Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №68212

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1. Формирование основ культуры поведения у младших дошкольников как
педагогическая проблема 7
1.2. Задачи и содержание образовательной работы по формированию основ
культуры поведения у детей четвертого года жизни 12
1.3. Педагогические условия формирования основ культуры поведения у
младших дошкольников с использованием игровой технологии 18
1.4. Готовность педагога дошкольного образования к с использованию
игровой технологии в формировании основ культуры поведения у младших дошкольников 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ 32
2.1. Анализ опыта работы педагогов дошкольного образования по формированию основ культуры поведения у детей четвертого года
жизни 32
2.2. Апробация педагогических условий формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии 42
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по формированию
основ культуры поведения у младших дошкольников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ


Дошкольное детство является важнейшим периодом в нравственном
становлении формирующейся личности. Происходит приобщение ребенка к
культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из направлений в нравственном воспитании ребѐнка является воспитание культуры поведения.
Проблеме воспитания культуры поведения подрастающего поколения
посвящено немалое количество научных исследований. Однако и в настоящее время учѐные, педагоги-практики утверждают, что этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Причина видится в том, что взрослые ещѐ сами
не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в период вступления человечества в 21 век, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.
Необходимость приобщения дошкольников к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том
числе моральным) отмечается и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Общеизвестно, что формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребѐнка. Подражая взрослому человеку, ребенок начинает осваивать первые нормы поведения. На протяжении всего
периода дошкольного возраста пополняются и совершенствуются представления о нормах и правилах поведения, усложняются требования к поведению
ребенка.
При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у
ребѐнка младшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, дошкольному образовательному
учреждению. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение,
добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро пережи4
вать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают
готовность делать ещѐ лучше.
Вопросы нравственного воспитания, развития нравственного сознания
личности дошкольника, в частности, воспитания культуры поведения рассматриваются в трудах известных отечественных педагогов (Р.С. Буре, С.В.
Петерина, К.Д. Ушинский) и психологов (Л.И. Божович, И.В. Дубровина,
М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.В. Петровский,
С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
В процессе формирования основ культуры поведения у детей младшего
дошкольного возраста участвуют одновременно и педагоги дошкольного образовательного учреждения, и члены семьи. Проблеме использования игровой технологии в дошкольном образовании посвящены работы следующих
авторов - Н.П. Аникеевой, М.А. Араловой, В.А. Деркунской,
И.Н. Курочкиной, Т.В. Хабаровой и др.
Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить
тесные контакты с семьѐй в целях обеспечения единства требований в воспитании основ культуры поведения у ребенка. Не менее важным является и
определение педагогических условий, способствующих успешному воспитанию основ культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста с
использованием игровой технологии, что и послужило выбором темы исследования «Формирование основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии».
Проблема исследования заключается в поиске педагогических условий формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с
использованием игровой технологии. Решение данной проблемы составляет
цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования основ культуры поведения у младших дошкольников.5
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ
культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой
технологии.
Гипотеза исследования: успешному формированию основ культуры
поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии
будут способствовать следующие педагогические условия:
- формирование представлений о правилах поведения;
- формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;
- использование реальных жизненных ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены задачи исследования:
1. Раскрыть актуальность формирования основ культуры поведения
у младших дошкольников как педагогической проблемы.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы по формированию основ культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии.
4. Рассмотреть основные показатели готовности педагога дошкольного образования к с использованию игровой технологии в формировании
основ культуры поведения у младших дошкольников.
5. Выявить динамику в формировании основ культуры поведения у
младших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные
концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; труды отечественных ученых по проблемам социализации детей
дошкольного возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Пет6
ровский, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); научные исследования в области
нравственного воспитания дошкольника (Р.С. Буре, С.В. Петерина,
К.Д. Ушинский); исследования в области применения игровой технологии с
детьми дошкольного возраста (Н.В. Алешина, А.С. Бархатова, В.А. Деркунская, И.Н. Курочкина и др.).
Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности; анкетирование, количественный и качественный анализ результатов
исследования.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения, центра развития ребенка № 4 пос. Майский Белгородского района, Белгородской области.
Работа по проблеме исследования осуществлялась поэтапно:
Первый этап – (июнь 2015 – август 2015 г.) подбор научной и методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ научной и
методической литературы, определение научного аппарата исследования, подбор комплекса диагностических методик; определение педагогических условий
воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста,
определение методики экспериментальной работы.
Второй этап – (сентябрь 2015 - февраль 2016 г.) проведение экспериментальной работы по проблеме исследования, апробация педагогических условий
формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии, выявление динамики в формировании основ культуры поведения у младших дошкольников.
Третий этап – (март 2016- май 2016 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; оформление результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование было посвящено одной из актуальных проблем
дошкольного образования – формированию основ культуры поведения
младших дошкольников с использованием игровой технологии. Проведенная
нами работа предполагала решение ряда задач:
1. Рассмотреть формирование основ культуры поведения у младших дошкольников как проблему социально-личностного развития.
2. Раскрыть задачи и содержание работы по формированию основ
культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии.
4. Рассмотреть основные показатели готовности педагога дошкольного образования к с использованию игровой технологии в формировании
основ культуры поведения у младших дошкольников
5. Выявить динамику в формировании основ культуры поведения у
младших дошкольников.
При написании первой главы нами были изучены научные концепции
М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; труды
отечественных ученых по проблемам социализации детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Петровский, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); научные исследования в области нравственного
воспитания дошкольника (Р.С. Буре, С.В. Петерина, К.Д. Ушинский); В.П.
Беспалько, В.С. Кукушиной, Г.К. Селевко , Т.В. Хабаровой и др. о педагогических технологиях.
Экспериментальное исследование по теме дипломной работы было
проведено на базе МДОУ ЦРР № 4 пос. Майский Белгородского района, Белгородской области.54
Экспериментальная работа была представлена тремя этапами – констатирующим, формирующим и контрольным. На констатирующем этапе нами
были выявлены уровни сформированности основ культуры поведения у
младших дошкольников:
Формирующий этап исследования был направлен на апробацию педагогических условий, способствующих успешному формированию основ
культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой
технологии, представленных в гипотезе. Содержание формирующего эксперимента включало три взаимосвязанных блока – работу по повышению профессиональной компетенции педагогов, работу с родителями и работу с
детьми.
На контрольном этапе исследования нами была выявлена положительная динамика в формировании основ культуры поведения у младших дошкольников.
Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами
образовательной работы по формированию основ культуры поведения у
младших дошкольников с использованием игровой технологии. Выдвинутая
нами гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.


