Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников в процессе кружковых занятий по технологии 10
1.1. Сущность и содержание развития познавательной активности
личности 10
1.2. Возрастные особенности развития познавательной активности
младших школьников 19
1.3. Кружковая деятельность по технологии как средство развития
познавательной активности младших школьников 26
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников в процессе кружковых
занятий по технологии 40
2.1. Диагностика развития познавательной активности
младших школьников 40
2.2. Методика развития познавательной активности
младших школьников в процессе кружковых занятий
по технологии 47
2.3. Динамика развития познавательной активности
младших школьников 59
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложение
Вопросы развития познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться? Каждая эпоха предлагала свои пути решения. Наше время - это время перемен. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) личность становится главным элементом педагогического процесса, основой обучения. Большое внимание уделяется развитию познавательной активности младших школьников, его творческих способностей, интереса к обучению (ФГОС, 2011, 4).
Познавательная активность - это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе (Сальникова, 2007, 65).
Особое внимание уделяется проблеме развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста, т.к. степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности.
Идея развития познавательной активности, познавательных способностей детей как залога успешности обучения были заложены в глубокой древности и анализировались великими мыслителями, такими как Аристотель, Сократ. Дальнейшее развитие проблема получила в работах
А. Дистервега, П.Ф. Каптерева, Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского. Также проблеме развития познавательной активности младших школьников посвящены труды многих ученых - педагогов Л.М. Аристовой, П.Я. Гальперина, М.А. Данилова, П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, и др.
В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (Д.С. Годовикова, Т.М. Землянухина,
В.П. Зинченко, М.В. Кардакова, Е.В. Коротаева, Н.Ф. Талызина). Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Ю.М. Колягиным, А.М. Пышкало, Л.П. Стойловой, Д.Б. Элькониными др.
Для индивидуально-личностного развития каждого ребенка, формирования его познавательной активности нужно дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. Такой формой обучения, которая может выполнить данные условия и реализовать требования ФГОС НОО в полной мере стала внеурочная деятельность.
По мнению Д.В. Григорьева, внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, познавательной активности, формирования универсальных учебных действий (Григорьев, 2011).
Среди занятий внеурочной деятельности особенно выделяются занятии по технологии, играющие значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования - развитии познавательной активности, формировании творческой личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств младших школьников.
Именно на занятиях внеурочной деятельности по технологии можно: активно развивать личностные качества и способности школьников; повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся; усилить уверенность учащихся в собственных силах (в ходе работы над проектом обеспечивается максимальная самостоятельность учащихся от идеи до ее воплощения); включить в процесс обучения учащихся их родных и близких (помощь в поиске информации, разработке, оценке объектов проектирования).
Основной особенностью кружковых занятий по технологии в начальной школе является проблемное обучение и исследовательская деятельность. В условиях реализации проблемного обучения и исследовательской деятельности лежит развитие умений младших школьников самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, т.е. развиваются все стороны личности школьника, но особое место занимает развитие познавательной активности.
Несмотря на увеличение количества исследований в области развития познавательной активности младших школьников, практика показывает, что не до конца исследованными остаются вопросы отбора содержания обучения в начальной школе, способствующего развитию познавательной активности, а также не достаточно разработаны методические аспекты становления данного свойства личности.
Перечисленные обстоятельства позволяют сформулировать противоречие: между потребностями школьной практики в методическом обеспечении, то есть в инструментах и способах повышения эффективности процесса развития познавательной активности младших школьников и отсутствием конкретных методов, приемов и средств развития данного свойства личности.
В связи с этим определилась проблема нашего исследования: каковы педагогические условия развития познавательной активности младших школьников в процессе кружковых занятий по технологии.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на кружковых занятиях по технологии.
Гипотеза: процесс развития познавательной активности младших школьников на кружковых занятиях по технологии будет эффективным если:
- используется система методов и приёмов для совершенствования инициативности и творчества младших школьников;
- в классе создается атмосфера, обеспечивающая положительный эмоциональный фон и развитие познавательного интереса младших школьников.
