Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №68428

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
328
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования
информационной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения 9
1.1. Характеристика понятия «информационная грамотность» в
современных педагогических исследованиях 9
1.2. Требования современных программ по литературному чтению
к формированию информационной грамотности младших школьников 17
1.3. Методические приёмы формирования информационной
грамотности младших школьников на уроках литературного чтения 26
Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы по формированию информационной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения 34
2.1. Уровни сформированности информационной грамотности
младших школьников на начальном этапе исследования 34
2.2. Реализация педагогических условий по формированию
информационной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения

Принятие нового Федерального образовательного стандарта начального
общего образования, а также перемены в современном обществе требуют усовершенствования образовательного пространства, определения новых целей
образования. Исходя из этого, в условиях модернизации общего начального
образования приоритетной целью современной концепции становится формирование и развитие личности, способной и готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром.
Поэтому основными задачами начального общего образования является
формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие
познавательных интересов школьников и их готовности к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную ответственность и самостоятельность.
В данной ситуации важным становится наличие у личности достаточного уровня информационной грамотности, которая, с одной стороны, формируется и развивается в повседневной деятельности школьника под влиянием
усвоения бытовых знаний и умений, информации, средств массовой коммуникации, а с другой стороны, этот процесс должен организовываться, структурироваться и направляться системами обучения и воспитания и, следовательно,
должен быть непрерывным и последовательным.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной
культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей ребенка, формирование содержательных
обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
На всех учебных предметах в начальной школе в настоящее время уделяется достаточное внимание формированию учебных умений работать с информацией, что связано с увеличением ежедневного объёма информации
в мире в целом. Это повлекло за собой пересмотр ценностей в образовании.4
Результатом получения большого количества информации их самых разных
областей является необходимость формирования навыков поиска необходимой информации, умения изучать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, хранить, анализировать и преобразовывать её,
критически оценивать, сопоставляя её с информацией из других источников и
жизненным опытом, а также уметь рационально передавать данную информацию другим людям.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что требования общества и то новое, что сопровождает нас в современном мире (новые
модели и способы действий и инновационные технологии) предусматривают
формирование «новой грамотности», т.е. способности находить информацию
и пользоваться ею в своих целях. В настоящее время учение рассматривается
как информационный процесс. В связи с этим перед педагогами ставится вопрос о целенаправленном развитии способностей обучающихся к работе с разными источниками информации, т.е. о развитии информационной грамотности школьников.
В начальном образовании наряду с усвоением учащимися элементарных
умений и навыков по основным учебным предметам учителю необходимо позаботиться об обучении детей рациональным, т.е. экономным по затрате сил и
времени, приёмам работы с информацией.
Только при таком условии можно добиться выполнения требований
ФГОС НОО: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией» (Федеральный …., 2018).
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной грамотности учащихся
как составляющей информационной культуры личности. Под информационной грамотностью понимается набор компетенций, необходимых для получения, понимания, генерирования, оценки, адаптации, хранения и представления
информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.5
Проведённый анализ философской, психолого-педагогической, методической и учебной литературы позволил констатировать, что различные аспекты формирования информационной культуры личности рассматривались
исследователями Н.И. Гендиной, А.А. Журиным, К.К. Колиным, М.П. Лапчиком, Н.В. Макаровой, А.В. Могилевым, Л.П. Тряпициной, Е.К. Хеннером, С.Б.
Цымбаленко, М.С. Чвановой, А.Н. Шляго, А.В. Шариковым, А.В. Щегловой,
Е.А. Якушиной, однако вопросы формирования информационной грамотности младшего школьника изучены в гораздо меньшей степени. Здесь можно
отметить работы Т.П. Бокучава, АВ. Горячева, Н.Л. Королевой, М.А. Плаксина, Ю.А. Лервина, Т.А. Рупченко, О.Л. Русаковой, А.Л. Семенова, С.Н. Тур.
Современному школьнику требуются специальные поисковые знания.
Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебном
процессе присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в
школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать,
фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер.
Очевидно, что наибольшими образовательными возможностями для решения указанной проблемы обладает школьный предмет «Литературное чтение» за счёт его существенной ориентации на формирование у обучающихся
представлений об окружающем мире как об информационном пространстве и
возможностях ребенка самостоятельно добывать необходимую информацию,
т.е. развивать и формировать информационную грамотность.
Среди современных программных требований по литературному чтению предусматривается формирование умений работать с информацией. Однако, к сожалению, такие требования представлены только в образовательной
программе «Начальная школа XXI века».
В наши дни не все учителя начальных классов в полном объёме осознают важность и необходимость полноценной организации такой работы на6
уроках литературного чтения, несмотря на то, что определен перечень информационных умений при работе с информацией. Таким образом, анализ теоретического и эмпирического материла, изучение и обобщение передового педагогического опыта по формированию информационной грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения показали противоречивость
и сложность взглядов на содержание и методику подготовки детей младшего
школьного возраста и позволили сделать вывод, что вопрос включения различных форм и методов работы в начальную школу в контексте формирования
информационной грамотности личности еще недостаточно разработаны.
