ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ
УРОВНЕМ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
1.1. Понятие адаптация и адаптационный потенциал в зарубежной и отечественной психологии
1.2. Исследование нервно-психического напряжения в отечественной и зарубежной литературе.
1.3. Возможности аппаратурных методов психологической коррекции посредством БОС - тренинга
Глава 2. Эмпирическое изучение повышения адаптации студентов с
высоким уровнем нервно-психического напряжения средствами БОС -
тренинга
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Психологическая коррекция адаптации студентов с высоким
уровнем нервно-психического напряжения посредством БОС-тренинга и анализ ее эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из важнейших задач, решаемых психологической службой ВУЗа является работа, направленная на повышение адаптации студентов к системе социальных отношений, обучения. Проблема адаптационного потенциала, будучи актуальной на всех уровнях образования, наиболее остра на этапе вхождения в специфику студенческой жизни в период учебы на первых; вторых курсах, характеризующийся рядом изменений системы учебных и социальных требований к личности обучающегося.
В период вхождения в студенческую среду происходит напряжение механизмов адаптации в связи со сменой привычных форм поведения, оказывающихся недостаточно эффективными в новых условиях. Наряду с адаптивными формами реагирования возможны и дезадаптивные формы реакций, приводящие к возможному срыву механизмов адаптации, к снижению эффективности как учебной, так и вне ВУЗовской деятельности.
Категория «адаптационный потенциал», являясь одним из наиболее общих понятий, с позиций физиологии, психофизиологии, психологии, определяет взаимодействие организма со средой. Может рассматриваться в категории феноменов процесса и результата установления гомеостатического баланса во взаимоотношениях между личностью и социальной средой, что позволяет рассматривать готовность к адаптации в связи с особенностями структуры личности.
Эмоциональная неустойчивость, ситуативная и личностная тревожность, высокий уровень нервно-психического напряжения в результате увеличения стрессорных нагрузок, отсутствие навыков сознательной психофизиологической саморегуляции - вот неполный перечень ведущих внутриличностных факторов, способствующих снижению адаптивных возможностей организма. Одним из основных звеньев в системе адаптивности организма определяют состояние нервно-психического напряжения (НПН), являющегося сложным, системным клинико¬психологическим феноменом. Незначительное и умеренное нервно-психическое напряжение в напряженной ситуации, требующей включения адаптивных резервов, как правило, увеличивает эффективность, субъективно рассматривается как состояние готовности к деятельности, состояние подъема, сопровождается положительной эмоциональной окраской. Возникновение высокого уровня нервно-психического напряжения характеризуется генерализованным эмоциональным дискомфортом, высоким уровнем тревожности, возможны соматические негативные реакции организма.
Таким образом, переход от системы среднего образования к ВУЗовскому сопровождаясь изменением существующих форм обучения, приводит к увеличению информационного давления, изменений требований и росту адаптационной нагрузки и возможным развитием высокого уровня нервно психического напряжения.
Несмотря на большое количество исследований Т.А. Немчина, Г.Г. Аракелова, Ф.Е. Василюка, Н.В. Тарабриной, посвященных проблеме роста нервно-психического напряжения и трудностей в адаптации в том числе и в период вхождения в учебную деятельность в Вузе (Р.М. Баевского, Л.Н. Собчик, Г.А. Цукермана, С.А. Беличевой, Ю.В. Щербатых) остается не решенной проблема комплексной, инструментальной психологической коррекции дезадаптивных состояний и последствий дезадаптации. Большая часть существующих в арсенале системы сопровождения студента психологических коррекционных программ имеет обобщённый характер, не учитывающий психофизиологические аспекты механизмов саморегуляции, лежащих в основе адаптационных резервов организма. В этом противоречии мы видим актуальность нашего исследования. Основные динамически меняющиеся при напряжении адаптационного потенциала биологические показатели симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (кожно-гальваническая реакция, частота дыхания, периферийные показатели температуры, показатели работы сердечно-сосудистой системы, электроэнцефалографические показатели) являясь мишенями психофизиологической основы принципов саморегуляции остаются зачастую вне поля зрения клинических психологов.
