ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Структурно-семантический анализ предложений: лингвистический,
психолингвистический и педагогический аспекты 8
1.2. Особенности овладения структурно-семантическим анализом предложений
дошкольниками с общим недоразвитием речи 15
1.3. Методический аспект формирования структурно-семантического анализа
предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Анализ уровня сформированности структурно-семантического анализа
предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Организационно-методический аспект деятельности учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Структурно-семантический анализ предложений: лингвистический,
психолингвистический и педагогический аспекты 8
1.2. Особенности овладения структурно-семантическим анализом предложений
дошкольниками с общим недоразвитием речи 15
1.3. Методический аспект формирования структурно-семантического анализа
предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Анализ уровня сформированности структурно-семантического анализа
предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Организационно-методический аспект деятельности учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
В системе коррекционно-образовательных задач, реализуемых в ходе логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР), особое место принадлежит профилактике нарушений письма и чтения, в частности, формированию навыка анализа языковых единиц. Исследователи (Е.Д. Божович, А.Н. Корнев, Ф.А. Сохин, Р.Д. Тригер, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что нарушения данного навыка в значительной степени обусловлены недостаточностью метаязыковых процессов, которые связаны с осознанием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук) и анализом устных высказываний на эти единицы, определяющих осознание языковой действительности.
Осознание речевой деятельности связывается с речевыми и когнитивными развитием (Е.Д. Божович, А.А. Леонтьев). В результате сложного взаимодействия данных процессов формируется метаязыковая способность. В широком смысле данный феномен определяется как компонент когнитивной структуры, объектами функционирования которого являются язык и его единицы.
Изучение проблемы становления метаязыковой способности у дошкольников и младших школьников базируется на данных онтолингвистики и психолингвистики (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А.Леонтьев, Т.О. Тульвисте, Т.Н. Ушакова, A.M. Шахнарович и др.). Экспериментальные исследования показали, что метаязыковые процессы дифференцированы в отношении разных уровней языка (фонологии, лексики, синтаксиса), следовательно, необходимо говорить об осознании какой-то одной из сфер в отдельности.
Современные методики в области преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста направлены в основном на формирование фонемного (Г.В. Бабина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) и слогового (A.B. Агранович, Г.В. Бабина, Р.И. Лалаева, Н.Ю. Сафонкина и др.) анализа. Проблема формирования анализа словесного состава предложения у дошкольников с нормальным уровнем речевого развития рассматривается в работах М.М. Алексеевой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и др. Авторы отмечают, что при стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограничена и неустойчива. В исследованиях Г.С. Гуменной, С.С-Г. Гасановой показано, что трудности структурного анализа предложений у старших дошкольников с нарушениями речи обусловлены спецификой их познавательной деятельности. У детей с ОНР отмечаются недостаточное владение способами структурирования синтаксических единиц, качественное своеобразие грамматических связей, нарушения морфологических операций (Е.В. Вавинова, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович). При специальном обучении, ориентированном на учет основных характеристик становления данной способности, формирование осознанной языковой деятельности происходит успешно и довольно быстро.
Теория и практика логопедии сегодня располагает неполными данными об особенностях формирования метаязыковой способности, в том числе структурно¬семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В специальных научных исследованиях преимущественно освещаются вопросы структурного и грамматического оформления предложений у детей с ОНР (Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.). Таким образом, в настоящее время в литературе недостаточно исследований, описывающих особенности формирования структурно-семантического анализа предложений, а также определяющих направления и содержания коррекционно¬педагогической работы по его формированию.
Необходимость решения обозначенных проблем как в теоретическом, так и в практическом планах определило актуальность темы нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать и обосновать организационно¬
методический аспект работы учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования — процесс формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования — организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: сложность освоения структурно-семантического анализа предложений старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи обусловлена недостаточной зрелостью когнитивных операций, обеспечивающих конкретный вид анализа. Мы предполагаем, что формирование навыка структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР будет проходить более успешно, если:
учитывать особенности когнитивных операций, задействованных в реализации структурно-семантического анализа предложений;
реализовывать принцип поэтапного формирования структурно-семантического анализа предложений.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования структурно¬
семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР;
2. Проанализировать основные подходы к изучению и решению проблемы формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР;
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования особенностей формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР;
4. Разработать и обосновать организационно-методический аспект деятельности учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР.
