Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА

Работа №68386

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
299
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА
1.1. Сущность понятия «эстетическое восприятие», особенности его
развития в старшем дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности архитектуры родного города (на примере г.Белгорода) 14
1.3. Педагогические условия развития эстетического восприятия у
детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой родного города 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА
2.1 Определение уровня развития эстетического восприятия и уровень
знаний об архитектуре у старших дошкольников 36
2.2 Методические рекомендации по развитию эстетического
восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61


В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование
элементарных представлений о видах искусства. Разнообразные виды искусства располагают колоссальным потенциалом для развития и формирования у дошкольников эстетического восприятия, познавательных интересов, творческих способностей (42).
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве «человек открывает прекрасное в самом себе», что особенно значимо в детстве, когда человек обнаруживает и переживает «чувства восхищения красивым человечным в самом себе»» (52).
В дошкольном возрасте дети обладают всеми предпосылками для развития эстетического восприятия: эмоциональной отзывчивостью,
чувствительностью, восприимчивостью к красоте и впечатлительностью. Необходимо не упустить возможность развития эстетического восприятия в период дошкольного детства.
Проблема развития эстетического восприятия рассматривается в трудах многих педагогов и психологов, таких как Т.А. Буяновой, О.А. Бычихиной, М.В. Грибановой, Д.Б. Лихачева, Н.А. Лихошерстовой, А.А. Мелик-Пашаева и др.
Развитию эстетического восприятия способствуют яркие, содержательно насыщенные объекты и явления. Немаловажную роль в этом процессе играет архитектура родного города.
Применительно к дошкольному детству архитектура выступает средством воспитания художественного вкуса у детей дошкольного возраста (Н.С. Стерхова и др.), ценностного отношения к городу (К.В. Борчанинова, Н.А. Платохина и др.), художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста (С.Ю. Бологова и др.).
Однако на современном этапе развития образования никто из ученых не рассматривал проблему развития эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города, в связи с этим нас заинтересовал данный вопрос.
Проблема исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития эстетического восприятия у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города (на примере г. Белгорода).
Гипотеза исследования: развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города будет успешно при реализации следующих условий:
1) формирование комплексных представлений об архитектуре как виде изобразительного искусства;
2) формирование эмоционально-оценочных суждений при
восприятии объектов архитектуры;
3) обеспечение позиции субъекта ребенка в продуктивных видах деятельности, позволяющие отразить впечатления о родном городе.
Исходя из поставленной цели, обоснования объекта и предмета исследования, определение гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «эстетическое восприятие» и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть особенности архитектуры родного города (на примере г. Белгорода).
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
4. Определить уровень развития эстетического восприятия и уровня знаний об архитектуре у старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), беседа, анализ продуктов деятельности;
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №47 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Результаты исследования были апробированы на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 47 города Белгорода и заслушаны на внутривузовской научно-практической конференции «Дошкольное
образование: опыт, проблемы, перспективы развития».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников является важной частью художественно-эстетического развития. Этот период обладает всеми предпосылками для развития восприимчивости к красоте, чувствительности, отзывчивости на произведения искусства.
Проблема развития эстетического восприятия рассматривается в трудах многих педагогов и психологов, таких как Т.А. Буяновой, О.А. Бычихиной, М.В. Грибановой, Д.Б. Лихачева, Н.А. Лихошерстовой, А.А. Мелик-Пашаева и др.
Анализ литературы по проблеме развития эстетического восприятия позволяет сделать вывод о том, что понятие «эстетическое восприятие» рассматривается как целенаправленный процесс восприятия произведений искусства как эстетической ценности, способность видеть в них красоту и оценивать ее.
Эстетическое восприятие детей старшего дошкольного возраста предполагает познание объектов окружающей действительности с позиции их эстетического начала. Основной особенности их восприятия является чувственная форма вещей.
Одним из средств развития эстетического восприятия у старших дошкольников является процесс ознакомления с архитектурой родного города.
Архитектура города Белгорода очень разнообразна. Здесь представлены несколько архитектурных стилей: модернизм, классицизм,
хай-тек, древнерусское зодчество. Каждый из них имеет свои особенности и средства выразительности. Также в городе представлены: архитектура объемных сооружений и ландшафтная архитектура. Каждый вид архитектуры выполняет свои определенные функции и служит для своего назначения.
