Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЕРБАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДЕТСТВО» В РОМАНАХ Ч. ДИККЕНСА «ДЭВИД КОППЕРФИЛЬД» И «ОЛИВЕР ТВИСТ»

Работа №65040

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования концепта «Детство» 8
1.1 Возникновение и развитие термина «концепт» 8
1.2 Теория концепта в лингвокультурологии 13
1.3 Структура концепта 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Концепт «Детство» в произведениях Ч. Диккенса 28
2.1 Понятие концепта «Детство» в литературе XIX века 28
2.2 Ч. Диккенс и детство 29
2.3 Концепт «Детство» в романе «Оливер Твист» 30
2.4 Концепт «Детство» в романе «Дэвид Копперфильд» 40
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования концепта «Детство» 8
1.1 Возникновение и развитие термина «концепт» 8
1.2 Теория концепта в лингвокультурологии 13
1.3 Структура концепта 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Концепт «Детство» в произведениях Ч. Диккенса 28
2.1 Понятие концепта «Детство» в литературе XIX века 28
2.2 Ч. Диккенс и детство 29
2.3 Концепт «Детство» в романе «Оливер Твист» 30
2.4 Концепт «Детство» в романе «Дэвид Копперфильд» 40
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Совокупность концептов, рассматриваемых в аспекте ценностей, формирует ценностную картину мира. В этом сложном умственном образовании выделяются наиболее важные значения для данной культуры, ценностные доминанты, совокупность которых формирует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке.
Диккенс и другие его соотечественники полагали, что страдания и смерть детей должны быть значительным толчком к реформам для тех, кто наделен властью совершать их. Романы Диккенса преследуют определенную морально¬этическую и воспитательную цель. Каждое произведение предназначено для реализации чётко установленной программы. В романе «Оливер Твист» автор разоблачает преступность и порочность общественной среды, которые губительно влияют на воспитание детей.
Из всех произведений Ч. Диккенса только один герой Оливер Твист - ребенок, который остался ребенком до конца романа. Писатель рисует картину жизни, полной борьбы, страданий, превратностей и невзгод, которые выпадают на судьбу мальчика. Он сумел пройти своего рода инициацию, или «запрещенный порог» устоявшихся законов, но при этом не измениться и остаться живым.
Обилие детских образов, разнообразных, уникальных и незабываемых, придает произведениям Диккенса особый колорит, особую атмосферу: на их обжигающих страницах много щемящей тоски и грусти, много пронзительного света, прорывающегося сквозь плотину резких конфликтов, страданий и страстей людских, много обнадеживающего тепла и нежности, много веры в лучшее будущее.
Решение проблемы гуманизма, каждый раз встававшей остро на рубеже веков, для Диккенса неразрывно связано с образом детей и подростков. Также, оно кажется почти немыслимым без прямых и честных ответов на вопросы о том, что значит жить, плакать или веселиться, уютно ли им или холодно и одиноко, заботятся ли о них или вообще забывают, влюбились ли они в жизнь или никогда не полюбят ее, будет ли окружающее общество матерью или мачехой для них?
Диккенс с его безудержной любовью к детям выделяется среди всех мастеров прошлого и настоящего; сердце маленького человека, взывающего о помощи, жаждущего красоты, добра и справедливости, страдающего от несовершенства мира и призывающего все проявления своего бытия отомстить, искоренения зла и насилия, не позволяет им успокоиться ни на минуту.
В романах Диккенса одной из ключевых становится тема детского страдания. Обездоленные сироты, нищие предстают в каждом его романе. Однако в мире Диккенса существует мало злых и некрасивых детей. Хотя они не богаты, но добры и имеют душевную красоту. Кроме образа детей в своих произведениях многие взрослые герои Диккенса сохраняют детскость, но у этих персонажей это проявляется в чудачестве. Именно в этом и состоит отличие Диккенса от других писателей. У Диккенса взрослые герои «проверяются» детьми. «Положительность» персонажей Диккенса определяется их отношением к детству. Его воспоминания о собственном детстве оказывают важное влияние на формирование образа героев.