Для решения поставленных задач и достижения цели нами были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого - педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование.
Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научно-теоретические положения о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); фундаментальные положения психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Г альперин); концептуальные положения когнитивной лингвистики об операциональной основе языковой деятельности (Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова); коммуникативно-системный подход к изучению синтаксических единиц (Н.Д. Арутюнова, Ю.С. Степанов); положения о закономерностях речевого развития (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова); положение о ведущей роли обучения в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); принципы системного подхода к диагностике и коррекции общего недоразвития речи (А.И. Баева, О.Е. Грибова, А.Н. Ионова, Р.И.Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Н.Парамонова, Н.П. Рудакова, Л.Ф. Спирова, Т.В.Туманова, А.В.Ястребова); современные исследования проблемы структурного и семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Т.В. Игнатенко, Р. Леб, В.В. Малахова, Е.Н. Матвиенко, С.Н. Силантьева, О.В. Черныш).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г.Белгорода.
Осознание речевой деятельности связывается с речевыми и когнитивными развитием (Е.Д. Божович, А.А. Леонтьев). В результате сложного взаимодействия данных процессов формируется метаязыковая способность. В широком смысле данный феномен определяется как компонент когнитивной структуры, объектами функционирования которого являются язык и его единицы.
Изучение проблемы становления метаязыковой способности у дошкольников и младших школьников базируется на данных онтолингвистики и психолингвистики (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А.Леонтьев, Т.О. Тульвисте, Т.Н. Ушакова, A.M. Шахнарович и др.). Экспериментальные исследования показали, что метаязыковые процессы дифференцированы в отношении разных уровней языка (фонологии, лексики, синтаксиса), следовательно, необходимо говорить об осознании какой-то одной из сфер в отдельности.
Современные методики в области преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста направлены в основном на формирование фонемного (Г.В. Бабина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) и слогового (A.B. Агранович, Г.В. Бабина, Р.И. Лалаева, Н.Ю. Сафонкина и др.) анализа. Проблема формирования анализа словесного состава предложения у дошкольников с нормальным уровнем речевого развития рассматривается в работах М.М. Алексеевой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и др. Авторы отмечают, что при стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограничена и неустойчива. В исследованиях Г.С. Гуменной, С.С-Г. Гасановой показано, что трудности структурного анализа предложений у старших дошкольников с нарушениями речи обусловлены спецификой их познавательной деятельности. У детей с ОНР отмечаются недостаточное владение способами структурирования синтаксических единиц, качественное своеобразие грамматических связей, нарушения морфологических операций (Е.В. Вавинова, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович). При специальном обучении, ориентированном на учет основных характеристик становления данной способности, формирование осознанной языковой деятельности происходит успешно и довольно быстро.
Теория и практика логопедии сегодня располагает неполными данными об особенностях формирования метаязыковой способности, в том числе структурно¬семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В специальных научных исследованиях преимущественно освещаются вопросы структурного и грамматического оформления предложений у детей с ОНР (Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.). Таким образом, в настоящее время в литературе недостаточно исследований, описывающих особенности формирования структурно-семантического анализа предложений, а также определяющих направления и содержания коррекционно¬педагогической работы по его формированию.
Необходимость решения обозначенных проблем как в теоретическом, так и в практическом планах определило актуальность темы нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать и обосновать организационно¬
методический аспект работы учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования — процесс формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования — организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: сложность освоения структурно-семантического анализа предложений старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи обусловлена недостаточной зрелостью когнитивных операций, обеспечивающих конкретный вид анализа. Мы предполагаем, что формирование навыка структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР будет проходить более успешно, если:
учитывать особенности когнитивных операций, задействованных в реализации структурно-семантического анализа предложений;
реализовывать принцип поэтапного формирования структурно-семантического анализа предложений.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования структурно¬
семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР;
2. Проанализировать основные подходы к изучению и решению проблемы формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР;
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования особенностей формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР;
4. Разработать и обосновать организационно-методический аспект деятельности учителя-логопеда по формированию структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР.
Для решения поставленных задач и достижения цели нами были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого - педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование.
Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научно-теоретические положения о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); фундаментальные положения психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Г альперин); концептуальные положения когнитивной лингвистики об операциональной основе языковой деятельности (Н.Н. Болдырев, Е.С. Кубрякова); коммуникативно-системный подход к изучению синтаксических единиц (Н.Д. Арутюнова, Ю.С. Степанов); положения о закономерностях речевого развития (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова); положение о ведущей роли обучения в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); принципы системного подхода к диагностике и коррекции общего недоразвития речи (А.И. Баева, О.Е. Грибова, А.Н. Ионова, Р.И.Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Н.Парамонова, Н.П. Рудакова, Л.Ф. Спирова, Т.В.Туманова, А.В.Ястребова); современные исследования проблемы структурного и семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Т.В. Игнатенко, Р. Леб, В.В. Малахова, Е.Н. Матвиенко, С.Н. Силантьева, О.В. Черныш).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г.Белгорода.
Обновление содержания педагогической работы в образовательных учреждениях всех уровней — закономерное явление нашего времени. В рамках данного явления актуальным становится соответствие содержательного обеспечения логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях приоритетам государственной политики в сфере образования. Своевременное оказание логопедической помощи детям дошкольного возраста способствует формированию речи как средства общения, успешности школьного обучения, гармоничному развитию ребенка в целом.
В отечественной логопедии проблема формирования структурно - семантического анализа предложений детьми с общим недоразвитием речи как предмет изучения представлена очень скудно. В работах исследователей подчеркивается актуальность формирования фразовой речи, освещаются вопросы структурного и грамматического оформления предложений у детей с общим недоразвитием речи, содержатся методические рекомендации и единичные указания по формированию отдельных аспектов анализа и синтеза синтаксических единиц.
Обращение к теме исследования обусловлено неразработанностью в специальной педагогике таких вопросов, как исследование особенностей формирования структурно-семантического анализа предложения,
ориентированное на раскрытие с позиций метаязыковой способности и овладения когнитивными операциями, отсутствия специальных методик обследования сформированности структурно-семантического анализа предложений и теоретически обоснованного содержания данной работы.
Практический опыт логопедов дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что трудности структурно-семантического анализа предложений являются стойким проявлением в структуре речевого дефекта и обусловливают трудности освоения грамоты и дальнейшего обучения русскому языку.
Это позволяет говорить о необходимости специального изучения особенностей структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, выявлении значимых в методическом плане аспектов анализа, разработки основных методических рекомендаций по его формированию.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1. Анализ теоретической и методической литературы позволяет считать, что структурно-семантический анализ предложений является составной частью метаязыковой способности, которая формируется целенаправленно, опосредуется действием когнитивных операций, характеризуется многоаспектностью, осознанностью, системностью, имеет определенные этапы развития.
2. Проанализированная диагностическая программа, ориентированная на установление специфики функционирования когнитивных операций, лежащих в основе данного вида деятельности, позволяет выявить:
особенности структурного анализа (операции сегментации, идентификации, категоризации);
особенности семантического анализа (операции идентификации, категоризации, верификации).
3. Для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерно своеобразие структурно-семантического анализа предложений:
недостаточность представлений о предложении как объекте аналитической деятельности;
наличие выраженных трудностей анализа предложений вне
зависимости от структурной сложности и семантики стимульного материала;
недостаточная сформированность основных аспектов анализа
предложений (структурного, семантического);
ограничение операциональной основы аналитических действий, отражающих усвоение структурно-семантической организации данной языковой единицы.
4. Результаты обследования структурно-семантического анализа предложений свидетельствуют о недостаточной сформированности когнитивных операций:
сегментации (трудности определения количества и порядка следования элементов, их местоположения относительно друг друга);
идентификации (трудности отнесения слова к лексико-грамматической категории, отсутствие реакции на обобщенные семантические характеристики лексических единиц и формально-грамматические маркеры субъекта, предиката, признака субъекта, признаков предиката; трудности установления соответствия/несоответствия по количеству элементов);
категоризации (трудности распределения языковых единиц на лексико-грамматические категории; затруднения дифференциации субъекта по признаку «одушевленный - неодушевленный»; ограниченные возможности классификации по типу интонационных конструкций и/или по количеству слов);
верификации (трудности сопоставления субъекта и объекта
высказывания).
5. Учет данных качественного и количественного анализа, позволили выделить уровни сформированости структурно-семантического анализа предложений у детей старшего дошкольного возраста:
I уровень — высокий уровень сформированности структурно-семантического анализа предложений, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи данный уровень не зафиксирован;
II уровень — достаточной сформированности структурно-семантического анализа. Этому уровню соответствуют 40% дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР);
III уровень — минимальной сформированности структурно-семантического анализа предложений. На этом уровне находится 60% дошкольников с ОНР.
