ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы влияния профессиональной и личностной направленности учителя на психологическую безопасность учащихся 9
1.1. Направленность личности учителя как предмет исследования в
психологии 9
1.2. Психологическая безопасность учащихся в контексте
взаимоотношений с учителем 15
1.3. Взаимодействие учителя и ученика в рамках организации
образовательного процесса 20
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение влияния профессиональной и личностной направленности учителя на психологическую безопасность учащихся 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 33
2.3. Программа и рекомендации для педагогов и администрации школы
по стабилизации и повышению уровня психологической безопасности образовательной среды 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы влияния профессиональной и личностной направленности учителя на психологическую безопасность учащихся 9
1.1. Направленность личности учителя как предмет исследования в
психологии 9
1.2. Психологическая безопасность учащихся в контексте
взаимоотношений с учителем 15
1.3. Взаимодействие учителя и ученика в рамках организации
образовательного процесса 20
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение влияния профессиональной и личностной направленности учителя на психологическую безопасность учащихся 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 33
2.3. Программа и рекомендации для педагогов и администрации школы
по стабилизации и повышению уровня психологической безопасности образовательной среды 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Современные социальные, политические и экономические изменения в стране и мире в целом, несомненно, касаются и изменяют условия жизни каждого человека, оказывают определенное влияние на социокультурную ситуацию, влияющую на развитие личности. В наше время аспекты безопасности и здоровья личности выдвигаются на первые роли не только в государственной политике, но и в сфере образования. Вполне закономерными предпосылками к этому являются такие факторы как: снижение рождаемости, ухудшение здоровья подрастающего поколения, увеличение уровня социальной дезадаптации и различных проявлений девиантного поведения детей и подростков. Современный уровень жизни неразрывно связан с качеством жизни, что, отталкиваясь от мирового опыта, оптимальной реализацией психофизиологических и социально-общественных факторов становления каждой личности.
В XXI веке уже очевидно, что человек, находясь в постоянно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить как личностную ориентацию, так и быть направленной на помощь в процессе жизнедеятельности, на изменение общности, в которой происходит взаимодействие ее субъектов. Современная жизненная ситуация предлагает нам множество наглядных примеров отрицательного влияния внешних факторов на процесс становления личности. Проявление насильственности считается своеобразной современной «нормой» взаимодействия людей. И если открытое физическое насилие является предметом однозначно осуждаемым и в обществе идет постоянный поиск методов и приемов борьбы с ним, то психологическое насилие на сегодняшний день является темой для обсуждений лишь в общественном мнении и научных исследованиях. Особую актуальность в свете данной проблемы имеет защищенность от психологического насилия участников образовательного процесса в современной школе.
Понимание психологии образовательной среды с целью сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание психологически безопасных условий для обучения и труда в школе, защита от всевозможных форм дискриминации должны стать разумной альтернативой агрессивной социальной среде, следствием проявления которой является рост социогенных заболеваний.
В современном обществе необходимо создать такую образовательную среду, где бы личность была востребована и могла свободно функционировать, где все ее участники имели бы максимальный уровень защищенности, сохраняли и укрепляли психологическое здоровье.
Образовательный процесс предполагает определенный уровень взаимоотношений в системе взаимоотношений «учитель -ученик». При этом реализация личностно-ориентированного подхода подразумевает определенную работу педагога по развитию личности детей, укреплению их психологического здоровья. Это выдвигает высокие требования к эмоционально-волевой, коммуникативной и многим другим личностным направленностям современного учителя.
Личность педагога изучали Галузяк В.М., Ивашнева Л.А., Сметанский Н.И., Сластенин В.А., Петровский А.В. Влияние личностных характеристик на взаимодействие с учениками исследовали такие авторы как Барцевич В.Н., Скрипюк И.И., Собкин В.С., Фомиченко А.С.
Психологическую безопасность образовательной среды изучали Баев Н.Н., Баева И.А., Лактионова Е.Б., Мартынова А.В., Семикин В.В.
Профессиональная и личностная направленность личности учителя описывается в трудах Божович Л.И., Додонова Б.И., Егорычева И.Д., Колмогорова Н.С., Конниковой Т.Е., Милевич А.С., Милевич Т.П., Неймарк М.С., Сажаева А.В., Штерензон В.А.
Но вопросы влияния направленности личности учителя на психологическую безопасность учащихся недостаточно изучены в современной психологической и педагогической литературе.
Таким образом, мы сформулировали проблему исследования: каково влияние профессиональной и личностной направленности учителя на психологическую безопасность учащихся?
Цель исследования: изучить влияние профессиональной и личностной направленности учителя на психологическую безопасность учащихся и разработать программу по стабилизации и повышению уровня психологической безопасности в образовательном учреждении.
