Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №68262

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
547
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования доброжелательных отношений друг к другу у старших дошкольников 6
1.1. Структура и содержание понятия «доброжелательное отношение к другому» и особенности его развития у старших дошкольников 6
1.2. Современное состояние проблемы развития
доброжелательных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Педагогические условия развития доброжелательных
отношений к друг другу у старших дошкольников 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию доброжелательных отношений к друг другу у старших дошкольников 30
2.1. Обоснование диагностической модели исследования доброжелательных отношений между детьми 6-7 лет 30
2.2. Содержание работы по формированию доброжелательных
отношений старших дошкольников друг к другу 39
2.3. Динамика развития доброжелательных отношений друг к другу у детей старшего дошкольного возраста 46
Заключение 51
Список использованной литературы 58
Приложения 63

Вопрос формирования у детей доброжелательных отношений волновал ученых всегда. Раздел «социально-эмоциональное» воспитание находится практически во всех образовательных программах детского сада, который посвящен воспитанию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимной помощи и пр. Эта задача очень важна, потому что именно в дошкольном возрасте формируются и закрепляются персональные варианты отношений к себе и к другим людям. Вместе с тем такой подход воспитания не всегда так очевиден и представляет собой серьезную педагогическую проблему.
Многих педагогов и психологов заинтересовала проблема взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста, но как правило их исследования носили больше теоретический характер.
В последнее время значительно вырос научный интерес ученых к проблеме взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Подчеркнем, что некоторые работы отечественных и зарубежных педагогов носят научно-исследовательский характер. Поэтому вопрос формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками определяют актуальность данного исследования.
Вопросам формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Т.А.Маркова, В.П.Залогина, И.А.Аржанова, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, А.В.Булатова, Р.И.Жуковская, Р.Пфютце, П.Сабади и др.). Результаты исследований показывают, что дети дошкольного возраста делятся по положению в группе: одни пользуются популярностью между сверстниками, другие либо становятся менее предпочитаемыми для сверстников, либо их отвергают, либо не замечают.
Несомненно, нравственное и социальное развитие детей начинается с общения со сверстниками. Поэтому огромное значение имеет то, как ребенок выбирает свое окружение, ведь от этого зависит его дальнейшие взаимоотношения со сверстниками. Проводя анализ качеств и способностей более популярных детей, можно выявить, что интересует детей друг в друге больше и что позволяет ребенку добиться расположение ровесников.
Проблемой доброжелательного отношения к окружающим занимались Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева (5). Авторы, которые изучают отношения в детских коллективах, акцентируют внимание на совместной деятельности, которая имеет особое значение в формировании моральных качеств ребенка. Доброжелательные отношения играют особую роль в становлении личности детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования доброжелательных отношений старших дошкольников друг к другу.
Решение этой проблемы составляет цель данного исследования
Объект исследования- доброжелательные отношения старших дошкольников.
Предмет исследования- педагогические условия процесса
формирования доброжелательных отношений старших дошкольников друг к другу.
Гипотеза исследования: процесс формирования доброжелательных отношений старших дошкольников друг к другу будет эффективным, если:
1. Отбирать художественные произведения, содержащие обобщенное представление о "доброжелательном человеке".
2. При обсуждении художественных произведений задавать вопросы, стимулирующие ответную реакцию дошкольников на поступки персонажей.
3. Организовать игры, направленные на развитие эмпатии, посредством тренировки невербальных форм общения.
4. Включение правил доброжелательного отношения друг к другу в традиции групп детского сада («День добрых дел», Здравствуй - До свидания», Заботимся о заболевшем друге», «Самый добрый день рождения»).
Задачи исследования:
1. Представить структуру, содержание понятия «доброжелательное отношение к другому» и особенности его развития у старших дошкольников.
2. Охарактеризовать современное состояние проблемы развития доброжелательных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
3. Раскрыть и апробировать педагогические условия развития доброжелательных отношений к друг другу у старших дошкольников.
4. Обосновать диагностическую модель исследования доброжелательных отношений между детьми 6-7 лет.
