Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игратерапия по формированию творческих способностей у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Работа №6536

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113стр.
Год сдачи2012
Стоимость6000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
822
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие творческие способности в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте 11
1.3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста 16
1.4. Особенности развития творческих способностей у младших школьников 19
ГЛАВА 2. ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) 24
2.1. Основные подходы к понятию игротерапия в психологии 24
2.2 Особенности игровой деятельности младших школьников 34
2.3. Возможности игротерапии как средства развития творческих способностей у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) в психологических исследованиях 36
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) 48
3.1. Методы и организация исследования 48
3.2. Результаты эмпирического исследования уровня развития творческих способностей у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) 50
3.3. Характеристика программы формирующего эксперимента 57
3.4. Анализ эффективности программы 61
3.5. Анализ результатов эмпирического исследования 74
Заключение 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 88


Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
На современном этапе младший школьный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие.
Многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня творческих способностей методом последовательной десенсибилизации, методом «отреагирования» страха, напряжения, методом сочинения историй – Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, А.Н. Дубровина, Е.И. Рогов.
Г.Л. Лэндрет, Л.М. Костина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина предлагают для коррекции уровня творческих способностей у детей использование метода игротерапии.
Психолого-педагогическая обусловленность использования игры определяется Д.Б. Элькониным, В.В. Лебединским, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с младшими школьниками большое распространение получили различные варианты игротерапии - метода коррекции, в основе которого лежит игра.
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочным навыкам осмысленного творчества.
Данная работа посвящена формированию творческих способностей у младших школьников с общим недоразвитием речи. Следует заметить, что сегодня процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Данным фактом и объясняется актуальность темы работы, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).
Объект исследования – творческие способности детей младшего школьного возраста с ОНР.
Предмет исследования - влияние игротерапии на уровень творческих способностей детей младшего школьного возраста с ОНР.
Цель данной работы предложить программу игротерапии по формированию творческих способностей у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что игротерапия оказывает влияние на развитие творческих способностей детей с ОНР.
Для достижения поставленной цели нами будут решаться следующие задачи:
1) выполнить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческих способностей младших школьников с ОНР;охарактеризовать игротерапию как средство развития творческих способностей у младших школьников с ОНР;
2) выявить уровни развития творческих способностей у младших школьников с ОНР;
3) разработать и реализовать программу развития творческих способностей у младших школьников с ОНР средствами игротерапи, подтвердить её эффективность;
4) проанализировать эффективность реализации программы.
Источниковедческая база работы основана на трудах специалистов логопедов по проблеме формирования творческих способностей у детей с ОНР, в частности были использованы работы Волковой Л.С., Жуковой Н.С., Мироновой С.А., Филичевой Т.Б., Левиной Р.Е. и др.
В исследовании был использован комплекс методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, психодиагностические методики, психолого-педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, методы математической статистики.
В своей работе мы опирались на основные принципы психологии: принципы детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности и развития.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Подводя итоги всей работы, мы отмечаем, что проблему развития творческих способностей младших школьников с ОНР можно успешно решать, применяя различные формы игровой деятельности на внеклассных занятиях.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте сегодня не отдалённая цель, а реальная программа воспитания и обучения.
Важность этой программы обусловлена необходимостью активизировать творческий потенциал ребёнка, так как в современных условиях многие жизненные ситуации требуют оригинальных подходов, нестандартных.
Каждый ребёнок рождается с врождёнными задатками, которые лишь во взаимодействии с другими условиями могут оказаться включенными – в ходе жизни, в игровой деятельности – в формирование способностей.
Способности выступают как сложные синтетические образования, зависящие и включающие в себя не только различные психофизические функции и психологические процессы, но и развитие личности. Обнаруживаясь в игровой деятельности по мере её освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя свою структуру и своеобразие.
В то же время следует отметить, что способности каждого так же неповторимы, как и те условия, в которых происходит их формирование. Для каждого человека может быть найдена такая область деятельности, при которой смогут обнаружиться какие-нибудь положительные стороны его индивидуальных способностей.
