ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЕНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
1.1. Местный бюджет в системе бюджетного устройства
Российской Федерации 6
1.2. Основы формирования и исполнения бюджета
муниципального образования 12
1.3. Правовое регулирование бюджетного процесса
муниципальных бюджетов 19
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
2.1. Анализ состава, структуры, динамики и исполнения доходов
бюджета муниципального образования 27
2.2. Оценка направлений расходования средств бюджета
муниципального образования 35
2.3. Пути укрепления доходов местного бюджета как основного
рычага снижения дефицита и повышение эффективности расходования финансовых ресурсов 44
2.4. Совершенствование бюджетных и межбюджетных отношений 51
2.5. Применение цифровых технологий в бюджетном процессе.... 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЕНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
1.1. Местный бюджет в системе бюджетного устройства
Российской Федерации 6
1.2. Основы формирования и исполнения бюджета
муниципального образования 12
1.3. Правовое регулирование бюджетного процесса
муниципальных бюджетов 19
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
2.1. Анализ состава, структуры, динамики и исполнения доходов
бюджета муниципального образования 27
2.2. Оценка направлений расходования средств бюджета
муниципального образования 35
2.3. Пути укрепления доходов местного бюджета как основного
рычага снижения дефицита и повышение эффективности расходования финансовых ресурсов 44
2.4. Совершенствование бюджетных и межбюджетных отношений 51
2.5. Применение цифровых технологий в бюджетном процессе.... 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Одно из главных мест в финансовой системе любого государства занимает его бюджетная система. Она охватывает совокупность всех финансовых отношений, а также всех бюджетов в процессе их формирования и исполнения. Каждый бюджет, включенный в бюджетную систему Российской Федерации, имеет свои особенности. Однако особое внимание стоит уделить бюджетам именно муниципальных образований, так как они являются гарантом финансового благополучия и развития регионов.
Денежные средства местных бюджетов выступают неотъемлемым источником ресурсов для решения задач местного значения. К сфере компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение своего региона социальным и экономическим развитием, увеличение качества жизни населения, инвестиционной привлекательности территории и другое. Социально-экономический уровень развития территории в большинстве случаев зависит от степени сбалансированности бюджета и от величины его доходной части. В связи с тем, что местный бюджет имеет собственные финансовые ресурсы муниципальное образование в праве самостоятельно выбирать наиболее приоритетные направления расходования средств, тем самым решая проблемы, характерные для данной местности. Но доля собственных средств в составе доходов муниципального образования обычно не превышает 50%, поэтому органы местного самоуправления постоянно сталкиваются с нехваткой собственных средств для покрытия расходных обязательств. Таким образом, вышеназванные проблемы имеют огромную актуальность и необходимость их исследования.
Степень научной разработанности. Проблемы, связанные с обеспечением эффективного управления бюджетами муниципальных образований нашли свое отражение в научных трудах многих отечественных и зарубежных ученых и практиков. На сегодняшний день эта тема не менее актуальна и постоянно находится во внимании ученых и практиков, что подтверждается большим количеством научных работ, статей. Этот факт отмечается в работах таких авторов, как Авраамовой Е.В., Аганбегяна А.Г., Афанасьева Мст.П., Кудряшовой Л.В., Нечаева А.С., Поляка Г.Б., Чернышова М.М., Эриашвили Н.Д. и др. Несмотря на это имеется ряд проблем в области бюджетного управления, нуждающихся в совершенствовании.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании особенностей формирования и исполнения бюджета муниципального образования, на примере бюджета Старооскольского городского округа и разработке путей укрепления его доходной части.
В связи с актуальностью цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования и исполнения муниципальных бюджетов в системе бюджетного устройства Российской Федерации, а также правовое регулирование бюджетного процесса муниципального образования.
2. Провести анализ состава, структуры, динамики и исполнения доходов бюджета муниципального образования.
3. Оценить направления расходования средств бюджета муниципального образования.
4. Предложить пути укрепления доходов местного бюджета как основного рычага снижения дефицита, а также пути повышения эффективности расходования финансовых ресурсов.
5. Сформировать направления совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений.
6. Рассмотреть эффективность применения цифровых технологий в бюджетном процессе.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс формирования и исполнения бюджета муниципального образования.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования и исполнения бюджета муниципального образования.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы включает научные труды отечественных и зарубежных ученых в области современной финансовой науки.
Методологическую базу составили методы экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза, графический метод, теоретический анализ научных источников по теме исследования, а также методы системно-функционального подхода.
