СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БЕЛГОРОДА)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ УПРАВЛЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА 23
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Современные образовательные стандарты требуют содержательных перемен на всех уровнях образовательного процесса, что выражается, в том числе и в совершенствовании деятельности по руководству дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ).
Система современной оценки качества образования является одним из образующих элементов во введении нового образовательного стандарта. По мнению специалистов в области педагогических измерений из многих стран, ранее стандарты были ориентированы на достижение планируемых результатов. В то время как система оценки не оказывала значительного влияния на функционирование системы образования, в общем.
В связи с этим, управленческая деятельность руководителей сети ДОУ нуждается в поиске научно-обоснованных теоретических положений, методологически выверенных путей, средств, педагогических условий, способствующих эффективности развития инновационных процессов в управлении дошкольными образовательными учреждениями.
В настоящее время не все руководители дошкольных образовательных учреждений имеют навыки менеджеров современной образовательной организации, из-за недостаточного владения управленческими компетентностями. Руководители ДОУ являются, как правило, хорошими исполнителями, но в условиях модернизации российского образования дошкольные образовательные учреждения сегодня нуждаются в новом типе руководителя - новатора, способного создать условия, обеспечивающие развитие личностного роста как педагога, так и ребенка, в соответствии с его собственными потребностями и современными образовательными стандартами, а также потребностями социальной среды.
Невозможность предоставления должного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточный уровень предоставления инклюзивного образования, развитие и сохранение здоровьесберегающих технологий, недостаточная оснащенность предметно - пространственной развивающей среды, проблемы благоустройства территорий и детских площадок новым современным игровым оборудованием, все эти и многие другие проблемы стоят перед руководителями дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, проблемы управленческой деятельности руководителей ДОО, исследованы не достаточно подробно, и нуждаются в совершенствовании, что определяет актуальность темы и необходимость исследования механизмов совершенствования управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Степень изученности проблемы. Наибольший интерес с точки зрения степени разработки исследуемых проблем представляют работы российских исследователей: Л.И. Анищевой, И.В Воловик, И.Ю. Крутовой,
В.И. Солдаткина 1. Заметный вклад в исследование проблем развития сферы образования в России внесли известные российские ученые - И.С. Бессарабова, Б.С. Гершунский, Л.Л. Шпаковская и др., которые ставили вопрос о приоритетах образовательной политики на государственном уровне и эффективности развития системы образования в целом.
Н.Л. Пономарева и Б.М. Смирнова анализируются проблемы инноваций в государственной политике и управлении образованием . Вопросы развития и управления инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях нашли отражение в трудах А.В. Андреевой, И.Г. Андреевой, С.Ф. Багаутдиновой, К.Ю. Белой, Л.Г. Богославец, Л.М. Денякиной, Е.А. Лобановой, О.В. Непершина, Л.В. Поздняк, Г.В. Фадиной и др.
Объектом выпускного квалификационного исследования является управленческая деятельность в сфере дошкольного образования.
В качестве предмета исследования выступают технологии организации управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях г. Белгорода.
Цель настоящей работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы управленческой деятельности дошкольными образовательными учреждениями.
2. Проанализировать практику организации управленческой деятельности дошкольными образовательными учреждениями управлением образования администрации города Белгорода.
3. Разработать направления совершенствования системы управления дошкольными образовательными учреждениями.
Теоретико-методологическую базу исследования составили основы теории управления дошкольными образовательными учреждениями, базирующиеся на общей теории управления и теории управления образовательными организациями, которая получила развитие в нашей стране в настоящее время.
Обоснование сущности управления образовательным учреждением в выпускной квалификационной работе определяется на основании целевого подхода и опирается на совокупность идей единства объективного и субъективного уровней цели, приоритета; приоритета педагогических целей и подчинения им целей управления. Целевой подход определяется как методологическая ориентация на результат.
В работе используются следующие методы исследования: анализ и систематизация имеющейся научной и периодической литературы, метод сравнения, метод типологии, моделирование.
Эмпирическую базу для выпускной квалификационной работы составили данные статистических исследований 2, нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального 1 уровней.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования ее результатов и рекомендаций, в деятельности органов управления образования администрации города Белгорода и сети ДОУ города Белгорода.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Управленческая деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это непосредственная деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения, направленная на весь коллектив в результате которой дошкольное учреждение будет функционировать на высоком уровне и сможет предоставлять населению качественные образовательные услуги по дошкольному образованию.