1. Анненская, А.Н. Чарльз Диккенс. Его жизнь и литературная деятельность / А.Н. Анненская.— М.: Издательство «Проспект», 2014.— 107 с.
2. Алефиренко, Н.Ф. Язык, познание и культура: Когнитивно-семиологическая синергетика слова: монография / Н.Ф. Алефиренко.— Волгоград: Перемена, 2006.— 228 с.
3. Алефиренко, Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: Теоретическое
исследование / Н.Ф. Алефиренко.— Волгоград: Перемена, 2003.— 95 с.
4. Алефиренко, Н.Ф. Вербализация концепта и смысловая синергетика
языкового знака / Н.Ф. Алефиренко.— Волгоград, 2003.— С. 3-13.
5. Алефиренко, Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография / Н.Ф. Алефиренко.— М.: Гнозис, 2005.— 326 с.
6. Алефиренко, Н.Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной
лексикологии: монография / Н.Ф. Алефиренко.— М: Изд-ва «Флинта», «Наука», 2009.— 344 с.
7. Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке / Н.Ф. Алефиренко.— М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.— 416 с.
8. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека (изд. 2-е, исправленное) / Н.Д. Арутюнова.— М.: Языки русской культуры, 1999.— 896 с.
9. Аскольдов-Алексеев, С.А. Гносеология: Статьи / С.А. Аскольдов.— М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.— 200 с. — (Библиотека русской философской мысли).
10. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка.— Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996.— 103 с.
11. Бардыкова, Н.В. Зарубежная литература XIX века / Н.В. Бардыкова.— Белгород: БелГУ, 2008.— 167 с.
12. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика / Н.Н. Болдырев.— Тамбов: Изд-во Тамбовского университета, 2001.— 121 с.
13. Боровикова, Л.А. Диккенс и детство / Л.А. Боровикова // Истина и жизнь.— 2005.— № 7/8.— С. 56-63.
14. Воркачев, С.Г. Концепт счастья в русской и английской паремиологии / С.Г. Воркачев // Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации.— СПб.: СПбГУ, 2002.— С. 145-148.
15. Воркачев, С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» / С.Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация.— Вып. 24.— М., 2003.— 144 с.
16. Воркачев, С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели / С.Г. Воркачев // Филологические науки.— Москва: МГУ, 2005.— №4.— С. 76-82.
17. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та.— Сер. 14. Психология.— 1991.— Ио 4.— С. 5-18.
18. Дьяконова, Н.Я. Философские истоки миросозерцания Диккенса / Н.Я. Дьяконова // Изв. Рос. АН.— Серия литература и языковедение, 1996.— Т.
55. — № 1.— С. 17-28.
19. Зусман, В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания / В.Г. Зусман // Вопросы литературы. «Теория: проблемы и размышления».— 2003.— № 2. — C. 3-29.
20. Камардина, Ю.С. Детские образы в творчестве Ч. Диккенса / Ю.С.
Камардина // В мире науки и искусства: вопросы филологии,
искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.- практ. конф.— Новосибирск: СибАК, 2012. — С. 147-151.
21. Карасик, В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин; под ред. И.А. Стернина // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр.— Воронеж: ВГУ, 2001.— С. 75-80.
22. Карасик, В.И. О категориях лингвокультурологии / В.И. Карасик //
Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности.—
Волгоград, 2001.— 398 с.
23. Катарский, И.М. Диккенс в России / И.М. Катарский.— М., 2006.— 157 с.
24. Кириллова И.К. Диалог культур: концепции развития лингвистики и лингводидактики / И.К. Кириллова, Е.В. Бессонова.— Москва: НИУ МГСУ, 2015.— 216 с.
25. Ковалева, Л.В. Национальное своеобразие языковой объективизации концептов, выраженных фразеосочетаниями, обозначающими реалии окружающей среды / Л.В. Ковалева // Вестник ВГУ.— Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация».— 2004.— №1.— С. 54-60.
26. Кон, И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов / И.С. Кон.— М.: Академия, 2003.— 335 с.
27. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский.— М.: Наука, 1990.— 107 с.