Объект исследования: профессиональная и личностная
направленность учителя.
Предмет исследования: влияние профессиональной и личностной направленности учителя на психологическую безопасность учащихся.
Исходя из проблемы, объекта и предмета исследования мы сформулировали гипотезу нашего исследования: на уровень
психологической безопасности учащихся влияет профессиональная и личностная направленность учителя, при этом, большее влияние оказывает личностная направленность педагогов (смысложизненные ориентаций, мотивация), по сравнению с профессиональной.
Исходя из вышесказанного, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать научные подходы к изучению проблемы влияния личности педагога на психологическую безопасность учащихся в образовательном процессе.
2. Рассмотреть разработанность проблемы психологической безопасности в психолого-педагогической литературе.
3. Изучить профессиональную и личностную направленность учителей.
4. Изучить уровень психологической безопасности учащихся.
5. Проанализировать, как влияют профессиональная и личностная направленность учителей на психологическую безопасность учащихся.
6. Разработать программу и рекомендации для педагогов и администрации школы по сохранению и повышению уровня психологической безопасности в образовательной среде.
Теоретические основы исследования: концепция личностно¬
профессионального развития педагога (Митина Л.М.); концепции педагогической деятельности (Гоноболин Ф.Н., Кузьмина Н.В., Маркова
A. К., Реан А.А., Сластенин В.А.); положения гуманистической психологии (Братченко С.Л., Роджерс К., Ясвин В.А.); научные подходы к исследованию образования как системы проектирования и моделирования образовательного пространства (Вершловский С.Г., Панов В.И., Рубцов В.В., Слободчиков
B. И., Щебланова Е.И.); теоретические и эмпирические исследования психологической безопасности образовательной среды школы и межличностных отношений ее участников (Баева И.А., Илларионов С.Н., Кабаченко Т.С., Edmondson A., Johnson D., Johnson R., Lipsey M., Walker H.M., Wise B.J. и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование, анкетный опрос,
ранжирование, количественные оценки, также использовались
малоформализованные методы: беседа, наблюдение.
3. Методы качественной и количественной обработки и интерпретации данных (качественный анализ, эмпирическое обобщение). Метод регрессионного анализа, суть которого заключается в нахождении наиболее важных факторов, влияющих на зависимую переменную, расчет которого производился в программе SPSS 23.0.
Методики:
1. Опросник направленности личности В. Смекала и М. Кучера.
2. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ) Ю.А. Корелякова.
3. «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева. Тест смысложизненных ориентаций является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика.
4. Методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса.
5. Методика «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса.
6. Методика диагностики уровня школьной тревожности учащихся Филлипса.
7. Методика «Психологическая безопасность образовательной среды» Баевой И.А.
База и выборка исследования. В нашем исследовании приняли участие обучающиеся 3-11 классов МБОУ «СОШ села Верхнее Кузькино Чернянского района Белгородской области» в количестве 87 человек (из них 47 респондентов - мальчики, 40 - девочки), а также педагоги данного образовательного учреждения в количестве 18 человек (15 - женщины, 3 - мужчины).
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке рекомендаций и программы по стабилизации и повышению уровня психологической безопасности учащихся в образовательном учреждении, которые могут использовать педагоги - психологи в своей работе.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на кафедре возрастной и социальной психологии Педагогического института НИУ «БелГУ» (в апреле 2018 года) в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии».
В XXI веке уже очевидно, что человек, находясь в постоянно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить как личностную ориентацию, так и быть направленной на помощь в процессе жизнедеятельности, на изменение общности, в которой происходит взаимодействие ее субъектов. Современная жизненная ситуация предлагает нам множество наглядных примеров отрицательного влияния внешних факторов на процесс становления личности. Проявление насильственности считается своеобразной современной «нормой» взаимодействия людей. И если открытое физическое насилие является предметом однозначно осуждаемым и в обществе идет постоянный поиск методов и приемов борьбы с ним, то психологическое насилие на сегодняшний день является темой для обсуждений лишь в общественном мнении и научных исследованиях. Особую актуальность в свете данной проблемы имеет защищенность от психологического насилия участников образовательного процесса в современной школе.
Понимание психологии образовательной среды с целью сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание психологически безопасных условий для обучения и труда в школе, защита от всевозможных форм дискриминации должны стать разумной альтернативой агрессивной социальной среде, следствием проявления которой является рост социогенных заболеваний.
В современном обществе необходимо создать такую образовательную среду, где бы личность была востребована и могла свободно функционировать, где все ее участники имели бы максимальный уровень защищенности, сохраняли и укрепляли психологическое здоровье.
