ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 11
1.1. Конфликтность и конфликтное поведение подростков как предмет научного анализа 11
1.2. Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков: сущность, принципы, структура 24
2. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ 42
2.1. Проблемы психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Корочанского района Белгородской области 42
2.2. Программа психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 11
1.1. Конфликтность и конфликтное поведение подростков как предмет научного анализа 11
1.2. Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков: сущность, принципы, структура 24
2. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ 42
2.1. Проблемы психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Корочанского района Белгородской области 42
2.2. Программа психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Актуальность проблемы исследования. Период становления гражданского общества в России характеризуется обострением социальных противоречий, ростом нестабильности и напряженности общественных процессов, повышенной конфликтностью межличностных отношений. Нестабильность общего социального фона придает особую остроту и кризису подросткового возраста. Кризисы, происходящие в обществе, влекут за собой и рост кризисных процессов в подростковой среде. Повышенный интерес к окружающим людям, стремление к новизне и желание самоутвердиться, обращение к своему внутреннему миру, желание осознавать свои потребности и мотивы поведения создает почву для появления внутриличностных и межличностных конфликтов, что доказывает необходимость своевременной психолого-педагогической коррекции конфликтности и конфликтного поведения подростков
Задача психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра особенно актуальна. Дети, воспитывавшиеся в условиях социально неблагополучных семей, неполных семей, семей, в которых родители безработные, малообеспеченные, где родители имеют алкогольную зависимость, оказываются социально дезадаптированными, с искажёнными социальными навыками, девиантным поведением, нарушениями в ценностно-нормативной, в поведенческо-коммуникативной, в эмоционально-волевой, в личностно- самооценочной сферах. Их родители явно демонстрировали асоциальные формы межличностного общения и поведения: нецензурная брань, оскорбления, унижения, драки и т.п. Ценностные деформации, несформированность социально значимых коммуникативных черт характера (эмпатии, сочувствия, сопереживания и др.) подростков-воспитанников социально-реабилитационных центров часто становятся причинами возникновения конфликтов, отличающихся особой жестокостью противодействующих сторон. Им свойственны защитные формы поведения в конфликте, отсутствие саморегуляции в поведении, всплески немотивированной агрессии, отсутствие умений конструктивного разрешения конфликта, неспособность осознавать и признавать свою вину, что и определяет актуальность исследования - проблемы психолого¬педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Научные исследования различных аспектов конфликтов и конфликтного поведения личности опираются на солидную теоретическую и эмпирическую базу, образованную трудами отечественных и зарубежных социологов, философов, конфликтологов, психологов, юристов, педагогов.
Характеристика сущности феномена социального конфликта дана в философских трудах прошлых столетий (Аристотель, Г. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо и др.).
В современной социальной психологии существует многообразие научных исследований, посвященных конфликту и конфликтного поведения. В трудах А.Я. Анцупова, В.М. Бабосова, А.К.Зайцева, В. Зигерта, И.В. Кияна, Г.И. Козырева, JI. Ланга, Н.И. Леонова, А.И. Шипилова и других ученых представлена общая теория конфликта.
Изучением детерминант конфликтного поведения занимались А.Н. Алексеева, Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Н.М. Коряк, Н.И. Леонов и др. Б.Г. Ананьев утверждал, что специфику поведения в конфликте определяют, прежде всего, психологические особенности человека как целостной индивидуальности. М. Спиженкова, Е. Иванова занимались исследованием причин межличностных конфликтов с подростком, определяя главной причиной некомпетентность взрослых (педагогов, родителей) в общении с подростком. В публикациях К. Левина, Л. Выготского, Д. Эльконина, В Лисовского, Ю. Вишневского, И. Кона, Я. Коломина, Г. Шиихи доказано, что возрастные, социальные противоречия подростков, юношей и молодежи приводят к конфликтам в отношениях с взрослыми. Изучению проблем психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в условиях учреждения интернатного типа посвящены труды Н.А. Аблятипова, Ю.В. Васильковой, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, Р.В. Овчаровой, Т.И. Шульги. Психолого¬педагогическим особенностям воспитанников социально-реабилитационных центров уделяли внимание Л.И. Божович, Н.Н. Толстых, М.И. Лисин, И.А. Залысин, Е.У. Смирнов. Вопросы социально-педагогической и социально-психологической помощи подросткам, находящимся на государственном обеспечении, отражались в публикациях Т.И. Шульги, Л.Я. Олиференко, А.В. Быкова и других.