28. Кружков, Г.М. Очерки по истории английской поэзии: романтики и викторианцы: в 2 т. Т. II / Г.М. Кружков.— М.: Прогресс-Традиция, 2015.— 560 с.
29. Кубрякова, Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова.— М.: Языки славянской культуры, 2004.— 560 с.
30. Культурология: учебник для вузов / Г.В. Драч [и др.]; под ред. Г.В. Драча.— СПб.: Питер, 2013.— 384 с.— (Серия «Учебник для вузов»).
31. Лакофф Дж. Лингвистические гештальты / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике.— № 10.— М.: Прогресс, 1981.— С. 350-368.
32. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность: Антология / под ред. В.П. Нерознака.— М.: Academia, 1997.— С. 280-287.
33. Мандель, Б.Р. Всемирная литература: Новое время и эпоха Просвещения: конец XVIII - первая половина XIX века / Б.Р. Мандель.— Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2014.— 454 с.
34. Минский, М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного / М. Минский // Новое в зарубежной лингвистике.— Вып. 23.— М.: Прогресс, 1988.— С. 281-309.
35. Михаил Карпов. «Людей нужно развлекать»: В чем заключался смысл жизни Чарльза Диккенса / Карпов М. // Lenta.ru, 2016. [Электронный ресурс]: https://lenta.ru/articles/2016/06/30/dickens_entertainment/
36. Михальская, Н.П. История английской литературы / Н.П. Михальская.— М.: Академия, 2007.— 480 с.
37. Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе: Остен, Диккенс, Флобер, Джойс, Кафка, Пруст, Стивенсон: дополнительное учебное пособие для вузов / В.В. Набоков / пер. с англ.: И.М. Бернштейн и др.; под общ. ред. В.А. Харитонова.— М.: Независимая Газета, 2000.— 277 с.
38. Огнева, Е.А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного
текста: монография [Электронный ресурс]: http://library-
mp.bsu.edu.ru/ProtectedView/Book/ViewBook/1416]—Москва: Эдитус, 2013.— 282 с.
39. Пименова, М.В. Введение в концептуальные исследования: учебное пособие / М.В. Пименова, О.Н. Кондратьева.— Кемерово: КемГУ, 2009.— 160 с.
40. Попова, З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка: монография / З.Д. Попова, И.А. Стернин.— Воронеж: «Истоки», 2006.— 226 с.
41. Попова, З.Д. Язык как национальная картина мира / З.Д Попова, И.А. Стернин.— Воронеж, 2000.— 59 с.
42. Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин.— Воронеж, 2001.— 190 с.
43. Проскурнин, Б.М. История зарубежной литературы XIX века:
западноевропейская реалистическая проза / Б.М. Проскурнин.— М.:
Флинта: Наука, 2008.— 415 с.
44. Рожкова, Т.Н. Концепт «осознание» в когниции и языковой картине мира / Т.Н. Рожкова.— Барнаул: БГПУ, 2005.— 164 с.
45. Савенкова, Л.Б. Языковое воплощение концепта / Л.Б. Савенкова.— Волгоград: Перемена, 2003.— С. 258-264.
46. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин.— М.: Academia, 2000.— 128 с.
47. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: дис. ... докт. филол. наук.— Волгоград, 2004.— 323 с.
48. Серафимова, В.Д. Концепты «детство», «дети» как общечеловеческая проблема / В.Д. Серафимова // Научный и информационно-аналитический гуманитарный журнал, 2012.— С.150-158.
49. Сильман Т.И. Диккенс. Очерки творчества / Т.И. Сильман.— Л.:
Художественная литература, 1979.— 375с.
50. Смирнов, И.В. Смысл как таковой / И.В. Смирнов.— СПб., 2001.— 352 с.
51. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. 2-е изд., испр. и доп.— М.: Академический проект, 2001.— 990 с., илл. (Единый гуманитарный мир / Культурология / Summa).
52. Степанов, Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации: Языки славянских культур / Ю.С. Степанов.— Москва, 2007.— 602 с.