В соответствии с проблемой и выбранной гипотезой определяются задачи исследования:
1. Изучить состояния проблемы развития познавательной активности младших школьников в теоретической литературе.
2. Раскрыть сущность понятий «познавательная активность», «внеурочная деятельность».
3. Выявить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на кружковых занятиях по технологии.
4. Экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий развития познавательной активности младших школьников на кружковых занятиях по технологии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анкетирование; педагогическое наблюдение, оценка результатов деятельности обучающихся; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи и положения о познавательной активности личности, которые отражены в работах (В.А. Авериной, А. Л. Леонтьева, Е.В. Коротаевой, Н.В. Кухарева, А.М. Матюшкина, В.Т. Осиповой, В.А. Крутецкой и др.); общей теории познавательной активности (Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой и др.); теории познавательного интереса как мотива познавательной деятельности (Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Ф. Добрынина, Н.Г. Морозова и др.); теории развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста (К. Бюлер, Л.С. Выготский, Ф. Гудинаф, А.В. Запорожец, А.М. Прихожан,
С.Л. Рубинштейн); теории личностно-деятельностного подхода (Э.Ф.Зеер, И.А. Зимняя, В.В.Краевский, В.Д.Семенов и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и апробированы система методов и приемов развития познавательной активности младших в процессе кружковых занятиях по технологии; выводы исследования и рекомендации по развитию у младших школьников познавательного интереса и положительных эмоций служат совершенствованию образовательного процесса в начальной школе.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района, Белгородской области 4 класс, учитель - Юдина Л.А.
Этапы исследования:
I этап - (2015 г.) - теоретико-аналитический: изучение научной литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
II этап - (2015-2016 гг.) - экспериментальный: констатирующий эксперимент - изучение опыта работы педагогического коллектива, подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий эксперимент - обоснование гипотезы исследования.
III этап - (2016-2017 гг.) - заключительный: анализ результатов исследования, обобщение полученных результатов, формулирование выводов исследования, оформление магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МОУ «Курасовская СОШ» Ивнянского района, Белгородской области. Основные положения исследования были представлены в виде докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 2015 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы в современном педагогическом образовании» (г. Калуга, 2015 г.), на второй Международной научно¬практической заочной конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (г. Белгород, 2016 г.), на II Международной научно¬практической конференции «Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства» (г. Белгород, 2017 г), Х Международной научно-практической конференции «Развитие современного образования: теория, методика и практика» (г. Чебоксары, 2017 г), на международной научно-практической конференции «Наука и инновации в современных условиях» (г. Уфа, 2017 г).
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы развития познавательной активности младших школьников в процессе кружковых занятий по технологии: сущность и содержание познавательной активности личности; особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте; внеурочная деятельность по технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.
Во второй главе описаны организация и проведение экспериментальной работы, указаны используемые методы развития познавательной активности младших школьников, диагностические методики, а также проанализированы полученные результаты.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
Проведенное исследование показало, что проблема развития познавательной активности младших школьников на кружковых занятиях по технологии весьма актуальна. В современной педагогике внеурочная деятельность является самым значимым фактором развития познавательной активности, способствующий становлению основных психических и личностных новообразований, приобретению социокультурного опыта, формированию человека в качестве субъекта разносторонней деятельности, познания и общения.
Анализ теоретической литературы о познавательной активности младшего школьника показал, что для кружковых занятиях по технологии в качестве системообразующих факторов выделяются следующие компоненты познавательной активности: познавательный интерес, эмоциональное состояние личности, организованность, внимательность, любознательность, инициативность и творческое мышление.Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества.
Нами было выявлено, что важной задачей учителя - всячески содействовать развитию познавательной активности каждого ученика. Нужно не только побудить любопытство к исследуемому материалу, но и добиваться того, чтоб оно превратилась в любознательность, а затем приобрело бы характер настоящего познавательного интереса, стремления к раскрытию сущности исследуемых явлений, причинно-следственных связей и закономерности.
Проведенная нами экспериментальная работа позволяет сделать вывод, что высокой эффективностью при формировании познавательной активности обладают исследовательская деятельность, решение проблемных заданий и ситуаций, творческие задания.