В связи с установленным противоречием, имеющим место в школьной
практике, нами была определена следующая тема выпускной квалификационной работы: «Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из актуальных задач современной начальной школы является
формирование информационной грамотности младшего школьника. Проведённое нами исследование выявило, что учителя начальных классов уделяют
недостаточное внимание формированию информационных умений учащихся,
что противоречит одной из главных задач предмета «Литературное чтение».
Изучение теории исследуемого вопроса позволило нам охарактеризовать
и разграничить понятия «информационная культура», «информационная грамотность» и «информационные умения», опираясь на работы С.Г. Антоновой,
Н.И. Гендиной, Н.Б. Зиновьевой, Т.Е. Соколовой, Д.В. Татьянченко, а также
требования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Нами была проанализирована методическая, психолого-педагогическая
литература, посвященная проблемам формирования информационной грамотности. Были изучены системообразующие понятия «информационная грамотность», «информационная культура», «информационные умения».
В ходе теоретического анализа программных требований по литературному чтению («Начальная школа XXI века») нами был установлен перечень
конкретных информационных умений, которые необходимо формировать на
уроках литературного чтения, для развития высокого уровня информационной
грамотности младших школьников.
В начальной школе закладывается фундамент информационной грамотности личности. Однако результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что высокий уровень сформированности информационной грамотности наблюдается лишь у 35% учащихся. Средний уровень развития информационных умений показали 46% младших школьников. Остальные учащиеся
(19%) продемонстрировали низкий уровень развития информационной грамотности.54
Данные результаты объясняются тем, что умение работать с информацией является сложным процессом, который включают целый ряд умений таких как: умение понимать информацию, данную в тексте, и использовать эту
информацию при ответе на вопрос; умение ориентироваться в тексте (находить информацию о фактах, героях, событиях); умение выделять главную и
дополнительную информацию; умение оформлять информацию в виде моделей и схем; умение понимать информацию, данную в тексте, и оформлять её в
виде таблицы; умение ориентироваться в соответствующих словарях и справочниках.
Для формирования информационных умений мы использовали на уроках литературного чтения материал, который постоянно и планомерно ставил
бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но
и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Такие задания были разработаны с
опорой на методические рекомендации Л.А. Ефросининой и использованы в
ходе педагогического эксперимента по проблеме исследования.
В ходе формирующего этапа были апробированы и подтверждены педагогические условия, выдвинутые в гипотезе. Однако проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшей разработки исследуемой проблемы мы видим в определении
основных направлений в формировании информационных умений младших
школьников в процессе нашей собственной профессиональной деятельности в
качестве учителя начальных классов.



1. Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация: (Философские очерки) / Ю.Ф. Абрамов. - Иркутск: Изд-во Иркутск, 1998. - 318 с.
2. Антонова С.Г. Информационное мировоззрение. К вопросу о сущности определения понятия // Проблемы информатизации культуры: Сб. статей. Вып. 3. / С.Г. Антонова. - М., 1996. - С .23-28.
3. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., пере- раб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
4. Ванцян А.Г. Чтение и работа с информацией средствами учебно-методиче¬ского комплекса системы Л.В. Занкова / А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Пет¬рова, А.Ю. Плотникова, С.Г. Яковлева // Начальная школа. - 2011. - №5. - С. 24-30.
5. Виноградова Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова. - М.: Дрофа, 2010. - 126 с.
6. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся / А.Б. Воронцов // Начальная школа. - 1999. - №7. - С.56-58.
7. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы / М.П. Воюшина. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. -
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 2007. - 378 с.
9. Г ендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библио¬теках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие / Н.И. Ген¬дина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова.- 2-е издании, перераб.
- М.: Школьная б-ка, 2003. - 34 с.
10. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры лично¬сти: опыт разработки и реализации / Н.И. Гендина // Открытое образование.
- 2005. - №6. - С.74-82
11. Данильчук Е.В. Методическая система формирования информационной си¬стемы будущего педагога. Автореф. дис. д-ра пед. наук / Елена Валерьевна Данильчук. - М., 2003. - 174 с.
12. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Н.С. Егорова // Начальная школа. - 1998. - № 9. - С.11-16.
13. Ефросинина Л.А. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 3-е изд., дораб. и доп. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана- Граф, 2016. - 271 с.
14. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: тетрадь для контрольных работ учащихся общеобразовательных организаций / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2016. - С.25-28.
15. Жукова Н.С. Формирование устной речи / Н.С. Жукова. - М., 1994. -
16. Журова Л.Е. Беседы с учителем: Методика обучения: 1-3 класс общеобразо¬вательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 384 с.
