ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1. Формирование основ культуры поведения у младших дошкольников как
педагогическая проблема 7
1.2. Задачи и содержание образовательной работы по формированию основ
культуры поведения у детей четвертого года жизни 12
1.3. Педагогические условия формирования основ культуры поведения у
младших дошкольников с использованием игровой технологии 18
1.4. Готовность педагога дошкольного образования к с использованию
игровой технологии в формировании основ культуры поведения у младших дошкольников 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ 32
2.1. Анализ опыта работы педагогов дошкольного образования по формированию основ культуры поведения у детей четвертого года
жизни 32
2.2. Апробация педагогических условий формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии 42
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по формированию
основ культуры поведения у младших дошкольников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1. Формирование основ культуры поведения у младших дошкольников как
педагогическая проблема 7
1.2. Задачи и содержание образовательной работы по формированию основ
культуры поведения у детей четвертого года жизни 12
1.3. Педагогические условия формирования основ культуры поведения у
младших дошкольников с использованием игровой технологии 18
1.4. Готовность педагога дошкольного образования к с использованию
игровой технологии в формировании основ культуры поведения у младших дошкольников 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ 32
2.1. Анализ опыта работы педагогов дошкольного образования по формированию основ культуры поведения у детей четвертого года
жизни 32
2.2. Апробация педагогических условий формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии 42
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по формированию
основ культуры поведения у младших дошкольников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дошкольное детство является важнейшим периодом в нравственном
становлении формирующейся личности. Происходит приобщение ребенка к
культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из направлений в нравственном воспитании ребѐнка является воспитание культуры поведения.
Проблеме воспитания культуры поведения подрастающего поколения
посвящено немалое количество научных исследований. Однако и в настоящее время учѐные, педагоги-практики утверждают, что этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Причина видится в том, что взрослые ещѐ сами
не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в период вступления человечества в 21 век, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.
Необходимость приобщения дошкольников к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том
числе моральным) отмечается и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Общеизвестно, что формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребѐнка. Подражая взрослому человеку, ребенок начинает осваивать первые нормы поведения. На протяжении всего
периода дошкольного возраста пополняются и совершенствуются представления о нормах и правилах поведения, усложняются требования к поведению
ребенка.
При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у
ребѐнка младшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, дошкольному образовательному
учреждению. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение,
добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро пережи4
вать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают
готовность делать ещѐ лучше.
Вопросы нравственного воспитания, развития нравственного сознания
личности дошкольника, в частности, воспитания культуры поведения рассматриваются в трудах известных отечественных педагогов (Р.С. Буре, С.В.
Петерина, К.Д. Ушинский) и психологов (Л.И. Божович, И.В. Дубровина,
М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.В. Петровский,
С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
В процессе формирования основ культуры поведения у детей младшего
дошкольного возраста участвуют одновременно и педагоги дошкольного образовательного учреждения, и члены семьи. Проблеме использования игровой технологии в дошкольном образовании посвящены работы следующих
авторов - Н.П. Аникеевой, М.А. Араловой, В.А. Деркунской,
И.Н. Курочкиной, Т.В. Хабаровой и др.
Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить
тесные контакты с семьѐй в целях обеспечения единства требований в воспитании основ культуры поведения у ребенка. Не менее важным является и
определение педагогических условий, способствующих успешному воспитанию основ культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста с
использованием игровой технологии, что и послужило выбором темы исследования «Формирование основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии».
Проблема исследования заключается в поиске педагогических условий формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с
использованием игровой технологии. Решение данной проблемы составляет
цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования основ культуры поведения у младших дошкольников.5
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ
культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой
технологии.
Гипотеза исследования: успешному формированию основ культуры
поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии
будут способствовать следующие педагогические условия:
- формирование представлений о правилах поведения;
- формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;
- использование реальных жизненных ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены задачи исследования:
1. Раскрыть актуальность формирования основ культуры поведения
у младших дошкольников как педагогической проблемы.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы по формированию основ культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии.
4. Рассмотреть основные показатели готовности педагога дошкольного образования к с использованию игровой технологии в формировании
основ культуры поведения у младших дошкольников.
5. Выявить динамику в формировании основ культуры поведения у
младших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные
концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; труды отечественных ученых по проблемам социализации детей
дошкольного возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Пет6
ровский, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); научные исследования в области
нравственного воспитания дошкольника (Р.С. Буре, С.В. Петерина,
К.Д. Ушинский); исследования в области применения игровой технологии с
детьми дошкольного возраста (Н.В. Алешина, А.С. Бархатова, В.А. Деркунская, И.Н. Курочкина и др.).
Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности; анкетирование, количественный и качественный анализ результатов
исследования.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения, центра развития ребенка № 4 пос. Майский Белгородского района, Белгородской области.
Работа по проблеме исследования осуществлялась поэтапно:
Первый этап – (июнь 2015 – август 2015 г.) подбор научной и методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ научной и
методической литературы, определение научного аппарата исследования, подбор комплекса диагностических методик; определение педагогических условий
воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста,
определение методики экспериментальной работы.
Второй этап – (сентябрь 2015 - февраль 2016 г.) проведение экспериментальной работы по проблеме исследования, апробация педагогических условий
формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии, выявление динамики в формировании основ культуры поведения у младших дошкольников.
Третий этап – (март 2016- май 2016 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; оформление результатов исследования.
становлении формирующейся личности. Происходит приобщение ребенка к
культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из направлений в нравственном воспитании ребѐнка является воспитание культуры поведения.
Проблеме воспитания культуры поведения подрастающего поколения
посвящено немалое количество научных исследований. Однако и в настоящее время учѐные, педагоги-практики утверждают, что этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Причина видится в том, что взрослые ещѐ сами
не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в период вступления человечества в 21 век, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.
Необходимость приобщения дошкольников к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том
числе моральным) отмечается и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Общеизвестно, что формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребѐнка. Подражая взрослому человеку, ребенок начинает осваивать первые нормы поведения. На протяжении всего
периода дошкольного возраста пополняются и совершенствуются представления о нормах и правилах поведения, усложняются требования к поведению
ребенка.
При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у
ребѐнка младшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, дошкольному образовательному
учреждению. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение,
добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро пережи4
вать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают
готовность делать ещѐ лучше.
Вопросы нравственного воспитания, развития нравственного сознания
личности дошкольника, в частности, воспитания культуры поведения рассматриваются в трудах известных отечественных педагогов (Р.С. Буре, С.В.
Петерина, К.Д. Ушинский) и психологов (Л.И. Божович, И.В. Дубровина,
М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.В. Петровский,
С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
В процессе формирования основ культуры поведения у детей младшего
дошкольного возраста участвуют одновременно и педагоги дошкольного образовательного учреждения, и члены семьи. Проблеме использования игровой технологии в дошкольном образовании посвящены работы следующих
авторов - Н.П. Аникеевой, М.А. Араловой, В.А. Деркунской,
И.Н. Курочкиной, Т.В. Хабаровой и др.
Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить
тесные контакты с семьѐй в целях обеспечения единства требований в воспитании основ культуры поведения у ребенка. Не менее важным является и
определение педагогических условий, способствующих успешному воспитанию основ культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста с
использованием игровой технологии, что и послужило выбором темы исследования «Формирование основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии».
Проблема исследования заключается в поиске педагогических условий формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с
использованием игровой технологии. Решение данной проблемы составляет
цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования основ культуры поведения у младших дошкольников.5
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ
культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой
технологии.
Гипотеза исследования: успешному формированию основ культуры
поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии
будут способствовать следующие педагогические условия:
- формирование представлений о правилах поведения;
- формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;
- использование реальных жизненных ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены задачи исследования:
1. Раскрыть актуальность формирования основ культуры поведения
у младших дошкольников как педагогической проблемы.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы по формированию основ культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии.
4. Рассмотреть основные показатели готовности педагога дошкольного образования к с использованию игровой технологии в формировании
основ культуры поведения у младших дошкольников.
5. Выявить динамику в формировании основ культуры поведения у
младших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные
концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; труды отечественных ученых по проблемам социализации детей
дошкольного возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Пет6
ровский, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); научные исследования в области
нравственного воспитания дошкольника (Р.С. Буре, С.В. Петерина,
К.Д. Ушинский); исследования в области применения игровой технологии с
детьми дошкольного возраста (Н.В. Алешина, А.С. Бархатова, В.А. Деркунская, И.Н. Курочкина и др.).
Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности; анкетирование, количественный и качественный анализ результатов
исследования.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения, центра развития ребенка № 4 пос. Майский Белгородского района, Белгородской области.
Работа по проблеме исследования осуществлялась поэтапно:
Первый этап – (июнь 2015 – август 2015 г.) подбор научной и методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ научной и
методической литературы, определение научного аппарата исследования, подбор комплекса диагностических методик; определение педагогических условий
воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста,
определение методики экспериментальной работы.
