Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал

Работа №7188

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы200стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
806
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию психологической адаптации личности
1.1 Проблема изучения психологической адаптации личности 11
1.2. Адаптационный потенциал личности 34
1.3. Психологические модели внутреннего конфликта
как фактора адаптационного потенциала личности 50
Выводы 67
Глава 2. Методология, методы и организация исследования
2.1. Теоретико-методологическое обоснование экспериментального исследования 69
2.2. Методы и организация исследования 74
Глава 3. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение
3.1. Иерархическая организация конфликтности ценностной сферы личности и особенности связей между отдельными конфликтными ценностями 94
3.2. Взаимосвязь значимых для адаптационного потенциала психологических свойств и состояний с конфликтностью ценностной сферы личности 115
3.3. Классификация типов личности в соответствии с уровнем адаптационного потенциала 122
Выводы 126
Заключение 128
Библиография 136
Приложение 1 156
Приложение 2 165


Актуальность исследования. В настоящее время переосмысливается роль и место психологической адаптации личности, неустанно растет интерес к данной проблеме. Современный мир, в котором действует и живет человек, слишком подвижен и изменчив. Развитие цивилизации в 20-21 вв., проявляющееся в урбанизации городов, глобализации политических и социально- экономических проблем общества, росте компьютерной индустрии и др., привело к резкому возрастанию информационных потоков, действующих на сознание отдельного человека. Высокий ритм и изменчивость жизни (недостижимость или утрата любви, здоровья, материального благополучия и т.п.) приводит к повышению психоэмоциональной напряженности человека и снижению его адаптационных возможностей. Постстрессовый фактор по силе влияния на эмоциональное благополучие и удовлетворенность жизнью среди других фак¬торов выходит на первое место. В последнее время стремительно растет и число психосоматических заболеваний, вызванных психической травматизацией, низким адаптационным потенциалом личности. Кроме того, низкий адаптационный потенциал личности напрямую связан с неспособностью разрешать жизненные противоречия.
Очевиден факт высоких требований современного мира к адаптационным ресурсам человека. Поэтому изучение адаптационного потенциала личности, как одного из факторов психологической адаптации, представляет большой интерес для современной психологии: нахождение путей гармонизации взаимодействия личности со средой представляет научно-теоретическую и практическую ценность.
Психологическая адаптация личности в настоящее время является предметом изучения как отечественными (Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин,
В.Н. Григорьева, В.В. Гриценко, М.А. Гулина, Л.Г. Дикая, А.Г. Маклаков, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, А.А. Реан, С.А. Шапкин и др.), так и зарубежными (A.L. Kristof, R.S. Lasarus, D.G. Myers, J.K. Norem, H. Thome и др.) ис-