5. Выявить динамику развития доброжелательных отношений друг к другу у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬
педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы: введение,
содержание; первая глава; вторая глава; заключение; список использованной литературы; приложение.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №86 «Радость».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что дошкольный возраст важнейший период для воспитания доброжелательного отношения детей друг к другу. Воспитание доброжелательного отношения происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности имеющей морально ценную значимость.
В исследовании решались следующие задачи:
6. Представить структуру, содержание понятия «доброжелательное отношение к другому» и особенности его развития у старших дошкольников.
7. Охарактеризовать современное состояние проблемы развития доброжелательных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
8. Раскрыть и апробировать педагогические условия развития доброжелательных отношений к друг другу у старших дошкольников.
9. Обосновать диагностическую модель исследования доброжелательных отношений между детьми 6-7 лет.
10. Выявить динамику развития доброжелательных отношений друг к другу у детей старшего дошкольного возраста.
С целью решения первой задачи мы изучили различные подходы к выявлению сущностных характеристик категории «взаимоотношения». Обобщая разные точки зрения ученых, мы определили, что представляют собой взаимоотношения вообще. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения. Взаимоотношения характеризуются избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены.
Что касается собственно доброжелательных взаимоотношений, то это особые для ребенка отношения, отличные от всех других. Возникнув, они расширяют его возможности, обогащают чувства и переживания. Эти отношения невозможны без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Благодаря этому постоянно идет процесс нравственного совершенствования.
Анализ литературы позволил определить совокупность взаимосвязанных структурных компонентов доброжелательных
взаимоотношений дошкольников:
1. Когнитивный компонент содержит представления детей о нормах и правилах положительных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности.
2. Эмоционально-оценочный компонент включает оценку дошкольником поведения другого человека с точки зрения норм и правил доброжелательных взаимоотношений.
3. Поведенческо-деятельностный компонент заключается в умении соблюдать нормы и правила положительных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности.
Целью решения второй задачи являлось охарактеризовать современное состояние проблемы развития доброжелательных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста. Мы проанализировали программы дошкольного образования и проследили отраженные в них пункты продиктованные требованиями дошкольного образования, которые относятся к проблеме нашего исследования.
В программе «Радуга» имеется учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, также в программе имеется активное развитие свободного общения со взрослыми и детьми, формирование и развитие личности только в атмосфере доброжелательности. Авторы программы подразумевают, что педагоги понимают и принимают положение о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога - обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка другими детьми и взрослыми. Это развивает в детях чувство собственного достоинства, защищенности, равноправия и на этой основе - потенциальной доброжелательности к сверстникам и взрослым. Отношение к сверстникам формируется в ходе целенаправленно организуемой педагогом соответствующей возрасту совместной деятельности детей, направленной на получение нужного и интересного для ее участников общего результата. Атмосфера доброжелательности создается за счет введения добрых традиций жизни группы: совместных праздников, досугов; сочувствия и взаимопомощи; гостеприимства и т.д.
В программе «Детство» одной из центральных задач воспитания является нравственное развитие ребенка и формирование гуманного отношения к другим людям. Детей учат выполнять элементарные правила культурного поведения и общения, учат вежливо выражать свои просьбы, признательность, удивление и т. д. Программа социально -нравственного воспитания содержит социальные ориентиры (ценности), представления и коммуникативные умения. Задача данного раздела - развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность детей в своем поведении и поступках проявлять гуманное отношение. Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатели в доступной для детей форме знакомят их с эмоциональными переживаниями, состояниями и проблемами людей. Благодаря этому, по мнению авторов, у детей формируется понимание, что такое гуманное и негуманное поведение.
Программа «От рождения до школы» в области «Социально - коммуникативное развитие» направлена на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе, моральным), регламент её не имеет жестких границ, что предоставляет возможность для творческого подхода в организации воспитательного процесса.
Программа нацелена на развитие личности ребенка, а не на приобретение им определенного набора знаний, умений и навыков. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей.
