ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРЕАЛЕ ЗАГАДОК)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК 8
1.1. Понятие связной речи и ее развитие в онтогенезе 8
1.2. Особенности связной речи детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи 18
1.3. Возможности загадки для развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЗАГАДОК 34
2.1. Изучение связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 34
2.2. Организация работы по развитию связной речи старших дошкольников с
общим недоразвитием речи на материале загадок 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК 8
1.1. Понятие связной речи и ее развитие в онтогенезе 8
1.2. Особенности связной речи детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи 18
1.3. Возможности загадки для развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЗАГАДОК 34
2.1. Изучение связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 34
2.2. Организация работы по развитию связной речи старших дошкольников с
общим недоразвитием речи на материале загадок 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
В базовом компоненте дошкольного образования отмечается, что одним из главных заданий дошкольного образования является формирование личности ребенка, и подготовка его к учебе в школе. Анализ психолого¬педагогической литературы свидетельствует об увеличении количества детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи.
Общее недоразвитие речи представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений речевой деятельности. Среди основных проявлений общего недоразвития речи можно выделить ограниченность лексического состава речи, нарушения процесса словообразования, сложность усвоения грамматических норм языка, и как результат - сложности овладения связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Использование некоторых образных средств речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают загадки, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Для загадки характерны богатые и разнообразные изобразительно-выразительные средства (метафора, олицетворение, эпитеты, сравнение; разнообразная рифма, разнообразный ритмический рисунок; богатая и разнообразная звукопись). Все это делает загадку ценнейшим языковым материалом.
Загадке, как средству развития образной речи в литературе уделено незначительное место. Кроме того, педагоги дошкольных учреждений затрудняются в правильном применении загадки при обучении детей, так как испытывают недостаток в разработанном практическом материале. Наблюдения показывают, что на практике педагоги мало используют загадки для развития образности речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития связной речи у детей в норме раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.
Теоретически и экспериментально установлено, что значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены несформированностью речевой функциональной системы. Неполноценное речевое развитие негативно влияет на формирующуюся личность ребенка: затрудняет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, познавательной деятельности (P.A. Белова-Давид, Г.А. Волкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, O.E.
Грибова, Б.М. Гриншпун, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Т.Е. Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, A.B. Ястребова и др.).
Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения загадок с использованием игровых технологий. Детская литература традиционно рассматривается в качестве наиболее доступного, действенного в воспитательном и образовательном отношении (М.А. Васильева, Е.И. Водовозова Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью процесса развития связной речи старших дошкольников на материале загадок и недостаточностью методической разработанности данного вопроса.
В связи с этим приобретает особую значимость тема нашего исследования: «Логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок)».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок).
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок).
Гипотеза исследования. Логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок) будет эффективнее, при соблюдении следующих условий:
-учет психоречевых особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи;
-активное использование наглядности, игровых приемов;
-опора на образное запоминание и мышление.
Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале загадок.
2. Провести исследование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Определить содержание работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале загадок.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
-принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская);
-концепции по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М. Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Саботович, Л. Б Халилова), психолого-педагогическом (Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.);
- положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта связной речи у детей (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.);
-концепции о содержание и специфике малых фольклорных форм рассматриваются в работах В.П. Аникина, Б.Н. Путилова, Г.С. Виноградова, В.И. Даля, Л.И. Емельянова, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.А. Проппа и др. Произведения малых фольклорных жанров изучаются с разных позиций и определяются как устойчивые словесные комплексы (Л.И. Ройзензон),
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15», г. Белгорода, старшая группа. В
исследовании приняли участие 20 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет.
Общее недоразвитие речи представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений речевой деятельности. Среди основных проявлений общего недоразвития речи можно выделить ограниченность лексического состава речи, нарушения процесса словообразования, сложность усвоения грамматических норм языка, и как результат - сложности овладения связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Использование некоторых образных средств речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают загадки, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Для загадки характерны богатые и разнообразные изобразительно-выразительные средства (метафора, олицетворение, эпитеты, сравнение; разнообразная рифма, разнообразный ритмический рисунок; богатая и разнообразная звукопись). Все это делает загадку ценнейшим языковым материалом.
Загадке, как средству развития образной речи в литературе уделено незначительное место. Кроме того, педагоги дошкольных учреждений затрудняются в правильном применении загадки при обучении детей, так как испытывают недостаток в разработанном практическом материале. Наблюдения показывают, что на практике педагоги мало используют загадки для развития образности речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития связной речи у детей в норме раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.
Теоретически и экспериментально установлено, что значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены несформированностью речевой функциональной системы. Неполноценное речевое развитие негативно влияет на формирующуюся личность ребенка: затрудняет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, познавательной деятельности (P.A. Белова-Давид, Г.А. Волкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, O.E.
Грибова, Б.М. Гриншпун, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Т.Е. Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, A.B. Ястребова и др.).
Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения загадок с использованием игровых технологий. Детская литература традиционно рассматривается в качестве наиболее доступного, действенного в воспитательном и образовательном отношении (М.А. Васильева, Е.И. Водовозова Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью процесса развития связной речи старших дошкольников на материале загадок и недостаточностью методической разработанности данного вопроса.
В связи с этим приобретает особую значимость тема нашего исследования: «Логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок)».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок).
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: педагогические условия развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок).
Гипотеза исследования. Логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок) будет эффективнее, при соблюдении следующих условий:
-учет психоречевых особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи;
-активное использование наглядности, игровых приемов;
-опора на образное запоминание и мышление.
Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале загадок.
2. Провести исследование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Определить содержание работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале загадок.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
-принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская);
-концепции по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М. Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Саботович, Л. Б Халилова), психолого-педагогическом (Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.);
- положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта связной речи у детей (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.);
-концепции о содержание и специфике малых фольклорных форм рассматриваются в работах В.П. Аникина, Б.Н. Путилова, Г.С. Виноградова, В.И. Даля, Л.И. Емельянова, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.А. Проппа и др. Произведения малых фольклорных жанров изучаются с разных позиций и определяются как устойчивые словесные комплексы (Л.И. Ройзензон),
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15», г. Белгорода, старшая группа. В
исследовании приняли участие 20 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование взаимозависимости успешного развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи при использовании загадок, позволило сделать следующие выводы.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования связной речи является одной из самых актуальных в логопедии.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Для наиболее полного преодоления системного речевого
недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей монологическую и диалогическую речь. Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Проведя эмпирическое исследование, мы выявили, что в экспериментальной группе преобладает низкий и средний уровни сформированности связной речи, в связи с этим мы разработали методические рекомендации, направленные на формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок). Данная работа предполагает 3 этапа работы: подготовительный этап, этап создания сравнений, этап составления загадок. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника с общим недоразвитием речи к созданию собственного речевого продукта.
Данное исследование имеет практическую значимость и может быть использовано в работе воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, предположение гипотезы в целом подтвердилось.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования связной речи является одной из самых актуальных в логопедии.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Для наиболее полного преодоления системного речевого
недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей монологическую и диалогическую речь. Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Проведя эмпирическое исследование, мы выявили, что в экспериментальной группе преобладает низкий и средний уровни сформированности связной речи, в связи с этим мы разработали методические рекомендации, направленные на формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале загадок). Данная работа предполагает 3 этапа работы: подготовительный этап, этап создания сравнений, этап составления загадок. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника с общим недоразвитием речи к созданию собственного речевого продукта.
Данное исследование имеет практическую значимость и может быть использовано в работе воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, предположение гипотезы в целом подтвердилось.