Активность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность, инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения - вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе младший школьник, вовлеченный в исследовательскую деятельность и проблемное обучение, которые являются не только увлекательными занятиями, способствующими формированию всесторонне развитой личности, но и развивают познавательную активность на занятиях по технологии.
Важность своевременного формирования познавательных интересов в младшем школьном возрасте убедительно доказана результатами исследований, проведенных с детьми младшего школьного возраста. Вот почему определение и создание педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности у детей, представляются весьма важными: дальнейшее интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов.
Положительная мотивация оказывает непосредственное воздействие на активность познавательной деятельности учащегося. Именно личностно-значимые мотивы определяют отношение школьника к учению, побуждают или, наоборот, тормозят его познавательную активность. Поэтому только положительная мотивация обеспечивает включение ученика в активную познавательную деятельность.
Таким образом, наша гипотеза подтверждена и выбранные нами методы обучения на кружковых занятиях по технологии соответствуют поставленным целям, то есть развитие познавательного интереса и положительные эмоции способствуют эффективному развитию познавательной активности младших школьников.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы развития познавательной активности младших школьников и может быть продолжено.
1. Алексеенко Е.В. Современные требования к занятиям технологии в начальной школе: методические рекомендации / Е.В. Алексеенко. - Изд. 5-е
- Орёл: БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей», 2015. - 104 с.
2. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие / А.С. Белкин. - М.: Проспект, 2006. -290 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович.
- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, 1997. - 352 с.
5. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. - 2005. - № 6. - С. 28-31.
6. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Учебное пособие / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2012. - 170 с.
7. Васильева З.И. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева, И.И. Соколова, Л.П. Нахарова. - М.: Академия, 2011 . - 257 с.
8. Василенко Г.И. Внеклассная работа в школе / Г.И. Василенко, Н.И. Еременко, Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 156 с.
9. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности / Е.Е. Васюкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 18-22.
10. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших
школьников / А.Л. Венгер. - 2-е изд. - М.: Владос, 2006. - 160 с.
11. Вербицкий Г.А. Познавательная активность младших
школьников / Г.А. Вербицкий. - М.:Академия, 2011. - 193 с.
12. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А Ветлугина. - М.: Просвещение, 2009. -156 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Владос, 1991. - 469 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1999. - 384 с.
15. Вяхирева Е.А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения: Учебное пособие / Е.А. Вахирева. - М.: Саратов, 2001. - 23 с.
16. Годовикова Д.С, Землянухина, Т.М. Познавательная активность младших школьников: Учебное пособие /Д.С. Годовикова, М.Т. Землянухина. - М.: Педагогика, 2001. - 144 с.
17. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов - М.: Просвещение 2011. -111 с.
18. Господникова М.К. Исследовательская деятельность в начальной школе / М.К. Господникова. - В.: Учитель, 2008. - 131 с.
19. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М: Просвещение, 2010. - 223 с.
20. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы / Д.В. Григорьев. - М: Просвещение, 2010. - 150 с.
21. Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
22. Григорьев Ю.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» / Ю.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2011. - 225 с.
23. Данилов М.А., Маркова А.Г. Вопросы воспитания и развития познавательной активности у младших школьников в процессе обучения / М.А. Данилов, А.Г. Маркова. - М.: Педагогика. - 1989. - 276 с.
24. Дзанагова P.M. Раскрытие творческих способностей учащихся / Р.М. Дзанагова // Начальная школа. - 2008. - № 6. - С. 46-49.
25. Дмитриев Ю.А. Подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников: технологический аспект/ Ю.А. Дмитриев. - М.: Прометей, 2014. - 178 с.
26. Дубова М.В. Организация исследовательской деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода / М.В. Дубова // Начальная школа: плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 62-68.
27. Дубровина И.В. Способности и характер: Учебное пособие / И.В. Дубровина. - М.: Владос, 2011. - 255 с.
28. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - №3. - с. 15-26.
29. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак-М: Просвещение, 1984. - 152 с.
30. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе/ Т.М. Землянухина // Начальная школа. - 2002. - № 6. -С. 50-53.