Образовательный процесс предполагает определенный уровень взаимоотношений в системе взаимоотношений «учитель -ученик». При этом реализация личностно-ориентированного подхода подразумевает определенную работу педагога по развитию личности детей, укреплению их психологического здоровья. Это выдвигает высокие требования к эмоционально-волевой, коммуникативной и многим другим личностным направленностям современного учителя.
Личность педагога изучали Галузяк В.М., Ивашнева Л.А., Сметанский Н.И., Сластенин В.А., Петровский А.В. Влияние личностных характеристик на взаимодействие с учениками исследовали такие авторы как Барцевич В.Н., Скрипюк И.И., Собкин В.С., Фомиченко А.С.
Психологическую безопасность образовательной среды изучали Баев Н.Н., Баева И.А., Лактионова Е.Б., Мартынова А.В., Семикин В.В.
Профессиональная и личностная направленность личности учителя описывается в трудах Божович Л.И., Додонова Б.И., Егорычева И.Д., Колмогорова Н.С., Конниковой Т.Е., Милевич А.С., Милевич Т.П., Неймарк М.С., Сажаева А.В., Штерензон В.А.
Но вопросы влияния направленности личности учителя на психологическую безопасность учащихся недостаточно изучены в современной психологической и педагогической литературе.
Таким образом, мы сформулировали проблему исследования: каково влияние профессиональной и личностной направленности учителя на психологическую безопасность учащихся?
Цель исследования: изучить влияние профессиональной и личностной направленности учителя на психологическую безопасность учащихся и разработать программу по стабилизации и повышению уровня психологической безопасности в образовательном учреждении.
Объект исследования: профессиональная и личностная
направленность учителя.
Предмет исследования: влияние профессиональной и личностной направленности учителя на психологическую безопасность учащихся.
Исходя из проблемы, объекта и предмета исследования мы сформулировали гипотезу нашего исследования: на уровень
психологической безопасности учащихся влияет профессиональная и личностная направленность учителя, при этом, большее влияние оказывает личностная направленность педагогов (смысложизненные ориентаций, мотивация), по сравнению с профессиональной.
Исходя из вышесказанного, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать научные подходы к изучению проблемы влияния личности педагога на психологическую безопасность учащихся в образовательном процессе.
2. Рассмотреть разработанность проблемы психологической безопасности в психолого-педагогической литературе.
3. Изучить профессиональную и личностную направленность учителей.
4. Изучить уровень психологической безопасности учащихся.
5. Проанализировать, как влияют профессиональная и личностная направленность учителей на психологическую безопасность учащихся.
6. Разработать программу и рекомендации для педагогов и администрации школы по сохранению и повышению уровня психологической безопасности в образовательной среде.
Теоретические основы исследования: концепция личностно¬
профессионального развития педагога (Митина Л.М.); концепции педагогической деятельности (Гоноболин Ф.Н., Кузьмина Н.В., Маркова
A. К., Реан А.А., Сластенин В.А.); положения гуманистической психологии (Братченко С.Л., Роджерс К., Ясвин В.А.); научные подходы к исследованию образования как системы проектирования и моделирования образовательного пространства (Вершловский С.Г., Панов В.И., Рубцов В.В., Слободчиков
B. И., Щебланова Е.И.); теоретические и эмпирические исследования психологической безопасности образовательной среды школы и межличностных отношений ее участников (Баева И.А., Илларионов С.Н., Кабаченко Т.С., Edmondson A., Johnson D., Johnson R., Lipsey M., Walker H.M., Wise B.J. и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование, анкетный опрос,
ранжирование, количественные оценки, также использовались
малоформализованные методы: беседа, наблюдение.
3. Методы качественной и количественной обработки и интерпретации данных (качественный анализ, эмпирическое обобщение). Метод регрессионного анализа, суть которого заключается в нахождении наиболее важных факторов, влияющих на зависимую переменную, расчет которого производился в программе SPSS 23.0.
Методики:
1. Опросник направленности личности В. Смекала и М. Кучера.
2. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ) Ю.А. Корелякова.
3. «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева. Тест смысложизненных ориентаций является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика.
4. Методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса.
5. Методика «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса.
6. Методика диагностики уровня школьной тревожности учащихся Филлипса.
7. Методика «Психологическая безопасность образовательной среды» Баевой И.А.
База и выборка исследования. В нашем исследовании приняли участие обучающиеся 3-11 классов МБОУ «СОШ села Верхнее Кузькино Чернянского района Белгородской области» в количестве 87 человек (из них 47 респондентов - мальчики, 40 - девочки), а также педагоги данного образовательного учреждения в количестве 18 человек (15 - женщины, 3 - мужчины).