4
следователями. При большом разнообразии подходов, авторы сходятся во мнении, что изучение психологических и психических механизмов адаптации в на¬стоящее время требует теоретических и прикладных исследований, направленных на выявление системообразующих факторов адаптационного потенциала личности. По мнению К.А. Абульхановой, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Шороховой и др. проблема определения личностных свойств и состояний, как поля потенциальных возможностей субъекта, приводящих к успешной психологической адаптации, недостаточно разработана.
Изучение личностных механизмов формирования адаптационного потенциала в конечном счете позволит создать механизмы контроля психических процессов, детерминирующих адаптацию человека в окружающем мире. В связи с этим для теоретической психологии особенно актуально выявление психологических свойств, определяющих адаптационный потенциал личности. Для практической психологии важным звеном в работе по обеспечению адаптации человека к измененным условиям жизнедеятельности является также проблема прогнозирования неадекватного поведения путем оценки личностных свойств и состояний, задействованных в психологической и психической саморегулАщашшз фундаментальных отечественных (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.Н. Мяси- щев, С.Л. Рубинштейн и др.) и зарубежных (А. Адлер, К. Левин, Р. Мей, К. Роджерс, Л. Фестингер, В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др.) работ, в которых изучалась роль мотивационных образований в формировании оптимальных способов жизнедеятельности, указывает на то, что внутренние конфликты являются значимыми психологическими факторами адаптационного потенциала личности.
В то же время Л.Г. Дикая, А.В. Махнач, Е.Е. Торчинская, A.L.Kristof и др. считают, что проблема адаптационного потенциала (стрессоустойчивости) с позиций ценностных ориентаций личности в настоящее время недостаточно исследована.
Понимание структуры и иерархии ценностно-мотивационной сферы личности как сферы ее внутренних конфликтов с методологических позиций современной отечественной и зарубежной психологии определяет понимание высших регуляторно-поведенческих адаптивных механизмов жизнедеятельности чело¬века. Субъективная недостижимость или утрата (конфликтность) тех или иных ценностей, к которым стремится личность в процессе жизненного пути, может привести к нарушению механизмов эмоциональной саморегуляции, что является важным показателем снижения адаптационного потенциала личности.
Анализ существующих подходов к решению указанной проблемы показал, что для теоретической психологии весьма актуальным является изучение особенностей влияния конфликтности ценностной сферы личности на психологические свойства и состояния, определяющие ее адаптационный потенциал.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как показало теоретическое и экспериментальное исследование, проблема изучения влияния конфликтности ценностной сферы личности на ее адаптационный потенциал в настоящее время, требует углублённой и системной разработки. В данной работе мы опирались, в рамках личностного подхода, на методологическое положение развиваемой отечественной школой, что высшим регулятором жизнедеятельности человека является ценностно-мотивационно¬смысловая организация личности.
Современный человек, включённый в систему социальных отношений, вынужден интериоризовать систему тех ценностей, которые предлагает ему общество; кроме того, каждый человек индивидуально и избирательно реагирует на утрату субъективно значимых ценностей. Любая ценность обладает для личности мотивационно-смысловым началом, «притягивает» личность к себе, а значит, потенциально может являться источником внутреннего конфликта. Чем сильнее мотивация, тем выше ранг данной ценности в иерархической структуре ценностной сферы личности, тем выше вероятность испытать эмоциональную фрустрацию и амбивалентные чувства при ее субъективной недостижимости. Такие ценности являются конфликтными. Утрата или субъективная недостижимость той или иной важной ценности в процессе жизнедеятельности изменяет (нарушает) мотивационно-смысловую систему личности. Значительная конфликтность (рассогласование) между «хочу» и «могу» в ценностной сфере личности может существенно понижать уровень эмоциональной саморегуляции (адаптационный потенциал личности).
Каждый человек имеет индивидуальные психологические (личностные) и психофизиологические свойства, которые составляют его адаптационный потенциал.
В настоящей работе изучалась степень влияния конфликтности ценностной сферы на адаптационный потенциал личности. Высокая конфликтность ценностей может сопровождаться усилением отрицательных переживаний и приводить к снижению адаптационного потенциала. Как показало теоретическое и экспериментальное исследование, конфликтность ценностной сферы личности является системным фактором, влияющим на адаптационный потенциал,
Существует ряд конфликтных ценностей, которые существенно снижают адаптационный потенциал личности и затрудняют процесс психологической адаптации.
Конфликтность (субъективная недостижимость) ценностей в различной степени участвует и в формировании конфликтности ценностной сферы. Исследование иерархической организации конфликтности ценностной сферы личности показало, что из представленных 12 ценностей, конфликтность ценности «уверенность в себе» имеет системное значение в формировании конфликтности всей ценностной сферы. Причем также достоверно чаще других принимает участие конфликтность ценностей «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь».
Для ценности «уверенность в себе» зарегистрировано значительное превышение (в 2 раза) числа наблюдений высокого уровня конфликтности по сравнению с низким. Для других ценностей это соотношение в основном приобретает противоположный характер: частота наблюдений с высоким уровнем конфликтности либо достоверно меньше, либо достоверно не отличается от частоты с низким уровнем конфликтности. Данный факт позволил нам говорить о чрезвычайно высокой важности для личности обладания ценностью «уверенность в себе» по сравнению с другими ценностями.



1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. - М.: Москов. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
2. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
3. Абульханова К.А. Проблемы исследования индивидуального сознания / К.А. Абульханова, М.И.Воловикова, В.А.Елисеев // Психол. журн. - Т. 12. - 1991.-№ 4.-с. 27-40.
4. Адлер А. Наука жить: пер. с англ. / А.Адлер. - Киев: Port-Royal, 1987. - 288 с.
5. Айзенк X. Психологические теории тревожности / X. Айзенк // Тревога и тревожность / сост. и общ. ред. В.М. Астапова- СПб.: Питер, 2001. - с. 224-247.
6. Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / М.К. Акимова, К.М.Гуревич. - СПб.: Питер, 2003. - 652 с.
7. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа / Г.В. Акопов. - Самара: Изд-во СНЦ РАН - Сам. ИКП, 2002. — 206 с.
8. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение / Ф. Александер; пер. с англ. А.М. Боковикова, В.В. Старовойтова. - М.: Ин¬ститут Общегуманитарных Исследований, 2004. — 336 с.
9. Александров А.А. Психотерапия: Учебное пособие / А.А.Александров. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
10. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руково¬дство для врачей / Ю.А. Александровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -576 с.
11. Алешина Ю.Е. Ролевой конфликт работающих женщин / Ю.Е. Алешина Е.В.Лекторская // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 80-88.

