ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Взаимосвязь познавательной деятельности и нарушения
письма 9
1.2. Характеристика нарушения навыка письма у младших школьников с общим
недоразвитием речи 14
1.3. Направления коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушения
навыка письма, обусловленного недостатками познавательной деятельности обучающихся 25
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Процедура изучения влияния особенностей познавательной деятельности на
формирование навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 33
2.2. Анализ результатов изучение влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 43
2.3. Направления, игры и упражнения для развития внимания у младших школьников с общим недоразвитием речи, испытывающих трудности в овладении навыком
письма 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Взаимосвязь познавательной деятельности и нарушения
письма 9
1.2. Характеристика нарушения навыка письма у младших школьников с общим
недоразвитием речи 14
1.3. Направления коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушения
навыка письма, обусловленного недостатками познавательной деятельности обучающихся 25
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Процедура изучения влияния особенностей познавательной деятельности на
формирование навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 33
2.2. Анализ результатов изучение влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи 43
2.3. Направления, игры и упражнения для развития внимания у младших школьников с общим недоразвитием речи, испытывающих трудности в овладении навыком
письма 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нарушение письма является распространенным явлением у детей младшего школьного возраста. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов, структуры дисграфии и дизорфографии разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов. Данной проблемой занимались: Т.В. Ахутина, Т.П. Бессонова , Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, O.A. Токарева, М.Е. Хватцев , A.B. Ястребова, И.В.Прищепова.
Однако проблема коррекции нарушений письма у младших школьников остается актуальной. Это связано и с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, и с увеличением количества учащихся с этим нарушением. Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в формировании личности ребенка.
Письмо является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу различных анализаторов. В качестве важнейших предпосылок успешного овладения письмом выделяют высокий уровень развития устной речи, сформированию различных видов восприятия, высокий уровень развития внимания и памяти, способности к аналитико-синтетической деятельности, абстрактным способам
деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения.
В целом ряде работ отмечается что у обучающихся с ОНР нарушается письмо, обусловленное не только особенностями их речевого развития, но и своеобразием познавательной сферы.
В исследованиях, направленных на изучение познавательной деятельности детей с дисграфией, отмечается, что для данной категории учащихся характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций, недостаточная сформированность высших психических функций, диспропорция в развитии отдельных психических функций. Это в свою очередь определяет необходимость индивидуального и дифференцированного подходов к коррекции нарушений письма, учитывающих причины и механизмы этих нарушений.
В связи с этим возникает необходимость более тщательного изучения особенностей познавательного развития обучающихся с ОНР с целью определения маршрутов коррекционно-педагогического воздействия.
Изучение обозначенного вопроса позволило нам сформулировать следующее противоречие:
1. Между требованиями ФГОС НОО для детей с ОВЗ к овладению умениями и навыками в предметной области «Филология» и трудностями овладения младшими школьниками с ОНР навыком письма;
2. Недостаточным учетом в коррекционно - развивающей работе влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма.
Указанные противоречия позволили определить проблему исследования.
Проблема исследования - совершенствование коррекционной работы учителя-логопеда по преодолению нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи на основе учета особенностей их познавательной деятельности.
Цель исследования - определить организационно - содержательные аспекты логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи с учетом особенностей познавательной деятельности.
Объект исследования - влияние особенностей познавательной деятельности на нарушение письма у младших школьников с ОНР.
Предмет исследования - организационно - содержательные аспекты логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с ОНР, обусловленных особенностями познавательной деятельности.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему изучения влияние особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР.
2. Изучить влияние особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР.
3. Определить направления логопедической работы по формированию навыка письма с учетом особенностей познавательной деятельности
Гипотеза: Нарушение письма у младших школьников с ОНР могут быть обусловлены не только недоразвитием устной речи, но и особенностями их познавательной деятельности. Коррекционно-педагогическая работа учителя-логопеда должна базироваться на точном определении причин и механизмов, лежащих в основе нарушений письма; включать целенаправленную коррекцию не только устной речи, но и других психических процессов.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: анализ продуктов письменно-речевой
деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи;
3. Количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологической базой исследования явились: положение о взаимосвязи речи и других высших психических функциях (Л.С.Выготский, А.Р.Луриа, П.К.Анохин); исследования в области нарушений письма у детей с ОНР (Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Н.В.Разживиной, Р.Е.Левина).
Научная новизна исследования: определена роль недоразвития внимания в генезисе нарушений навыка письма у младших школьников с ОНР.
Теоретическая значимость исследования: на основе полученных данных подтверждены теоретические положения о влиянии особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР.
Практическая значимость исследования: определены направления логопедической работы и отобран дидактический инструментарий для развития внимания на логопедических занятиях .
На защиту выносятся следующие положения:
1. У младших школьников с ОНР нарушение письма обусловлены не только недоразвитием устной речи но и особенностями их познавательной деятельности;
2. Коррекционно- педагогическая работа учителя-логопеда по преодолению нарушений письма должна осуществляться с учетом особенностей познавательной деятельности младших школьников с ОНР.
