Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68466

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
608
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Структурно-семантический анализ предложений: лингвистический,
психолингвистический и педагогический аспекты 8
1.2. Особенности овладения структурно-семантическим анализом предложений
дошкольниками с общим недоразвитием речи 15
1.3. Методический аспект формирования структурно-семантического анализа
предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Анализ уровня сформированности структурно-семантического анализа
предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Организационно-методический аспект деятельности учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ

В системе коррекционно-образовательных задач, реализуемых в ходе логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР), особое место принадлежит профилактике нарушений письма и чтения, в частности, формированию навыка анализа языковых единиц. Исследователи (Е.Д. Божович, А.Н. Корнев, Ф.А. Сохин, Р.Д. Тригер, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что нарушения данного навыка в значительной степени обусловлены недостаточностью метаязыковых процессов, которые связаны с осознанием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук) и анализом устных высказываний на эти единицы, определяющих осознание языковой действительности.
Осознание речевой деятельности связывается с речевыми и когнитивными развитием (Е.Д. Божович, А.А. Леонтьев). В результате сложного взаимодействия данных процессов формируется метаязыковая способность. В широком смысле данный феномен определяется как компонент когнитивной структуры, объектами функционирования которого являются язык и его единицы.
Изучение проблемы становления метаязыковой способности у дошкольников и младших школьников базируется на данных онтолингвистики и психолингвистики (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А.Леонтьев, Т.О. Тульвисте, Т.Н. Ушакова, A.M. Шахнарович и др.). Экспериментальные исследования показали, что метаязыковые процессы дифференцированы в отношении разных уровней языка (фонологии, лексики, синтаксиса), следовательно, необходимо говорить об осознании какой-то одной из сфер в отдельности.
Современные методики в области преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста направлены в основном на формирование фонемного (Г.В. Бабина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) и слогового (A.B. Агранович, Г.В. Бабина, Р.И. Лалаева, Н.Ю. Сафонкина и др.) анализа. Проблема формирования анализа словесного состава предложения у дошкольников с нормальным уровнем речевого развития рассматривается в работах М.М. Алексеевой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и др. Авторы отмечают, что при стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограничена и неустойчива. В исследованиях Г.С. Гуменной, С.С-Г. Гасановой показано, что трудности структурного анализа предложений у старших дошкольников с нарушениями речи обусловлены спецификой их познавательной деятельности. У детей с ОНР отмечаются недостаточное владение способами структурирования синтаксических единиц, качественное своеобразие грамматических связей, нарушения морфологических операций (Е.В. Вавинова, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович). При специальном обучении, ориентированном на учет основных характеристик становления данной способности, формирование осознанной языковой деятельности происходит успешно и довольно быстро.
Теория и практика логопедии сегодня располагает неполными данными об особенностях формирования метаязыковой способности, в том числе структурно¬семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В специальных научных исследованиях преимущественно освещаются вопросы структурного и грамматического оформления предложений у детей с ОНР (Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.). Таким образом, в настоящее время в литературе недостаточно исследований, описывающих особенности формирования структурно-семантического анализа предложений, а также определяющих направления и содержания коррекционно¬педагогической работы по его формированию.
Необходимость решения обозначенных проблем как в теоретическом, так и в практическом планах определило актуальность темы нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать и обосновать организационно¬
методический аспект работы учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования — процесс формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования — организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: сложность освоения структурно-семантического анализа предложений старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи обусловлена недостаточной зрелостью когнитивных операций, обеспечивающих конкретный вид анализа. Мы предполагаем, что формирование навыка структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР будет проходить более успешно, если:
учитывать особенности когнитивных операций, задействованных в реализации структурно-семантического анализа предложений;
реализовывать принцип поэтапного формирования структурно-семантического анализа предложений.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования структурно¬
семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР;
2. Проанализировать основные подходы к изучению и решению проблемы формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР;
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования особенностей формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР;
4. Разработать и обосновать организационно-методический аспект деятельности учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР.
Для решения поставленных задач и достижения цели нами были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого - педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование.
Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научно-теоретические положения о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); фундаментальные положения психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Г альперин); концептуальные положения когнитивной лингвистики об операциональной основе языковой деятельности (Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова); коммуникативно-системный подход к изучению синтаксических единиц (Н.Д. Арутюнова, Ю.С. Степанов); положения о закономерностях речевого развития (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова); положение о ведущей роли обучения в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); принципы системного подхода к диагностике и коррекции общего недоразвития речи (А.И. Баева, О.Е. Грибова, А.Н. Ионова, Р.И.Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Н.Парамонова, Н.П. Рудакова, Л.Ф. Спирова, Т.В.Туманова, А.В.Ястребова); современные исследования проблемы структурного и семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Т.В. Игнатенко, Р. Леб, В.В. Малахова, Е.Н. Матвиенко, С.Н. Силантьева, О.В. Черныш).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г.Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обновление содержания педагогической работы в образовательных учреждениях всех уровней — закономерное явление нашего времени. В рамках данного явления актуальным становится соответствие содержательного обеспечения логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях приоритетам государственной политики в сфере образования. Своевременное оказание логопедической помощи детям дошкольного возраста способствует формированию речи как средства общения, успешности школьного обучения, гармоничному развитию ребенка в целом.
В отечественной логопедии проблема формирования структурно - семантического анализа предложений детьми с общим недоразвитием речи как предмет изучения представлена очень скудно. В работах исследователей подчеркивается актуальность формирования фразовой речи, освещаются вопросы структурного и грамматического оформления предложений у детей с общим недоразвитием речи, содержатся методические рекомендации и единичные указания по формированию отдельных аспектов анализа и синтеза синтаксических единиц.
Обращение к теме исследования обусловлено неразработанностью в специальной педагогике таких вопросов, как исследование особенностей формирования структурно-семантического анализа предложения,
ориентированное на раскрытие с позиций метаязыковой способности и овладения когнитивными операциями, отсутствия специальных методик обследования сформированности структурно-семантического анализа предложений и теоретически обоснованного содержания данной работы.
Практический опыт логопедов дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что трудности структурно-семантического анализа предложений являются стойким проявлением в структуре речевого дефекта и обусловливают трудности освоения грамоты и дальнейшего обучения русскому языку.
Это позволяет говорить о необходимости специального изучения особенностей структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, выявлении значимых в методическом плане аспектов анализа, разработки основных методических рекомендаций по его формированию.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1. Анализ теоретической и методической литературы позволяет считать, что структурно-семантический анализ предложений является составной частью метаязыковой способности, которая формируется целенаправленно, опосредуется действием когнитивных операций, характеризуется многоаспектностью, осознанностью, системностью, имеет определенные этапы развития.
2. Проанализированная диагностическая программа, ориентированная на установление специфики функционирования когнитивных операций, лежащих в основе данного вида деятельности, позволяет выявить:
особенности структурного анализа (операции сегментации, идентификации, категоризации);
особенности семантического анализа (операции идентификации, категоризации, верификации).
3. Для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерно своеобразие структурно-семантического анализа предложений:
недостаточность представлений о предложении как объекте аналитической деятельности;
наличие выраженных трудностей анализа предложений вне
зависимости от структурной сложности и семантики стимульного материала;
недостаточная сформированность основных аспектов анализа
предложений (структурного, семантического);
ограничение операциональной основы аналитических действий, отражающих усвоение структурно-семантической организации данной языковой единицы.
4. Результаты обследования структурно-семантического анализа предложений свидетельствуют о недостаточной сформированности когнитивных операций:
сегментации (трудности определения количества и порядка следования элементов, их местоположения относительно друг друга);
идентификации (трудности отнесения слова к лексико-грамматической категории, отсутствие реакции на обобщенные семантические характеристики лексических единиц и формально-грамматические маркеры субъекта, предиката, признака субъекта, признаков предиката; трудности установления соответствия/несоответствия по количеству элементов);
категоризации (трудности распределения языковых единиц на лексико-грамматические категории; затруднения дифференциации субъекта по признаку «одушевленный - неодушевленный»; ограниченные возможности классификации по типу интонационных конструкций и/или по количеству слов);
верификации (трудности сопоставления субъекта и объекта
высказывания).
