Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «GOOD/EVIL» В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ч.ДИККЕНСА «ЛАВКА ДРЕВНОСТЕЙ»

Работа №68263

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы52
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы репрезентации концепта в языковой картине мира 6
1.1. Концепт, как центральный термин когнитивной лингвистики и
лингвокультурологии 6
1.2. Нравственно-оценочные категории «добро» и «зло» как предмет
лингвистического исследования 12
1.3. Концепты «good/ evil» по данным лексикографических источников 17
1.3.1. Концепт Good в словарях 17
1.3.2. Концепт Evil в словарях 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА II. Анализ языковых репрезентантов концептов «good» и «evil» в произведении Ч.Диккенса «Рождественская песнь» 25
2.1. Добро, как ведущий мотив творчества Ч.Диккенса 25
2.2. Репрезентация концепта «good» в произведении Ч Диккенса «Лавка
Древностей» 27
2.3. Репрезентация концепта «evil» в произведении Ч. Диккенса «Лавка
Древностей» 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 52


Настоящая выпускная квалификационная работа представляет собой комплексное исследование лингвостилистических особенностей репрезентации концептов «good/evil» на материале художественного произведения Чарльза Диккенса (Ch. Dickens, 1812-1870) «Лавка Древностей» (The Old Curiosity Shop, 1841).
Возродившийся интерес к изучению языка, как социального феномена обуславливается антропологизмом современной лингвистики. Человек, носитель языка, с присущими ему особенностями стоит в центре исследований. Результатом возрождения интереса к языку как средству коммуникации и познания стало широкое распространение термина концепт в лингвистической литературе. Для современной лингвистики главенствующими вопросами стали вопросы формулировки содержания понятия «концепт», а также его корреляции с такими понятиями, как «смысл», «понятие», «представление».
Считается, что каждый язык имеет свою определенную систему концептов, благодаря которой носители языка усваивают, структурируют, классифицируют и объясняют весь поток информации, которая поступает к нам из окружающего мира.
Таким образом, базальным понятием, рабочей единицей лингвистики считается концепт, который предлагает огромный простор для толкования, так как является категорией ментальной, ненаблюдаемой. Основываясь на утверждениях таких представителей когнитивной лингвистики, как Е.С. Кубрякова, Н.Н. Болдырева, А.П. Бабушкина и др. концепт понимается нами как единица оперативного сознания, которая отражает содержание полученного опыта,знаний, результатов всей деятельности человека, а также результатов познания им окружающего мира в виде определенных единиц - "квантов"знания.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью всестороннего изучения и анализа основных языковых выражений ведущих концептов мировой культуры, к которым мы относим исследуемые нами концепты «добро» и «зло» в русском языке и "good" and "evil" в английском языке. Результаты проведенного исследования поспособствуют улучшению межкультурного диалога и достижению коммуникативного успеха представителями разных культур. Интерес к изучению человека как языковой личности, который с каждым днем все больше растет,ведет к необходимости изучения и анализаединых форм сохранения знаний, одной из которых является концепт. Настоящая работа актуальна, так как в ней проводится анализ лексических средств репрезентации «вечных» концептов добро и зло, представленные в произведении «Лавка Древностей». Представленное нами изображение концепта выходит за рамки словарных определений. Кроме того, интерпретация его признаков в лингвистическом аспекте позволяет получить более полную и всестороннюю картину о его месте в сознании носителя языка.
Объектом исследования в данной работе стало произведение Ч. Диккенса «Лавка Древностей», в качестве предмета исследования рассматриваются концепты «good» и «evil» как нравственно-оценочные категории и как основные понятия человеческого мышления, их содержательные характеристики на основе лексической репрезентации их в языке писателя.
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в выявлении структуры и содержания концептов «good» и «evil» посредством их лексической репрезентации в художественном тексте произведения Ч.Диккенса «Лавка Древностей».
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих исследовательских задач:
• Проанализировать основные тенденции изучения категории концепта в современной лингвистической науке;
• Определить семантику таких базовых понятий, как «добро» и «зло».
• Охарактеризовать понятия «добро» и «зло» как нравственно-оценочные категории.
• Рассмотреть и охарактеризовать ведущие и основополагающие черты творчества Ч.Диккенса.
