Введение 3
Глава I Теоретические аспекты формирования познавательного интереса с обучающимися в процессе внеклассной работы на декоративно-прикладному искусству 6
1.1 Психолого - педагогические особенности формирования Познавательного интереса у учащихся подросткового возраста
1.2. Анализ программ дополнительного образования в области
Декоративно-прикладного искусства 15
Глава II Практика организации и проведения внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству 22
2.1. Формы проведения внеклассных занятий по созданию
исторического костюма с учащимися подросткового возраста в Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной Дворец детского творчества» 22
2.2. Содержание внеклассных занятий по созданию исторического костюма с учащимися подросткового возраста 29
2.3 Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса на внеклассных занятий по созданию исторического костюма с учащимися подросткового возраста
Глава III Описание творческой части дипломного исследования на тему «Декоративно¬
прикладное искусство в историческом костюме» 41
3.1. Обоснование выбора темы и определения содержания
Творческой работы 41
3.2. Методика выполнения творческой части дипломной работы
«Декоративно-прикладное искусство в историческом
костюме» 46
Биографический список 55
Заключение 58
Приложения 62
Актуальность исследования. Проблема развития познавательного интереса к художественной культуре является актуальной. Она обусловлена противоречиями между потребностями общества в сохранении и развитии художественно творческой активности и недостаточно эффективной реализацией ее педагогического потенциала.
Система современного образования представляет собой сложный механизм, в котором взаимодействуют две основные составляющие общее и дополнительное образование. Общее образование дает необходимую подготовку, определенную учебную основу для дальнейшего выбора любой профессии. Дети подросткового возраста объединяются на внеклассных занятиях, что необходимо для развития познавательного интереса.
Познавательный интерес у школьников возраста развивается разными средствами, но эта работа была более эффективна, если бы педагогу были бы предоставлены методические рекомендации, направленные на развитие познавательного интереса. Тогда у учащихся будут больше стремлений к познанию, более полным и глубоким знаниям.Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими обучающийся, например, обращается к педагогу, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления.
Цель: разработать методические рекомендации для проведении занятий с обучающимися подросткового возраста по созданию образа исторического костюма в декоративно-прикладном искусстве на примере создания эскиза исторического костюма.
Задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты формирования познавательного интереса у обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству во внеурочной деятельности;
2. изучить передовой педагогический опыт;
3. выявить методические аспекты по формированию познавательного интереса на занятиях декоративно-прикладного искусства с обучающимися подросткового возраста.
Объект исследования - процесс развития познавательного
интереса у учащихся внеклассной работы декоративно-прикладного искусства
Предметом исследования -методы развития познавательные
интереса у учащихся внеклассной работы декоративно-прикладного искусства
Гипотеза исследования -если разработать методические
рекомендации для проведении занятий для учащихся подросткового возраста образы исторического костюма в декоративно-прикладном искусстве, то эта работа будет более эффективна, потому что все это формирует и развивает личность учащегося.
Методология исследования:В вопросе освоения учащимися изобразительного искусство мы опирались на личностный подход познавательного интереса, который отражен в работах была рассмотрена в работах психологов В.П.Беспалько, Е.В. Бондаревской, О.С.Гребенюк, В.И. Загвязинского, В.С.Ильина, А.Н.Леонтьева, И.Я.Ланиной, Н.Г.Морозова, В.Н.Мясищева, Ф.К.Савиной, Г.И.Щукиной и др.педагогов В.
Д.Шадриков,Р.Берж, специалистов вобласти методики преподавания изобразительного искусство Е. Макарова, П. П. Чистяков.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования;
2. Анализ образцов по декоративно-прикладному искусству;
3. Эмпирический (проведение эксперимента рабочей программы);
4. Изучения передового педагогического опыта;
5. Наблюдения за процессом работы школьников;
6. Анализ работ, выполненных учениками;
7. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость - результаты исследования могут использоваться при проведении вне классных занятий по изобразительному искусству с учащимися подросткового возраста по декоративно-прикладному искусству.
Этапы проведения исследования:
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе в 2015-16 гг. была выбрана тема исследования, сформулирован научный аппарат исследования, проанализирована научная литература по проблеме исследования.