Информационной базой выступают законодательные и нормативные акты Российской Федерации, данные Министерства финансов РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность муниципального образования, а также официальные данные администрации и департамента финансов и бюджетной политики Старооскольского городского округа за рассматриваемый период.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что представленные научные результаты работы вносят весомый вклад в развитие экономической сферы и могут послужить в дальнейшем созданию обоснованного представления о сущности местных бюджетов, особенностей их формирования и исполнения. Полученные выводы могут быть использованы для разработки практической и теоретической базы бюджетного и финансового права в России.
Структура выпускной квалификационной работы определялась поставленной целью и сформулированными задачами, а также логикой проведения исследования. Она состоит из 74 страниц, 9 таблиц, 10 рисунков, и включает в себя введение, две главы, заключение, 57 литературных источников, используемых в процессе исследования, а также 4 приложения.
Денежные средства местных бюджетов выступают неотъемлемым источником ресурсов для решения задач местного значения. К сфере компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение своего региона социальным и экономическим развитием, увеличение качества жизни населения, инвестиционной привлекательности территории и другое. Социально-экономический уровень развития территории в большинстве случаев зависит от степени сбалансированности бюджета и от величины его доходной части. В связи с тем, что местный бюджет имеет собственные финансовые ресурсы муниципальное образование в праве самостоятельно выбирать наиболее приоритетные направления расходования средств, тем самым решая проблемы, характерные для данной местности. Но доля собственных средств в составе доходов муниципального образования обычно не превышает 50%, поэтому органы местного самоуправления постоянно сталкиваются с нехваткой собственных средств для покрытия расходных обязательств. Таким образом, вышеназванные проблемы имеют огромную актуальность и необходимость их исследования.
Степень научной разработанности. Проблемы, связанные с обеспечением эффективного управления бюджетами муниципальных образований нашли свое отражение в научных трудах многих отечественных и зарубежных ученых и практиков. На сегодняшний день эта тема не менее актуальна и постоянно находится во внимании ученых и практиков, что подтверждается большим количеством научных работ, статей. Этот факт отмечается в работах таких авторов, как Авраамовой Е.В., Аганбегяна А.Г., Афанасьева Мст.П., Кудряшовой Л.В., Нечаева А.С., Поляка Г.Б., Чернышова М.М., Эриашвили Н.Д. и др. Несмотря на это имеется ряд проблем в области бюджетного управления, нуждающихся в совершенствовании.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании особенностей формирования и исполнения бюджета муниципального образования, на примере бюджета Старооскольского городского округа и разработке путей укрепления его доходной части.
В связи с актуальностью цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования и исполнения муниципальных бюджетов в системе бюджетного устройства Российской Федерации, а также правовое регулирование бюджетного процесса муниципального образования.
2. Провести анализ состава, структуры, динамики и исполнения доходов бюджета муниципального образования.
3. Оценить направления расходования средств бюджета муниципального образования.
4. Предложить пути укрепления доходов местного бюджета как основного рычага снижения дефицита, а также пути повышения эффективности расходования финансовых ресурсов.
5. Сформировать направления совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений.
6. Рассмотреть эффективность применения цифровых технологий в бюджетном процессе.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс формирования и исполнения бюджета муниципального образования.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования и исполнения бюджета муниципального образования.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы включает научные труды отечественных и зарубежных ученых в области современной финансовой науки.
Методологическую базу составили методы экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза, графический метод, теоретический анализ научных источников по теме исследования, а также методы системно-функционального подхода.
Информационной базой выступают законодательные и нормативные акты Российской Федерации, данные Министерства финансов РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность муниципального образования, а также официальные данные администрации и департамента финансов и бюджетной политики Старооскольского городского округа за рассматриваемый период.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что представленные научные результаты работы вносят весомый вклад в развитие экономической сферы и могут послужить в дальнейшем созданию обоснованного представления о сущности местных бюджетов, особенностей их формирования и исполнения. Полученные выводы могут быть использованы для разработки практической и теоретической базы бюджетного и финансового права в России.
Структура выпускной квалификационной работы определялась поставленной целью и сформулированными задачами, а также логикой проведения исследования. Она состоит из 74 страниц, 9 таблиц, 10 рисунков, и включает в себя введение, две главы, заключение, 57 литературных источников, используемых в процессе исследования, а также 4 приложения.
Проведенное исследование особенностей формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований на примере Старооскольского городского округа позволило сделать следующие выводы.