Индивидуальные различия показывают, что способности всегда несут на себе печать индивидуальности. Проникновению в индивидуально-природные основы способностей содействует изучение свойств типа высшей нервной деятельности, зависимости соотношения сигнальных систем.
В зависимости от преобладания проявлений 1 или 2 сигнальные системы позволили учёным выделить три типа людей.
Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая задачи их изучения заключается в нахождении путей, методов обучения, наилучших для каждого типа нервной системы. Важно отметить и тот факт, что при любом типе нервной деятельности, при любом соотношении сигнальных систем возможно всестороннее развитие способностей.
Важно организовать деятельность дошкольников таким образом, чтобы она стала для него лично значимой. А это возможно тогда, когда каждый может реализовать себя, когда каждый ребёнок переживёт успех в творческой деятельности.
Творческое проявление ученика – явление индивидуальное. Задача педагога, организатора – обеспечить условия для творчества каждого ребенка. Забота о таланте начинается для всякого педагога с поиска его ученика, затем идёт процесс "выращивания", ухода за ним, что даёт возможность созреть и раскрыться неповторимому цветку.
Педагог не должен "заглушить" его своей взрослой активностью, своим представлением, своим творчеством.
Руководство творчеством сводится, на наш взгляд, к обеспечению условий для его развития. К числу условий, обеспечивающих творческую активность, относится поведение учителя на любом занятии, кружке, проводимом во внеурочное время. Значимым являются коллективное и равноправное выяснение сущности задания, деловой настрой учителя или руководителя, его готовность к встрече с творческим открытием ученика здесь, сегодня, сейчас. Важно опираться в работе на желание отгадать, а не угодить.
Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребёнка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто обучающей деятельностью. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Эксперименитальное исследование было проведено на базе МБОУ СОШ № 105 г. Новосибирск, в нем принимал участие 21 учащийся 1-го класса. Дети имеют диагноз ОНР.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что у подавляющего большинства детей средние уровни творческого воображения, выраженного в словесной форме, творческого воображения и логического мышления, умения передать выразительный образ в рисунке на свободную тему, уровень умений вербализации. По итогам констатирующего этапа эксперимента дети были поделены на экспериментальную и контрольную группы, по 10 и 11 человек.
На этапе формируюего эксперимента дети эксперименитальной группы занимались по программе игротерапии, направленной на развитие творческих способностей. В ходе реализации программы обеспечивали выполнение основных условий развития творческой деятельности. Первое условие – знать ребёнка, учитывать его силы и возможности в различных видах деятельности. Знание ребёнка во всех отношениях является условием становления плана формирования его способностей. Второе условие – обеспечить соответствие между уровнем обученности и уровнем обучаемости. Формирование обучаемости вместе с тем есть и процесс формирования общих способностей индивида. Третье условие – процесс обучения должен быть творческим. Такое обучение возбуждает активность мысли детей, развивает их пытливость и творческое воображение, формирует положительное отношение к деятельности. Четвёртое условие – сочетать обучение с практикой и трудом. Особое значение имеет организация творческих заданий в труде, без которых не возможно развить творческие силы и способности учащихся. Пятое условие – формировать активные черты личности, без чего невозможна полная реализация потенциальных сил и способностей индивида и максимальное их развитие в деятельности. Шестое условие – правильно сочетать общие требования с индивидуальным подходом к учащимся. Необходимо давать больше духовной пищи способным детям, с тем, чтобы они постоянно росли, следует выявлять склонности и развивать способности у так называемых неспособных учащихся: ведь они "ни к чему не способные" потому, что мы не знаем, к чему они способны, а узнать это необходимо. Следует уделить внимание и «средним» ребенком, так как за "средне" развитым ребёнком нередко скрывается потенциально богатая личность.