Педагогические условия, способствующие успешному развитию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой родного города:
1) формирование комплексных представлений об архитектуре как виде изобразительного искусства;
2) формирование эмоционально-оценочных суждений при восприятии объектов архитектуры;
3) обеспечение позиции субъекта ребенка в продуктивных видах деятельности, позволяющие отразить впечатления о родном городе.
Экспериментальная работа состояла из констатирующего этапа и обобщения методических рекомендаций.
Целью констатирующего этапа являлось выявить уровень развития эстетического восприятия и уровень знаний об архитектуре у детей старшего дошкольного возраста.
В основу методических рекомендаций была положена гипотеза исследования, согласно которой развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города будет успешно при реализации следующих условий:
1) формирование комплексных представлений об архитектуре как виде изобразительного искусства;
2) формирование эмоционально оценочных суждений при восприятии объектов архитектуры;
3) обеспечение позиции субъекта ребенка в продуктивных видах деятельности, позволяющие отразить впечатления о родном городе.
В содержание методических рекомендаций вошло создание перспективного плана работы по развитию эстетического восприятия. Для закрепления полученных знаний подобраны дидактические игры и разработаны компьютерные игры. Также даны рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
Таким образом, в ходе проведения исследования нами были решены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «эстетическое восприятие» и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть особенности архитектуры родного города (на примере г. Белгорода).
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
4. Определить уровень развития эстетического восприятия у старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Амиржанова А.Ш. Особенности эстетического восприятия у студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству [Текст] / А.Ш. Амиржанова // Омский научный вестник - 2009. - №3. - С.198-201.
2. Архитектурно-строительный словарь (по В.И. Далю) [Текст] / под ред.: В.А. Милашин - М.: Русский язык, 2007. - 322 с.
3. Ашиков В. Детям надо помочь влюбиться в красоту [Текст] / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11. - С.22-27.
4. Ашикова С. Совместная с детьми творческая деятельность [Текст] / С. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №3. - С.№5-39.
5. Бабаева Т.И. Детство: Мониторинг в детском саду [Текст] // Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2014 - 532 с.
6. Барышникова С.Ю. Архитектурная школа имени Папы Карла [Текст] / С.Ю. Барышникова. - М.: Линка-Пресс, 2006. - 446 с.
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника [Текст] / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. - М., 1997. - 576 с.
8. Бологова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой [Текст] : Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1996. - 17 с.
9. Большая психологическая энциклопедия: самое полное
современное издание: Более 5000 психологических терминов и понятий [Текст] / под ред. А.Б. Альмухановой и др. - М. :Эксмо, 2007. - 542 с.
10. Борчанинова, К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук / К.В. Борчанинова. - СПб, 2009. - 176 с.
11. Буянова Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дисс. . канд. пед. наук / Т.А. Буянова. - М., 2004. - 195 с.
12. Бычихина О.А. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / О.А. Бычихина. - Курск, 2006. - 200 с.
13. Венгер Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 369 с.
14. Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного
восприятия детей старшего дошкольного возраста: На материале
изобразительного искусства [Текст]: дисс. . канд. пед. наук /
М.В. Грибанова - Пермь, 1999. - 157 с.
15. Гутнов А. Э. Мир архитектуры: язык архитектуры / А.Э. Гутнов. - М. : Мол. гвардия, 1985. - 351 с.
16. Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики [Текст] / С.Д. Давыдова. - Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2003. - 305 с.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2014. - 280 с.
18. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе,О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013 - 464 с.: ил.
19. Евтых С.Ш. Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников [Текст] : Дисс. ... канд. пед. наук. - М.: МГПУ им. Ленина, - 1996. - 165 с.
20. Железовская М.А. Развитие эстетического восприятия у детей 5-7 лет средствами изобразительного искусства [Текст] / М.А. Железовская, Т.А. Буянова // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2016. - № 4 (20). - С. 86-87.
21. Замятин Е.И. Психология творчества [Текст] / Е.И. Замятин - М, 2001. - 110с.
