ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ БИЗНЕС-КОНФЛИКТОВ
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования переговорного процесса как способа разрешения бизнес-конфликтов
1.1. «Переговорный процесс» и «Медиация» 7
1.2. Теоретические подходы определения понятия «Бизнес-конфликт» 16
1.3. Разрешение конфликта и другие формы работы с ним 26
Глава 2. Опыт применения переговоров в сфере бизнеса
2.1. Возможности и ограничения переговорного процесса в бизнесе 32
2.2. Медиация как особый вид переговоров 40
2.3. Эмпирическое исследование использования переговоров в бизнес-
конфликтах 50
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение 1
Глава 1. Теоретические основы исследования переговорного процесса как способа разрешения бизнес-конфликтов
1.1. «Переговорный процесс» и «Медиация» 7
1.2. Теоретические подходы определения понятия «Бизнес-конфликт» 16
1.3. Разрешение конфликта и другие формы работы с ним 26
Глава 2. Опыт применения переговоров в сфере бизнеса
2.1. Возможности и ограничения переговорного процесса в бизнесе 32
2.2. Медиация как особый вид переговоров 40
2.3. Эмпирическое исследование использования переговоров в бизнес-
конфликтах 50
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение 1
Актуальность темы исследования. В связи с процессом глобализации и усложнением коммерческих отношений между субъектами экономической деятельности увеличивается число споров и конфликтов.
Факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Таким образом, можно понять, что проблема разрешения конфликтов очень актуальна для эффективной работы организации, и переговорный процесс, в данном случае требует более детального изучения.
На сегодняшний день не существует единого органа, занимающегося разрешением коммерческих споров, поэтому стороны вынуждены нередко обращаться за защитой своих прав в государственные суды.
На значимость развития и совершенствования практики применения медиации, как особого вида переговорного процесса, для разрешения коммерческих споров указывалось в документах Комиссии Организации Объединенных Наций, в рекомендациях Комитета Министров Совета Европы, а также в ряде документов Европейского Союза.
Однако, несмотря на существенные преимущества переговорного процесса для разрешения коммерческих споров перед судебным процессом, в данной сфере существует также ряд дискуссионных проблем.
Отсутствие научно - обоснованной концепции применения переговорного процесса для разрешения коммерческих споров и несоответствие степени изученно сти темы ее практическому и теоретическому значению, проведение комплексного анализа переговорного процесса как одного из способов альтернативного разрешения коммерческих споров является необходимым и обоснованным.
Степень разработанности темы исследования. Сама проблема переговоров в качестве теоретической была поставлена западными исследователями. Ими были рассмотрены такие аспекты переговорного процесса как: история формирования переговорного процесса, роль личности в переговорах (Р. Люики и Дж. Литтерер), этический аспект переговоров (Р Люики и Дж. Литтерер, Г. Райффа), проблема принятия решений (Г. Райффа), роль власти на переговорах (Р. Люики и Дж. Литтерер), другие вопросы. Над конфликтологическим анализом переговорного процесса в западной литературе работали Дж. Шелленберг, У Хоккер, У Мастенбрук, У Линкольн. В рамках менеджмента (например, Р Люики, Дж. Литтерер), управления организационным поведением (например, Г. Тоси, Дж. Риццо, Ст. Кэрролл), организационного поведения (например, Фр. Лютанс).
В России за последнее десятилетие увидел свет ряд монографий по медиации и был защищен ряд диссертаций по различным аспектам медиации. Общие вопросы переговоров с участием посредника затрагивались в трудах таких авторов, как: О.В. Аллахвердова и А.Д. Карпенко, А.А. Елисеева, Е.Н. Ивановой, С.А. Курочкина, В.В. Лисицына, Г. Пуна, А.А. Соловьева, Ц.А. Шамликашвили, В.Ф. Яковлева.