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке рекомендаций и программы по стабилизации и повышению уровня психологической безопасности учащихся в образовательном учреждении, которые могут использовать педагоги - психологи в своей работе.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на кафедре возрастной и социальной психологии Педагогического института НИУ «БелГУ» (в апреле 2018 года) в рамках студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии».
Целью нашего исследования являлось изучение проблемы влияния характеристик направленности личности учителя на психологическую безопасность учащихся.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы и выполнены задачи, поставленные нами в начале исследования.
Были проанализированы научные подходы к изучению проблемы влияния личности педагога на психологическую безопасность учащихся в образовательном процессе, в результате чего был сформулирован следующий вывод: направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека.
Была рассмотрена проблема психологической безопасности в психолого-педагогической литературе. Мы пришли к выводу, что создание (либо поддержание) психологической комфортности и безопасности образовательной среды в образовательной организации невозможно в случае, если работа проводится эпизодически (не системно) и ориентирована только на учащихся школы. Только при условии психологического сопровождения всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов и родителей такая цель становится достижимой.
Было проведено эмпирическое исследование, в процессе которого были изучены:
- характеристики направленности личности педагогов данного образовательного учреждения;
- отношение учителей и администрации школы к психологической безопасности образовательной среды;
- уровень тревожности учащихся в данной школе;
- отношение школьников к уровню собственной психологической безопасности в школе.
Результаты проведенного регрессионного анализа показали, что наибольшее влияние на уровень психологической безопасности учащихся оказывают такие факторы как «Направленность личности учителей» (а именно направленность личности на взаимные действия) (коэффициент влияния 0,274) и «Мотивация к успеху» (коэффициент влияния 0,266), в то время как по остальным показателям коэффициент влияния несколько ниже: педагогическая направленность личности учителей = 0,145,
смысложизненные ориентации педагогов = 0,005, мотивация к избеганию неудач у учителей = 0,037.
Это полностью подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования: на уровень психологической безопасности учащихся влияет профессиональная и личностная направленность учителя, при этом, большее влияние оказывает личностная направленность педагогов (смысложизненные ориентаций, мотивация), по сравнению с профессиональной.
Также по результатам нашего исследования нами были разработаны программа и рекомендации для педагогов и администрации школы по стабилизации и повышению уровня психологической безопасности образовательной среды.
В перспективе исследование может быть продолжено в направлении изучения других факторов, влияющих на психологическую безопасность среды образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы и выполнены задачи, поставленные нами в начале исследования.
Были проанализированы научные подходы к изучению проблемы влияния личности педагога на психологическую безопасность учащихся в образовательном процессе, в результате чего был сформулирован следующий вывод: направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека.
Была рассмотрена проблема психологической безопасности в психолого-педагогической литературе. Мы пришли к выводу, что создание (либо поддержание) психологической комфортности и безопасности образовательной среды в образовательной организации невозможно в случае, если работа проводится эпизодически (не системно) и ориентирована только на учащихся школы. Только при условии психологического сопровождения всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов и родителей такая цель становится достижимой.
Было проведено эмпирическое исследование, в процессе которого были изучены:
- характеристики направленности личности педагогов данного образовательного учреждения;
- отношение учителей и администрации школы к психологической безопасности образовательной среды;
- уровень тревожности учащихся в данной школе;
- отношение школьников к уровню собственной психологической безопасности в школе.
Результаты проведенного регрессионного анализа показали, что наибольшее влияние на уровень психологической безопасности учащихся оказывают такие факторы как «Направленность личности учителей» (а именно направленность личности на взаимные действия) (коэффициент влияния 0,274) и «Мотивация к успеху» (коэффициент влияния 0,266), в то время как по остальным показателям коэффициент влияния несколько ниже: педагогическая направленность личности учителей = 0,145,
смысложизненные ориентации педагогов = 0,005, мотивация к избеганию неудач у учителей = 0,037.
Это полностью подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования: на уровень психологической безопасности учащихся влияет профессиональная и личностная направленность учителя, при этом, большее влияние оказывает личностная направленность педагогов (смысложизненные ориентаций, мотивация), по сравнению с профессиональной.
Также по результатам нашего исследования нами были разработаны программа и рекомендации для педагогов и администрации школы по стабилизации и повышению уровня психологической безопасности образовательной среды.
В перспективе исследование может быть продолжено в направлении изучения других факторов, влияющих на психологическую безопасность среды образовательного учреждения.
Подобные работы
- Развитие психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Формирование психологически безопасной развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в условиях дистанционного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - УГРОЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Развитие рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условие психологической безопасности студентов института искусств
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020



