РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речевых умений
младших школьников в процессе изучения устного 7
народного творчества на уроках литературного чтения
1.1. Понятие о речи и речевых умениях младших школьников 7
1.2. Жанрово-стилистические особенности пословиц, поговорок,
русских народных сказок 13
1.3. Педагогические условия развития речевых умений в процессе
изучения устного народного творчества 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речевых умений младших школьников в процессе изучения устного 28 народного творчества на уроках литературного чтения
2.1. Анализ программ и учебников по проблеме исследования 28
2.2. Анализ уровня развития речевых умений у младших
школьников в процессе изучения устного народного
творчества 35
2.3. Проект развития речевых умений младших школьников в
процессе изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения 50
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития речевых умений
младших школьников в процессе изучения устного 7
народного творчества на уроках литературного чтения
1.1. Понятие о речи и речевых умениях младших школьников 7
1.2. Жанрово-стилистические особенности пословиц, поговорок,
русских народных сказок 13
1.3. Педагогические условия развития речевых умений в процессе
изучения устного народного творчества 19
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речевых умений младших школьников в процессе изучения устного 28 народного творчества на уроках литературного чтения
2.1. Анализ программ и учебников по проблеме исследования 28
2.2. Анализ уровня развития речевых умений у младших
школьников в процессе изучения устного народного
творчества 35
2.3. Проект развития речевых умений младших школьников в
процессе изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения 50
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему родному языку, а, значит, и культуре. Поэтому развитие речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.
К сожалению, родители из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речевых умений своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения устного народного творчества практически не используются уже в младшем школьном возрасте.
Вопрос о развитии речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества в современной методической и педагогической литературе рассматривали В.П. Аникин, Т.В. Зуева,
B. В. Кирдан, Б.П.Кирюшина, Н.И. Кравцов, Ю.Г. Круглов, В.А. Кустарева,
C. Г. Лазутин, А.А. Матвеева и др.
Ведущие отечественные педагоги и психологи Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов рассматривали проблему развития речевых умений в процессе изучения устного народного творчества.
В соответствии с программой УМК «Школа России» 2 класса за период прохождения педагогической практики и с анализом проблемы исследования рассмотрим конкретные виды устного народного творчества: пословицы, поговорки и русские народные сказки.
Несмотря на интерес психологов и педагогов к исследуемой нами проблеме, отдельные её аспекты требуют дальнейшей разработки. Именно по этому, мы выбрали тему нашего исследования: «Развитие речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения».
Проблема исследования: каковы методические условия развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития речевых умений младших школьников.
Предмет исследования: методические условия развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
Гипотеза исследования: развитие речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества будет эффективным, если:
- применять специфические нетрадиционные формы уроков литературного чтения, побуждающие учащихся к добровольному развитию речевых умений;
- стимулирование через содержание учебного материала интереса к
развитию речевых умений в процессе изучения устного народного творчества.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие о речи и речевых умениях, бытующих в современной методике обучения русскому языку и литературному чтению.
2. Рассмотреть жанрово-стилистические особенности пословиц, поговорок, русских народных сказок.
3. Раскрыть педагогические условия развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
4. Проанализировать учебную и методическую литературу по проблеме исследования.
5. Определить начальный уровень развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
6. Разработать проект развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
Методы исследования: теоретический анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; тестирование; создание собственных высказываний.
База исследования: МБОУ «СОШ №47» г. Белгорода, 2 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступления, с докладом по теме исследования, во Всероссийской web-конференции с международным участием «Ребенок в языковом и образовательном пространстве» (27-28 апреля 2017 г.); на международной научно-практической конференции «Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы» (21 октября 2017 г.); на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ»-2018 (17 апреля 2018 г.)
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются понятия о речи и речевых умениях; рассматриваются жанрово-стилистические особенности пословиц, поговорок, русских народных сказок; выявляются педагогические условия развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения.
Во второй главе описан анализ учебной и методической литературы; ход и результаты диагностики у младших школьников развития речевых умений в процессе изучения устного народного творчества; представлен проект реализации педагогических условий при развитии речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему родному языку, а, значит, и культуре. Поэтому развитие речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.
К сожалению, родители из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речевых умений своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения устного народного творчества практически не используются уже в младшем школьном возрасте.
Вопрос о развитии речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества в современной методической и педагогической литературе рассматривали В.П. Аникин, Т.В. Зуева,
B. В. Кирдан, Б.П.Кирюшина, Н.И. Кравцов, Ю.Г. Круглов, В.А. Кустарева,
C. Г. Лазутин, А.А. Матвеева и др.
Ведущие отечественные педагоги и психологи Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов рассматривали проблему развития речевых умений в процессе изучения устного народного творчества.
В соответствии с программой УМК «Школа России» 2 класса за период прохождения педагогической практики и с анализом проблемы исследования рассмотрим конкретные виды устного народного творчества: пословицы, поговорки и русские народные сказки.
Несмотря на интерес психологов и педагогов к исследуемой нами проблеме, отдельные её аспекты требуют дальнейшей разработки. Именно по этому, мы выбрали тему нашего исследования: «Развитие речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения».
Проблема исследования: каковы методические условия развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития речевых умений младших школьников.
Предмет исследования: методические условия развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
Гипотеза исследования: развитие речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества будет эффективным, если:
- применять специфические нетрадиционные формы уроков литературного чтения, побуждающие учащихся к добровольному развитию речевых умений;
- стимулирование через содержание учебного материала интереса к
развитию речевых умений в процессе изучения устного народного творчества.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие о речи и речевых умениях, бытующих в современной методике обучения русскому языку и литературному чтению.
2. Рассмотреть жанрово-стилистические особенности пословиц, поговорок, русских народных сказок.