В исследовательской литературе предложены различные подходы к характеристике переговорного процесса. Так, Р Фишер и У. Юри рассматривают переговоры как "факт нашей повседневной жизни", как "общение с целью достижения совместного решения". Сходная точка зрения выражена У. Мастенбруком, который рассматривает переговорный процесс не просто как "технологию", применяемую на формальных переговорах, а как "тип поведения", используемый ежедневно; как элемент любой встречи и дискуссии. А. Стросс понимает переговоры не как процессы, протекающие между отдельными лицами или группами, а как фундаментальный процесс, оказывающий существенное влияние на изменение и развитие общественной жизни (такой подход называют "negotiated order"- порядок, устанавливаемый переговорами). Согласно Уильяму Ф. Линкольну, процесс переговоров с позиции сотрудничества распадается на три процесса: адекватная коммуникация, эффективное просвещение и ответственное использование власти.
В отечественной юридической науке имеется ряд исследований по вопросам применения примирительных процедур, в том числе медиации, в арбитражном процессе (И.Ю. Захарьящева, Ю.С. Колясникова, М.Е. Медникова).
Необходимо отметить, что работы указных авторов рассматривают не все аспекты переговорного процесса как способа разрешения конфликтов в сфере бизнеса.
В настоящей работе переговоры изучаются как комплексное явление, и основной целью работы является формирование целостной концепции переговорного процесса как инструмента разрешения бизнес-конфликтов.
Настоящая выпускная квалификационная работа является комплексным исследованием, посвященным проблемам применения переговоров для разрешения коммерческих споров.
Объектом исследования является переговорный процесс.
Предметом исследования является переговорный процесс как способ разрешения бизнес-конфликтов.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении переговорного процесса как ресурса в бизнесе, как инструмента достижения соглашения и выявление готовности использования переговорного процесса как способа разрешения конфликтов в бизнесе.
Для достижения указанной цели автором были решены следующие задачи:
• Определить основные теоретико-методологические основы понятий «Переговорный процесс» и «Медиация»;
• Определить теоретические подходы определения понятия «Бизнес- конфликт»;
• Рассмотреть разрешение конфликта и другие формы работы с конфликтом;
• Определить возможности и ограничения переговорного процесса;
• Рассмотреть медиацию как особый вид переговоров;
• Проанализировать использование переговорного процесса как способа разрешения бизнес-конфликтов.
Методология исследования. В процессе работы над выпускной квалификационной работой применялись общенаучные (диалектический метод, системный метод, анализ, синтез, классификация, сравнение и аналогия) и частно-научные (сравнительно-правовой, исторический, нормативно-логический и другие) методы познания.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили отечественные труды В.О. Аболонина, О.В.Авимской, О.В. Аллахвердовой, А.Я. Анцупова, Т.М. Гамзатова, Д.Л. Давыденко, Е.Н. Ивановой, А.Д. Карпенко, А.Ю. Коннова, В.В. Лисицына, Ю.В. Лукина, Е.В. Мещеряковой, В.В.Румыниной, Н.В. Самсоновой, Г.В. Севастьянова, А.И. Шипилова. И зарубежные работы Р Фишер, У. Юри, У. Мастенбрук, УЛинкольн, С.Фишер, Д.Абди, Л.Козер, Д.Ричбелл, Д.Дэн, Х.Килманн, У Кеннет, И.Галтунг, Р.Хизрич и другие.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, заключения, двух глав, шести параграфов,
Факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Таким образом, можно понять, что проблема разрешения конфликтов очень актуальна для эффективной работы организации, и переговорный процесс, в данном случае требует более детального изучения.
На сегодняшний день не существует единого органа, занимающегося разрешением коммерческих споров, поэтому стороны вынуждены нередко обращаться за защитой своих прав в государственные суды.
На значимость развития и совершенствования практики применения медиации, как особого вида переговорного процесса, для разрешения коммерческих споров указывалось в документах Комиссии Организации Объединенных Наций, в рекомендациях Комитета Министров Совета Европы, а также в ряде документов Европейского Союза.
Однако, несмотря на существенные преимущества переговорного процесса для разрешения коммерческих споров перед судебным процессом, в данной сфере существует также ряд дискуссионных проблем.