Управленческая деятельность в ДОУ регламентируется Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с утверждённым «Федеральный государственный образовательным стандартом дошкольного образования», в котором чётко прописаны требования к учебно-образовательному процессу в ДОУ. Образовательный стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
Для успешного управления дошкольным учреждением необходим современный руководитель, который должен соответствовать требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, требованиям менеджера образовательной организации, уметь вовремя мотивировать сотрудников, обеспечивать повышение их профессионального уровня, следить за экономической деятельностью дошкольного учреждения, способствовать созданию положительного микроклимата в коллективе. Руководитель должен в своей работе использовать целесообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства. Все эти условия необходимы для качественного предоставления образовательных услуг и комплексного подхода во взаимодействии между всеми участниками образовательных отношений в дошкольных образовательных учреждениях.
Совершенствование и реализацию системы управления сферой дошкольного образования города осуществляет отдел дошкольного образования, управления образования администрации города Белгорода. Отдел дошкольного образования является структурным подразделением управления образования администрации города Белгорода.
Основными задачами отдела являются: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, сохранение и развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений; развитие альтернативных форм дошкольного образования, создание сети негосударственных детских садов; обеспечение стабильного развития и функционирования системы детских дошкольных организаций города (ДОО); совершенствование качества воспитательно - образовательного процесса в ДОО; реализация целевых образовательных и социальных программ, касающихся дошкольного образования города.
За последние годы управление системой ДОО города Белгорода отделом дошкольного образования достигло хороших показателей на региональном уровне по охвату детей дошкольным образованием в целом. Однако, ориентация на федеральные показатели говорит о том, что остаются нерешённые проблемы в части организации управления сетью ДОО города Белгорода.
Результаты проведенного анализа показали, что приоритетными направлениями работы управления образования администрации города Белгорода, в области управления дошкольными образовательными учреждениями являются:
1. Организация работы по обеспечению мест в дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте от 2 до 7 лет для предоставления получения качественных образовательных услуг в городе Белгороде в области дошкольного образования.
2. Проведение мероприятий, а так же учёт и распределения средств по финансированию материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.
3. Осуществление мероприятий по вопросам повышения уровня культуры здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ города Белгорода.
4. Осуществление муниципального контроля за кадровым обеспечением педагогических и руководящих работников, а так же своевременным прохождением педагогическими работниками курсов профессионального повышения квалификации.
5. Участие в проектном управлении сети ДОО города Белгорода, поскольку управление сетью ДОУ является планомерным и поступательным процессом, требующим грамотного и выверенного планирования, со стороны управления образования администрации города Белгорода.
6. Организация контроля качества образования на муниципальном и внутриучрежденческом уровне.
Основными, актуальными на сегодняшний день, проблемами являются:
- сохранение дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей раннего возраста до 3-х лет;
- устаревшие материально-технические базы дошкольных
образовательных учреждений;
- недостаточный уровень удовлетворённости родителей качеством предоставления услуг дошкольного образования.
В соответствии с выявленными проблемами был предложен Проект «Созданию групп раннего возраста для детей в возрасте от 2 месяцев до 3х лет в ДОУ города Белгорода». Реализация предоставленного проекта, позволит создать дополнительные места в организациях, реализующих программы дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, предоставит возможность в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа «Город Белгород» детей в возрасте до 3-х лет, сохранение и развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений, позволит обеспечить современные условия воспитания и обучения детей раннего дошкольного возраста в сети ДОУ города Белгорода. Цель реализации проекта - достижение к 2021 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в городе Белгороде.
К планируемым конкретным результатам реализации проекта относятся: создание в 2019 году 290 мест в группах раннего возраста для детей от 2 месяцев до 3-х лет на базах ДОУ №39 - 100 мест, МАДОУ № 42 - 50 мест, ДОУ № 7 - 40 мест, ДОУ № 41, 60, 82, 46 - 100 мест; создание не менее 200 мест для набора детей раннего возраста в частных детских садах; разработка и распространение электронного сборника методических разработок из опыта работы ДОУ по созданию условий пребывания в группах раннего возраста от 2 месяцев до 3-х лет; строительство и введение в эксплуатацию в 2020 году новых помещений для групп раннего возраста на 265 мест в микрорайоне «Спутник» - 50 мест; на ул. Машковцева - 50 мест; в 11 микрорайоне (ЮМР) - 160 мест; в 2-х выкупленных помещениях (микрорайон «Восточный» и 9 микрорайон) - 55 мест; достижение к 2021 году 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в городе Белгороде.
