Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №68301

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
447
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка 11
1.1. Понятие об исследовательских умениях. Виды
исследовательских умений и их
классификация 11
1.2. Работа над лексикой как средство формирования
исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка 16
1.3. Основные методы и приемы формирования исследовательских
умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка 25
Глава 2. Методические основы формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка 37
2.1. Анализ программ и учебников в аспекте исследуемой
проблемы 37
2.2. Анализ опыта работы учителей начальной школы по проблеме
формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка 42
2.3. Описание экспериментальной работы 47
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложение


Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении, в повседневной жизни.
В Государственном образовательном стандарте говорится о необходимости привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе учебной исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников.
В связи с этим, становится важным формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Как известно, в основе успешного усвоения учебного материала лежит познавательный интерес. Он будет постоянно сопутствовать учебной работе, если создать условия для проведения учащимися наблюдений, постановки экспериментов, на основе которых младшие школьники могут создать собственные суждения и умозаключения.
Широкими возможностями для формирования исследовательских умений и навыков у младших школьников обладают уроки русского языка. По словам С.В. Абрамовой, «выполнение заданий поискового характера формирует у учащихся умение видеть проблему, умение структурировать материал, полученный в результате собственных изысканий, умение доказывать и защищать свои идеи, умение извлекать принципиально новую информацию на основе анализа текстов, написанных другими» (Абрамова, 2006, 480).
Как пишет С.В. Кульневич, «перед педагогами и учеными встала проблема организовать деятельность учащихся на уроках так, «чтобы нестандартные подходы к содержанию и организации изучения предмета вызывали познавательный интерес и вели к активизации мыслительной деятельности, к обостренному восприятию мотивов учения, в результате чего происходило бы осмысление основ соответствующей науки» (Кульневич, 2006, 23).
Что же касается предмета «Русский язык», то можно отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте
предусматривается в качестве одного из результатов обучения
сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека. Иными словами, школа должна способствовать формированию языковой личности ребёнка. Необходимо понимать, что такой подход к обучению родному языку обусловливает необходимость оперативной и одновременно очень качественной подготовки к функционированию его языковых средств.
Изучение лексики у младших школьников, а точнее работа со словом и его значением крайне важна, так как детям прививается интерес к изучению родного языка, постигается роль слова в художественных текстах, развивается речь учащихся. Как отмечает С.П. Баранов, «необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмоциональную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме)» (Баранов, 2000, 233).
Уровень сформированности коммуникативных компетенций младшего школьника напрямую зависит от качества овладения лексической стороной речевой деятельности. Лексические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется коммуникативный акт. Отсюда следует, что лексемы составляют один из основных компонентов содержания обучения родному языку, и на уроках в начальных классах им необходимо уделять особое внимание.
В связи с этим возникает потребность организовать уроки русского языка таким образом, чтобы с помощью исследовательских методов и приемов сформировать языковую личность, стремящуюся самостоятельно интересоваться, искать, проявлять любознательность к предмету, с целью глубже познать материал.
Как считает Н.Г. Алексеев, «эффективность индивидуальных исследовательских работ в решении образовательных и воспитательных задач на уроках русского языка в настоящее время не вызывает сомнений и требует широкого внедрения в образовательный процесс специальных методов обучения, направленных на формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности» (Алексеев, 2001, 45).
Но вопрос о возможностях внедрения исследовательского подхода в преподавание школьного предмета «русский язык» остается открытым. Немногочисленные эксперименты в этой области пока носят единичный и разрозненный характер, в то время как успешно внедряются методические разработки по исследовательскому обучению физике, химии, истории.
Как пишет Н.А. Семенова, «все более остро обнаруживаются противоречия между объективной потребностью массовой практики начальной школы в расширении исследовательского аспекта деятельности младшего школьника по освоению основной образовательной программы по предмету русский язык и недостаточным теоретическим обоснованием понимания исследовательских умений младшего школьника как метапредметного результата образования, формировании у него интереса к познанию и исследованию нового и недостаточной разработанностью ее потенциала в современной образовательной практике, а также фрагментарностью теоретических и методических разработок в области содержательных и процессуальных характеристик данного педагогического средства» ( Семенова, 2010, 45).
Актуальность этой темы заключается в том, что в данный момент наблюдается недостаточное внимание к изучению проблемы формирования исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка.
Младший школьный возраст, согласно многочисленным исследованиям (Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже. Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др.) содержит потенциал успешного формирования навыков учебной исследовательской деятельности. Данные современных отечественных исследований (Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, Г.В. Макотрова, B.C. Мухина, А.И. Савенков, А.С. Обухов и др.) также говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
Исследования отечественных ученых (С.П. Баранов, И.В. Комарова, А.И. Савенков) убедительно свидетельствуют, что глубина и прочность знаний учащегося зависит от способа усвоения. Глубина и осознанность сведений об окружающем мире будут максимальными при самостоятельном учебно-исследовательском поиске, осуществленном в ходе собственных интеллектуальных усилий. А.И. Савенков, отмечает, «что в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По-прежнему традиционное обучение, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем - то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя» (Савенков, 2006, 78).
