Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Взаимосвязь познавательной деятельности и нарушения
письма 9
1.2. Характеристика нарушения навыка письма у младших школьников с общим
недоразвитием речи 14
1.3. Направления коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушения
навыка письма, обусловленного недостатками познавательной деятельности обучающихся 25
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Процедура изучения влияния особенностей познавательной деятельности на
формирование навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 33
2.2. Анализ результатов изучение влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 43
2.3. Направления, игры и упражнения для развития внимания у младших школьников с общим недоразвитием речи, испытывающих трудности в овладении навыком
письма 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Нарушение письма является распространенным явлением у детей младшего школьного возраста. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов, структуры дисграфии и дизорфографии разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов. Данной проблемой занимались: Т.В. Ахутина, Т.П. Бессонова , Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, O.A. Токарева, М.Е. Хватцев , A.B. Ястребова, И.В.Прищепова.
Однако проблема коррекции нарушений письма у младших школьников остается актуальной. Это связано и с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, и с увеличением количества учащихся с этим нарушением. Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в формировании личности ребенка.
Письмо является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу различных анализаторов. В качестве важнейших предпосылок успешного овладения письмом выделяют высокий уровень развития устной речи, сформированию различных видов восприятия, высокий уровень развития внимания и памяти, способности к аналитико-синтетической деятельности, абстрактным способам
деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения.
В целом ряде работ отмечается что у обучающихся с ОНР нарушается письмо, обусловленное не только особенностями их речевого развития, но и своеобразием познавательной сферы.
В исследованиях, направленных на изучение познавательной деятельности детей с дисграфией, отмечается, что для данной категории учащихся характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций, недостаточная сформированность высших психических функций, диспропорция в развитии отдельных психических функций. Это в свою очередь определяет необходимость индивидуального и дифференцированного подходов к коррекции нарушений письма, учитывающих причины и механизмы этих нарушений.
В связи с этим возникает необходимость более тщательного изучения особенностей познавательного развития обучающихся с ОНР с целью определения маршрутов коррекционно-педагогического воздействия.
Изучение обозначенного вопроса позволило нам сформулировать следующее противоречие:
1. Между требованиями ФГОС НОО для детей с ОВЗ к овладению умениями и навыками в предметной области «Филология» и трудностями овладения младшими школьниками с ОНР навыком письма;
2. Недостаточным учетом в коррекционно - развивающей работе влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма.
Указанные противоречия позволили определить проблему исследования.
Проблема исследования - совершенствование коррекционной работы учителя-логопеда по преодолению нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи на основе учета особенностей их познавательной деятельности.
Цель исследования - определить организационно - содержательные аспекты логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи с учетом особенностей познавательной деятельности.
Объект исследования - влияние особенностей познавательной деятельности на нарушение письма у младших школьников с ОНР.
Предмет исследования - организационно - содержательные аспекты логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с ОНР, обусловленных особенностями познавательной деятельности.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему изучения влияние особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР.
2. Изучить влияние особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР.
3. Определить направления логопедической работы по формированию навыка письма с учетом особенностей познавательной деятельности
Гипотеза: Нарушение письма у младших школьников с ОНР могут быть обусловлены не только недоразвитием устной речи, но и особенностями их познавательной деятельности. Коррекционно-педагогическая работа учителя-логопеда должна базироваться на точном определении причин и механизмов, лежащих в основе нарушений письма; включать целенаправленную коррекцию не только устной речи, но и других психических процессов.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: анализ продуктов письменно-речевой
деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи;
3. Количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологической базой исследования явились: положение о взаимосвязи речи и других высших психических функциях (Л.С.Выготский, А.Р.Луриа, П.К.Анохин); исследования в области нарушений письма у детей с ОНР (Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Н.В.Разживиной, Р.Е.Левина).
Научная новизна исследования: определена роль недоразвития внимания в генезисе нарушений навыка письма у младших школьников с ОНР.
Теоретическая значимость исследования: на основе полученных данных подтверждены теоретические положения о влиянии особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР.
Практическая значимость исследования: определены направления логопедической работы и отобран дидактический инструментарий для развития внимания на логопедических занятиях .
На защиту выносятся следующие положения:
1. У младших школьников с ОНР нарушение письма обусловлены не только недоразвитием устной речи но и особенностями их познавательной деятельности;
2. Коррекционно- педагогическая работа учителя-логопеда по преодолению нарушений письма должна осуществляться с учетом особенностей познавательной деятельности младших школьников с ОНР.
База исследования: МБОУ «Ломовская СОШ» Корочанского района, Белгородской области; МБОУ «Мелиховская СОШ» Корочанского района, Белгородской области.
Организация и этапы исследования: Исследование проводилось с октября 2015г по декабрь 2017 г. и включало в себя три этапа.
На первом этапе были проанализированы литературные источники, определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования; уточнено содержание понятий «навык письма», «познавательная деятельность», «особенности влияния познавательной деятельности на формирование навыка письма»; сформулирована рабочая гипотеза, намечена программа и методика экспериментального исследования.
Второй этап включал в себя: проведение экспериментального исследования по изучению влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР; определение причин, лежащих в основе данной проблемы; количественную и качественную обработку полученных результатов.
