РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА
1.1. Сущность понятия «эстетическое восприятие», особенности его
развития в старшем дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности архитектуры родного города (на примере г.Белгорода) 14
1.3. Педагогические условия развития эстетического восприятия у
детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой родного города 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА
2.1 Определение уровня развития эстетического восприятия и уровень
знаний об архитектуре у старших дошкольников 36
2.2 Методические рекомендации по развитию эстетического
восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА
1.1. Сущность понятия «эстетическое восприятие», особенности его
развития в старшем дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности архитектуры родного города (на примере г.Белгорода) 14
1.3. Педагогические условия развития эстетического восприятия у
детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой родного города 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА
2.1 Определение уровня развития эстетического восприятия и уровень
знаний об архитектуре у старших дошкольников 36
2.2 Методические рекомендации по развитию эстетического
восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование
элементарных представлений о видах искусства. Разнообразные виды искусства располагают колоссальным потенциалом для развития и формирования у дошкольников эстетического восприятия, познавательных интересов, творческих способностей (42).
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве «человек открывает прекрасное в самом себе», что особенно значимо в детстве, когда человек обнаруживает и переживает «чувства восхищения красивым человечным в самом себе»» (52).
В дошкольном возрасте дети обладают всеми предпосылками для развития эстетического восприятия: эмоциональной отзывчивостью,
чувствительностью, восприимчивостью к красоте и впечатлительностью. Необходимо не упустить возможность развития эстетического восприятия в период дошкольного детства.
Проблема развития эстетического восприятия рассматривается в трудах многих педагогов и психологов, таких как Т.А. Буяновой, О.А. Бычихиной, М.В. Грибановой, Д.Б. Лихачева, Н.А. Лихошерстовой, А.А. Мелик-Пашаева и др.
Развитию эстетического восприятия способствуют яркие, содержательно насыщенные объекты и явления. Немаловажную роль в этом процессе играет архитектура родного города.
Применительно к дошкольному детству архитектура выступает средством воспитания художественного вкуса у детей дошкольного возраста (Н.С. Стерхова и др.), ценностного отношения к городу (К.В. Борчанинова, Н.А. Платохина и др.), художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста (С.Ю. Бологова и др.).
Однако на современном этапе развития образования никто из ученых не рассматривал проблему развития эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города, в связи с этим нас заинтересовал данный вопрос.
Проблема исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития эстетического восприятия у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города (на примере г. Белгорода).
Гипотеза исследования: развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города будет успешно при реализации следующих условий:
1) формирование комплексных представлений об архитектуре как виде изобразительного искусства;
2) формирование эмоционально-оценочных суждений при
восприятии объектов архитектуры;
3) обеспечение позиции субъекта ребенка в продуктивных видах деятельности, позволяющие отразить впечатления о родном городе.
Исходя из поставленной цели, обоснования объекта и предмета исследования, определение гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «эстетическое восприятие» и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть особенности архитектуры родного города (на примере г. Белгорода).
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
4. Определить уровень развития эстетического восприятия и уровня знаний об архитектуре у старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), беседа, анализ продуктов деятельности;
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №47 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Результаты исследования были апробированы на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 47 города Белгорода и заслушаны на внутривузовской научно-практической конференции «Дошкольное
образование: опыт, проблемы, перспективы развития».
элементарных представлений о видах искусства. Разнообразные виды искусства располагают колоссальным потенциалом для развития и формирования у дошкольников эстетического восприятия, познавательных интересов, творческих способностей (42).
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве «человек открывает прекрасное в самом себе», что особенно значимо в детстве, когда человек обнаруживает и переживает «чувства восхищения красивым человечным в самом себе»» (52).
В дошкольном возрасте дети обладают всеми предпосылками для развития эстетического восприятия: эмоциональной отзывчивостью,
чувствительностью, восприимчивостью к красоте и впечатлительностью. Необходимо не упустить возможность развития эстетического восприятия в период дошкольного детства.
Проблема развития эстетического восприятия рассматривается в трудах многих педагогов и психологов, таких как Т.А. Буяновой, О.А. Бычихиной, М.В. Грибановой, Д.Б. Лихачева, Н.А. Лихошерстовой, А.А. Мелик-Пашаева и др.
Развитию эстетического восприятия способствуют яркие, содержательно насыщенные объекты и явления. Немаловажную роль в этом процессе играет архитектура родного города.
Применительно к дошкольному детству архитектура выступает средством воспитания художественного вкуса у детей дошкольного возраста (Н.С. Стерхова и др.), ценностного отношения к городу (К.В. Борчанинова, Н.А. Платохина и др.), художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста (С.Ю. Бологова и др.).
Однако на современном этапе развития образования никто из ученых не рассматривал проблему развития эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города, в связи с этим нас заинтересовал данный вопрос.
Проблема исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития эстетического восприятия у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города (на примере г. Белгорода).
Гипотеза исследования: развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города будет успешно при реализации следующих условий:
1) формирование комплексных представлений об архитектуре как виде изобразительного искусства;
2) формирование эмоционально-оценочных суждений при
восприятии объектов архитектуры;
3) обеспечение позиции субъекта ребенка в продуктивных видах деятельности, позволяющие отразить впечатления о родном городе.
Исходя из поставленной цели, обоснования объекта и предмета исследования, определение гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «эстетическое восприятие» и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть особенности архитектуры родного города (на примере г. Белгорода).
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
4. Определить уровень развития эстетического восприятия и уровня знаний об архитектуре у старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), беседа, анализ продуктов деятельности;
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №47 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Результаты исследования были апробированы на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 47 города Белгорода и заслушаны на внутривузовской научно-практической конференции «Дошкольное
образование: опыт, проблемы, перспективы развития».
Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников является важной частью художественно-эстетического развития. Этот период обладает всеми предпосылками для развития восприимчивости к красоте, чувствительности, отзывчивости на произведения искусства.
Проблема развития эстетического восприятия рассматривается в трудах многих педагогов и психологов, таких как Т.А. Буяновой, О.А. Бычихиной, М.В. Грибановой, Д.Б. Лихачева, Н.А. Лихошерстовой, А.А. Мелик-Пашаева и др.
Анализ литературы по проблеме развития эстетического восприятия позволяет сделать вывод о том, что понятие «эстетическое восприятие» рассматривается как целенаправленный процесс восприятия произведений искусства как эстетической ценности, способность видеть в них красоту и оценивать ее.
Эстетическое восприятие детей старшего дошкольного возраста предполагает познание объектов окружающей действительности с позиции их эстетического начала. Основной особенности их восприятия является чувственная форма вещей.
Одним из средств развития эстетического восприятия у старших дошкольников является процесс ознакомления с архитектурой родного города.
Архитектура города Белгорода очень разнообразна. Здесь представлены несколько архитектурных стилей: модернизм, классицизм,
хай-тек, древнерусское зодчество. Каждый из них имеет свои особенности и средства выразительности. Также в городе представлены: архитектура объемных сооружений и ландшафтная архитектура. Каждый вид архитектуры выполняет свои определенные функции и служит для своего назначения.
Педагогические условия, способствующие успешному развитию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой родного города:
1) формирование комплексных представлений об архитектуре как виде изобразительного искусства;
2) формирование эмоционально-оценочных суждений при восприятии объектов архитектуры;
3) обеспечение позиции субъекта ребенка в продуктивных видах деятельности, позволяющие отразить впечатления о родном городе.
Экспериментальная работа состояла из констатирующего этапа и обобщения методических рекомендаций.
Целью констатирующего этапа являлось выявить уровень развития эстетического восприятия и уровень знаний об архитектуре у детей старшего дошкольного возраста.
В основу методических рекомендаций была положена гипотеза исследования, согласно которой развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города будет успешно при реализации следующих условий:
1) формирование комплексных представлений об архитектуре как виде изобразительного искусства;
2) формирование эмоционально оценочных суждений при восприятии объектов архитектуры;
3) обеспечение позиции субъекта ребенка в продуктивных видах деятельности, позволяющие отразить впечатления о родном городе.
В содержание методических рекомендаций вошло создание перспективного плана работы по развитию эстетического восприятия. Для закрепления полученных знаний подобраны дидактические игры и разработаны компьютерные игры. Также даны рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
Таким образом, в ходе проведения исследования нами были решены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «эстетическое восприятие» и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть особенности архитектуры родного города (на примере г. Белгорода).
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
4. Определить уровень развития эстетического восприятия у старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Проблема развития эстетического восприятия рассматривается в трудах многих педагогов и психологов, таких как Т.А. Буяновой, О.А. Бычихиной, М.В. Грибановой, Д.Б. Лихачева, Н.А. Лихошерстовой, А.А. Мелик-Пашаева и др.
Анализ литературы по проблеме развития эстетического восприятия позволяет сделать вывод о том, что понятие «эстетическое восприятие» рассматривается как целенаправленный процесс восприятия произведений искусства как эстетической ценности, способность видеть в них красоту и оценивать ее.
Эстетическое восприятие детей старшего дошкольного возраста предполагает познание объектов окружающей действительности с позиции их эстетического начала. Основной особенности их восприятия является чувственная форма вещей.
Одним из средств развития эстетического восприятия у старших дошкольников является процесс ознакомления с архитектурой родного города.
Архитектура города Белгорода очень разнообразна. Здесь представлены несколько архитектурных стилей: модернизм, классицизм,
хай-тек, древнерусское зодчество. Каждый из них имеет свои особенности и средства выразительности. Также в городе представлены: архитектура объемных сооружений и ландшафтная архитектура. Каждый вид архитектуры выполняет свои определенные функции и служит для своего назначения.
Педагогические условия, способствующие успешному развитию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой родного города:
1) формирование комплексных представлений об архитектуре как виде изобразительного искусства;
2) формирование эмоционально-оценочных суждений при восприятии объектов архитектуры;
3) обеспечение позиции субъекта ребенка в продуктивных видах деятельности, позволяющие отразить впечатления о родном городе.
Экспериментальная работа состояла из констатирующего этапа и обобщения методических рекомендаций.
Целью констатирующего этапа являлось выявить уровень развития эстетического восприятия и уровень знаний об архитектуре у детей старшего дошкольного возраста.
В основу методических рекомендаций была положена гипотеза исследования, согласно которой развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города будет успешно при реализации следующих условий:
1) формирование комплексных представлений об архитектуре как виде изобразительного искусства;
2) формирование эмоционально оценочных суждений при восприятии объектов архитектуры;
3) обеспечение позиции субъекта ребенка в продуктивных видах деятельности, позволяющие отразить впечатления о родном городе.
В содержание методических рекомендаций вошло создание перспективного плана работы по развитию эстетического восприятия. Для закрепления полученных знаний подобраны дидактические игры и разработаны компьютерные игры. Также даны рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
Таким образом, в ходе проведения исследования нами были решены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «эстетическое восприятие» и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть особенности архитектуры родного города (на примере г. Белгорода).
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития эстетического восприятия в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
4. Определить уровень развития эстетического восприятия у старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по развитию эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой родного города.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДА КАЗАНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях в процессе наблюдений за ними
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022