Отсутствие научно - обоснованной концепции применения переговорного процесса для разрешения коммерческих споров и несоответствие степени изученно сти темы ее практическому и теоретическому значению, проведение комплексного анализа переговорного процесса как одного из способов альтернативного разрешения коммерческих споров является необходимым и обоснованным.
Степень разработанности темы исследования. Сама проблема переговоров в качестве теоретической была поставлена западными исследователями. Ими были рассмотрены такие аспекты переговорного процесса как: история формирования переговорного процесса, роль личности в переговорах (Р. Люики и Дж. Литтерер), этический аспект переговоров (Р Люики и Дж. Литтерер, Г. Райффа), проблема принятия решений (Г. Райффа), роль власти на переговорах (Р. Люики и Дж. Литтерер), другие вопросы. Над конфликтологическим анализом переговорного процесса в западной литературе работали Дж. Шелленберг, У Хоккер, У Мастенбрук, У Линкольн. В рамках менеджмента (например, Р Люики, Дж. Литтерер), управления организационным поведением (например, Г. Тоси, Дж. Риццо, Ст. Кэрролл), организационного поведения (например, Фр. Лютанс).
В России за последнее десятилетие увидел свет ряд монографий по медиации и был защищен ряд диссертаций по различным аспектам медиации. Общие вопросы переговоров с участием посредника затрагивались в трудах таких авторов, как: О.В. Аллахвердова и А.Д. Карпенко, А.А. Елисеева, Е.Н. Ивановой, С.А. Курочкина, В.В. Лисицына, Г. Пуна, А.А. Соловьева, Ц.А. Шамликашвили, В.Ф. Яковлева.
В исследовательской литературе предложены различные подходы к характеристике переговорного процесса. Так, Р Фишер и У. Юри рассматривают переговоры как "факт нашей повседневной жизни", как "общение с целью достижения совместного решения". Сходная точка зрения выражена У. Мастенбруком, который рассматривает переговорный процесс не просто как "технологию", применяемую на формальных переговорах, а как "тип поведения", используемый ежедневно; как элемент любой встречи и дискуссии. А. Стросс понимает переговоры не как процессы, протекающие между отдельными лицами или группами, а как фундаментальный процесс, оказывающий существенное влияние на изменение и развитие общественной жизни (такой подход называют "negotiated order"- порядок, устанавливаемый переговорами). Согласно Уильяму Ф. Линкольну, процесс переговоров с позиции сотрудничества распадается на три процесса: адекватная коммуникация, эффективное просвещение и ответственное использование власти.
В отечественной юридической науке имеется ряд исследований по вопросам применения примирительных процедур, в том числе медиации, в арбитражном процессе (И.Ю. Захарьящева, Ю.С. Колясникова, М.Е. Медникова).
Необходимо отметить, что работы указных авторов рассматривают не все аспекты переговорного процесса как способа разрешения конфликтов в сфере бизнеса.
В настоящей работе переговоры изучаются как комплексное явление, и основной целью работы является формирование целостной концепции переговорного процесса как инструмента разрешения бизнес-конфликтов.
Настоящая выпускная квалификационная работа является комплексным исследованием, посвященным проблемам применения переговоров для разрешения коммерческих споров.
Объектом исследования является переговорный процесс.
Предметом исследования является переговорный процесс как способ разрешения бизнес-конфликтов.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении переговорного процесса как ресурса в бизнесе, как инструмента достижения соглашения и выявление готовности использования переговорного процесса как способа разрешения конфликтов в бизнесе.
Для достижения указанной цели автором были решены следующие задачи:
• Определить основные теоретико-методологические основы понятий «Переговорный процесс» и «Медиация»;
• Определить теоретические подходы определения понятия «Бизнес- конфликт»;
• Рассмотреть разрешение конфликта и другие формы работы с конфликтом;
• Определить возможности и ограничения переговорного процесса;
• Рассмотреть медиацию как особый вид переговоров;
• Проанализировать использование переговорного процесса как способа разрешения бизнес-конфликтов.