Но, несмотря на большое количество работ, в которых раскрывались особенности конфликтного поведения подростков, обнаруживается недостаток исследований направленных на изучение специфики психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Изучение проблемы особенностей конфликтного поведения подростков позволит разработать практические рекомендации по психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра.
Объект исследования - конфликтное поведение подростков.
Предмет исследования - психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения у воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения у воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы исследования психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков;
- выявить специфику психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в социально-реабилитационном центре;
- разработать программу психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие идеи философии, психологии и педагогики о сути конфликта; психологические теории развития личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн); исследования психологии развития в подростковом возрасте (Т.В. Драгунова, А.П. Краковский,
В.Т. Лисовский, Р.И. Цветкова, Г.А. Цукерман); теория стратегий поведения в ситуации конфликта К. Томаса; теоретические представления о подростковой конфликтности и агрессивности (В.И. Журавлев, Н.У. Заиченко, Ю.А. Клейберг, Л. Козер, Н.М. Коряк, А.М. Прихожан, А.А. Реан, Я. Щепанский ).
Основой исследовательской позиции являются представления об объективной природе подростковой конфликтности, высказанные Л.С. Выготским, Л. Колбергом, К. Левиным, М. Раттером, Г.С. Салливен, А.Фрейд и другими с одной стороны, а, с другой стороны, существенный конструктивный потенциал межличностных конфликтов, на наличие которого обращают внимание Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Т.Д. Полозова.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ специальной научной литературы по проблеме исследования, ее обобщение и синтез; анализ
документации (личных дел воспитанников); а также теоретическое
обобщение данных прикладного социального исследования.
Эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, экспертное
интервью.
Методы обработки данных: математическая статистика.
В исследовании применялся следующий комплекс диагностических методик, который включал:
- методику диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса, в адаптации Н.В.Гришиной;
- тесты: Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации; Оценка склонности к конфликту; Рисуночный тест Ф. Розенцвейга (стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях); Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея. А также методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).
Эмпирическая база исследования. В качестве информационной базы использованы нормативно-правовые документы: Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Белгородской области и Корочанского района по вопросам защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Эмпирическую базу составили результаты авторского прикладного социального исследования «Конфликтное поведение подростков: проблемы психолого-педагогической коррекции», проведенного путем анкетирования, тестирования воспитанников Корочанского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Было опрошено и протестировано 27 детей и интервьюировано 10 человек экспертов (воспитатели, социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних). Исследование осуществлялось в марте-апреле 2017 года. Изучено 27 личных дел воспитанников.
В ходе работы использовались результаты социологических опросов, наблюдений других исследователей, использовались материалы официальной статистики федерального, регионального и местного уровней, также информация Internet - источников.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в том, что логически соотнесены такие понятия, как «конфликт», «конфликтность», «конфликтное поведение», «психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра»; теоретически обоснованы и выявлены типологические особенности и причины конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра; проведен анализ форм и методов коррекционной работы воспитанников социально-реабилитационного центра подросткового возраста. Разработана программа психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра, позволяющая привести в действие ее основные механизмы, реализовать заявленные условия, принципы и закономерности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты исследования обсуждались на методических советах в МБУ «Корочанский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Задача психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра особенно актуальна. Дети, воспитывавшиеся в условиях социально неблагополучных семей, неполных семей, семей, в которых родители безработные, малообеспеченные, где родители имеют алкогольную зависимость, оказываются социально дезадаптированными, с искажёнными социальными навыками, девиантным поведением, нарушениями в ценностно-нормативной, в поведенческо-коммуникативной, в эмоционально-волевой, в личностно- самооценочной сферах. Их родители явно демонстрировали асоциальные формы межличностного общения и поведения: нецензурная брань, оскорбления, унижения, драки и т.п. Ценностные деформации, несформированность социально значимых коммуникативных черт характера (эмпатии, сочувствия, сопереживания и др.) подростков-воспитанников социально-реабилитационных центров часто становятся причинами возникновения конфликтов, отличающихся особой жестокостью противодействующих сторон. Им свойственны защитные формы поведения в конфликте, отсутствие саморегуляции в поведении, всплески немотивированной агрессии, отсутствие умений конструктивного разрешения конфликта, неспособность осознавать и признавать свою вину, что и определяет актуальность исследования - проблемы психолого¬педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Научные исследования различных аспектов конфликтов и конфликтного поведения личности опираются на солидную теоретическую и эмпирическую базу, образованную трудами отечественных и зарубежных социологов, философов, конфликтологов, психологов, юристов, педагогов.