• Определить структурно-этическую значимость исследуемых концептов и описать модель данных концептов в терминах ядра и периферии.
Теоретической базой исследования для нашей работы послужили базовые положения общего языкознания (В.фон Гумбольдт, Л.Витгенштейн, Э. Бенвенист, Ж. Пиаже, Б.А. Серебренников, В.А. Звегинцев и др.), основные положения когнитивной лингвистики (Е.С. Кубрякова, H.H. Болдырев, P.M. Фрумкина, И.А. Стернин), лингвоконцептологии (Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, В.В. Колесов, В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин и др.)..
Материалом работы послужило художественное произведение
Ч.Диккенса «Лавка Древностей» на языке оригинала.
Методы исследования: контекстуальный, описательно-аналитический, количественный, а также методы стилистического анализа и лингвистического описания .
Структура работы. Предлагаемое исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы, словарей и источников фактического материала.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В числе наиболее актуальных задач современной лингвистики, ознаменованной последовательным вниманием к человеческому фактору как важному экстралингвистическому компоненту языковых преобразований, все большую значимость приобретает рассмотрение языка в аспекте его соотнесенности с аксиологическими категориями этической, эстетической и культурологической направленности.
Проведенное исследование в русле лингвистического подхода ставило своей целью выявление и описание концептов «good» и «evil» в художественном тексте произведения Ч.Диккенса «Лавка Древностей». Поставленная цель была достигнута решением ряда задач, одной из которых явилось выделение на основе эмпирически полученных данных ядерных и периферийных признаков концептов «добро» и «зло», «good» and «evil» и описание модели рассматриваемых концептов в терминах ядра и периферии.
Понятийные категории «добро» и «зло» в высшей степени релевантны как для носителей английского языка, так и для носителей русского языка. Факт наличия слов «добро» и «зло» в русском языке и «good» и «evil» в английском языке указывает на присутствие соответствующих концептов в концептосферах данных культур. Языковая репрезентация концептов «добро» и «зло» тесно связана с представлением разного знания: теоретического и эмпирического, научного и обыденного, социального и индивидуального.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
• Концепты «добро» и «зло» являются сложными, динамично развивающимися образованиями в сознании человека, развертывающимися на уровне концептуально-образной обработки знаний о мире. Наше представление о концепте как единице сознания, содержащей совокупный общественный опыт, подтверждают его развитые понятийные формы, фиксирующие общечеловеческие знания и представления о добре и зле. Концепты «добро» и
«зло» в своем содержательном наполнении являются отражением деятельности субъекта, познающего и преобразующего мир. Одной из форм деятельности человека является его мировоззренческая деятельность, связанная с выделением ценностных ориентиров человеческого бытия. Картина мира, в частности ценностная картина мира, присущая субъекту, опосредует его восприятие и осознание мира и влияет на его выбор поступков и реальное поведение в целом.
• Мотив добра является главным и основополагающим в творчестве Диккенса. Он является художником человеческих душ. Слово «добро» неоднократно встречается в исследуемом нами произведении. Автор использует его для характеристики героев, пейзажного описания и для создания портретов персонажей.
• Концепты «goodZevib/являются нравственно-оценочными категориями. Они не могут существовать отдельно друг от друга, именно поэтому для того чтобы определить их структуру, сущность их необходимо исследовать вместе. Диккенс эффективно репрезентирует данные концепты в своем произведении «Лавка Древностей»
Полученный экспериментальный материал позволяет более детально изучить содержание концептов «добро» и «зло», «good» and «evil», а также дать подробное описание модели исследуемых концептов. Результаты эксперимента подтверждают, что содержание концептов «добро» и «зло», «good» and «evil» обусловлено мировидением, мироощущением и базисными представлениями индивидов как членов разных лингвокультурных сообществ, сформировавшимися в их сознаниях через деятельностный контакт с окружающим миром.
Данная выпускная квалификационная работа открывает перспективу дальнейшего исследования концептов «добро» и «зло» и проведение сопоставительного анализа рассматриваемых концептов в разных лингвокогнитивного подхода и интерпретативного метода к изучению структуры и содержания концепта. Мы полагаем, что перспективы их дальнейшего применения определяются возможностью и необходимостью более полного изучения специфики индивидуального знания и принципов его организации. К изучению указанных концептов могут быть привлечены лексикографические данные, данные этимологического характера, тексты разных жанров. Обширное поле для исследования представляет также коммуникативный аспект функционирования концептов «добро» и «зло».