Методология исследования. В процессе работы над выпускной квалификационной работой применялись общенаучные (диалектический метод, системный метод, анализ, синтез, классификация, сравнение и аналогия) и частно-научные (сравнительно-правовой, исторический, нормативно-логический и другие) методы познания.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили отечественные труды В.О. Аболонина, О.В.Авимской, О.В. Аллахвердовой, А.Я. Анцупова, Т.М. Гамзатова, Д.Л. Давыденко, Е.Н. Ивановой, А.Д. Карпенко, А.Ю. Коннова, В.В. Лисицына, Ю.В. Лукина, Е.В. Мещеряковой, В.В.Румыниной, Н.В. Самсоновой, Г.В. Севастьянова, А.И. Шипилова. И зарубежные работы Р Фишер, У. Юри, У. Мастенбрук, УЛинкольн, С.Фишер, Д.Абди, Л.Козер, Д.Ричбелл, Д.Дэн, Х.Килманн, У Кеннет, И.Галтунг, Р.Хизрич и другие.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, заключения, двух глав, шести параграфов,
В результате написания выпускной квалификационной работы поставленная цель достигнута за счет выполнения поставленных задач.
В данной работе рассмотрены необходимые вопросы для анализа использования и готовности использования переговорного процесса в бизнесе как способа разрешения конфликтов.
Переговорный процесс - это процесс адекватной коммуникации, эффективного просвещения и ответственного использования власти с целью взаимной выработки, обмен и выполнения определенных обещаний, которые приводят к реалистичным и прочным соглашениям.
Существуют различные классификации переговорного процесса, а именно по сферам применения, по целям сторон, по стратегиям ведения и другие.
Переговоры, как достаточно объемный процесс, включают целый ряд этапов, начиная с подготовки переговоров, заканчивая их завершением.
Одним из особых видов переговоров является медиация. Медиация - это процесс переговоров, в котором посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих (всех) сторон соглашению, в результате выполнения которого конфликт между сторонами будет урегулирован.
Рассматривая переговорный процесс в бизнес среде, представилось необходимым определить понятие бизнес-конфликта, исходя из определения понятий «бизнес» и «конфликт».
Бизнес-конфликты — это конфликтные ситуации в организациях, в экономической и социальной сферах социума, связанные с управлением, производством, потреблением, сбытом товаров и услуг, с собственностью, налогами, зарплатой и другими вопросами социально-экономической деятельности.
Благодаря рассмотрению форм работы с конфликтом удало сь выделить следующее определение понятия «разрешение конфликта». Разрешение конфликта - прекращение конфликта в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей стороны и достижения соглашения об относительно наилучших способах удовлетворения их интересов.
Существует ряд факторов, влияющих на ход переговоров. Основополагающим фактором является фактор взаимодействия сторон. При отсутствии взаимодействия переговоры с ориентацией на сотрудничество невозможны.
Переговорный процесс демонстрирует ряд возможностей для участников конфликта, такие как взаимовыгодное решение, экономия времени и средств, сохранение репутации и другие.
Большинство трудностей, возникающих в ходе переговорного процесса, связано с некомпетентностью участников конфликта относительно знаний и навыков в переговорах.
Не на каждом этапе конфликта возможен переговорный процесс. На некоторых этапах конструктивным способ разрешения является медиация как особый вид переговоров с участием посредника. Участие посредника в переговорном процессе целесообразно в случаях, когда конфликтующие стороны проявляют готовность к совместному поиску решения проблемы, но не могут найти точек соприкосновения; когда непосредственное общение участников конфликта серьезно осложнено или прекращено и другие.
В ходе исследования было выявлено, что наиболее часто используемым способами разрешения бизнес-конфликтов являются административный способ, судебный процесс. Переговоры используются как способ установления сотрудничества с другими организациями.
Выявилось различие во мнениях об использовании переговоров среди таких экспертов как бизнес - консультанты и юристы в сфере предпринимательства. Не смотря на это, эксперты оценивают готовность использования переговорного процесса как способа разрешения конфликтов до статочно высоко, это обусловлено установкой переговоров на сотрудничество и широким спектром их возможностей, таких как: взаимовыгодное решение, конфиденциальность процесса, экономия времени и средств, сохранение репутации. Также экспертами была отмечена необходимость проведения циклов обучения по данной тематике.