53. Стернин, И.А. Типы и концепты / И.А. Стернин // Концептуальное пространство языка: сб. научн. трудов, посвященных юбилею Н.Н. Болдырева / под ред. Е.С. Кубряковой.— Тамбов, 2005.— С. 257-282.
54. Турышева, О.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения / О.Н. Турышева.— М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.— 176 с.
55. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко / пер. с фр. И.К. Стаф.— М.: ACT МОСКВА, 2010.— 698 с.
56. Честертон, Г.К. Чарльз Диккенс / Г.К. Честертон.— М.: Радуга, 2002.— 352с.
57. Шамшина, Ю.О. Зарубежная литература XIX века: конспект лекций / Ю.О. Шамшина.— Ростов н/Д: Феникс, 2015.— 224 с.
58. Шестакова, Е.Ю. Детство в системе русских литературных представлений о человеческой жизни XVIII-XIX столетий: дис. ... канд. филол. наук / Е.Ю. Шестакова.— Северодвинск, 2007.— 181с.
59. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Е.Г. Эриксон / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев.— СПб.: Летний сад, 2000.— 415 с.
60. Chris Jones. «Olive» wins with youth. // Chicago Tribune. April 13, 2013.
61. Christopher Hitchens. Charles Dickens’s inner child. // Magazine «Vanity fair», February 2012.
62. David F. Lancy. The Anthropology of Childhood: Cherubs, Chattel, Changelings.— Cambridge University Press, 2015.— 533 p.
63. David Paroissien. A Companion to Charles Dickens.— Malden, MA: Wiley- Blackwell, 2011.— 534 p.
64. Dennis Denisoff. The Nineteenth-Century Child and Consumer Culture.— Routledge, 2016.— 256 p.
65. Gittins, Diana. «The Historical Construction of Childhood» // an Introduction to Childhood Studies. Ed. Mary Jane Kehily (2nd ed.).— Maidenhead: Open UP, 2009.— P. 35-49.
66. Laura C. Berry. The Child, the State and the Victorian Novel.— University of Virginia Press, 2015.— 220 p.
67. Linda M. Lewis. Dickens, His Parables, and His Reader.— Columbia, MO: University of Missouri Press, 2012.— 320 p.
68. Liz Thiel. Degenerate «Innocents»: Childhood, Deviance and Criminality in Nineteenth-Century Texts. // in book «The Child in British Literature» Ed. A.E. Gavin.— New York: Palgrave Macmillan, 2012.— P. 131-145.
69. Mary Jane Kehily. Understanding childhood: A Cross Disciplinary Approach.— Policy Press, 2013.— 318 p.
70. Wood, Naomi. Angelic, Atavistic, Human: The Child of the Victorian Period. // in book «The Child in British Literature» Ed. A.E. Gavin.— New York: Palgrave Macmillan, 2012.— P. 116-130.
71. Peter Marks. Literature and Politics: Pushing the World in Certain Directions.— Cambridge Scholars Publishing, 2011.— 235 p.
72. Robertson Priscilla. Home as a Nest: Middle Class Childhood in Nineteenth-Century Europe. // «The history of childhood» Ed. Lloyd de Mause.— Northvale: Jason Aronson Inc., 1995.— P. 407-431.
73. Selina Schuster. An Analysis of Childhood and Child Labour in Charles Dickens' Works: David Copperfield and Oliver Twist.— Anchor Academic Publishing (aap verlag), 2014.— 56 p.
Список источников иллюстративного материала
1. Чарльз Диккенс. Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим. // Из серии: Зарубежная классика (АСТ) / Переводчик: Александра Кривцова.— М.: Издательство «Litres», 2017.— 1190 с.
2. Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста. // Из серии: Зарубежная классика / Переводчик: Александра Кривцова.— М.: Издательство «Litres», 2013.— 540 с.
3. Charles Dickens. Oliver Twist. // PDF Driver, 2008.— 641 p. Link:
https: //www.pdfdrive .net/oliver-twist-e33405675. html
4. Charles Dickens. David Copperfield. // PDF Driver, 2008.— 1307 p. Link: https://www.pdfdrive.net/david-copperfield-e6931654.html



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