Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №68455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
326
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Проблема профессиональной готовности в психологии 6
1.2. Готовность к профессиональной деятельности студентов -
психологов 9
1.3. Самоотношение студентов - психологов с разным уровнем
психологической готовности к профессиональной деятельности 15
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ
СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения самоотношения студентов - психологов с разным уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности 21
2.3. Рекомендации для психологов по развитию психологической готовности к профессиональной деятельности 35
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения


Одной из актуальных тем современной психологии считается проблема готовности студента к профессиональной деятельности. Исследование общей проблемы готовности к труду возникло в 50-е годы XX века из-за необходимости профессионального обучения людей разным видам деятельности.
Анализ состояния проблемы готовности личности к деятельности показал, что это особое психическое состояние и сравнительно стабильная характеристика личности. Вне зависимости от разнообразия направлений, которые изучают формы готовности, все приходят к тому, что это предрасположенность субъекта направлять свою деятельность конкретным образом.
В современном мире наибольшее внимание уделяется проблеме психологической готовности к будущей профессиональной деятельности у студентов. Подготовка квалифицированных и грамотных специалистов содержит в себя не только лишь успешное овладение теоретической и практической основы, которую включает учебное учреждение, однако и индивидуальная готовность к будущей профессии.
В отечественной психологии «самоотношение» рассматривается в большей степени как развитие самопознания, самооценки, самосознания образа «Я». За последние десятилетия существенно активировались изучения в этой сфере. Это связано с тем, то что «области воздействия» самоотношения значительны: благополучность в обучении и в профессиональной деятельности, общественная благополучность и внутреннее благополучность личности. Разработкой проблемы самоотношения занимались такие ученые, как А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, С.Р. Пантелеев и др. Тем не менее, прослеживается недостаток изучений формирования самоотношения в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов, в особенности тех, кто будет активно взаимодействовать с детьми, их родителями и коллегами.
Проблема исследования: каково самоотношение студентов-психологов с разным уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности? Целью исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: самоотношение студентов-психологов.
Предмет исследования: самоотношения студентов психологов с разным уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности.
Гипотеза: существуют различия в показателях самоотношения
у студентов - психологов с разным уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности, а именно: для студентов с высоким уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности характерны более высокие показатели самоотношения, чем для студентов со средним и низким уровнями психологической готовности.
Задачи:
1. Изучить степень разработанности в литературе проблемы самоотношения студентов - психологов с разным уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности.
2. Изучить самоотношение студентов - психологов.
3. Выявить уровни развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов.
4. Определить характер самоотношения студентов-психологов
с разным уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности.
5. Разработать рекомендации для психологов по развитию
психологической готовности к профессиональной деятельности.
Теоретической основой исследования выступают: акмеологическая концепция развития профессионала (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина); психологическая концепция профессионального становления личности Е.А. Климова; подход М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича к изучению психологической готовности личности к профессиональной деятельности; подход С. Р. Пантелеева к проблеме самоотношения личности.
Методы:
• Организационные (сравнительный);
• Сбора данных (психодиагностический);
• Обработки (количественная и качественная);
• Интерпретационные (структурный).
• Метод математической обработки (критерий Краскелла-Уоллиса).
Диагностические методики:
Психологическую готовность студентов - психологов к
профессиональной деятельности мы изучаем по следующим методикам:
• «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана, направленная на изучение мотивационного компонента психологической готовности;
• «Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда, направленная на изучение когнитивного компонента психологической готовности;
• «Удовлетворенность избранной профессией» А.А Реана, направленная на изучение эмоционального компонента психологической готовности;
Для изучения самоотношения:
• «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантелеева
База исследования: Исследование проводилось на базе факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты 4 курса в количестве 71 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема психологической готовности студентов - психологов к профессиональной деятельности, на наш взгляд имеет особую значимость. Проанализировав подходы, имеющиеся в психолого-педагогических
исследованиях, по проблеме психологической готовности студентов - психологов к профессиональной деятельности, мы установили следующее. Понятие профессиональной готовности рассматривается как категория теории деятельности и понимается, с одной стороны, как результат процесса подготовки, с другой - установки. Мы рассматриваем готовность к деятельности как целостное проявление личности и под готовностью к деятельности понимаем особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение.
Структура уровня готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К ним относятся: мотивационный, эмоциональный, когнитивный.
В ходе проведенного эмпирического исследования, нами выявлено, что у студентов - психологов преобладает средний уровень развития психологической готовности к профессиональной деятельности, что говорит об их умении демонстрировать стремление к удовлетворению иных потребностей по отношению к самой деятельности. У студентов присутствует интерес к общественным проблемам, а также потребности воздействовать на окружающих.
Следующий этап нашей работы состоял в изучении характера самоотношения студентов - психологов с разным уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности, мы установили следующее. У студентов с высоким уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности наблюдается большая выраженность всех показателей самоотношения по сравнению со студентами со средним и низким уровнями психологической готовности к профессиональной деятельности.