На втором этапе во время прохождении практики в 2016 г. был проведен констатирующий эксперимент. По его итогам была создана модель формирующего эксперимента,после которого был проведен итоговый эксперимент.
На третьем этапе в течение 2016-17 годов материалы исследования были обобщены и оформлены в текстовом варианте, выполнялась практическая часть работы.
Экспериментальная база исследования: студия моды «Гармония» в ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества».
Детское творчество непосредственно связано с восприятием и отображением действительности, и важнейшим условием его развития является художественно-образное видение мира, художественное мышление ребенка, которое невозможно без воображения и фантазии. Теоретический анализ литературы показал, что лучше всего художественно-образное мышление вподросткомвозрасте развивается в процессе увлекательной для ребёнка художественно-продуктивной деятельности, например на занятиях дополнительного образования стилизация исторического костюма.
Общее образование дает необходимую подготовку, определенную учебную основу для дальнейшего выбора любой профессии. Дополнительное образование так и называется, потому что оно дополняет, а где то даже расширяет границы общего образования, позволяет во внеурочное время расширить свой кругозор, заниматься творчеством. Внеклассная работа позволяет значительно увеличить диапазон знаний учащихся, которые в минимальном размере даются для изучения в современной общеобразовательной школе.
Познавательный интерес у школьников развился с помощью методических рекомендаций для проведении занятий с обучающимися подросткового возраста по созданию образа исторического костюма в декоративно-прикладном искусстве на примере создания эскиза исторического костюма, направленные на развитие познавательного интереса. И у учащихся стало больше стремлений к познанию, более полным и глубоким знаниям. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими обучающийся, например, обращается к педагогу, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления.
В ходе теоретического анализа литературы было рассмотрено понятие художественного образа, выделены его основные характеристики, изучены особенности развития художественно-образного мышления в подростковом возрасте, выявлены психолого-педагогические условия эффективности обучения подростков по созданию художественного образа.Система занятий по созданию художественного образа исторического костюма на основе эскиза исторического костюма была разработана с учетом следующих задач:
1. В рассмотрении теоретических аспектов формирования познавательного интереса у обучающихся на занятиях по декоративно- прикладному искусству во внеурочной деятельности разработано содержание внеклассных занятий.
2. В изучении передового педагогического опыта очень психолого-педагогический коллектив и психолого-педагогические особенности детей.
3. В выявлении методических аспектов по формированию познавательного интереса на занятиях декоративно-прикладного искусства с обучающимися подросткового возраста критерии оценок познавательного интереса.
В процессе изучения проблемы обучения подростков по созданию художественного образа исторического костюма на занятиях в системе дополнительного образования было проведено теоретическое и практическое исследование, проведён эксперимент по применению разработанной методики обучения на занятиях дополнительного образования.
Проведённые экспериментальные исследования по применению на практике разработанной системы занятий, подтвердили выдвинутую гипотезу. Анализ работ учащихся экспериментальной группы показал положительную роль, которую сыграла разработанная система уроков при обучении подростков по созданию художественного образа исторического костюма.Результаты контрольного эксперимента подтвердили, что процесс обучения подростков по созданию художественного образа исторического костюма на основе исторической литературы действительно более эффективен: если предлагаемые задания направлены на развитие
декоративно-прикладное искусство украшение в одежде, а также развивают у подростков умение анализировать художественный образ и выделять его характерные особенности.
В ходе работы над творческой частью были созданы три исторических костюма собирательный образ Российской империи крестьянский, дворянский и военный костюм. Работа над костюмами велась с соблюдением методической последовательности всех предусмотренных этапов от выполнения эскизов до сборки готового костюма.Подготовительные материалы и основная часть творческой части дипломной работы служат частью методического пособия по созданию художественного образа исторического костюма.
Теоретические и методические материалы, представленные в дипломной работе, могут применяться в системе дополнительного образования при обучении подростка по созданию исторического костюма.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, 2006. - 512 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 250 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1996. - 285 с.
5. Дудникова Г.Т. История костюма. - М.: Феникс, 2005, - 349 с.
6. Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка ДПИ)
- Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 102-104 с.