Характеристика сущности феномена социального конфликта дана в философских трудах прошлых столетий (Аристотель, Г. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо и др.).
В современной социальной психологии существует многообразие научных исследований, посвященных конфликту и конфликтного поведения. В трудах А.Я. Анцупова, В.М. Бабосова, А.К.Зайцева, В. Зигерта, И.В. Кияна, Г.И. Козырева, JI. Ланга, Н.И. Леонова, А.И. Шипилова и других ученых представлена общая теория конфликта.
Изучением детерминант конфликтного поведения занимались А.Н. Алексеева, Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Н.М. Коряк, Н.И. Леонов и др. Б.Г. Ананьев утверждал, что специфику поведения в конфликте определяют, прежде всего, психологические особенности человека как целостной индивидуальности. М. Спиженкова, Е. Иванова занимались исследованием причин межличностных конфликтов с подростком, определяя главной причиной некомпетентность взрослых (педагогов, родителей) в общении с подростком. В публикациях К. Левина, Л. Выготского, Д. Эльконина, В Лисовского, Ю. Вишневского, И. Кона, Я. Коломина, Г. Шиихи доказано, что возрастные, социальные противоречия подростков, юношей и молодежи приводят к конфликтам в отношениях с взрослыми. Изучению проблем психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в условиях учреждения интернатного типа посвящены труды Н.А. Аблятипова, Ю.В. Васильковой, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, Р.В. Овчаровой, Т.И. Шульги. Психолого¬педагогическим особенностям воспитанников социально-реабилитационных центров уделяли внимание Л.И. Божович, Н.Н. Толстых, М.И. Лисин, И.А. Залысин, Е.У. Смирнов. Вопросы социально-педагогической и социально-психологической помощи подросткам, находящимся на государственном обеспечении, отражались в публикациях Т.И. Шульги, Л.Я. Олиференко, А.В. Быкова и других.
Но, несмотря на большое количество работ, в которых раскрывались особенности конфликтного поведения подростков, обнаруживается недостаток исследований направленных на изучение специфики психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Изучение проблемы особенностей конфликтного поведения подростков позволит разработать практические рекомендации по психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра.
Объект исследования - конфликтное поведение подростков.
Предмет исследования - психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения у воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения у воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы исследования психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков;
- выявить специфику психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в социально-реабилитационном центре;
- разработать программу психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие идеи философии, психологии и педагогики о сути конфликта; психологические теории развития личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн); исследования психологии развития в подростковом возрасте (Т.В. Драгунова, А.П. Краковский,
В.Т. Лисовский, Р.И. Цветкова, Г.А. Цукерман); теория стратегий поведения в ситуации конфликта К. Томаса; теоретические представления о подростковой конфликтности и агрессивности (В.И. Журавлев, Н.У. Заиченко, Ю.А. Клейберг, Л. Козер, Н.М. Коряк, А.М. Прихожан, А.А. Реан, Я. Щепанский ).
Основой исследовательской позиции являются представления об объективной природе подростковой конфликтности, высказанные Л.С. Выготским, Л. Колбергом, К. Левиным, М. Раттером, Г.С. Салливен, А.Фрейд и другими с одной стороны, а, с другой стороны, существенный конструктивный потенциал межличностных конфликтов, на наличие которого обращают внимание Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Т.Д. Полозова.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ специальной научной литературы по проблеме исследования, ее обобщение и синтез; анализ
документации (личных дел воспитанников); а также теоретическое
обобщение данных прикладного социального исследования.
Эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, экспертное
интервью.
Методы обработки данных: математическая статистика.
В исследовании применялся следующий комплекс диагностических методик, который включал:
- методику диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса, в адаптации Н.В.Гришиной;
- тесты: Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации; Оценка склонности к конфликту; Рисуночный тест Ф. Розенцвейга (стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях); Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея. А также методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).
Эмпирическая база исследования. В качестве информационной базы использованы нормативно-правовые документы: Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Белгородской области и Корочанского района по вопросам защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Эмпирическую базу составили результаты авторского прикладного социального исследования «Конфликтное поведение подростков: проблемы психолого-педагогической коррекции», проведенного путем анкетирования, тестирования воспитанников Корочанского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Было опрошено и протестировано 27 детей и интервьюировано 10 человек экспертов (воспитатели, социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних). Исследование осуществлялось в марте-апреле 2017 года. Изучено 27 личных дел воспитанников.