3. Раскрыть педагогические условия развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
4. Проанализировать учебную и методическую литературу по проблеме исследования.
5. Определить начальный уровень развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
6. Разработать проект развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
Методы исследования: теоретический анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; тестирование; создание собственных высказываний.
База исследования: МБОУ «СОШ №47» г. Белгорода, 2 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступления, с докладом по теме исследования, во Всероссийской web-конференции с международным участием «Ребенок в языковом и образовательном пространстве» (27-28 апреля 2017 г.); на международной научно-практической конференции «Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы» (21 октября 2017 г.); на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ»-2018 (17 апреля 2018 г.)
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются понятия о речи и речевых умениях; рассматриваются жанрово-стилистические особенности пословиц, поговорок, русских народных сказок; выявляются педагогические условия развития речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения.
Во второй главе описан анализ учебной и методической литературы; ход и результаты диагностики у младших школьников развития речевых умений в процессе изучения устного народного творчества; представлен проект реализации педагогических условий при развитии речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной. Успех дальнейшей жизни младшего школьника зависит от овладения речевыми умениями на начальном этапе обучения. Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную активность учащихся, обеспечить необходимую среду для развития речевых умений в процессе изучения устного народного творчества.
Теоретический анализ литературы показал, что на основе работы с произведениями устного народного творчества (пословицами, поговорками, русскими народными сказками) можно выделить следующие речевые умения, которые мы развивали в своем исследовании: умение определять тему высказывания; умение использовать языковые средства, позволяющие обеспечить правильность, ясность, богатство и стилистическую точность речи; умение создавать устное высказывание, развивая тему, формулируя каждую мысль.
Используя в своей речи пословицы, поговорки, выражения из русских народных сказок дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, используя в своей речи различные языковые средства.
По результатам экспериментального исследования у большинства младших школьников (59%) выявлен низкий уровень развития речевых умений в процессе изучения устного народного творчества. Высокий уровень выявлен у одного учащегося. Средний уровень у 34% младших школьников. В ходе исследования мы убедились, что у детей лучше всего развито речевое умение определять тему высказывания, хуже - речевое умение использовать языковые средства, позволяющие обеспечить правильность, ясность, богатство и стилистическую точность речи. Следовательно, именно на эти речевые умения необходимо обращать внимание, применяя в своей деятельности уроки нетрадиционной формы и создавая предметно¬развивающую среду для детей младшего школьного возраста.
Теоретический анализ литературы и педагогического опыта позволил нам выделить ряд условий эффективных в работе над развитием речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения: предметно-развивающая речевая среда; речевая мотивация ребенка; нацеленность процесса изучения пословиц, поговорок, русских народных сказок на развитие речевых умений учащихся; интегрированный подход в построении занятий.
Наблюдения за младшими школьниками на проведенных нами уроках по предмету «Литературное чтение» подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что использование нетрадиционных форм уроков литературного чтения (урок - литературная игра; урок - беседа; урок - сказка; урок - викторина; урок - интеллектуальная игра; урок - проект); стимулирование через содержание учебного материала интереса к развитию речевых умений в процессе изучения устного народного творчества - действительно способствуют развитию речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в детальном рассмотрении возможностей участия младших школьников в процессе развития речевых умений, так как практический вклад школьника в развитие своих речевых умений в процессе изучения устного народного творчества является основным показателем заинтересованности и осознанности детей в развитии собственных речевых умений.
Теоретический анализ литературы показал, что на основе работы с произведениями устного народного творчества (пословицами, поговорками, русскими народными сказками) можно выделить следующие речевые умения, которые мы развивали в своем исследовании: умение определять тему высказывания; умение использовать языковые средства, позволяющие обеспечить правильность, ясность, богатство и стилистическую точность речи; умение создавать устное высказывание, развивая тему, формулируя каждую мысль.
Используя в своей речи пословицы, поговорки, выражения из русских народных сказок дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, используя в своей речи различные языковые средства.
По результатам экспериментального исследования у большинства младших школьников (59%) выявлен низкий уровень развития речевых умений в процессе изучения устного народного творчества. Высокий уровень выявлен у одного учащегося. Средний уровень у 34% младших школьников. В ходе исследования мы убедились, что у детей лучше всего развито речевое умение определять тему высказывания, хуже - речевое умение использовать языковые средства, позволяющие обеспечить правильность, ясность, богатство и стилистическую точность речи. Следовательно, именно на эти речевые умения необходимо обращать внимание, применяя в своей деятельности уроки нетрадиционной формы и создавая предметно¬развивающую среду для детей младшего школьного возраста.
Теоретический анализ литературы и педагогического опыта позволил нам выделить ряд условий эффективных в работе над развитием речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества на уроках литературного чтения: предметно-развивающая речевая среда; речевая мотивация ребенка; нацеленность процесса изучения пословиц, поговорок, русских народных сказок на развитие речевых умений учащихся; интегрированный подход в построении занятий.
Наблюдения за младшими школьниками на проведенных нами уроках по предмету «Литературное чтение» подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что использование нетрадиционных форм уроков литературного чтения (урок - литературная игра; урок - беседа; урок - сказка; урок - викторина; урок - интеллектуальная игра; урок - проект); стимулирование через содержание учебного материала интереса к развитию речевых умений в процессе изучения устного народного творчества - действительно способствуют развитию речевых умений младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в детальном рассмотрении возможностей участия младших школьников в процессе развития речевых умений, так как практический вклад школьника в развитие своих речевых умений в процессе изучения устного народного творчества является основным показателем заинтересованности и осознанности детей в развитии собственных речевых умений.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КОММЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Реализация ситуативного подхода в формировании коммуникативных умений младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Устное народное творчество как средство развития детской речи: малые формы фольклора, сказки (Нижегородский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018