5. Учет данных качественного и количественного анализа, позволили выделить уровни сформированости структурно-семантического анализа предложений у детей старшего дошкольного возраста:
I уровень — высокий уровень сформированности структурно-семантического анализа предложений, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи данный уровень не зафиксирован;
II уровень — достаточной сформированности структурно-семантического анализа. Этому уровню соответствуют 40% дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР);
III уровень — минимальной сформированности структурно-семантического анализа предложений. На этом уровне находится 60% дошкольников с ОНР.
6. По результатам констатирующего исследования нами разработаны методические рекомендации формирования структурно-семантического анализа предложения: направленность коррекционного воздействия на формирование когнитивных операций лежащих в основе данного анализа; развитие и динамическое, взаимодействие содержательных составляющих коррекционной работы (когнитивных операций, стимульного материала, перцептивного подкрепления, различных аспектов анализа).



1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / А.Е. Агранович. М.: Детство-Пресс, 2008. — 48с.
2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: лексико- семантические проблемы / Н.Д. Арутюнова. — М. — Едитория УРСС,2003. — 389 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — 3-е изд., стереотип. — М. — КомКнига, 2005. — 576 с.
4. Бабайцева В.В. Современный русский язык — В 3 ч. Ч. 3 — Синтаксис / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов; [под ред. Н. А. Улановой]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение,1987. — 256с.
5. Бабина Г.В. Слоговая структура слов: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учеб.-метод.пособие / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. М. — Книголюб, 2005. — 96с.
6. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия: учебное пособие для вузов / Л.И. Белякова, H.H. Волоскова. - М. — Владос, 2009. — 286с.
7. Базжина Т.В. Лингвистика детской речи сегодня: какая она? / Т.В. Базжина, О.Е. Громова // Дефектология. — 2004. — № 5. — 83-86.
8. Богданов, В.В. Текст и текстовое общение / В. В. Богданов. - СПб.: РИО СПбГУ, 2007. — 196с.
9. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования / Е.Д. Божович. — М.: МПСИ,
2002. — 254 с.
10. Бородин А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 255с.
11. Васильев Л.М, Современная лингвистическая семантика / Л.М. Васильев. — М.: Либроком, 2009. — 192с.
12. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. — М. — Педагогика, 1990. — 184с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: ACT, 2008. — 672с.
14. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Г альперин // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966. — С. 237-277.
15. Гасанова С.С.-Г. Формирование предпосылок анализа словесного состава предложения у дошкольников с недоразвитием речи: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.03 / С.С.-Г. Гасанова. М., 2005. — 134 с.
16. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка / А.Н. Гвоздев. — СПб.: Папирус, 1999. — 64с.
17. Грибова O.E. Методика формирования грамматического строя письменной речи (на материале темы «Предложение») / O.E. Грибова // Актуальные проблемы диагностики, профилактики и коррекции речевых расстройств. Мурманск, 1999. — С. 47-58.
18. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б.М. Гриншпун // Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1975. — С. 71-79
19. Гуменная Г.С. Формирование когнитивной готовности к усвоению операций языкового анализа учащимися первого класса школ пятого вида / Г.С. Гуменная, С.О. Антонова, М.В. Золина // Коррекционная педагогика. Ч. 4. — М.,
2003. — С. 3-11.
20. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // В защиту живого слова: (сб. статей) — М., 2010. — С. 5-25.
21. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику: учебник / А.А. Залевская. — 2-е изд, испр. и доп. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2007. — 560 с.
22. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, Воронеж: МОДЭК, 2001. — 432 с.
23. Иншакова О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма: методика логопед, работы с учащимися 1 кл. / О.Б. Иншакова // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб., 1997. — С. 75-82.
24. Казарина В. И. Современный русский синтаксис : структурная организация простого предложения: учеб. пособие / И. Казарина. — Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. — 329с.