Необходимо выявить теоретические и практические обоснования учебно-исследовательских умений, критерии и уровни их сформированности, а также адекватные методические условия их формирования у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка.
Проблема исследования: каковы методические условия
формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия формирования
исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка будет эффективным, если соблюдаются следующие методические условия:
1. Целенаправленно используются задания исследовательского характера.
2. Учащиеся являются активными субъектами учебного процесса.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме, с целью выявления теоретической разработанности по проблеме исследования.
2. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка.
3. Разработать систему упражнений по формированию исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка.
4. Организовать экспериментальную работу по проблеме исследования в начальных классах.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили: теоретические концепции познавательной активности и самостоятельности учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов), творческого саморазвития личности (В.И. Андреев, А.М. Матюшкин); концепция развития исследовательской деятельности детей (Н.Г. Алексеев, И.А. Зимняя, А.В. Леонтович,
А.С. Обухов, Н.А. Семенова, Е.А. Шашенкова, С.В. Кульневич); исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, Е.С. Антонова, В.В. Бабайцева, С.П. Баранов, Е.В. Ладыженская М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, А.В. Текучев).
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов в целях совершенствования работы по формированию исследовательских умений в процессе изучения лексики на уроках русского языка.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 4 «Б» класса МБОУ СОШ № 29 имени Д.Б. Мурачева города Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе возрастает потребность в людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, умеющих самостоятельно и творчески подходить к решению проблем. Нынешнему школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него определенных умений, в том числе и умений приобретения новых знаний в школе, в вузе и на протяжении всей жизни. Поэтому сегодня необходимо уделять особое внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и умений исследовательского характера, то есть овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических и методических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.
Проведенный нами анализ литературы и учебников показал, что проблема формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка является актуальной и значимой в современной школе. В учебниках представлено недостаточное количество упражнений и заданий, содержащих лексический материал в исследовательском аспекте. Однообразие методов и приемов работы по данной проблеме приводит к тому, что младшие школьники не всегда осмысленно усваивают лексемы и лексические понятия, а значит, неточно и неверно используют и применяют их в своей речи. Поэтому необходимо искать новые пути, которые будут способствовать формированию исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка, а значит более осознанному усвоению лексического материала.
В соответствии с проблемой дипломного исследования, его гипотезой и задачами была организована экспериментальная работа. На первом, констатирующем, этапе была проведена диагностика сформированности исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка. Анализ данной диагностики выявил низкий уровень исследовательских умений школьников.
Для повышения уровня сформированности исследовательских умений в аспекте данной проблемы мы предприняли попытку разработать систему заданий и упражнений, направленную на формирование исследовательских умений, предполагающих видеть проблему, находить способы по ее решению, формулировать гипотезу, определять цели и задачи,
самостоятельно осуществлять поиск информации, выделять главное, формулировать определения понятий, анализировать и доказывать, делать выводы.
Подведение итогов работы на контрольном этапе эксперимента подтвердило гипотезу и показало, что в процессе проведения целенаправленных заданий и упражнений исследовательского характера, в которых учащиеся самостоятельно определяли проблему, формулировали гипотезу, определяли цель и задачи, находили способы решения, осуществляли поиск необходимой информации, анализировали, сравнивали и выделяли главное, делали вывод, младшие школьники улучшили свои результаты. По результатам контрольного этапа эксперимента 4 учащихся показали высокий уровень сформированности исследовательских умений в аспекте проблемы исследования, соответственно, снизилось число учащихся со средним уровнем и количество школьников, владеющих исследовательскими умениями в области лексики на низком уровне, а также все участники улучшили свой результат на 1 -2 балла.
Исследовательские умения помогают приспособиться к постоянно изменяющемуся миру, а также ведут к активному развитию личности. Исследовательские умения в области лексики необходимы для лучшего и более глубокого усвоения своего языка, а значит развитию национального самосознания, воспитанию чувства национального достоинства.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы исследовательских умений младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.



1. Абрамова С.В. Организация исследовательской работы по русскому
языку на факультативных занятиях: из опыта работы //
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. - М., 2006. С. 479 - 485.
2. Алексеев Н.Г. Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» / Н.Г. Алексеев, М.В. Гущина. - М. Народное образование, 2001. - С. 34-36.
3. Алекторова Л.П., Введенская Л.А., Зимин В.И. и др. Словарь синонимоврусского языка: ок. 2000 слов: ок. 800 синоним. рядов / 2-е изд., испр. - М.: Астрель: АСТ, 2008. - 333 с.
4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / А.Т. Арсирий. - М.: Просвещение, 1995. - 211 с.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М., 1969. - 605 с.
6. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
7. Бобровская Г.В. Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2004. - №5. - С.53.
8. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника /
Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 47-51.
9. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников /
Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С.12.
10. Бутузова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения / И.Д. Бутузова // Начальная школа. - 1992. - № 5. - С. 45.
11. Виноградова, Н.Ф. Сборник: Программы четырёхлетней начальной школы / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана - Граф, 2016. -315 с.
12. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку /
А.И. Власенков. - М., 1983. - 189 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования / Выготский Л.С. - М.,1956. - 392 с.
14. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 91-94.
15. Демичева В.В., Яковлева Т.В. Работа над семантикой существительных - наименований лиц по профессии и роду занятий / В.В. Демичева, Т.В. Яковлева // Начальная школа. - 2004. - № 6. - С. 53
16. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз., 2006. - Т. 1: А-О. - 1209 с.
17. Иванкина Н.К. Организация лексико-орфографической работы в 1 м классе / Н.К. Иванкина // Начальная Школа. - 2007. - №1. - С.94-99.
18. Иванов С.В. Русский язык: Учеб. для 1-4 кл. нач. шк. / С.В. Иванов. - М.: Вентана-Граф, 2016. Литература. - 162 с.
19. Копылов Г.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей / Г.Г. Копылов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №4. - С.10-12.
20. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - [Ростов-на- Дону], 2006. - 135с.
21. Лаптева Л.С. Как работать со словарными словами / Л.С. Лаптева // Начальная школа. - 2007. - №4. - С.70.
22. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: Дис. канд. психол. наук / А.В. Леонтович. - Москва, 2003. - 210 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.,
1975. - 304 с.
24. Лушина Е.А. Уроки - исследования / Е.А. Лушина // Начальная
школа.- 2001. - № 28. - С.35-39.
25. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
26. Львов, М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Активизация словаря. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М., 1987. - 415 с.
27. Матвеева А.Н. Элементы лексики в начальном обучении русскому языку / Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / под. Ред. Рождественского А.С. - Москва: Изд - во Педагогика, 1977. - С.132.
28. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учебниками: Пособия для учителя. - М., 2002. -168 с.
29. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО / Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс, 2011. - 213 с.
30. Михайленко В.Е Некоторые приемы толкования слов краеведческой тематики / Е.В. Михайленко // Начальная школа. - 2008. - №5. - С.60-62.
31. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под редакцией А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 24-43.
32. Нинбург Е.А. Технология научного исследования / Е.А. Нинбург // Исследовательская работа школьников. - 2007. - №1. - С.45-54
33. Обухов. А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? / А.С. Обухов. - М.,2006. - С.54-59.
34.Овчинникова И.Г., Берсенева Н.И., Дубровская Л.А., Пенягина Е.Б. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции) / И.Г. Овчинникова. - Пермь, 2000. - 167с.
35.Олейник О.В. Проектная деятельность по русскому языку «Для чего придуманы словари?» / О.В. Олейник // Начальная школа. -2015. - №5.
- С. 4-6.
36.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
37. Пазынин В.В. Проектирование исследовательской деятельности
учащихся в области русского языка: направление, проблема, тема исследования // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. М., 2006. - С. 473-478.
38. Паромова А.А. Обогащение лексикона младшего школьника /
А.А. Паромова // Начальная школа. - 2001. - №2. - С. 34-38.
39. Плотникова Е.А. Обогащение лексикона младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Плотникова // Начальная школа. - 2011.
- №5. - С. 57-61.
40. Плотникова С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка / С.В. Плотникова // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 91-94.
41. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис.д-ра. Психол. Н. / А.Н. Поддьяков. - М. 2001. - 350 с.
42. Прохорова С.Ю. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Итоги первого конкурса для младших школьников «Мой проект» - Сборник методических материалов / под ред. С.Ю. Прохоровой. Ульяновск: УИПКПРО. 2010. - 73 с.
43. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. пед. инст. по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - С. 345.
44. Рогалева Е.И. Фразеологизмы для детей / Е.И. Рогалева // Начальная школа. - 2011. - №5. - С. 36-39.
45. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80 с.
46. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - М., 2006 - 479 с.
47. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.
48. Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника / Е.В. Саутина // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С. 28.
49. Семенова В.Г. «Глагол и его лексическое значение» / В.Г. Семенова // Начальная школа. - 2007. - №3. - С. 20-23.
50. Семенова Н.А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей / Н.А. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - №10. - С. 45.
51. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьнков / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - №2. - С. 23.
52. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. / П.В. Середенко. Южно- Сахалинск: Изд-во СахГУ. - 2014. - 208 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. - М., 2011. - 42 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Электронный ресурс] // Министерства образования и науки от 6 октября 2009г. Приказ № 373. [Офиц. сайт] URL: й11р://минобрнауки.рф/документы/922/ (дата обращения:
20.03.2017).
55. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность
младших школьников: Рекомендации для учителя /
В.Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 142 с.
56. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология / М.И. Фомина. - Москва: Изд-во Высшая школа, 1990. - С.14.
57. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка /
Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1972. - 344 с.
58. Шумакова Н.Б Развитие исследовательских умений младших
школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. - М.: Просвещение, 2011. - 157 с.
59. Щербашина И.В. Дидактический материал по синонимии для учащихся начальных классов / И.В. Щербашина. - Майкоп, 2001. - 87 с.
60.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника /
Д.Б. Эльконин. - М.: Знания, 1974. - 64с.
61.Черепанова Л.В. Проектная деятельность на уроках русского языка // Русская словесность. - 2006. - №4. - С. 23-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