На третьем этапе на основе полученных в ходе экспериментального исследования данных разрабатывались рекомендации по формированию навыка письма с учетом особенностей познавательной деятельности; определялись направления коррекционно-педагогической работы по развитию внимания младших школьников с ОНР, испытывающих трудности в овладении навыком письма; были систематизированы и обобщены результаты экспериментального исследования; сформулированы основные теоретические выводы; завершено оформление магистерской диссертации.
Апробация результатов: публикация статьи на тему «Анализ результатов изучения влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи» в XVII Международной научно - практической конференции «WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS» вВ 2
ч. Ч. 1. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе онтогенеза имеет место тесное взаимодействие в развитии речи и других психических функций. Возникновение и развитие речи происходит на основе определенного когнитивного базиса, с участием различных психических функций и процессов, как интеллектуальных, так и эмоциональных.
В свою очередь, речь оказывает огромное влияние на развитие познавательной сферы ребенка. Процессы мышления, восприятия, памяти, произвольного внимания формируются только при участии речи и с появлением речи опосредуются ею. Развитие речи является условием совершенствования других психических функций, что, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию речи.
Письменная речь - сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, включающая в себя целый ряд последовательных операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему.
Овладение письменной речью представляет собой более высокий уровень речевого развития, поскольку природа письма в большей степени абстрактна по сравнению с устной речью. Процесс овладения письмом осуществляется на основе метаязыковой деятельности по осознанию правил языка, и в связи с этим предполагает еще более существенное, чем при овладении устной речью, участие всех психических процессов.
Познавательные процессы являются важнейшими и неотъемлемыми компонентами любой человеческой деятельности, поэтому письмо как вид деятельности не может протекать без участия внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
В связи с этим исследование особенностей познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией имеет важное значение для повышения эффективности логопедической работы с данной категорией детей. В научной литературе доказано, что нарушение письма у детей с ОНР обусловлены не только недоразвитием речи, но и недоразвитием их познавательной сферы. Актуальной проблемой является разработка методики комплексного коррекционного воздействия с учетом особенностей познавательной деятельности данной категории детей.
Проведенное нами исследование позволило констатировать, что у детей с ОНР дисграфические ошибки могут быть обусловлены недостатками внимания. Это позволило нам обосновать необходимость целенаправленной и систематической работы по развитию различных видов внимания и его свойств на логопедических занятиях по коррекции дисграфии.



1. Азова О.И. Особенности овладения орфографией младшими школьниками с общим недоразвитием речи / О.И. Азова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2004. - С. 14 - 19.
2. Аксенова Н.И. Взаимосвязь минимальной мозговой дисфункции и дисграфии / Н.И. Аксенова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам специального образования. / Под. ред В.Н. Скворцова - СПб., 2005. - С. 6 - 7.
3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическа
диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под ред. О.Б. Иншаковой - М.:
Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - С. 7-20
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических
процессов / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с. Визель Т.Г. К
вопросу о патогенезе алалии / Т.Г. Визель. Диагностика и коррекция речевых нарушений: Методические материалы научно- практической конфоренции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. H.H. Трауготт / Отв. ред. М.Г. Храковская. - СПб., Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2001. - С. 13-20.
5. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Уч.-метод. пособие / Т.Г. Визель. - М.: ACT, Астрель, Транзиткнига, 2005. - 127 с.
6. Волкова Л.С. Диагностика готовности к обучению детей с речевой патологией / Л.С. Волкова, С.Р. Исмаилова // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - № 1 - С. 8 - 9.
7. Выготский JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. -415 с.
8. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. — С. 18.
9. Григорьева Л.П. Формирование высших форм восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей / Л.П. Григорьева // Дефектология. - 2000. - № 3. - С. 3-15.
10. ГригоренкоЕ.Л Генетические факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и детских психических расстройств / Е.Л. Григоренко, Д.Л. Паулз // Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 3 - 22.
11. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: Кн. для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
12. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь / Н.И. Жинкин / Нарушения
речи у дошкольников // Сост. P.A. Белова-Давид. - М.: «Просвещение», 1972. - С. 9-31.
13. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / О.Б. Иншакова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 240 с
14. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - СПб: Гиппократ, 1995. - 224 с.
15. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство
формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. — М.: Издательство Московского социально¬
гуманитарного института, 2004. - С. 132- 139.
16. Левина P.E. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / P.E. Левина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 311 с.
17. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания / А.Н. Леонтьев // Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М., 1979. - М: ЧеР, 1998.- 816 с.
18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. - Изд-во Моск. ун-та. - М., 1969. - 504 с.
19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика- Пресс, 1994. - 526 с.
20. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова. - СПб.: КАРО, 2006. - 240 с.
21. Разживина Н.В. Логопедическая работа по развитию познавательной
деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 /
Разживина Н.В.; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина]. - Санкт-Петербург, 2008. - 23 с.
Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
22. Российская E.H. Методика формирования самостоятельной
письменной речи у детей / E.H. Российская. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 204 с.
23. Русецкая М.Н. Дефицит зрительных функций у младших
школьников с дислексией / М.Н. Русецкая // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Издательство Московского социально- гуманитарного института, 2004. - С. 214 - 226.
24. Семаго Н.Я. Особенности умственного развития дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Я. Семаго // Вестник московского университета. - 1984.-сер. 14,-С. 62-63
25. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I - IV классы); Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.
26. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи / Т.А. Фотекова // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 9 - 13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