22. Здесенко Е. Проект «Архитектурная среда». Древнерусское
зодчество [Электронный ресурс] / Е. Здесенко // телерадиокомпания «Мир Белогорья» [сайт], Белгород, 2016 - Режим доступа:
http://mirbelogorya.ru/content-articles/21686-arkhitekturnaya-sreda-drevnerusskoe- zodchestvo.html
23. Здесенко Е. Проект «Архитектурная среда». Классицизм
[Электронный ресурс] / Е. Здесенко // телерадиокомпания «Мир Белогорья» [сайт], Белгород, 2016 - Режим доступа: http://mirbelogorya.ru/content-
articles/21278-arkhitekturnaya-sreda-klassitsizm.html
24. Здесенко Е. Проект «Архитектурная среда». Модернизм
[Электронный ресурс] / Е. Здесенко // телерадиокомпания «Мир Белогорья» [сайт], Белгород, 2016 - Режим доступа: http://mirbelogorya.ru/content-
articles/21579-arkhitekturnaya-sreda-modernizm.html
25. Здесенко Е. Проект «Архитектурная среда». Хай-тек
[Электронный ресурс] / Е. Здесенко // телерадиокомпания «Мир Белогорья» [сайт], Белгород, 2016 - Режим доступа: http://mirbelogorya.ru/content-
articles/21227-arkhitekturnaya-entsiklopediya-stil-khaj-tek.html
26. Зеленкова И.В. Восприятие произведений искусства младшими школьниками [Текст] / И.В. Зеленкова // Начальная школа. - 1996. - № 7. - С.42-46.
27. Зеньковский В.В. Психология детства [Текст] / Под ред. В.В. Рубцова. - Екатеринбург, 1995. - 265 с.
28. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека [Текст] / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С.15-30.
29. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М.: Советский композитор, 1982. - 213 с.
30. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. [Текст]: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова - М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 120с.
31. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
32. Краткий словарь по эстетике [Текст]: кн. для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.;
33. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крулехт. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 160 с.
34. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности [Текст] : дисс. ... д - ра пед. наук. СПб., 1996. 420 с.
35. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 276 с.
36. Леонтьева Э.В. Искусство и реальность [Текст] / Э.В. Леонтьева. - Л., 1972. - 190 с.
37. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: Просвещение, 2000. - 254 с.
38. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / - М.: Детская литература, 1988. - 192 с.
39. Лихошерстова, Н.А. Эстетическое восприятие окружающей действительности старшими дошкольниками (на материале тематического рисования) [Текст] / Н.А. Лихошерстова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 16-2. - С. 104-108.
40. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству [Текст] / А.А. Мелик- Пашаев. - М.: Изд-во Бином, 2012. - 159 с.
41. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников [Текст]: Пособие для учителей начальных классов / А.Я. Михайлова. - М.: Мысль, 1975. - 167 с.
42. Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С. 4-17.
43. Основы архитектуры [Текст] / Т. Л. Кильпе. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Высшая школа, 2002. - 159 с.
44. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.
45. Платохина Н.А. Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.А. Платохина. - Ростов-на-Дону, 2002. - 263 с.
46. Погодина С.В. Шаг в искусство [Текст]: Методические
рекомендации по реализации программы. - М.: ВАКО, 2016. - 128 с.
47. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / под ред. Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 1996. - 416 с
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 328 с.
49. Рукавицын М.М. Человек и история. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» [Текст] / М.М. Рукавицын. - М., 1964. - 348 с.
50. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
51. Стерхова Н.С. Воспитание художественного вкуса у старших дошкольников посредством приобщения к архитектуре [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. - 163 с.
52. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев: Наука, 1974. - 273 с.
53. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. [Текст] / Б.М. Теплов - М., 1985. - Т.1.
54. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: педагогические сочинения: В 6 т. [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. - Т.5. - 376 с.
55. Шпильчак В.А. Эстетическое воспитание учащихся 5-7 классов средствами архитектуры (на материале школ Прикарпатья с углубленным изучением изобразительного искусства) [Текст] :. автореф дис. ... кан. пед. наук. - Москва, 1991. - 17 с.
56. Эстетика: Словарь [Текст] / под ред. А.А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
57. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст]: книга для учителя / сост. Г.С. Лабковская. - М., 1983.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