По результатам теоретического исследования можно отметить, что бюджеты муниципальных образований являются неотъемлемой частью бюджетного процесса, главным образом, они способствуют экономическому и социальному развитию территорий государства. Формирование и исполнение бюджетов муниципального образования находится в ведении органов местного самоуправления, и осуществляются ими в соответствии с уставом муниципального образования. Особенности их формирования и исполнения выстраиваются на основе общих положений, закрепленных Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Отличительной чертой местных бюджетов является то, что они вправе самостоятельно распоряжаться имеющимися у них финансовыми ресурсами, определять вектор развития своей территории, однако эта самостоятельность ограничивается объемом собственных доходных источников.
Во второй главе была проведена оценка формирования и исполнения бюджета муниципального образования и направления реформирования, на примере Старооскольского городского округа за 2015-2017 гг. и были получены следующие результаты:
1. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета городского округа занимает статья «Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований». Он занимает 49,99%, 53,68% и 49,26% в 2015, 2016, 2017 годах соответственно. Следующими по объему поступлений являются поступления от земельного налога (21,45%, 15,48%, 21,53% в 2015, 2016, 2017 гг. соответственно) и от налога на доходы физических лиц (9,45%, 11,66%, 10,81% в 2015, 2016, 2017 гг. соответственно)
2. За период исследования с 2015 по 2017 гг. выросли поступления от налоговых и неналоговых доходов на 6%, что произошло за счет таких статей, как НДФЛ (на 12%), налог на имущество физических лиц (12%), доходы от арендной платы за земельные участки (16%) и имущества (10%). Безвозмездные поступления за три года сократились на 9,5%.
3. По результатам исполнения бюджета округа по доходам было выявлено, что на протяжении анализируемого периода бюджет стабильно исполнялся, превысив плановые показатели на 9,9%, 0,1% и 2,6% в 2015, 2016 и 2017 гг. соответственно.
4. Анализ структурных изменений расходов бюджета показал, что наибольшим удельным весом обладают такие статьи расходов, как образование (около 53% от общей суммы), социальная политика (около 20%) и национальная экономика (около 7%). Причем в течение исследуемого периода их динамика не имеет четкой тенденции.
5. Анализ распределения расходов бюджета округа по целевым статьям позволил определить, что наибольшую долю имеют расходы на реализацию программы «Развитие образования Старооскольского городского округа» (более 50%), цель которой заключается в создании условий для обеспечения качественного образования в округе. Наименьшую долю имеют расходы на реализацию программы «Формирование и развитие системы муниципальной кадровой политики в СГО», что связано с тем, что финансирование данной программы происходит лишь за средства местного бюджета.
6. По результатам исполнения расходной части бюджета было выявлено, что расходы ежегодно не исполнялись в 2015 году на 0,5%, в 2016 г. - 2,3%, в 2017 г. - 2,2%, однако можно сказать, что данные отклонения незначительны и не превосходят 10% от плановых показателей, что говорит об эффективности расходования.
7. Результатом исполнения бюджета Старооскольского городского округа в 2015 и 2017 году стал профицит, тогда как 2016 году соответствует дефицит на сумму 105 млн. рублей. По результатам оценки состояния бюджета округа можно сказать, что в целом, он является финансово-устойчивым.
Заключительным этапом исследования стала разработка путей укрепления доходной части местного бюджета и повышения эффективности расходования финансовых ресурсов, а также совершенствование межбюджетных отношений. В рамках вопроса укрепления доходной части наиболее приоритетным направлением является увеличение неналоговых поступлений в бюджет округа в виду его большей доступности.
Повышение эффективности расходов можно достичь, используя метод программно-целевого планирования бюджетных расходов. Это позволит распределять финансовые ресурсы по конкретным программам, а, соответственно, по их целевому использованию, что также повысит качество государственного финансового контроля за исполнением расходов бюджета.
Система межбюджетных трансфертов также нуждается в совершенствовании, необходимо организовать бюджетный процесс, ориентированный на получение конечного результата. А применение цифровых технологий может способствовать модернизации процесса государственного и муниципального управления.
Таким образом, все поставленные цели и задачи в процессе выполнения выпускной квалификационной работы были достигнуты, а мероприятия по совершенствованию укрепления доходов, повышения эффективности расходования и межбюджетных отношений позволят на наш взгляд, повысить финансовую устойчивость бюджета Старооскольского городского округа.