В ходе работы использовались результаты социологических опросов, наблюдений других исследователей, использовались материалы официальной статистики федерального, регионального и местного уровней, также информация Internet - источников.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в том, что логически соотнесены такие понятия, как «конфликт», «конфликтность», «конфликтное поведение», «психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра»; теоретически обоснованы и выявлены типологические особенности и причины конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра; проведен анализ форм и методов коррекционной работы воспитанников социально-реабилитационного центра подросткового возраста. Разработана программа психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения воспитанников социально-реабилитационного центра, позволяющая привести в действие ее основные механизмы, реализовать заявленные условия, принципы и закономерности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты исследования обсуждались на методических советах в МБУ «Корочанский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивно-конфликтных настроений в подростковой среде. Современный мир складывается в условиях обострения социальных противоречий, роста нестабильности и напряженности общественных процессов,
характеризующихся повышенной конфликтностью межличностных отношений. За последние годы резко увеличился процент преступности, совершаемой подростками.
Кризисы, происходящие в обществе, влекут за собой и рост кризисных процессов в подростковой среде. Повышенный интерес к окружающим людям, стремление к новизне и желание самоутвердиться, обращение к своему внутреннему миру, желание осознавать свои потребности и мотивы поведения создает почву для появления внутриличностных и межличностных конфликтов, что доказывает необходимость своевременной психолого¬педагогической коррекции конфликтности и конфликтного поведения подростков.
Рост такого явления, как конфликтность и конфликтное поведение подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов, родителей, но и для общества в целом. Число подростков с конфликтным поведением стремительно растет. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни, невниманием школы к самим подросткам и их социально-психологическому состоянию, деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых во взаимодействии с другими людьми и самими подростками. Свою долю вносят и средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, пропагандирующие культ насилия и постоянные конфликты.
Подростковому возрасту свойственно и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, и противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил. Следует помнить, что в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, еще и то, что подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физиологическим и социально-психологическим изменениям, которые с ним происходят.
Мы можем говорить о том, что конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых.
Главным моментов в психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков, является опытное воздействие на внутренний мир подростка, его желания, переживания.
Психолого-педагогическая коррекция строится на совместной деятельности педагога, психолога и родителей, и основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье.
Для осуществления психолого-педагогической коррекции необходимы создание и реализация определённой модели коррекционного процесса.
Программа психолого-педагогической коррекции должна строиться по принципу системности и содержать следующие блоки: диагностический, коррекционный, проверки эффективности коррекционного воздействия, рекомендации родителям, учителям, подросткам.
Следует помнить о том, что установка на психолого-педагогическое предупреждение конфликтов выступает наиболее оптимальной и
целесообразной в практике психолого-педагогической работы с подростками, поскольку открывает для них возможность разрешения противоречий на стадии зарождения конфликтной ситуации, не допуская углубления и разрастания пространства конфликта, несущего негативно травмирующие последствия для неустойчивой психики подростка и его отношений с окружающими; наиболее благоприятным для предупреждения и коррекции конфликтного поведения подростков выступает младший подростковый возраст как наименее драматический период с точки зрения развития негативистских социальных установок; среди ведущих социально¬педагогических условий, обеспечивающих эффективную психолого¬педагогическую коррекцию конфликтного поведения подростков выступают следующие: формирование позитивной ценностной ориентации подростка к окружающему миру и самому себе; овладение подростком основами конфликтологических знаний, культурного опыта предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций; создание в подростковой группе благоприятной атмосферы взаимного принятия, участия и поддержки;
введение в социально-педагогический процесс технологий обучения подростков неконфликтным способам взаимодействия.
Совершенствование личных качеств воспитанников социально -
реабилитационного центра предполагает, что подросток становится
терпимее, внимательнее с остальными членами коллектива, менее агрессивным, более последовательным и т. д. Закладываются основы самовоспитания и саморегуляции.
Подготовка подростков к конструктивному разрешению конфликтов - вопрос небыстрый, когда подростки готовы к разрешению конфликта, они могут разрешить или даже урегулировать его сами. В качестве выхода из ситуации, когда существует необходимость в немедленном разрешении конфликта, важно убедить подростка рядом педагогических методов (беседа, диалог, убеждение и т. д.) в целесообразности этого процесса. Только после этого можно начать объективное обсуждение проблемы. Выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.