В данной работе рассмотрены необходимые вопросы для анализа использования и готовности использования переговорного процесса в бизнесе как способа разрешения конфликтов.
Переговорный процесс - это процесс адекватной коммуникации, эффективного просвещения и ответственного использования власти с целью взаимной выработки, обмен и выполнения определенных обещаний, которые приводят к реалистичным и прочным соглашениям.
Существуют различные классификации переговорного процесса, а именно по сферам применения, по целям сторон, по стратегиям ведения и другие.
Переговоры, как достаточно объемный процесс, включают целый ряд этапов, начиная с подготовки переговоров, заканчивая их завершением.
Одним из особых видов переговоров является медиация. Медиация - это процесс переговоров, в котором посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих (всех) сторон соглашению, в результате выполнения которого конфликт между сторонами будет урегулирован.
Рассматривая переговорный процесс в бизнес среде, представилось необходимым определить понятие бизнес-конфликта, исходя из определения понятий «бизнес» и «конфликт».
Бизнес-конфликты — это конфликтные ситуации в организациях, в экономической и социальной сферах социума, связанные с управлением, производством, потреблением, сбытом товаров и услуг, с собственностью, налогами, зарплатой и другими вопросами социально-экономической деятельности.
Благодаря рассмотрению форм работы с конфликтом удало сь выделить следующее определение понятия «разрешение конфликта». Разрешение конфликта - прекращение конфликта в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей стороны и достижения соглашения об относительно наилучших способах удовлетворения их интересов.
Существует ряд факторов, влияющих на ход переговоров. Основополагающим фактором является фактор взаимодействия сторон. При отсутствии взаимодействия переговоры с ориентацией на сотрудничество невозможны.
Переговорный процесс демонстрирует ряд возможностей для участников конфликта, такие как взаимовыгодное решение, экономия времени и средств, сохранение репутации и другие.
Большинство трудностей, возникающих в ходе переговорного процесса, связано с некомпетентностью участников конфликта относительно знаний и навыков в переговорах.
Не на каждом этапе конфликта возможен переговорный процесс. На некоторых этапах конструктивным способ разрешения является медиация как особый вид переговоров с участием посредника. Участие посредника в переговорном процессе целесообразно в случаях, когда конфликтующие стороны проявляют готовность к совместному поиску решения проблемы, но не могут найти точек соприкосновения; когда непосредственное общение участников конфликта серьезно осложнено или прекращено и другие.
В ходе исследования было выявлено, что наиболее часто используемым способами разрешения бизнес-конфликтов являются административный способ, судебный процесс. Переговоры используются как способ установления сотрудничества с другими организациями.
Выявилось различие во мнениях об использовании переговоров среди таких экспертов как бизнес - консультанты и юристы в сфере предпринимательства. Не смотря на это, эксперты оценивают готовность использования переговорного процесса как способа разрешения конфликтов до статочно высоко, это обусловлено установкой переговоров на сотрудничество и широким спектром их возможностей, таких как: взаимовыгодное решение, конфиденциальность процесса, экономия времени и средств, сохранение репутации. Также экспертами была отмечена необходимость проведения циклов обучения по данной тематике.
Подобные работы
- ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ БИЗНЕС-КОНФЛИКТОВ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Роль переговорного процесса в организационном конфликт-менеджменте (в сфере ИТ рекрутинга)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИАЦИИ (ПОСРЕДНИЧЕСТВА)
ПО РОССИЙСКОМУ И ЗАРУБЕЖНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Медиация как форма разрешения предпринимательских споров в России и за рубежом
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Переговоры как способ управления организационным конфликтом (на примере муниципального учреждения)
Бакалаврская работа, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ МЕДИАТОРА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДОСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ГРАЖДАНСКОМ
ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Околопереговорный процесс, как фактор управления переговорами
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017