31. Иванова Л.К., Тихомирова, С.О. Повышать познавательную активность учащихся / Л.К. Иванова, С.О. Тихомирова // Народное образование. - 1998. - № 3. - С. 38-42.
32. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1994. - 598 с.
33. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование познавательной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Миллер. - М.: Москва. - 2005. - 125 с.
34. Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников / З.И. Калмыкова // Начальная школа.- 2000. - №
6. - С. 14-16.
35. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности /
Е.В. Коротаева// Народное образование. - 2005. - № 10. - С. 16-23.
36. Коротаева Е.В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е.В. Коротаева// Директор школы. - 2000. - № 9. - С. 45-48.
37. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург, 2004. - 178 с.
38. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека/ А.И. Крупнов // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 18-25.
39. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкая. - М.: Просвещение, 2010. -352 с.
40. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции / Б. В. Куприянов // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». -
2012. - №6. - с. 3-7.
41. Лебедев Г.М. Теория и методика воспитания познавательной активности / Г.М. Лебедев, В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. -167 с.
42. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: Учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Москва, 1981. - 551 с.
43. Лисина М.И. Развитие познавательной активности младших школьников: Учебник / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1999. - 128 с.
44. Лозовая В.И. Познавательная активность как педагогическая проблема/ В.И. Лозовая // Начальная школа. - 2009. - №11. - С. 25-31.
45. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1997. - 224 с.
46. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Учебное пособие / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2009. - 180 с.
47. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 26-30.
48. Михайлова Г.А. Методики определения уровня познавательного интереса / Г.А. Михайлова. - Электрон Режим доступа. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaia-shkola/raznoe/2015/04/29/metodiki-opredeleniya- urovnya-poznavatelnogo-interesa, дата обращения к электронному ресурсу: 09.09.2016
49. Кардакова М.В. Активизация познавательной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности // М.В. Кардакова. - Режим доступа. - URL: http://nsportal.ru/user/633799/page/aktivizatsiya- poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov, дата обращения к электронному ресурсу: 21.10.2015
50. Панченко С.И. Методики определения эмоциональных состояний и личностных особенностей учащихся / С.И. Паненко. - Режим доступа. - URL: http://psy.1september.ru/view article.php?ID=200802105, дата обращения к электронному ресурсу: 15.09.2016
51. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: методология поиска/ Н.Ю. Пахомова // Учитель. - 2012. - № 1. -C. 41-45.
52. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это?: из опыта метод.работы / Н.Ю. Пахомова. - Дайджест журнала «Методист». Науч. ред. Э.М. Никишин. - М.: АМК и ПРО, 2014.
53. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Учебное пособие / Ж. Пиаже. - М.: Питер, 1994. - 243 с.
54. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика. - 1980. - 240 с.
55. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: «Академия», 2002. - 272 с.
56. Рубинштейн С.Л. Способности. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Просвещение, 2000. - 357 с.
57. СалангинаН.Я. Применение внеурочной деятельности в совершенствовании подготовки учителей / Н. Я. Салангина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - №2. - С. 50-53
58. Сальникова Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. - М.: Сфера, 2007. - 283 с.
59. Сахаров Л.С. О методах развития познавательной активности понятий / Л.С. Сахаров. - М.: Просвещение, 2003. - 146 с.
60. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В.А. Сластенин; под ред. С.П. Баранова. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2003. - 336 с.
61. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
62. Сельченок К.В. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2003. - 297 с.
63. Ушинский К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский. - М.: Карапуз, 2000. - 255 с.
64. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения: Учебное пособие / Э.И. Унт. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской. Федерации. - 2-е изд. - М., 2011. - 105 с.
66. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / В.Ф. Феоктистова. - Волгоград.: Учитель, 2014. - 142 с.
67. Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2002. - 412 с.
68. Шамова Т.И. Активизация познавательной деятельности школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2001. - 395 с.
69. Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками): Пособие / Н. Е. Щуркова. - М.: Центр гуманитарной литературы, 2014. - 186 с.
70. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2004. - 409 с.
71. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов школьников / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2003. - 274 с.