База исследования: МБОУ «Ломовская СОШ» Корочанского района, Белгородской области; МБОУ «Мелиховская СОШ» Корочанского района, Белгородской области.
Организация и этапы исследования: Исследование проводилось с октября 2015г по декабрь 2017 г. и включало в себя три этапа.
На первом этапе были проанализированы литературные источники, определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования; уточнено содержание понятий «навык письма», «познавательная деятельность», «особенности влияния познавательной деятельности на формирование навыка письма»; сформулирована рабочая гипотеза, намечена программа и методика экспериментального исследования.
Второй этап включал в себя: проведение экспериментального исследования по изучению влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР; определение причин, лежащих в основе данной проблемы; количественную и качественную обработку полученных результатов.
На третьем этапе на основе полученных в ходе экспериментального исследования данных разрабатывались рекомендации по формированию навыка письма с учетом особенностей познавательной деятельности; определялись направления коррекционно-педагогической работы по развитию внимания младших школьников с ОНР, испытывающих трудности в овладении навыком письма; были систематизированы и обобщены результаты экспериментального исследования; сформулированы основные теоретические выводы; завершено оформление магистерской диссертации.
Апробация результатов: публикация статьи на тему «Анализ результатов изучения влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи» в XVII Международной научно - практической конференции «WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS» вВ 2
ч. Ч. 1. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018.
Однако проблема коррекции нарушений письма у младших школьников остается актуальной. Это связано и с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, и с увеличением количества учащихся с этим нарушением. Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в формировании личности ребенка.
Письмо является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу различных анализаторов. В качестве важнейших предпосылок успешного овладения письмом выделяют высокий уровень развития устной речи, сформированию различных видов восприятия, высокий уровень развития внимания и памяти, способности к аналитико-синтетической деятельности, абстрактным способам
деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения.
В целом ряде работ отмечается что у обучающихся с ОНР нарушается письмо, обусловленное не только особенностями их речевого развития, но и своеобразием познавательной сферы.
В исследованиях, направленных на изучение познавательной деятельности детей с дисграфией, отмечается, что для данной категории учащихся характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций, недостаточная сформированность высших психических функций, диспропорция в развитии отдельных психических функций. Это в свою очередь определяет необходимость индивидуального и дифференцированного подходов к коррекции нарушений письма, учитывающих причины и механизмы этих нарушений.
В связи с этим возникает необходимость более тщательного изучения особенностей познавательного развития обучающихся с ОНР с целью определения маршрутов коррекционно-педагогического воздействия.
Изучение обозначенного вопроса позволило нам сформулировать следующее противоречие:
1. Между требованиями ФГОС НОО для детей с ОВЗ к овладению умениями и навыками в предметной области «Филология» и трудностями овладения младшими школьниками с ОНР навыком письма;
2. Недостаточным учетом в коррекционно - развивающей работе влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма.
Указанные противоречия позволили определить проблему исследования.
Проблема исследования - совершенствование коррекционной работы учителя-логопеда по преодолению нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи на основе учета особенностей их познавательной деятельности.
Цель исследования - определить организационно - содержательные аспекты логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи с учетом особенностей познавательной деятельности.
Объект исследования - влияние особенностей познавательной деятельности на нарушение письма у младших школьников с ОНР.
Предмет исследования - организационно - содержательные аспекты логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с ОНР, обусловленных особенностями познавательной деятельности.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему изучения влияние особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР.
2. Изучить влияние особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР.
3. Определить направления логопедической работы по формированию навыка письма с учетом особенностей познавательной деятельности
Гипотеза: Нарушение письма у младших школьников с ОНР могут быть обусловлены не только недоразвитием устной речи, но и особенностями их познавательной деятельности. Коррекционно-педагогическая работа учителя-логопеда должна базироваться на точном определении причин и механизмов, лежащих в основе нарушений письма; включать целенаправленную коррекцию не только устной речи, но и других психических процессов.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: анализ продуктов письменно-речевой
деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи;
3. Количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологической базой исследования явились: положение о взаимосвязи речи и других высших психических функциях (Л.С.Выготский, А.Р.Луриа, П.К.Анохин); исследования в области нарушений письма у детей с ОНР (Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Н.В.Разживиной, Р.Е.Левина).
Научная новизна исследования: определена роль недоразвития внимания в генезисе нарушений навыка письма у младших школьников с ОНР.
Теоретическая значимость исследования: на основе полученных данных подтверждены теоретические положения о влиянии особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР.
Практическая значимость исследования: определены направления логопедической работы и отобран дидактический инструментарий для развития внимания на логопедических занятиях .
На защиту выносятся следующие положения:
1. У младших школьников с ОНР нарушение письма обусловлены не только недоразвитием устной речи но и особенностями их познавательной деятельности;
2. Коррекционно- педагогическая работа учителя-логопеда по преодолению нарушений письма должна осуществляться с учетом особенностей познавательной деятельности младших школьников с ОНР.