Второй этап – (сентябрь 2015 - февраль 2016 г.) проведение экспериментальной работы по проблеме исследования, апробация педагогических условий
формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии, выявление динамики в формировании основ культуры поведения у младших дошкольников.
Третий этап – (март 2016- май 2016 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; оформление результатов исследования.
Наше исследование было посвящено одной из актуальных проблем
дошкольного образования – формированию основ культуры поведения
младших дошкольников с использованием игровой технологии. Проведенная
нами работа предполагала решение ряда задач:
1. Рассмотреть формирование основ культуры поведения у младших дошкольников как проблему социально-личностного развития.
2. Раскрыть задачи и содержание работы по формированию основ
культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии.
4. Рассмотреть основные показатели готовности педагога дошкольного образования к с использованию игровой технологии в формировании
основ культуры поведения у младших дошкольников
5. Выявить динамику в формировании основ культуры поведения у
младших дошкольников.
При написании первой главы нами были изучены научные концепции
М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; труды
отечественных ученых по проблемам социализации детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Петровский, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); научные исследования в области нравственного
воспитания дошкольника (Р.С. Буре, С.В. Петерина, К.Д. Ушинский); В.П.
Беспалько, В.С. Кукушиной, Г.К. Селевко , Т.В. Хабаровой и др. о педагогических технологиях.
Экспериментальное исследование по теме дипломной работы было
проведено на базе МДОУ ЦРР № 4 пос. Майский Белгородского района, Белгородской области.54
Экспериментальная работа была представлена тремя этапами – констатирующим, формирующим и контрольным. На констатирующем этапе нами
были выявлены уровни сформированности основ культуры поведения у
младших дошкольников:
Формирующий этап исследования был направлен на апробацию педагогических условий, способствующих успешному формированию основ
культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой
технологии, представленных в гипотезе. Содержание формирующего эксперимента включало три взаимосвязанных блока – работу по повышению профессиональной компетенции педагогов, работу с родителями и работу с
детьми.
На контрольном этапе исследования нами была выявлена положительная динамика в формировании основ культуры поведения у младших дошкольников.
Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами
образовательной работы по формированию основ культуры поведения у
младших дошкольников с использованием игровой технологии. Выдвинутая
нами гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.
дошкольного образования – формированию основ культуры поведения
младших дошкольников с использованием игровой технологии. Проведенная
нами работа предполагала решение ряда задач:
1. Рассмотреть формирование основ культуры поведения у младших дошкольников как проблему социально-личностного развития.
2. Раскрыть задачи и содержание работы по формированию основ
культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования основ культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой технологии.
4. Рассмотреть основные показатели готовности педагога дошкольного образования к с использованию игровой технологии в формировании
основ культуры поведения у младших дошкольников
5. Выявить динамику в формировании основ культуры поведения у
младших дошкольников.
При написании первой главы нами были изучены научные концепции
М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; труды
отечественных ученых по проблемам социализации детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Петровский, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); научные исследования в области нравственного
воспитания дошкольника (Р.С. Буре, С.В. Петерина, К.Д. Ушинский); В.П.
Беспалько, В.С. Кукушиной, Г.К. Селевко , Т.В. Хабаровой и др. о педагогических технологиях.
Экспериментальное исследование по теме дипломной работы было
проведено на базе МДОУ ЦРР № 4 пос. Майский Белгородского района, Белгородской области.54
Экспериментальная работа была представлена тремя этапами – констатирующим, формирующим и контрольным. На констатирующем этапе нами
были выявлены уровни сформированности основ культуры поведения у
младших дошкольников:
Формирующий этап исследования был направлен на апробацию педагогических условий, способствующих успешному формированию основ
культуры поведения у младших дошкольников с использованием игровой
технологии, представленных в гипотезе. Содержание формирующего эксперимента включало три взаимосвязанных блока – работу по повышению профессиональной компетенции педагогов, работу с родителями и работу с
детьми.
На контрольном этапе исследования нами была выявлена положительная динамика в формировании основ культуры поведения у младших дошкольников.
Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами
образовательной работы по формированию основ культуры поведения у
младших дошкольников с использованием игровой технологии. Выдвинутая
нами гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Использование игровых технологий в работе по формированию культуры безопасного повеления на дороге у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2015 - Игра как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста (Донецкий Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Условия формирования гуманистических ценностных ориентации у подростков средствами игровых технологий
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