В соответствии со Стандартом, в программе «От рождения до школы» есть раздел «Социально-коммуникативное развитие». Одной из его задач обозначено развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В соответствии с этой задачей, педагогическая деятельность с детьми Педагогическая деятельность с детьми 5 - 6 лет заключается в воспитании стремления радовать старших хорошими поступками; проявлять уважение к окружающим; сочувствие, отзывчивость, заботу об окружающих, благодарность за помощь и внимание; формировании умения оценивать свои и чужие поступки; выражать свое отношение к окружающему.
Решением третьей задачи исследования являлось обосновать диагностическую модель исследования доброжелательных отношений между детьми 6-7 лет. Опытно - экспериментальная работа, проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами были проведены следующие диагностические методики:
1. «Покажи эмоцию» (О.Е. Смирнова, А.М. Холмогорова).
Цель: выявить наличие у детей умения демонстрировать свое
положительные отношение к людям (невербально и интонационно).
2. «Как поступить?» (О.Е. Смирнова, А.М. Холмогорова).
Цель: выявить наличие стремления у ребенка к установлению
доброжелательных отношений.
3. «Собери картинку из мозаики» (модифицированная, Л. Драчева).
Цель: выявить наличие умения проявлять позитивные эмоций и чувства к людям в ситуациях взаимодействия.
В ходе констатирующего эксперимента мы выявили, что особенностями развития доброжелательных отношений между детьми 6 -7 лет являются принятие и осознание доброжелательных отношений на среднем уровне (когнитивный компонент), средний уровень стремления к установлению доброжелательных отношений со сверстниками (эмоционально-ценностный компонент), средний уровень в умении проявлять позитивные эмоций и чувства к людям в ситуациях взаимодействия (поведенческий компонент). В целом для детей старшего дошкольного возраста более характерным является средний развития доброжелательных отношений.
Также в ходе исследования доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста были выявлены следующие проблемы: низкий уровень сформированности интереса у детей друг к другу; низкий уровень знаний игр и упражнений, в которые дети могут играть; отсутствие высокого уровня понимания чувств других людей, неумение сопереживать, сострадать, сочувствовать.
В связи с этим мы разработали и внедрили в практику работы дошкольного образовательного учреждения мероприятия, направленные на формирование доброжелательных отношений старших дошкольников друг к другу.
Четвертая задача исследования заключалась в выявлении педагогических условий развития доброжелательных отношений к друг другу у старших дошкольников.
Результаты теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента позволили нам определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования доброжелательных отношений старших дошкольников друг к другу. К таким условиям относятся: подбор художественных произведений, содержащих обобщенное представление о "доброжелательном человеке"; при обсуждении художественных произведений задавать вопросы, стимулирующие ответную реакцию дошкольников на поступки персонажей; организация игр, направленных на развитие эмпатии, посредством тренировки невербальных форм общения; включение правил доброжелательного отношения друг к другу в традиции групп детского сада («День добрых дел», Здравствуй - До свидания», Заботимся о заболевшем друге», «Самый добрый день рождения»).
Мы использовали такие формы работы как: показ интерактивного кукольного спектакля по мотивам сказки «Яблоки» (В.Г. Сутеев), чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», изготовление книги «Правила доброго человека», рисование по теме «Добрый человек», проведение игр «Отражение», «Улыбки», «Зеркало», «Разные лица», «Маски».
Решение проблемы исследования потребовало определения традиций, выполняющие нормативно-регуляционную роль, и обуславливающие проявление детьми доброжелательного отношения к людям. Такими традициями мы определили: «Здравствуй - До свидания», «День добрых дел», «Заботимся о заболевшем друге», «Самый добрый день рождения».
Пятая задача исследования состояла в выявлении динамики развития доброжелательных отношений друг к другу у детей старшего дошкольного возраста. В ходе контрольного эксперимента была повторно проведена диагностика, позволяющая выявить динамику уровня сформированности доброжелательных отношений старших дошкольников друг к другу.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал положительную динамику в уровне сформированности доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста друг к другу после проведения формирующего эксперимента: высокий уровень повысился на 25%, низкий уровень понизился на 20%. Такой результат мы оцениваем, как удовлетворительный и объясняем его эффективностью реализации в ходе формирующего эксперимента педагогических условий, обозначенных в гипотезе исследования. Проведенную экспериментальную работу считаем, в целом, успешной.