Тренинг на основе принципов биологической обратной связи позволяет решить ряд проблем имеющихся в традиционных психотерапевтических подходах, направленных на снижение нервно-психического напряжения и повышение адаптации - быстрое обучение и закрепление на уровне формирования функциональных связей навыкам саморегуляции, длительный эффект и сохранение приобретенных навыков, психофизиологическая объективность, коррекция вегетативных нарушений, вызванных сдвигами в работе периферического отдела нервной системы.
В связи с этим, мы можем наметить проблему нашего исследования - каковы особенности адаптационного потенциала студентов с высоким уровнем нервно-психического напряжения для выявления возможностей проведения психологической коррекции средствами БОС-тренинга?
Цель исследования: обосновать эффективность психологической коррекции средствами БОС-тренинга адаптационного потенциала у студентов с высоким уровнем нервно-психического напряжения.
Объект исследования: адаптационный потенциал студентов с высоким уровнем нервно-психического напряжения.
Предмет исследования: психологическая коррекция адаптационного потенциала у студентов с высоким уровнем нервно-психического напряжения с использованием средств БОС-тренинга.
Гипотеза исследования: студенты с высоким уровнем нервно-психического напряжения характеризуются сниженным адаптационным потенциалом. Психологическая коррекционная программа, направленная на совершенствование механизмов саморегуляции средствами БОС-тренинга, позволит, повысив адаптационный потенциал, снизить степень нервно¬психического напряжения.
Задачи исследования:
1. На основе эмпирического анализа научной литературы,
соответствующей теме исследования, раскрыть содержание понятий «адаптация», «адаптационный потенциал», «нервно-психическое
напряжение», «БОС-тренинг».
2. Изучить особенности адаптационного потенциала у студентов с высоким уровнем нервно-психического напряжения.
3. Разработать программу повышения адаптационного потенциала у студентов с высоким уровнем нервно-психического напряжения средствами БОС-тренинга.
4. Выявить степень эффективности психокоррекционной программы.
Теоретической основой нашего исследования служат работы, посвященные проблеме состояния нервно-психического напряжения Т.А. Немчина, Г.Г Аракелова, Ф.Е. Василюка, Н.В. Тарабриной; работы Р.М. Баевского, Л.Н. Собчик, Г.А. Цукермана, С.А. Беличевой, Ю.В.Щербаты рассматривающие адаптацию и адаптационные ресурсы. В основе методологии экспериментального раздела приняты положения теории условных рефлексов И.П. Павлова, И.М. Сеченова, теории функциональных систем П.К. Анохина, исследования принципов биологической обратной связи (БОС) Д.П. Аксенова, Н.Н. Василевского, T.X. Barber, E.G. Peniston,
J.F. Lubar
В связи с поставленными в исследовании целями и задачами, для получения информации и подтверждения выдвинутой гипотезы, осуществлялся выбор методов и методик. В исследовании был применен ряд методов.
Теоретические методы: аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование.
Эмпирические методы: эксперимент, тестирование, наблюдение,
клиническая беседа.
Методы математическо-статистического анализа полученных данных; коэффициент корреляции r Пирсона, параметрического критерия F-Фишера, обработка количественных результатов проводилась с помощью SPSS Statistics.
Интерпретационные методы; функциональный, комплексный и системный подходы.
В исследовании был использован следующий набор методик:
1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин).
2. Определение уровня адаптационного потенциала (АП) или индекса функциональных изменений (ИФИ) по формуле с использованием ряда физиологических переменных (Р.М. Баевский).
3. Оценка нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин)
4. Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора (в адаптации Т.А. Немчинова).
Практическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности и рекомендациях по использованию БОС-тренинга «Реакор», направленного на улучшение механизмов психофизиологической саморегуляции студентов с низким уровнем адаптации при профилактике нервно-психического напряжения. Полученные в ходе исследования практические результаты и рекомендации по организации и проведения БОС- тренингов могут быть рекомендованы как компонент комплекса мер, направленных на повышение адаптации студентов к учебной деятельности, в рамках работы «Психологической службы НИУ «БелГУ»» и «Студенческой психологической службы НИУ «БелГУ»».
Исследование проводится в течение 2017-2018 учебного года на базе «Психофизиологической лаборатории» кафедры общей и клинической психологии ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ». Экспериментальная выборка представлена студентами 1-3 курсов обучения в возрасте от 18 до 21 лет в количестве 90 человек факультета психологии Педагогического института.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка литературы (63
источника) и приложений. В работе содержатся 8 рисунков и 1 таблица.