1. Алефиренко И.С, Золотых Л.Г. Проблемы фразеологического значения и смысла: (в аспекте межуровневого взаимодействия языковых единиц). - Астрахань: Астрах. Ун-т, 2004. - 296 с.
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. - №1. - С. 29-67.
3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры.- 1999.- 187 с.
4. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка: Культурные концепты. - М.: Наука, 1991.-204 с.
5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико- фразеологической семантике языка. - Воронеж: ВГУ, 1996. - 104 с.
6. Баранов А. Н. Постулаты когнитивной семантики /А. И. Баранов, Д. О. Добровольский // Изв. АН. Серия лит. и яз. - М., 1997. - Т. 56, №1. — С. 18-26.
7. Беляевская Е. Г. Концептуальные основания культурных языковых знаков // Вестник МГЛУ. 2012. №642.
8. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики //Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1. - С. 18-36.
9. Болдырев, Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание. — Воронеж, 2001.— С.25¬45.
10. Бурдьё П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов,
К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н.А. Шматко. — СПб.: Алетейя, М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001 г. — 562 с.
11. Бухаров В.М. Концепт в лингвистическом аспекте // Межкультурная коммуникация: уч. пособ.- Н.Новгород: Деком, 2001.- 84 с.
12. Василенко И. А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. - М., 1999.- 87 с.
13. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. - М.: Языки славянской культуры, 2001.- 158 с.
14. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: Гнозис, 2005.-236 с.
15. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии, 2001. № 1. С.35-47.
16.Зусман В. Г. Диалог и концепт в литературе. - Н. Новгород : Деком, 2001. - 256 с.
17. Ивин А. А. Основы теории аргументации. - М., 1997. - 186 с.
18. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс - Волгоград: Перемена, 2002.- 278 с.
19. Карнап Р. Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. - 384 с.
20. Кирилина А.В. Гендер: Лингвистические аспекты. - М. - 1999.- 155 с.
21. Кошарная С.А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической
реконструкции русской мифологической картины мира. - Белгоград.: Изд- во Белгоградского гос.ун-та, 2002. - 288 с.
22. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой в картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. -М.: Яз.слав.культуры, 1988. - С. 141-172.
23. Леонтьев А. Н. Психология образа //Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1979. - №2. - С. 3-13.
24. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению > подхода //Концепты. Научные труды Центрконцепта. - Архангельск: Изд-во Поморкского гос. Ун-та, 1997. - Вып.1. - С. 11-35.
25. Микешина Л.А. Философия познания. - М. - 2002 г. - 624 с.
26. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.- 206 с.
27. Пищальникова В.А. Психопоэтика. - Барнаул, 1999. - 212с.
28. Попова З.Д, Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Изд-во «Истоки», 2007. - 192 с.
29. Постовалова В.И. Новый реализм в лингвофилософской мысли ХХ-ХХ1 вв. (опыт эпистемологического анализа) // Вопросы филологии. 2010. №
3. - С. 77-86
30. Рябцева Н.К. Язык и естественный интеллект.- М.: Академия, Инт-т языкознания РАН, 2005.- 640 с.
31. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - М: Языки славянских культур, 2007. - 248с.
32. Токарев Г.В. Лингвокультурология. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. - 135 с.
33. Фрумкина Р.М. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? // Язык и наука конца ХХ века./ Ред. Ю.С. Степанов. - М., 1995. - С. 74 - 117.
34. Фрумкина Р.М. Язык и когнитивная деятельность: сб.ст. - М.: Наука, 1989.-142 с.
35. Худяков А.А. Языковая личность: культурные концепты: сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. - 1996.
36. Целищев В. В. Философские проблемы семантики возможных миров. - Новосибирск, 1977.- 247 с.
37.Чернейко Л.О. Гештальтная структура абстрактного имени // НДВШ. Филологические науки. - 1995.- №4.
38.Шведова Н.Ю. К определению концепта предмета языкознания // Языковая личность: текст, словарь, образ мира: сб. ст. - М.- 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