах обучения в вузе.
Объектом исследования является коммуникативная компетентность студентов вуза.
Предметом исследования являются структурно-содержательные особенности коммуникативной компетентности студентов разных курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют структурно-содержательные особенности коммуникативной компетентности студентов разных курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», а именно:
1) коммуникативная компетентность студентов старших курсов будет отличаться от коммуникативной компетентности студентов младших курсов более высоким уровнем сформированности коммуникативных умений;
2) коммуникативные склонности и личностные качества студентов старших и младших курсов не будут существенно различаться между собой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать предлагаемые в психолого-педагогической литературе подходы к изучению проблемы коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов.
2. Провести диагностику коммуникативной компетентности студентов 1-4 курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
3. Выявить структурно-содержательные особенности
коммуникативной компетентности студентов 1 -4 курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
4. Разработать программу развития коммуникативной компетентности
студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое
образование».
Теоретико-методологическая основа исследования. Для осмысления феномена коммуникативной компетентности были использованы методологические подходы к ее разработке, обоснованные в трудах Е.В. Сидоренко, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, И.Б. Пономарева, В.П. Трубочкина, Т.В. Захаровой, И.В. Макаровской.
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы исследования:
1) общенаучные: теоретический анализ литературы, диссертационных работ и результатов эмпирических исследований по проблеме; методы системного, структурно-функционального, сравнительного анализа;
2) эмпирические: опрос, тестирование;
3) методы математико-статистической обработки данных
(статистический анализ данных с применением критерия Крускала-Уоллиса, факторный анализ (метод главных компонент) с Varimax-вращением с использованием метода Кайзера).
Статистическая обработка данных проводилась с использованием на основе пакета статистических программ «SPSS».
Методики исследования. Эмпирическое изучение коммуникативной компетентности студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» проводилось с использованием следующего диагностического инструментария:
1. Методика Никифорова Г.С. «Оценка коммуникативных навыков».
2. Методика В.В. Бойко «Опросник коммуникативной
толерантности».
3. Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Выявление коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)».
4. Методика Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М. «Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)».
База исследования. Исследования психологических особенностей коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов проводилось нами на базе факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения 1-4 курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Объем выборки составил 82 человека в возрасте от 17 до 22 лет.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы развития коммуникативной компетентности студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Результаты и диагностический инструментарий эмпирического исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации будущих и действующих педагогов-психологов.
Коммуникативная компетентность представляет собой систему внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Также коммуникативную компетентность можно рассматривать как совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.
Существуют различные подходы к определению структуры и параметров коммуникативной компетентности. На формирование коммуникативной компетентности оказывает влияние множество различных факторов. Коммуникативная компетентность педагогов-психологов имеет свои психологические и профессиональные особенности и определяется определенным набором умений и навыков.
Эмпирическое изучение структурно-содержательных особенностей коммуникативной компетентности студентов разных курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» было направлено на изучение коммуникативных умений, коммуникативной толерантности, коммуникативных склонностей и личностных качеств студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о том, что процесс обучения в вузе оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных умений и коммуникативной толерантности, вследствие чего повышается общий уровень развития коммуникативной компетентности от 1 к 4 курсу обучения. Таким образом, подтвердилось первое положение нашей гипотезы о том, что коммуникативная компетентность студентов старших курсов будет отличаться от коммуникативной компетентности студентов младших курсов более высоким уровнем сформированности коммуникативных умений.
Процесс обучения не оказывает влияния на развитие коммуникативных склонностей и личностных особенностей студентов, данные показатели не меняются в процессе обучения у студентов разных курсов. Таким образом, подтвердилось второе положение нашей гипотезы о том, что коммуникативные склонности и личностные качества студентов старших и младших курсов не будут существенно различаться между собой.
Существуют различия в содержании и сочетании структурных компонентов коммуникативной компетентности студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» 1, 2, 3 и 4 курсов, т.е. структура коммуникативной компетентности будет отличаться у студентов- психологов на разных этапах обучения в вузе.
В результате проведенного эмпирического исследования нами была выявлена в целом положительная динамика развития коммуникативной компетентности студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», но вместе с тем были выявлены проблемные зоны в развитии некоторых показателей коммуникативной компетентности. Кроме того, не все студенты имеют высокий уровень развития коммуникативной компетентности, а именно коммуникативных умений навыков, коммуникативной толерантности и коммуникативных склонностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности педагога- психолога. Это позволило нам наметить направления дальнейшего развития отдельных структурно-содержательных компонентов коммуникативной компетентности студентов разных курсов.
Нами была разработана программа, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на развитие и совершенствование коммуникативной компетентности студентов-психологов, реализация которых должна осуществляться в четыре этапа: диагностический, развивающий, оценочный и корректирующий. Данная программа может применяться как для студентов психологических специальностей, так и для действующих педагогов-психологов.
Существуют различные подходы к определению структуры и параметров коммуникативной компетентности. На формирование коммуникативной компетентности оказывает влияние множество различных факторов. Коммуникативная компетентность педагогов-психологов имеет свои психологические и профессиональные особенности и определяется определенным набором умений и навыков.
Эмпирическое изучение структурно-содержательных особенностей коммуникативной компетентности студентов разных курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» было направлено на изучение коммуникативных умений, коммуникативной толерантности, коммуникативных склонностей и личностных качеств студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о том, что процесс обучения в вузе оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных умений и коммуникативной толерантности, вследствие чего повышается общий уровень развития коммуникативной компетентности от 1 к 4 курсу обучения. Таким образом, подтвердилось первое положение нашей гипотезы о том, что коммуникативная компетентность студентов старших курсов будет отличаться от коммуникативной компетентности студентов младших курсов более высоким уровнем сформированности коммуникативных умений.
Процесс обучения не оказывает влияния на развитие коммуникативных склонностей и личностных особенностей студентов, данные показатели не меняются в процессе обучения у студентов разных курсов. Таким образом, подтвердилось второе положение нашей гипотезы о том, что коммуникативные склонности и личностные качества студентов старших и младших курсов не будут существенно различаться между собой.
Существуют различия в содержании и сочетании структурных компонентов коммуникативной компетентности студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» 1, 2, 3 и 4 курсов, т.е. структура коммуникативной компетентности будет отличаться у студентов- психологов на разных этапах обучения в вузе.
В результате проведенного эмпирического исследования нами была выявлена в целом положительная динамика развития коммуникативной компетентности студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», но вместе с тем были выявлены проблемные зоны в развитии некоторых показателей коммуникативной компетентности. Кроме того, не все студенты имеют высокий уровень развития коммуникативной компетентности, а именно коммуникативных умений навыков, коммуникативной толерантности и коммуникативных склонностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности педагога- психолога. Это позволило нам наметить направления дальнейшего развития отдельных структурно-содержательных компонентов коммуникативной компетентности студентов разных курсов.
Нами была разработана программа, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на развитие и совершенствование коммуникативной компетентности студентов-психологов, реализация которых должна осуществляться в четыре этапа: диагностический, развивающий, оценочный и корректирующий. Данная программа может применяться как для студентов психологических специальностей, так и для действующих педагогов-психологов.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности коммуникативной
компетентности студентов-психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативной компетентности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности готовности будущих педагогов-психологов к работе по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017