6. По результатам констатирующего исследования нами разработаны методические рекомендации формирования структурно-семантического анализа предложения: направленность коррекционного воздействия на формирование когнитивных операций лежащих в основе данного анализа; развитие и динамическое, взаимодействие содержательных составляющих коррекционной работы (когнитивных операций, стимульного материала, перцептивного подкрепления, различных аспектов анализа).
В отечественной логопедии проблема формирования структурно - семантического анализа предложений детьми с общим недоразвитием речи как предмет изучения представлена очень скудно. В работах исследователей подчеркивается актуальность формирования фразовой речи, освещаются вопросы структурного и грамматического оформления предложений у детей с общим недоразвитием речи, содержатся методические рекомендации и единичные указания по формированию отдельных аспектов анализа и синтеза синтаксических единиц.
Обращение к теме исследования обусловлено неразработанностью в специальной педагогике таких вопросов, как исследование особенностей формирования структурно-семантического анализа предложения,
ориентированное на раскрытие с позиций метаязыковой способности и овладения когнитивными операциями, отсутствия специальных методик обследования сформированности структурно-семантического анализа предложений и теоретически обоснованного содержания данной работы.
Практический опыт логопедов дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что трудности структурно-семантического анализа предложений являются стойким проявлением в структуре речевого дефекта и обусловливают трудности освоения грамоты и дальнейшего обучения русскому языку.
Это позволяет говорить о необходимости специального изучения особенностей структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, выявлении значимых в методическом плане аспектов анализа, разработки основных методических рекомендаций по его формированию.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1. Анализ теоретической и методической литературы позволяет считать, что структурно-семантический анализ предложений является составной частью метаязыковой способности, которая формируется целенаправленно, опосредуется действием когнитивных операций, характеризуется многоаспектностью, осознанностью, системностью, имеет определенные этапы развития.
2. Проанализированная диагностическая программа, ориентированная на установление специфики функционирования когнитивных операций, лежащих в основе данного вида деятельности, позволяет выявить:
особенности структурного анализа (операции сегментации, идентификации, категоризации);
особенности семантического анализа (операции идентификации, категоризации, верификации).
3. Для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерно своеобразие структурно-семантического анализа предложений:
недостаточность представлений о предложении как объекте аналитической деятельности;
наличие выраженных трудностей анализа предложений вне
зависимости от структурной сложности и семантики стимульного материала;
недостаточная сформированность основных аспектов анализа
предложений (структурного, семантического);
ограничение операциональной основы аналитических действий, отражающих усвоение структурно-семантической организации данной языковой единицы.
4. Результаты обследования структурно-семантического анализа предложений свидетельствуют о недостаточной сформированности когнитивных операций:
сегментации (трудности определения количества и порядка следования элементов, их местоположения относительно друг друга);
идентификации (трудности отнесения слова к лексико-грамматической категории, отсутствие реакции на обобщенные семантические характеристики лексических единиц и формально-грамматические маркеры субъекта, предиката, признака субъекта, признаков предиката; трудности установления соответствия/несоответствия по количеству элементов);
категоризации (трудности распределения языковых единиц на лексико-грамматические категории; затруднения дифференциации субъекта по признаку «одушевленный - неодушевленный»; ограниченные возможности классификации по типу интонационных конструкций и/или по количеству слов);
верификации (трудности сопоставления субъекта и объекта
высказывания).
5. Учет данных качественного и количественного анализа, позволили выделить уровни сформированости структурно-семантического анализа предложений у детей старшего дошкольного возраста:
I уровень — высокий уровень сформированности структурно-семантического анализа предложений, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи данный уровень не зафиксирован;
II уровень — достаточной сформированности структурно-семантического анализа. Этому уровню соответствуют 40% дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР);
III уровень — минимальной сформированности структурно-семантического анализа предложений. На этом уровне находится 60% дошкольников с ОНР.
6. По результатам констатирующего исследования нами разработаны методические рекомендации формирования структурно-семантического анализа предложения: направленность коррекционного воздействия на формирование когнитивных операций лежащих в основе данного анализа; развитие и динамическое, взаимодействие содержательных составляющих коррекционной работы (когнитивных операций, стимульного материала, перцептивного подкрепления, различных аспектов анализа).
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВС ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО
РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СИНОНИМИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019