По результатам теоретического исследования можно отметить, что бюджеты муниципальных образований являются неотъемлемой частью бюджетного процесса, главным образом, они способствуют экономическому и социальному развитию территорий государства. Формирование и исполнение бюджетов муниципального образования находится в ведении органов местного самоуправления, и осуществляются ими в соответствии с уставом муниципального образования. Особенности их формирования и исполнения выстраиваются на основе общих положений, закрепленных Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Отличительной чертой местных бюджетов является то, что они вправе самостоятельно распоряжаться имеющимися у них финансовыми ресурсами, определять вектор развития своей территории, однако эта самостоятельность ограничивается объемом собственных доходных источников.
Во второй главе была проведена оценка формирования и исполнения бюджета муниципального образования и направления реформирования, на примере Старооскольского городского округа за 2015-2017 гг. и были получены следующие результаты:
1. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета городского округа занимает статья «Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований». Он занимает 49,99%, 53,68% и 49,26% в 2015, 2016, 2017 годах соответственно. Следующими по объему поступлений являются поступления от земельного налога (21,45%, 15,48%, 21,53% в 2015, 2016, 2017 гг. соответственно) и от налога на доходы физических лиц (9,45%, 11,66%, 10,81% в 2015, 2016, 2017 гг. соответственно)
2. За период исследования с 2015 по 2017 гг. выросли поступления от налоговых и неналоговых доходов на 6%, что произошло за счет таких статей, как НДФЛ (на 12%), налог на имущество физических лиц (12%), доходы от арендной платы за земельные участки (16%) и имущества (10%). Безвозмездные поступления за три года сократились на 9,5%.
3. По результатам исполнения бюджета округа по доходам было выявлено, что на протяжении анализируемого периода бюджет стабильно исполнялся, превысив плановые показатели на 9,9%, 0,1% и 2,6% в 2015, 2016 и 2017 гг. соответственно.
4. Анализ структурных изменений расходов бюджета показал, что наибольшим удельным весом обладают такие статьи расходов, как образование (около 53% от общей суммы), социальная политика (около 20%) и национальная экономика (около 7%). Причем в течение исследуемого периода их динамика не имеет четкой тенденции.
5. Анализ распределения расходов бюджета округа по целевым статьям позволил определить, что наибольшую долю имеют расходы на реализацию программы «Развитие образования Старооскольского городского округа» (более 50%), цель которой заключается в создании условий для обеспечения качественного образования в округе. Наименьшую долю имеют расходы на реализацию программы «Формирование и развитие системы муниципальной кадровой политики в СГО», что связано с тем, что финансирование данной программы происходит лишь за средства местного бюджета.
6. По результатам исполнения расходной части бюджета было выявлено, что расходы ежегодно не исполнялись в 2015 году на 0,5%, в 2016 г. - 2,3%, в 2017 г. - 2,2%, однако можно сказать, что данные отклонения незначительны и не превосходят 10% от плановых показателей, что говорит об эффективности расходования.
7. Результатом исполнения бюджета Старооскольского городского округа в 2015 и 2017 году стал профицит, тогда как 2016 году соответствует дефицит на сумму 105 млн. рублей. По результатам оценки состояния бюджета округа можно сказать, что в целом, он является финансово-устойчивым.
Заключительным этапом исследования стала разработка путей укрепления доходной части местного бюджета и повышения эффективности расходования финансовых ресурсов, а также совершенствование межбюджетных отношений. В рамках вопроса укрепления доходной части наиболее приоритетным направлением является увеличение неналоговых поступлений в бюджет округа в виду его большей доступности.
Повышение эффективности расходов можно достичь, используя метод программно-целевого планирования бюджетных расходов. Это позволит распределять финансовые ресурсы по конкретным программам, а, соответственно, по их целевому использованию, что также повысит качество государственного финансового контроля за исполнением расходов бюджета.
Система межбюджетных трансфертов также нуждается в совершенствовании, необходимо организовать бюджетный процесс, ориентированный на получение конечного результата. А применение цифровых технологий может способствовать модернизации процесса государственного и муниципального управления.
Таким образом, все поставленные цели и задачи в процессе выполнения выпускной квалификационной работы были достигнуты, а мероприятия по совершенствованию укрепления доходов, повышения эффективности расходования и межбюджетных отношений позволят на наш взгляд, повысить финансовую устойчивость бюджета Старооскольского городского округа.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Пути повышения эффективности расходов бюджета муниципального образования (на примере МО Туапсинский район)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Особенности составления проектов бюджетов муниципальных образований
Курсовые работы, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Организация исполнения бюджетов муниципальных образований
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Управление исполнением местного бюджета муниципального образования ( на примере города Казани)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - МЕСТНЫЕ НАЛОГИ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОЛПАШЕВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