Такие показатели самоотношения студентов-психологов, как самоуверенность, самоценность и самопринятие имеют высокий уровень выраженности, что свидетельствует о том, что студенты уважает себя за свои начинания и достижения, они высоко оценивают свой духовный потенциал, воспринимая себя как индивидуальность. Уверенность в себе помогает быстро решать проблемы, а так же рационально воспринимать критику. Человек часто ощущает симпатию к самому себе и к своим качествам, а свои недостатки считает продолжением своих достоинств.
На среднем уровне выраженности мы можем наблюдать такие показатели самоотношения, как замкнутость, саморуководство, отраженное самоотношение и внутренняя конфликтность. Это может говорить о том, что у студентов присутствует избирательное отношение к самому себе. Такие студенты склонны высоко оценивать ряд своих качеств, а также признавать их уникальность. В привычных для себя условиях существования, они могут проявлять способность к личному контролю, а также такие ощущать баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности.
Кроме того, мы наблюдаем низкий уровень таких показателей самоотношения, как самопривязанность и самообвинение, что свидетельствует о том, что такие студенты обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного "Я" осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели.
Методы математической обработки данных с использованием критерия Краскелла - Уоллиса позволили выявить значимые различия компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности студентов - психологов, тем самым подтверждая нашу гипотезу.
Гипотеза исследования подтвердилась: существуют различия в
показателях самоотношения у студентов - психологов с разным уровнем
психологической готовности к профессиональной деятельности, а именно: для студентов с высоким уровнем психологической готовности к
профессиональной деятельности характерны более высокие показатели самоотношения, чем для студентов со средним и низким уровнями психологической готовности.
На основе полученных результатов мы сформулировали ряд рекомендаций психологам, с целью создания условий для развития психологической готовности к профессиональной готовности студентов - психологов.



1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г.Ананьев. - М.: Педагогика. 1980. - 230 с.
2. Барабанова, В.В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения/ В.В. Барабанов, М.Е. Зеленова. - Психологическая наука и образование. 2002. №2. - С 12-23.
3. Буякас, Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов / М.: Веста. Моск. ун-та. Психология. 2005. № 2. - С 7-17 .
4. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста / Н.Р. Битянова. - М.:
Междунар. пед. акад., 1995. - 64 с.
5. Богдан, М.М. Особенности психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. Систем. требования: URL: http://psychology.snauka. ru/.
6. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Питер, Прайм - Еврознак, 2003. - 672 с.
7. Бондаренко, С. А. Формирование профессиональной готовности
конкурентоспособного специалиста / Модернизация высшей школы:
обеспечение качества профессионального образования. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2014. - 188 с.
8. Вербицкий, А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / Вербицкий, А. А, Платонова Т. А. - М., 1986.
9. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К. Вилюнас - М.: МГУ 1990. - 288 с.
10. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, активная лексика: словарь / - М.: 2009. - 266 с.
11. Горбунова, О.В. Самоотношение как показатель субъектной включенности студентов в профессионально - образовательную деятельность / О.В.Горбунова, Л.В.Филиппова / Мир психологии. 2005. - С 67 -74.
12. Григорович, С. С. Образ идеального профессионала у студентов - психологов / С. С. Григорович // Психология XXI века: методологические основы работы психолога. XII международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов, СПбГУ, 2013
13. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / М.:
Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.
14. Деркач, А.А. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма /А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М.: РАУ, 1993 - 293 с.
15. Дмитриева, О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности / О.Б. Дмитриева 1997.
16. Донцов, А.И. Профессиональные представления студентов психологов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова. / Вопросы психологии. 1999. - С 12 - 13.
17. Дурай - Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности / К.М. Дурай - Новакова Дис.докторапедагог.наук. М.: 1983. - 356 с.
18. Дьяченко, М.И. Психологическая готовность / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. М.: Наука, 1986. - 49-52 с.
19. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск,1976. - 176 с.
20. Зотова, H.H., Исследование профессионального становления студентов- психологов / Н.Н. Зотова. Веста. Моск. ун-та. Психология. 2003. - С 69-78.
21. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова - М.: ПЭР СЭ, 20014. - 382 с.
22. Иванова, Е. М. Формирование психологической готовности студентов- психологов к профессиональному становлению / Е.М. Иванова - Вестник Московского университета. Серия 14. Психология 2013. - С 152 - 159.
23. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П Ильин: СПб. 2000 - 512 с.
24. Казанцева, Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов - психологов / Т.А. Казанцева, Ю.Н. Олейнк. Психологический журнал. 2002. №6. - С 51-59.
25. Кисилева, Д.С. Психологическая готовность человека к профессиональ-ной деятельности / Д.С. Кисилева. Ставрополь 2008. - 194 с.
26. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов - М., 1996. 400 с.