12. Альберти Р. Самоутверждающее поведение / Р. Альберти, М.Эмонс; пер. с англ. М.В. Горшкова. — СПб.: Академический проект, 1998. - 190 с.
13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. — СПб.: Питер, 2002.-288 с.
14. Анастази А., Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.
15. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. -376 с.
16. Анцупов А .Я. Конфликтология: Учеб. для студентов вузов / А.Я. Анцупов,
А.И.Шипилов. - М.: Издат. образование «ЮНИТИ», 1999. - 551 с.
17. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Л.И. Анцыферова // Психол. журн. - Т. 13. - 1982. -№ 5.-е. 12-25.
18. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысли- вание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыфе¬рова // Психол. журн. - Т. 15.- 1994. - № 1. - с. 3-18.
19. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и воз¬можности поступательного развития личности / Л.И. Анцыферова // Пси¬хол. журн. - Т. 17. - 1996. - № 6. - с. 60-71.
20. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия / Л.И. Анцыферова // Психол. журн. - Т. 14. - 1993. - №2.-с. 8-16.
21. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Л.И. Анцыферова // Психол. журн. - Т. 22. - 2001.-№ 3.-е. 86-99.
22. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л.И. Анцыферова // Психол. журн. - Т. 20. — 1999. - № 1. - с. 6-19.
23. Анцыферова М.И. Некоторые теоретические проблемы психологии лично¬сти/Л.И. Анцыферова//Вопросы психологии, - 1978. — № 1.-е. 37-50.
24. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аракелов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1995. -№ 4. - с. 45-54.

25. Асеев В.Г. Структура мотивации поведения / В.Г. Асеев // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Темат. об. науч. работ. - М.: ИП АН РАН, 1998. - с. 5-8.
26. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 367 с.
27. Бачериков М.Е. Эмоциональный стресс в этиологии и патогинезе психоло¬гических и психосоматических заболеваний / М.Е. Бачериков, М.П. Ворон¬цов, П.Т. Петрюк и др. - Харьков: Основа, 1995. - 276 с.
28. Белинская Е.П Социальная психология личности: Учеб. пособ. для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 301 с.
29. Беличева С.А. Отклоняющееся поведение личности / С.А. Беличева // Со¬циальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / под ред. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 2001. - с. 308-318
30. Белов А.Ф. Психологические характеристики индивидуальных поведенче¬ских тактик адаптации к дополнительному респираторному сопротивлению / А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский // Психол. журн. - Т. 19. - 1998. — № 2. - с. 119-125.
31. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
32. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: пер. с англ. / Э. Берн. - СПб.: Братство, 1992. - 224 с.
33. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук; под ред. С.Н.Бокова. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 640 с.
34. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
35. Бодалев А.А. Субъективные условия реализации смысла жизни выдающи¬мися людьми / А.А. Бодалев // Субъект действия, взаимодействия, позна¬ния. (Психологические, философские, социокультурные аспекты) / отв. ред.
Э.В. Сайко. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. - с. 102-108.

36. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс / В.А. Бод¬ров // Психол. журн. - Т. 17. - 1996. — № 4. - с. 64-73.
37. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Бо¬жович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
38. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Инфор. изд. дом «Филинъ», 1996. - 472 с.
39. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С.Братусь. - М.: Мысль, 1998. - 304 с.
40. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющимся обществе /
A. В. Брушлинский // Психол. журн. - Т. 17. - 1996. - № 6. - с. 30-37.
41. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия: Учебн. для вузов / Л.Ф. Бурлачук,. А.С. Ко¬чарян, М.Е. Жидко. - СПб.: Питер, 2003. - 472 с.
42. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р., Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. - 4-е изд. - Спб.: Питер, 2003. - 512 с.
43. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
44. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. - 1988. — № 5. - с. 27-37.
45. Вилюнас В.А. Основные проблемы психологической теории эмоций /
B. А. Вилюнас // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - 2-е изд. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1976. - с. 3-28.
46. Выготский Л.С. Критические периоды детского развития / Л.С. Выгодский // Психология конфликта; сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной, - СПб.: Питер, 2001.-с. 269-274.
47. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - 176 с.
48. Гарфилд С. Практика краткосрочной психотерапии / С. Гарфилд; пер. с англ. В. Белоусова. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.
49. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2 / Ж. Годфруа; пер. с франц. Н.Н. Алипова, В.В. Свечникова - М.: Мир, 1996. - 376 с.

50. Григорьева В.Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации. Хрони¬чески боли / В.Н. Григорьева. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской гос. мед. академии, 2004. - 420 с.
51. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных пере¬селенцев из ближнего зарубежья в России /В.В. Гриценко. — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002. - 252 с.
52. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. — СПб.: Питер, 2000.
- 464 с.
53. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология / Марина Гу¬лина. - СПб.: Изд-во «Речь», 2001. — 352 с.
54. Гулина М.А. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности // Психология социальной работы / под общ. ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Пи¬тер, 2002. - с. 9-23.
55. Джемс У. Психология в беседах с учителями / У. Джемс. - 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