7. Каган М.С. Философия культуры. Учебное пособие. - СПб, 1996.
- 415 с.
8. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 1986. - 79 с.
9. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.:
Зимородок, 2006. - 418 с.
10. Костин В.П. Что такое художественный образ. - М.: Советский художник, 1962, - 135 с.
11. Кузин В.С. Психология живописи: учеб.пособие для вузов, 4-е изд., испр., - М.: Изд-во: «ОНИКС 21 ВЕК ЗАО», 2005. - 304 с.
12. Лейзеров Н.А. Образность в искусстве. - М.: Искусство, 1974. - 224 с.
13. Ломов С.П. Методология художественного образования. - М.:
МПГУ, 2011. - 215 с. 44. Михеева О.А. Как научиться фантазировать //
Искусство в школе, № 4, 2008. - С. 13-14.
14. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства.- СПб., 1994.
15. Е.А. Меньшикова УДК: психолого-педагогическая сущность познавательного интереса//Томский государственный педагогический университет. https:ZZcyberleninka.ru/article/vZpsihologo-pedagogicheskaya- suschnost-poznavatelnogo-interesa.
16. Мосина В.Р. Изобразительное искусство и формирование эстетического и социокультурного пространства // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №1. -282-289 с.
17. Неменский Б.М. мудрость красоты.м. «просвещение» 1987. 125¬250 с.
18. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 272 с.
19. Оганов А.А. Произведение искусства и художественный образ. - М.: Знание, 1978. - 64 с.
20. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. — №4. — с. 366-367.
21. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности. Набор методик для работы учителя и психолога // Начальная школа. - 1999. - № 7. - С. 77-80.
22. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни. - М.: Наука, 1991. - 176 с.
23. Серебренникова Ю.А. Жизнь в её целостном восприятии // Искусство в школе, № 6, 2003. - С. 39-40.
24. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия, - 1981. 1600 с.
25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 4.
Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998. - 345 с.
26. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды. 2-е изд. - М.: МПСИ, 2009. - 640 с.
27. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /
К.Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. - 584 с.
28. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования: дис. докт. пед. наук. - М., 1998. - 537 с.
Интернет-источники:
29. Н.Ф. Добрынин. Характер активности внимания//Материалы по психологии, URL:http://www.psychology-online.net/articles/doc-683.html
30. Доктор Зит Медико-психологическая помощь/ Характеры подростков (акцентуации)/ http://shishkinily.narod.ru/akc.html.
31. Криницына А.В. Психолого-педагогические принципы и
основания развития художественного мышления в младшем школьном возрасте// Педагогика искусства, № 2, 2014. URL: http://www.art-
education. ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2014/krinitsyna. pdf (дата
обращения: 9.03.2017)
32. Е.А. Меньшикова УДК: психолого-педагогическая сущность познавательного интереса//Томский государственный педагогический университет, https://cyberleninka.ru/article/v/psihologo-pedagogicheskaya- suschnost-poznavatelnogo-interesa.
33. Социальная сеть работников: Программа дополнительного
образования «Дизайн одежды» / Сост. Н. Н. Махаева [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 16.05.2016)
34. Е. В. Родичева «История шляпы XIX века»
Мультиурокhttps://multiurok.ru/blog/istoriia-shliapy-xix-viek.html (дата
обращения: 1.05.2017)
35. Горина Е. В. Дизайн одежды в содержании и методах
дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S20. - С. 41-45. - URL: http://e-
копсерйги/2015/75325.Йш.(дата обращения: 2.02.2017).
36. Саратова Л. М. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 102-104. https://moluch.ru/archive/34/3833/.(дата обращения: 2.04.2017).
37. История шляпы [Офиц. сайт]. URL: http://www.liveinternet.ru/ (дата обращения: 22.01.02017).
38. Русская народная одежда на примере нижегородской губернии. Выкройки [Офиц. сайт]. URL: http://www.liveinternet.ru/ (дата обращения 17.12.2017).
39. Чугунова К. А., Якунина Е. В. Познавательный интерес в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 963-965. https://moluch.ru/archive/132/37143/(дата обращения:9.04.2017).