27. Колышко, А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М. Колышко Гродно, 2004.
28. Комаревцева, Е.А. Личностная и профессиональная зрелость специалиста / Ананьевские чтения - 2006: Материалы научно-практической конференции / под ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. - СПб.: Издательство СПбГУ, 20014. -
257-259 с.
29. Кондаков, И.М. Психологический словарь [Электронный ресурс].
30. Кондрашова, Л.В. Воспитание нравственно-психологической готовности студентов к педагогической деятельности / Л.В. Кондрашова. 1984. № 5. - С 75-79.
31. Краснорядцева, О. М. Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды / О.М. Краснорядцева. Вестник Томского государственного университета. 2012. №358. - С 152-157.
32. Кринчик, Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии / Е.П. Кринчик// - Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2006. № 1. С. 61- 70.
33. Кринчик, Е.П. К вопросу о психологической поддержке профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ / Е.П. Кринчик// - Вестник Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 2004. №4 С. 34-38.
34. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина. - М.: 2001. - 107 с.
35. Кучерявенко, И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко // Молодой ученый. - 2011. - С. 60-62.
36. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова// Вопр. психологии. 2001. - № 1. - С.57-66.
37. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Знание, 1996. - 308 с.
38. Медведская, Е. И. Личностная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности / Е. И.Медведская. 2005. - С 47-56.
39. Нежиховская, Е.М. «К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета» / Е.М. Нежиховская // Мотивация жизнедеятельности студента.
2001.
40. Одинцова, Л.А. «Реализация профессиональной подготовки учителя математики в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования» / Л.А. Одинцова, С.В. Завицкая// изд БГПУ Белгород 2000 - С. 27-33
41. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения/ С.Р. Пантелеев -М.: СМЫСЛ, 1993. - 32 с.
42. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально - оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М., 1991. - 100с.
43. Пахальян, В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? / В.Э. Пахальян // Вопросы психологии,
2002. - №6. - С.103 - 112.
44. Петрулите, А.Р. Когнитивный и эмоциональный в структуре образа Я у студентов / А.Р. Петрулите. дис. канд. психол. наук. - Л., 1984. - 193 с.
45. Портнова, Ю.М. Формирование позитивного самоотношения студентов посредством психологического воздействия / Ю.М. Портнова. Автореферат дис. - 2008.
46. «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах» / под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970 - С 43-46.
47. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во С - Петерб. Ун - та, 1991. - 152 с.
48. Рекешева, Ф. М. Проблемы психологической готовности студентов высших учебных заведений к учебной и профессиональной деятельности / Ф. М. Рекешева // Человек в поиске духовности: ориентиры и установки: труды и материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань: 2005 г. - С 128-132.
49. Рекешева, Ф. М. Профессионально-важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности / Ф. М. Рекешева// Вестник Нов ГУ 2007. - С 56-63.
50. Рекешева, Ф. М. Психологические особенности готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов / Ф. М. Рекешева// Сборник работ молодых ученых МГПУ. - М.: МГПУ, 2007. - С 45-54.
51. Рекешева, Ф. М. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Ф. М. Рекешева// Материалы международной научно-практической конференции «Гуманитарные аспекты непрерывного образования». СПб.: - 2006 г. - С 74-78.
52. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е.И. Рогов. — М., 2009. - 384 с.
53. Рудик, П. А. Психология : учеб. для техникумов физической культуры / П. А. Рудик. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 234 с.
54. Санжаева, Р.Д. Психологическая подготовка студентов к педагогической деятельности. Личность в системе деятельности / Р. Д. Санжаева. - Новосибирск: НГПУ, 1993 - 114 с.
55. Селезнева, Е.В. Самоотношение как акмеологический феномен / Е.В. Селезнева. / Мир психологии. 2008. № 4. 238 - 249 с.
56. Фонарев, А.Р. Психология становления личности профессионала /
А.Р. Фонарев. - М.: Издательство Московского психолого-социального
института. 2005. - 240 с.
57. Фонарев, А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации / А.Р. Фонарев. Вопросы психологии. 2004. - №6. - 72-83 с.
58. Хасанова, Г. Г. Условия эффективной подготовки будущих педагогов- психологов к работе с родителями учащихся общеобразовательной школы / Г. Г. Хасанова / Южно-Уральский педагогический журнал. 2009. С. - 55-58.
59. Чепыгова, Т.М. «Готовность психологов кадрового управления к профессиональной деятельности. Профессиональный потенциал / Т.М. Чепыгова, Н.А. Аминов - №3. 2002. - 24-27 с.
60. Шапарь, В. Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. — М. : АСТ; Харьков: 2005. - 734 с.
61. Шипилова, Е.В. Формирование психологической готовности студентов- психологов к профессиональной деятельности / Е.В. Шипилова. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007. - 218 с.
62. Штейнмец, А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности / А.Э. Штейнмец Калуга, КГПУ, 1998. - С.144-148.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