17.Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности / Н.Б. Зиновьева. - Краснодар, 1996. - 136 с.
18. Информационная грамотность: международные перспективы / Под ред. Х. Лау - М.: МЦБС, 2010 - 26 с.
19. Каймин В.А. Курс информатики: состояние, методика и перспективы // Ин¬форматика и образование / В.А. Каймин // Начальная школа. - 1990. - № 6. - С.26-31.
20. Кинелев В.Г. Образование в информационном обществе XXI века / Матери¬алы VII Конференции министров образования государств-участников СНГ / В.Г. Кинелев. - Алматы, 2002. - С.35-42.
21. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы / М.В. Бойкина, Л.Ф. Климанова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2014. - 128 с.
22. Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах / З.Д. Кочаровская // Начальная школа. - 1981. - №5. - С.18-22.
23. Лутошкина В. Н. Формирование читательской грамотности младших школь¬ников: учебно-методическое пособие / В. Н. Лутошкина, Е. Н. Плеханова ; под общ. Ред. С. В. Буланкова. - Красноярск: КК ИПК ППРО, 2012. - 66 с
24. Матросов В.Л. Интенсивные педагогические информационные технологии. Организация процессов обучения / В.Л. Матросов, В.А. Трайнев, И.В. Трай- нев. - М., 2000. - 354 с.
25. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) / Е.А. Медведева // Социс. - 1994. - №11. - С. 23-27.
26. Минкина В.А. Информационная культура и способность рефлексии / В.А. Минкина // Высшее образование в России. - М., 1995. - № 4. - С.27-32.
27. Михалков С.В. Учись читать / С.В. Михалков // Начальная школа. - 2003. - №3. - С. 24-27.
28. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. - М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
29. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Мето¬дическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. - М.: АРКТИ, 2000. - 160 с.
30. Поварнин С.И. Читательские умения младших школьников / С.И. Поварнин. - М.: Просвещение, 2000. - 271 с.
31. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2010. - С.287.
32. Пинская М.А. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? // Вопросы образования, 2009. - № 2. - С.87-108.
33. Романовская 3. И. Чтение и развитие младших школьников / З.И. Романов¬ская. - М.: Просвещение, 1984. - 129 с.
34. Рудный Г.С. Информационная культура младших школьников / Г.С. Руд-ный // Коллеги - педагогический журнал Казахстана, 2014 [Электронный ре¬сурс] режим доступа: http://collegv.ucoz.ru/publ/49-1-0-5720 (Дата обращения 17.02.2018)
35. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьни¬ков / А.И. Савенков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - 208 с.
36. Савина С. В. Чтение в начальной школе / С.В. Савина. - Волгоград: Учитель, 2002. - 115 с.
37. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (ру¬ководитель проекта - член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 176 с.
38. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
39. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информа-тики / Э.П. Семенюк // НТИ. - 1994. - №1. - С.1 -8.
40. Соколова Т.Е. Комплексное использование источников информации на уро¬ках в начальной школе / Т.Е. Соколова. - Самара.: Учебная литература: Фе¬доров, 2008. - 96 с.
41. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педаго¬гическая проблема: Учебно-методическое пособие / Т.Е. Соколова. - Мур¬манск: МОИПКРО, 2004. - 27 с.
42. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника / Т.Е. Соко¬лова. - Самара: Учебная литература, 2010. - 145 с.
43. Татьянченко Д.В. Общеучебные умения как объект управления образова-тельным процессом / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков //Завуч. - 2000. - №7. - С.15-18.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального об¬щего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации 6-е изд., пе¬реработанное. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
45. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2000. - 519 с.
46. Харчевникова Е.Л. Педагогические условия использования книги как сред¬ства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. канд. пед. наук. / Е.Л. Харчевникова. - Владимир, 1999. - 172 с.
47. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности: Материалы к обсужде-нию / Г.А. Цукерман. - Москва: РАО, 2010. - 67 с.
48.Черкашина Т.И. Формирование информационной культуры младших школь¬ников через использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, 2013 [Электронный ресурс] режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika/2013/01/13/statya-formirovanie- informatsionnoy-kultury-u-mladshikh (Дата обращения 10.02.2018)
49.Чмель О.В. Литературное образование как фактор читательского развития младших школьников: 13.00.02/ Чмель Ольга Владимировна. - СПб., 1996. - 230 с.
50.Эльконин Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
51. Юнусова Г.В. Формирование информационной грамотности школьников / Г.В. Юнусова. - М., 2016. - 129 с.
52. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педаго-гика, 1999. - 174 с.
53. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в школе / И.С. Яки¬манская. - М.: Педагогика, 1996. - 235 с.
54. Ямалдинова Н.Р. Предпосылки формирования информационной грамотно¬сти личности / Н.Р. Ямалдинова. - М., 2015. - 189 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