Объем работы без приложений 64 страницы машинописного текста.
Проблема адаптации в период вхождения в студенческую среду очень актуальна для современной психологической науки. Наряду с адаптивными формами реагирования возможны и дезадаптивные формы реакций, приводящие к возможному срыву механизмов адаптации, к снижению эффективности деятельности и возникновению нервно-психического напряжения. Поиск средств решения данной проблемы подразумевает прояснение теоретических основ понимания механизмов адаптации современного студента к процессу обучения в вузе, а также феномена нервно-психического напряжения. Кроме того, актуальной представляется задача разработки и внедрения программ коррекции нервно-психического напряжения. Большая часть существующих в арсенале системы сопровождения студента психологических коррекционных программ имеет обобщённый характер, не учитывающий психофизиологические аспекты механизмов саморегуляции, лежащих в основе адаптационных резервов организма.
Тренинг на основе принципов биологической обратной связи (БОС), позволяет решить ряд проблем, имеющихся в традиционных психотерапевтических подходах, направленных на снижение нервно-психического напряжения и повышение адаптации. БОС-тренинг позволяет реализовать быстрое обучение и закрепление на уровне формирования функциональных связей навыкам саморегуляции, дает длительный эффект в сохранении приобретенных навыков, увеличивает психофизиологическую объективность, обеспечивает коррекцию вегетативных нарушений, вызванных сдвигами в работе периферического отдела нервной системы.
Анализ теоретических положений позволил сделать вывод, о том, что в процессе проведения БОС тренинга обнаружен ряд физиологических и биохимических реакций, противоположных возникающим при стрессе: увеличивается соотношение альфа-ритма головного мозга; снижается уровень артериального давления, сокращается количество сердечных сокращений, снижается периферическое напряжение сосудов, снижается электрическая активность мышц, падает уровень катехоламинов, кортизола, ренина и холестерина в биохимических показателях крови. Дополнительно происходит усиление активности эндогенной опиоидной системы, что является естественным обезболивающим. Таким образом, БОС способствует повышению адаптационной устойчивости организма в ситуациях воздействия стрессоров. Успешная деятельность по саморегуляции улучшает общее самочувствие и способствует повышению самооценки клиента. Больные видят, что их усилия являются полезными и становятся оптимистичнее. В свою очередь рост положительных эмоций стимулирует мотивационные процессы, а осуществляемая деятельность становится более результативной. Таким образом, приемы разработанного инструментального метода расширяют возможности осуществления эффективного тренинга по снижению чувства тревоги, формированию стрессоустойчивости, адаптационного потенциала, помогая, тем самым, адаптироваться студенту к условиям обучения в ВУЗе.
Проведенное исследование показало, что для большинства студентов характерно умеренное состояние нервно-психического напряжения. В тоже время почти у четверти испытуемых выявлен чрезмерный уровень состояния нервно-психического напряжения и низкая надежность работ
функциональных адаптационных систем организма.
Нами было подтверждено существование связи между особенностями адаптации и нервно-психическим напряжением личности студентов, что позволило обосновать разработанную нами программу коррекции адаптации студентов с высоким уровнем нервно-психического напряжения средствами БОС-тренинга. Коррекционная программа выстраивалась на основе комплексного подхода к обследованию, визуализации, обучения навыкам саморегуляции и релаксации, объективности полученных результатов и формирования устойчивых навыков самокоррекции психических и физиологических процессов.
Разработанная нами программа с использованием средств БОС- тренинга, направленная на коррекцию ЧСС методом произвольной регуляции диафрагмального дыхания, позволила скорректировать уровень адаптации в сторону повышения. А также позволила задать тенденцию к снижению чрезмерного нервно-психического напряжения. Таким образом, в рамках исследования частично подтвердилась поставленная нами гипотеза: студенты с высоким уровнем состояния нервно-психического напряжения характеризуются снижением адаптации. Психологическая коррекционная программа, направленная на совершенствование механизмов саморегуляции средствами БОС-тренинга, позволит, повысив адаптацию, снизить степень состояния нервно-психического напряжения.