Таким образом, установка на предупреждение конфликтов выступает наиболее оптимальной и целесообразной в практике коррекционной работы с подростками, поскольку открывает для них возможность разрешения противоречий на стадии зарождения конфликтогенной ситуации, не допуская углубления и разрастания пространства конфликта, несущего негативно травмирующие последствия для неустойчивой психики подростка и его отношений с окружающими.
характеризующихся повышенной конфликтностью межличностных отношений. За последние годы резко увеличился процент преступности, совершаемой подростками.
Кризисы, происходящие в обществе, влекут за собой и рост кризисных процессов в подростковой среде. Повышенный интерес к окружающим людям, стремление к новизне и желание самоутвердиться, обращение к своему внутреннему миру, желание осознавать свои потребности и мотивы поведения создает почву для появления внутриличностных и межличностных конфликтов, что доказывает необходимость своевременной психолого¬педагогической коррекции конфликтности и конфликтного поведения подростков.
Рост такого явления, как конфликтность и конфликтное поведение подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов, родителей, но и для общества в целом. Число подростков с конфликтным поведением стремительно растет. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни, невниманием школы к самим подросткам и их социально-психологическому состоянию, деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых во взаимодействии с другими людьми и самими подростками. Свою долю вносят и средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, пропагандирующие культ насилия и постоянные конфликты.
Подростковому возрасту свойственно и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, и противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил. Следует помнить, что в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, еще и то, что подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физиологическим и социально-психологическим изменениям, которые с ним происходят.
Мы можем говорить о том, что конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых.
Главным моментов в психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков, является опытное воздействие на внутренний мир подростка, его желания, переживания.
Психолого-педагогическая коррекция строится на совместной деятельности педагога, психолога и родителей, и основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье.
Для осуществления психолого-педагогической коррекции необходимы создание и реализация определённой модели коррекционного процесса.
Программа психолого-педагогической коррекции должна строиться по принципу системности и содержать следующие блоки: диагностический, коррекционный, проверки эффективности коррекционного воздействия, рекомендации родителям, учителям, подросткам.
Следует помнить о том, что установка на психолого-педагогическое предупреждение конфликтов выступает наиболее оптимальной и
целесообразной в практике психолого-педагогической работы с подростками, поскольку открывает для них возможность разрешения противоречий на стадии зарождения конфликтной ситуации, не допуская углубления и разрастания пространства конфликта, несущего негативно травмирующие последствия для неустойчивой психики подростка и его отношений с окружающими; наиболее благоприятным для предупреждения и коррекции конфликтного поведения подростков выступает младший подростковый возраст как наименее драматический период с точки зрения развития негативистских социальных установок; среди ведущих социально¬педагогических условий, обеспечивающих эффективную психолого¬педагогическую коррекцию конфликтного поведения подростков выступают следующие: формирование позитивной ценностной ориентации подростка к окружающему миру и самому себе; овладение подростком основами конфликтологических знаний, культурного опыта предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций; создание в подростковой группе благоприятной атмосферы взаимного принятия, участия и поддержки;
введение в социально-педагогический процесс технологий обучения подростков неконфликтным способам взаимодействия.
Совершенствование личных качеств воспитанников социально -
реабилитационного центра предполагает, что подросток становится
терпимее, внимательнее с остальными членами коллектива, менее агрессивным, более последовательным и т. д. Закладываются основы самовоспитания и саморегуляции.
Подготовка подростков к конструктивному разрешению конфликтов - вопрос небыстрый, когда подростки готовы к разрешению конфликта, они могут разрешить или даже урегулировать его сами. В качестве выхода из ситуации, когда существует необходимость в немедленном разрешении конфликта, важно убедить подростка рядом педагогических методов (беседа, диалог, убеждение и т. д.) в целесообразности этого процесса. Только после этого можно начать объективное обсуждение проблемы. Выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.
Таким образом, установка на предупреждение конфликтов выступает наиболее оптимальной и целесообразной в практике коррекционной работы с подростками, поскольку открывает для них возможность разрешения противоречий на стадии зарождения конфликтогенной ситуации, не допуская углубления и разрастания пространства конфликта, несущего негативно травмирующие последствия для неустойчивой психики подростка и его отношений с окружающими.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Развитие конструктивного конфликтного поведения подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Деятельность МБУ СО ЕСРЦН «Росток» по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Социальная работа по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте: основные проблемы и пути решения (Волгоградский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Особенности мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы предупреждения девиантного поведения и преступности несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКОЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КАЗАЧЬИХ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