Согласно данным повторного исследования творческих способностей на этапе контрольного эксперимента, количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем творческого воображения, выраженного в словесной форме возросло, количество детей экспериментальной группыс низким уровнем уменьшилось, количество детей с высоким уровнем творческого воображения и словарного запаса возросло, намного уменьшилось количество детей экспериментальной группыс низким уровнем творческого воображения и логического мышления, увеличилось количество детей со средним уровнем творческого мышления и логического воображения. Увеличилось количество детей экспериментальной группыс высоким уровнем умения передать выразительный образ в рисунке на свободную тему. Количество детей с высоким уровнем вербализации также возросло. В контрольной группе результаты оказались прежними. Расчет критерия вилкоксона подтвердил увелниение уровня творческих способностей детей экспериментальной группы по итогам участия в формирующем эксперименте.
Гипотеза исследования получила подтверждение: если в качестве метода коррекции творческих способностей детей младшего школьного возраста использовать игротерапию, то уровень их значительно повысится.
Все задачи, которые были поставлены в начале работы, решены. Решение этих задач позволяет ставить новые:
1. продолжить изучение форм развития творческих способностей детей в игровой деятельности;
2. использовать полученные результаты педагогам и воспитателям дополнительного образования в своей работе.
Умело и грамотно организованные формы обучения творчеству помогают значительно изменить сам процесс обучения, ориентировать его на ребёнка.



1. Аганисьян В. М. Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога. – СПб.: ЛОИРО, 1998.
2. Альтшуллер Г. С. Дерзкие формулы творчества // Дерзкие формулы творчества / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1987.
3. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.
4. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
5. Барышева Т. А. Креативный ребёнок. Диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
6. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. – М.: Фолио-Аст, 2002.
7. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учеб.пособие. – М.: Академия, 2002.
8. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. -М.: Просвещение, 2009.
10. Бойченко H. A. и др. "Сюжетно-ролевые игры дошкольников". Изд-во «Радянська школа», Киев, 1982.
11. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
12. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.
13. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. - М., 1969.
14. Веракса А.Н. Воображение дошкольника // Современное дошкольное образование. 2012. № 2.
15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: ПИТЕР, 2007, С. 145.
16. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
17. Данилова Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии (для студентов средних педагогических учебных заведений) / Под редакцией И. В. Дубровиной. – Москва: Издательский центр "Академия", 1988.
18. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод.рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2000. - 240 с.
19. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
20. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44—51.
21. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107—114.
22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур., 2006. – 320 с.
23. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с.
24. Иванищина О.Н. Индивидуальный подход к развитию речи детей // http://www.moi-detsad.ru
25. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Составители - Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко (в соавторстве с Л.А. Венгером, Р.И. Говоровой, Л.И. Цеханской). М., 1989.
26. Калинковская С.Б. Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста // Социосфера. 2011.
27. Калошина И. П. Психология творческой деятельности. – М.: Юнити, 2007.
28. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2011.
29. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2011.
30. Короткова Н.А. Современные исследования детской игры // Вопросы психологии. №2.1985.
31. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.
32. Краткий психологический словарь / Под общ.ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
33. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПБ, 1999.
34. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии /Под ред. А. Г. Лидерса. - М., 1997.
35. Лебедева Н.Н. Игровая терапия: эволюция методов //Пси¬холог в детском саду. 1998. № 1. С. 38-47.
36. Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989
37. Лук А. Н.Теоретические основы выявления творческих способностей. – М., 1991.
38. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. – М.: Изд-во МПСИ, 2003.
39. Медведева О. П. Творческое моделирование. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
40. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
41. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., Просвещение, 2011. – 253 с.
42. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989.
43. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – М., 2011.
44. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Академия, 2006.
45. Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Часть 1. – М.. ИХО РАО, 2010. – 234 с.
46. Петлякова Э. Н. Развиваем воображение и творческое мышление. – М.: МарТ, 2005.
47. Проблемы дошкольной игры (психолого-педагогический аспект) / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Л. Михайленко. - М., 1987.
48. Пронина Е.В. Развитие воображения дошкольника. - Владимир, 2006.
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.
50. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с
51. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