1. Акулова О. Театрализованные игры/ Акулова О. // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.
2. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5- 7 лет. - М.,
2009.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
4. Артемова Л.В. Развитие предпосылок толерантности в процессе социально-нравственного воспитания [Текст] / Л.В. Артемова //Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - № 1. - С. 99 - 105
5. Атрахимович Е.В. Методы и средства формирования нравственной культуры личности в общеобразовательных учреждениях/ Е.В. Атрахимович // Весщ БДПУ, 2008. - No 3. - Серыя 1. - с. 30-33.
6. Бабаева Т.Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореферат дисс. канд. пед. наук / Т. Н Бабаева - Л.,1973.- 23 с.
7. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми : Избранные психологические произведения.- М.: Инфра М., 2010.-379 с.
8. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка.- Минск: Минск- пресс, 2010.
9. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у
дошкольников / Р.С. Буре, М.В.Воробьева, В.Н. Давидович -М.:
Просвещение, 2006. - 141 с.
10. Бурменская Г.А. Возрастно-психологическое консультирование:
Проблемы психологического развития детей / Г.А. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс - М.: Изд-во МГУ, 1990. -158с.
11. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: «Просвещение», 1967. - 122с.
12. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.
А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М. - 2005.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2006. - 220с. 68
14. Газлева, С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим / С.А. Газлева. — М.: Ось-М,
2010.
15. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие - М., 2007. - 144с.
16. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещиряков // Педагогика и воспитание, 2010. - 300, с.2.
17. Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником.- В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Л.Н. Галигузова., М.И. Лисиной.- М., 2011. с. 55-78.
18. Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической
деятельности// Педагогика. - 2002. - №6. - с. 61-66.
19. Гостюхина О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников: Автореферат дисс... канд. психол. наук/ О.М. Гостюхина - М., 1984. - с. 24.
20. Д.Б. Эльконин Д11 Психология игры / Д.Б. Эльконин - М.: Книга по Требованию, 2013.
21. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - с.280.
22. Дубина Л Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание- 2009. №10, с.26-36.
23. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание - 2010. №11, с.3-10.
24. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. Феоктистовой Т. Г., Шитяковой Н. П., 2012.
25. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - м.: Московский психолого-социальный институт, 2001.-194с.
26. Забровская О.В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада // Концепт.-2013.-Спецвыпуск№08.
27. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие.-Минск: Тетра Системс, 2000. -432 с
28. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 158 с
29. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ.-М.: Айрис-пресс, 2005.
30. Мониторинг в детском саду. Научно -методическое пособие. — СПб.: издательство Детство Пресс, 2010. - 592 с.
31. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М.: Академия, 2002. - 440 с.].
32. Неверова А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102-106.
33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
34. От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
A. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
35. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное
воспитание, 2003, № 1, с. 72-78.
36. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное
воспитание, 2011. №1, С.72-78.
37. Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева. - М.: Просвещение, 2014.
38. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М.: Владос, 2011.
39. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова, 1993.
40. С.Г. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. - 112 с.
41. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
B. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
42. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.
43. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. Учебное пособие.— М.: Академия, 2000.— 160 с.
44. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений) - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 160 с.
45. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание, 2011. №3,
С.69-75.
46. Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. - 2006. - № 24. - С. 11- 14.
47. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество- дети.- м.: миоо, 1995.
48. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В. А. Лабунской.— М.: Гардарики, 2001.- 397с.
49. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1965.
50. Трусова Е.Л. Сюжетно-ролевая игра «Мастерская волшебная ниточка» - Севастополь, 2000. - 29с.
51. Успех Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект / С. Н. Гамова, Е. Н. Герасимова, В. А. Деркунская и др.— М. : Просвещение, 2015. — 235 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svouo.dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/891433.
53. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.-м.: Владос, 2001.
54. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно - методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с. 72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