База исследования: МБОУ «Ломовская СОШ» Корочанского района, Белгородской области; МБОУ «Мелиховская СОШ» Корочанского района, Белгородской области.
Организация и этапы исследования: Исследование проводилось с октября 2015г по декабрь 2017 г. и включало в себя три этапа.
На первом этапе были проанализированы литературные источники, определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования; уточнено содержание понятий «навык письма», «познавательная деятельность», «особенности влияния познавательной деятельности на формирование навыка письма»; сформулирована рабочая гипотеза, намечена программа и методика экспериментального исследования.
Второй этап включал в себя: проведение экспериментального исследования по изучению влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с ОНР; определение причин, лежащих в основе данной проблемы; количественную и качественную обработку полученных результатов.
На третьем этапе на основе полученных в ходе экспериментального исследования данных разрабатывались рекомендации по формированию навыка письма с учетом особенностей познавательной деятельности; определялись направления коррекционно-педагогической работы по развитию внимания младших школьников с ОНР, испытывающих трудности в овладении навыком письма; были систематизированы и обобщены результаты экспериментального исследования; сформулированы основные теоретические выводы; завершено оформление магистерской диссертации.
Апробация результатов: публикация статьи на тему «Анализ результатов изучения влияния особенностей познавательной деятельности на формирование навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи» в XVII Международной научно - практической конференции «WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS» вВ 2
ч. Ч. 1. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018.
В процессе онтогенеза имеет место тесное взаимодействие в развитии речи и других психических функций. Возникновение и развитие речи происходит на основе определенного когнитивного базиса, с участием различных психических функций и процессов, как интеллектуальных, так и эмоциональных.
В свою очередь, речь оказывает огромное влияние на развитие познавательной сферы ребенка. Процессы мышления, восприятия, памяти, произвольного внимания формируются только при участии речи и с появлением речи опосредуются ею. Развитие речи является условием совершенствования других психических функций, что, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию речи.
Письменная речь - сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, включающая в себя целый ряд последовательных операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему.
Овладение письменной речью представляет собой более высокий уровень речевого развития, поскольку природа письма в большей степени абстрактна по сравнению с устной речью. Процесс овладения письмом осуществляется на основе метаязыковой деятельности по осознанию правил языка, и в связи с этим предполагает еще более существенное, чем при овладении устной речью, участие всех психических процессов.
Познавательные процессы являются важнейшими и неотъемлемыми компонентами любой человеческой деятельности, поэтому письмо как вид деятельности не может протекать без участия внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
В связи с этим исследование особенностей познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией имеет важное значение для повышения эффективности логопедической работы с данной категорией детей. В научной литературе доказано, что нарушение письма у детей с ОНР обусловлены не только недоразвитием речи, но и недоразвитием их познавательной сферы. Актуальной проблемой является разработка методики комплексного коррекционного воздействия с учетом особенностей познавательной деятельности данной категории детей.
Проведенное нами исследование позволило констатировать, что у детей с ОНР дисграфические ошибки могут быть обусловлены недостатками внимания. Это позволило нам обосновать необходимость целенаправленной и систематической работы по развитию различных видов внимания и его свойств на логопедических занятиях по коррекции дисграфии.
В свою очередь, речь оказывает огромное влияние на развитие познавательной сферы ребенка. Процессы мышления, восприятия, памяти, произвольного внимания формируются только при участии речи и с появлением речи опосредуются ею. Развитие речи является условием совершенствования других психических функций, что, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию речи.
Письменная речь - сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, включающая в себя целый ряд последовательных операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему.
Овладение письменной речью представляет собой более высокий уровень речевого развития, поскольку природа письма в большей степени абстрактна по сравнению с устной речью. Процесс овладения письмом осуществляется на основе метаязыковой деятельности по осознанию правил языка, и в связи с этим предполагает еще более существенное, чем при овладении устной речью, участие всех психических процессов.
Познавательные процессы являются важнейшими и неотъемлемыми компонентами любой человеческой деятельности, поэтому письмо как вид деятельности не может протекать без участия внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
В связи с этим исследование особенностей познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией имеет важное значение для повышения эффективности логопедической работы с данной категорией детей. В научной литературе доказано, что нарушение письма у детей с ОНР обусловлены не только недоразвитием речи, но и недоразвитием их познавательной сферы. Актуальной проблемой является разработка методики комплексного коррекционного воздействия с учетом особенностей познавательной деятельности данной категории детей.
Проведенное нами исследование позволило констатировать, что у детей с ОНР дисграфические ошибки могут быть обусловлены недостатками внимания. Это позволило нам обосновать необходимость целенаправленной и систематической работы по развитию различных видов внимания и его свойств на логопедических занятиях по коррекции дисграфии.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСКАЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАКОВО-
СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Игратерапия по формированию творческих способностей у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2012 - ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ПРОФИЛИ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