В целях дальнейшего совершенствования системы управления дошкольными образовательными учреждениями необходимо дать ряд практических рекомендаций в адрес органов местного самоуправления городского округа «Город Белгород»:
- оценить условий и возможности организации работы групп раннего возраста от 2 месяцев до 3-х лет в ДОУ г. Белгорода;
- разработать документы нормативного-правового характера для организации групп раннего возраста;
- разработать методическое обеспечение деятельности групп раннего возраста от 2 месяцев до 3 лет в ДОУ;
- обеспечить информационную поддержку реализации
мероприятий проекта.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст [Текст]. - М. : Норма, 2017. - 160 с.
2. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 11. - Ст. 1591.
3. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Текст] : Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 599 // Собр. законодательства Рос. Федерации . - 2012. - № 19. - Ст. 2336.
4. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Текст] : Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
5. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» [Текст] : Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 26.04.2018) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 18. - Ст. 2652.
6. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 19. - Ст. 2469.
7. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] : Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. - 2013. - 25 ноября.
8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. №
544н (ред. от 05.08.2016) // Официальный интернет-портал правовой
информации. - Режим доступа:http://www.pravo.gov.ru.
9. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования [Текст] : Приказ Минобрнауки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 // Российская газета. - 2014. - 22 апреля.
10. Перечень поручений по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/56263#sel=14:1:zBC,18:4:w19.
11. Об утверждении правил предоставления и распределения из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс] : Проект Постановления Правительства Российской Федерации // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. - Режим доступа:http://regulation.gov.ru/.
12. Об образовании в Белгородской области [Электронный ресурс] : Закон Белгородской области от 31 октября 2014 г. № 314 (ред. от 08.11.2017) // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа:http://www.zakon.belregion.ru.
13. Об утверждении Положения о департаменте образования Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской обл. от 19 декабря 2016 г. № 450-пп (ред. от 20.03.2017) // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа: http://www.zakon.belregion.ru.
14. Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской обл. от 28 октября 2013 г. № 431-пп (ред. от 19.06.2017) // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа: http://www.zakon.belregion.ru.
15. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 528-пп (ред. от 09.04.2018) // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа: http://www.zakon.belregion.ru.
16. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 530-пп (ред. от 13.03.2018) // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим доступа: http://www.zakon.belregion.ru.
17. Об утверждении Положения об управлении проектами в органах
исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также подведомственных им учреждениях, предприятиях и организациях [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. № 202-пп (ред. от 16.04.2018) // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. - Режим
доступа:http://www.zakon.belregion.ru.
18. Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное
образование детей инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области [Электронный ресурс] : Приказ департамент образования Белгородской области от 18 августа 2016 г. № 2678 // Офиц. сайт Департамента образования Белгородской области. - Режим доступа :
http ://www.beluno.ru/ бое/Приказ%202678%.
19. Об утверждении Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана мероприятий органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2017 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Решение Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 г. (ред. от 27.02.2018) // Официальный сайт «Белгородский городской Совет». - Режим доступа:http://www.sovetdep31.ru.
20. Об утверждении муниципальной программы «Развитие
образования городского округа «Город Белгород» на 2015 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации города Белгорода от 11 ноября 2014 г. № 230 (ред. от 16.02.2018) // Официальный сайт
«Белгородский городской Совет». - Режим доступа:http://www.sovetdep31.ru
21. Об утверждении Положения об управлении образования администрации города Белгорода [Текст] : Решение Совета депутатов г. Белгорода от 18 июля 2006 г. № 324 (ред. от 31.05.2016) // Наш Белгород. -
2016. - № 22. - 10 июня.
22. Стратегия социально-экономического развития города Белгорода на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Решение Совета депутатов г. Белгорода от 30 января 2007 г. № 413 (ред. от 27.02.2018) // Официальный сайт «Белгородский городской Совет». - Режим доступа: http://www.sovetdep31.ru
23. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования городского округа «Город Белгород» на 2015 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации г. Белгорода от 11 ноября 2014 г. № 230 (ред. от 16.02.2018) // Официальный сайт органов местного самоуправления города Белгорода. - Режим доступа: http://www.beladm.ru.
24. Об организации вариативных форм дошкольного образования в
МДОУ [Электронный ресурс] : Приказ управления образования
администрации г. Белгорода от 9 января 2018 года № 2 // Информационный портал муниципальной системы образования города Белгорода. - Режим доступа:http://beluo31.ru/.
25. Андреева, А.В. Особенности научной и инновационной деятельности в системе образования [Электронный ресурс] / А.В. Андреева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - Режим доступа:http://science-education.ru/ru/article/view7idM2628.
26. Андреева, И.Г. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях [Текст] / И.Г. Андреева, Г.В. Фадина, Е.А. Лобанова. - Балашов : Сфера, 2014. - 217 с.
27. Белая, К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : Дело, 2017. - 138 с.
28. Бурова, О.Г. Обоснование выбора методов управленческой деятельности руководителем дошкольной образовательной организации [Текст] / О.Г. Бурова, Л.В. Ефременко // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 2. - № 3. - С. 27-35.
29. Ган, Н.Ю. Инновации как путь повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением [Текст] / Н.Ю. Ган // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -
2017. - № 3 (35). - С. 84-90.
30. Годовой отчет о работе Управления образования администрации города Белгорода за 2017 год [Электронный ресурс] // Информационный портал муниципальной системы образования города Белгорода. - Режим доступа:http://beluo31.ru/.
31. Гонина, О.О. Эффективность стилей управления педагогическим коллективом [Текст] / О.О. Гонина // Бизнес и дизайн ревю. - 2017. - Т. 1. - № 4 (8). - С. 13.
32. Давыдова, Е.Н. Развитие современных моделей управления дошкольным образованием [Текст] / Е.Н. Давыдова // Муниципальная академия. - 2016. - № 4. - С. 84-89.
33. Диярова, С.Н. Личность руководителя - центральное звено управления инновационным дошкольным образовательным учреждением [Текст] / С.Н. Диярова // Вестник Таджикского национального университета. - 2017. - № 3-1. - С. 306-310.
34. Езопова, С.А. Менеджмент в дошкольном образовании [Текст] / С.А. Езопова. - М. : Альфа, 2015. - 265 с.
35. Ермишина, Е.Б. Направления перспективного развития дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е.Б. Ермишина // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2017. - № 4. - С. 58-63.
36. Исаева, И.Ю. Технологии разработки программы развития образовательного учреждения [Текст] / И.Ю. Исаева. - Магнитогорск : МИИС, 2017. - 174 с.
37. Итоговый отчет Управления образования администрации города Белгорода «О результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2016 год» [Электронный ресурс] // Информационный портал муниципальной системы образования города Белгорода. - Режим доступа: http://beluo31.ru/.
38. Клюка, Н.А. Консультация «Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс] / Н.А. Клюка // Учебно-методический кабинет. - Королёв, 2017. - Режим доступа: view-source:http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-
doshkolnogo-obrazovanija.html
39. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней [Текст] / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М. : Лань, 2012. - 217 с.
40. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2017 году и задачах на 2018 год [Электронный ресурс] : доклад Министра образования и науки Российской Федерации Васильевой О.Ю. // Офиц. сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: Ь11рз://минобрнауки.рф/теб1а/еуеп1ъ/1:11ез/41б6абс94Ь1031.рб1?
41. Образование города Белгорода 2015-2016 гг. [Текст] : сборник информационно-статистических материалов. - Белгород : Белгородстат, 2016. - 146 с.
42. Пеленёв, А.Ф. Система управления педагогическим коллективом [Текст] / А.Ф. Пеленев. - Пермь : Буква, 2014. - 226 с.
43. План работы управления образования администрации города Белгорода на 2017-2018 год [Электронный ресурс] // Информационный портал муниципальной системы образования города Белгорода. - Режим доступа:http://beluo31.ru/.
44. Поздняк, Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением [Текст] / Л.В. Поздняк. - М. : Инфра-М, 2015. - 243 с.
45. Положение о структурном подразделении отделе дошкольного образования управления образования администрации города Белгорода [Электронный ресурс] : Информационный портал муниципальной системы образования города Белгорода. - Режим доступа:http://beluo31.ru/.
46. Пономарев, Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление [Текст] / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов. - М. : Дело, 2007. - 342 с.
47. Современная оценка качества образования: мнения российских
экспертов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.menobr.ru/article/60346-qqe-16-m9-covremennaya-ocenka-kachestva-obrazovaniya-pozicii-rossijskix-ekspertov.
48. Ущеко, А.В. Развитие системы управления персоналом образовательного учреждения [Текст] / А.В. Ущеко // Дискуссия. - 2017. - № 6. - С. 49-54.
49. Харламова, Н.С. Управление в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.С. Харламова // Вестник магистратуры. - 2016. - № 12 (63). - С. 59-62.
50. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова. - М. : Инфра-М, 2017. - 223 с.
51. Шевченко, Л.Л. Внедрение системы менеджмента качества на основе требования международного стандарта ISO9001:2008 в дошкольной образовательной организации [Текст] / Л.Л. Шевченко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 36-37.
52. Шевченко, С. Белгородская область получит 660 млн рублей на создание мест в яслях [Электронный ресурс] / С. Шевченко // Белпресса. -
2018. - 2 марта. - Режим доступа:https:ZZwww.belpressa.ru/.