1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социаль-ной действительностью: младшая группа. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 186 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 346 с.
4. Бархатова А.С. Воспитание культуры поведения //Дошкольное воспи-тание. - 2005. - № 11 - С. 23.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педаго-гика, 1989. - 192 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.: ил.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Просвещение, 1983. - 271 с.
8. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд». - М: Издательский центр Академия, 2007. - 367 с.
9. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Академия, 2001. - 182 с.
10. Буре Р.С. Методика воспитания гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста // Современный детский сад. - 2012. - № 5. - С. 4-8.
11. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 80 с.
12. Возрастная и педагогическая психология /М.В. Матюхина,
Т.С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М.: Про-свещение, 1994. - С. 356.
13. Выготский Л.С. Воспитание чувств / Возрастная и педагогическая пси-хология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 233-236.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Издание 3-е, исправ-ленное и дополненное. - М.: «ЧеРо», 2004. - 240 с.
15. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действи-тельностью: перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 198 с.
16. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление до-школьников с социальным миром. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 224 с.
17. Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольно¬го образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 352 с.
18. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольника в иг-ре. - М., 2005. - 132 с.
19. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. /Под ред. Т.А. Репи-ной. — М.:Просвещение, 1987. - С. 54.
20. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. В 2-х ч.
Ч. 1./Н.А. Курочкина, Б.С. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под. Ред. В.И. Ло¬гиновой, И.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 168 с.
21. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами // Дошкольное воспитание. - 2004. - №10 - С. 25.
22. Игры с детьми 3-4 лет. Метод. рекомендации /Под ред. М.А. Араловой.
- М., 2004. - 118 с.
23. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Посо-бие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издатель-ский центр «Академия», 2004. - 356 с.
25. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, 2009. - 367с.
26. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.: ил.
27. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. - М.: Ака-демия, 2002. - 445 с.
28. Котырло В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследова-нию волевых действий у детей // Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли. - Рязань, 1999. - С. 28 - 30.
29. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспита-ние, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М.: Педагогка, 2002. - 176 с.
30. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведе-ния у дошкольников. - М.: Педагогика, 2001. - 112 с.
31. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете. // Дошкольное воспи-тание. - 2003. - № 10. - С. 16.
32. Лисина М., Авдеева Н., Мещерякова С. Организация общения взрослых с детьми // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 2. - С. 8-12.
33. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/Под ред. Рузской А.Г.. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
34. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и ре-шать проблемы: Пер. с англ.: Кн. Для воспитателя детского сада. - М.: Про-свещение, 1991. - 223 с.
35. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. - М.: Акаде¬мия, 2003. - 254 с.
36. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привыч-ках// Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.296.
37. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 239 с.
38. Новицкая М.Ю. Традиционная отечественная культура и духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовательном заведении // Со-временный детский сад. - 2011. - № 5. - С. 32.
39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 182 с.
40. Общение детей в детском саду и семье. /Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. - 150 с.
41. Одинцова Л.Г. Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстников. // Дошкольное воспитание, 2005. - №7 - С. 17.
42. Педагогика: Учеб пособие для студентов пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. -М.: Школа- Пресс, 2000. - 512 с.
43. Педагогические технологии. Уч. Пособие для студ. пед. специально-стей / Под общ. Ред. В.С. Кукушина. - Р-н-Д: Изд. Центр «Март», 2002. - 320 с.
44. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2006. - 164с.
45. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.: ил.
46. Прихожан А.М. О нравственном развитии /Возрастная и педагогиче-ская психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заве¬дений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издатель¬ский центр «Академия», 1999. - С. 278-282.
47. Работа с родителями: Практ. Рекомендации и консультации по воспи-танию детей 2-7 лет /Авт-сост. Е.В. Шитова. - Волгоград, 2009. - 132 с.
48. Рубинштейн С.Л. Способы воспитания новых привычек / Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.258-266.
49. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Педагогика, 2002. - 144 с.
50. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В двух то-мах. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
51. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Хар- вест, 1997. - 800 с.
52. Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада /Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной: в 2 кн. Кн.1. - М.: ТЦ Сфе-ра, 2013. - 128 с.
53. Социально-нравственное воспитание дошкольников /Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 176 с.
54. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Просвеще¬ние, 1978. - 160 с.
55. Факторович А.А. Сущность педагогической технологии // Педагогика. - 2008. - № 2. - С. 25-29.
56. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.
В. Хабарова. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.- 80 с.
57. Ткаченко Т. Формирование навыков общения и этических представле-ний у детей: Методическое руководство. - М.: Издательство: Книголюб, 2005 г. - С. 56.
58. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. - М.: Педагогика, 1994..
59. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых при¬вычек. - М.: Пресс. - 2006. - 125 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