25. Когнитивные исследования языка. Вып. V.:
Исследование познавательных процессов в языке: сб. науч. тр. / гл. ред. серии Е.С. Кубрякова; отв. ред. вып. Н.Н. Болдырев. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов ТГУ им. Г Р. Державина, 2009. — 307с.
26. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. — Ростов н/Д. — Изд-во Ростовского ун-та, 1987. — 96с.
27. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия: учеб. пособие к спецкурсу / В.А. Ковшиков. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. — 96с.
28. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод, пособие / А.Н. Корнев. М.: Айрис-пресс, 2006. — 128с. — (Серия «Библиотека логопеда-практика»).
29. Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / Е.С. Кубрякова, А.М. Шахнарович, Л.В. Сахарный. — М.: Наука, 2010. — 238с.
30. Лаврентьева А.И. К проблеме изучения метаязыковой деятельности детей / А.И. Лаврентьева // Развитие детской речи. Традиции и перспективы. — М., 2002. С. 40-46.
31. Лалаева Р.И. Логопатопсихология / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. М.: Владос, 2010. — 464 с.
32. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма: избранные труды / Р.Е. Левина. М.: АРКТИ, 2005. — 224с.
33. Леонтьев, А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки) / А. Леонтьев. — М.: МГУ, 2011. — 87с.
34. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386с.
35. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989. — 104с.
36. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — 2-е изд., испр. — М.: Академия,
2004. — 464с.
37. Моисеенко Е.М. Формирование синтаксической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие / Е.М. Моисеенко. — СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2007. 112с.
38. Н.В. Нищева. Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева. СПб: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2016. — 231с.
39. Овчиникова И.Г. К определению метаязыковой способности ребенка / И.Г. Овчиникова // Вестн. МАРО. 2003. — С. 13-19.
40. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М.: РИМИС, 2008. — 448с.
41. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи: учеб. изд.; авт.- сост. Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009. — 272 с.
42. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке / И.П. Распопов. М.: Либроком, 2009. — 192с.
43. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И.Н. Садовникова. М.: ПАРАДИГМА, 2011. — 279с.
44. Сафонкина Н.Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития: дис канд. пед. наук — 13.00.03 / И.Ю. Сафонкина. — М., 2003 . — 170с.
45. Силантьева С.Н. Особенности структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Силантьева — М.: МИГУ, 2011. — 182-186с.
46. Силантьева С.Н. Формирование структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Силантьева — Преподаватель XXI век —2011 — 145-149с.
47. Сивцова Н.В. Обучение средствам описания языкового анализа в процессе методической подготовки студентов — филологов: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.В. Сивцова. — Саранск, 2004. — 258с.
48. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) — учеб. пособие для студентов / Е.Ф. Соботович. — М.: Классик Стиль, 2003. — 160с.
49. Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания / Ю.С. Сепанов. — М.: Либроком, 2011. — 274с.
50. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно — система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М. — Гном и Д., 2004. — 144с.
51. Тульвисте, Т.О. О Развитии метаязыковых способностей у детей / Т.О. Тульвисте // Язык и структура знания. — М.: Наука, 2016. —122с.
52. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г.А.
Тумакова. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 144с. — (Серия «Библиотека
воспитателя»).
53. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.- метод, пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М. — ВЛАДОС, 2004. — 288с.
54. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста — практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис Дидактика, 2008. — 224с. — (Серия «Библиотека логопеда-практика»).
55. Хрестоматия по логопедии: (извлечения и тексты): учеб. пос. для студ. высш. и сред. спец. пед уч. заведений: В 2т. Т. 2 / под ред. Л.С. Волковой; В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997. — 656с.
56. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин.
— М.: ВЛАДОС, 2010. — 240с.
57. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей/ Г.В. Чиркина. М.: Аркти,
2005. — 240 с.
58. Шахнарович А.М. Проблема формирования языковой способности / А. М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. — М., 1991. — С. 185-202.
59. Эльконин Д.Б. Детская психология : пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 384с.
60. Якобсон, Р.О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений / Р. О. Якобсон // Теория метафоры / под ред. Н. Д. Арутюновой — М.: Прогресс, 2009.
— С. 110-132.
61. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. — М.: Аркти, 2000. — 118 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