ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования потенциального словаря школьников 5
1.1. Ретроспективный анализ подходов к формированию потенциального словаря 5
1.2. Понятие «потенциальный словарь» среди других лексико-методических терминов 9
1.3. Источники потенциального словаря 12
Выводы по ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА II. Методика формирования потенциального словаря школьника , 25
2.1. Анализ текстов для чтения современного УМК для 7-го класса (Английский в фокусе) на предмет выводимости потенциального словаря 25
2.2. Приемы и способы формирования потенциального словаря 25
2.3. Общие рекомендации учителю по формированию потенциального
словаря школьника 39
Выводы по ГЛАВЕ II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Выпускная квалификационная работа посвящена вопросам формирования потенциального словаря школьников.
Актуальность исследования. В системе языковых средств лексика считается одним из основных компонентов как продуктивной (говорение и письмо), так и рецептивной (аудирование и чтение) речевой деятельности обучающихся. Эта позиция закрепляет важное место лексики на каждом уроке иностранного языка и в задачу учителя входит непрерывное и последовательное формирование активного, пассивного и потенциального словаря обучающихся.
Предметом настоящего исследования являются вопросы, связанные с формированием навыков распознавания и семантизации единиц потенциального словаря учащихся и формированием потенциального словаря школьников в целом.
Под потенциальным словарём в исследовании мы понимаем такие лексические единицы, которые не зафиксированы в предшествующем языковом опыте учащихся, но которые могут быть ими поняты при рецептивных видах речевой деятельности в опоре на факторы внутреннего порядка (морфолого-семантическую мотивированность слов) и внешнего порядка (контекст).
Потенциальный словарь всегда считался специфическим феноменом английского языка и привлекал особое внимание методистов. В разное время исследовались как понятие «потенциальный словарь», так и его источники, типологии, способы семантизации лексических единиц, составляющих потенциальный словарь учащихся, и др. Актуальность исследования вопроса формирования потенциального словаря школьников обусловлена недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов формирования потенциального словаря школьника с учетом современных подходов к обучению иностранному языку, отсутствием в учебных пособиях специальных заданий по формированию потенциального словаря школьника, а также значимостью понимания социокультурной информации, содержащей потенциальный словарь в процессе чтения учащимися современных аутентичных текстов и ее дальнейшее применение в различных видах речевой деятельности. Потенциальный словарь играет важную роль в развитии лингвистической наблюдательности школьника, его эрудиции и филологического кругозора. Чтобы достичь сформированности активного, пассивного и потенциального словаря школьниками, необходимо проводить специальную работу, направленную на обеспечение школьников рациональными приемами работы над языком. В современных условиях формирование потенциального словаря российского школьника приобретает особую значимость в связи с тем, что в материалах ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку предусмотрены задания, где требуются показать уровень сформированности навыков самостоятельной семантизации лексических единиц и знания потенциального словаря. Это говорит в пользу того, что нужна специально спланированная работа по формированию потенциального словаря, которую необходимо постоянно проводить, начиная с начальной школы.
Цель исследования: методика формирования потенциального словаря школьников (средний этап).
Объект исследования: процесс обучения английскому языку с учетом формирования потенциального словаря.
Предметом исследования выступают приемы и способы формирования потенциального словаря школьников.
Гипотеза: Синтетическое чтение с элементами анализа лексических единиц, словосочетаний и отдельных предложений активизирует деятельность обучающихся по формированию потенциального словаря школьников.
В соответствии с проблемой, целью и объектом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы формирования потенциального словаря школьников;
- выявить закономерности семантизации лексических единиц;
- определить способы формирования навыков самостоятельной семантизации у школьников;
- разработать методику формирования потенциального словаря школьника;
- подготовить общие рекомендации учителю по формированию потенциального словаря школьника.
Теоретико-методологические основы исследования. Исследованию вопросов формирования лексических навыков в целом и потенциального словаря школьников в частности уделяли внимание в методике обучения иностранному языку многие ученые. Среди них - Безденежных М.Л., Берман И.М., Богданова И.И., Боровко З.И., Бухбиндер В.А., Джалалов Д. Д., Дзунова Л.М, Егорова З.В., Емельянов Е.А., Колесник И.И., Кузнецова Т.М., Масягина Т.А., Михайлова И.С, Низамов P.P., Педанова М.А., Побединская С.Е., Рогова Г.В., Рыжкова Е.Т., Сайназаров Д.Д., Шапкина А.Н., Цуприкова О.В. и др.
Используемые методы исследования: анализ литературы, сравнение, классификация, тестирование, анкетирование.
Практическая значимость работы заключается в систематизации теоретических основ формирования потенциальной лексики, выработке методического инструментария применительно к средней школе (7-й класс) и разработке общих рекомендаций учителю по формированию навыков самостоятельной семантизации слов в рамках заявленной темы.
Структура исследования: введение, 2 главы, заключение.
Проведенное лингвометодическое исследование в рамках темы «Формирование потенциального словаря школьника» позволило доказать актуальность и своевременность выбранной темы.
Интенсивное формирование потенциального словаря современных школьников необходимо для того, чтобы в дальнейшем обеспечить их стратегией беспереводного понимания текстов 1) художественной литературы, 2) сообщениями средств массовой информации, 3) аутентичными текстами, содержащими социокультурные сведения.
Процесс формирования потенциального словаря носит длительный, целенаправленный характер. Потенциальный словарь может быть сформирован на основе слов, которые состоят из префиксов, суффиксов или образованы путем словосложения в процессе самостоятельной семантизации, добиваясь выводимости значения незнакомых им слов.
К конверсии, многозначности слов, аббревиатуре, интернациональным словам у обучающихся наступает привыкание в том случае, если учитель 1) обращает внимание на эти феномены в процессе иноязычного образования школьников, используя специальные упражнения, опоры, инструкции, и мотивируя учащихся на активную лингвопознавательную деятельность, 2) обучает бережно обходиться с контекстом, который также служит одним из важнейших приемов самостоятельной семантизации слов.
По нашему глубокому убеждению, и опираясь на результаты опытно - экспериментальной работы во время педагогической практики в общеобразовательной школе, формирование потенциального словаря может и должно происходить в процессе синтетического чтения текстов с
элементами анализа отдельных лексических единиц, словосочетаний, предложений. Следует также по мере изучения систематизировать полученные знания потенциального словаря в таблицах, комментариях, рамках и любыми другими удобными способами с целью расширения и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции
обучающихся.
В ходе проведённой учебно-воспитательной работы во время практики были использованы различные приемы и способы обучения, которые стимулировали учебно-познавательную деятельность учащихся.
Использованные приёмы и способы доказали свою эффективность.
Следует отметить, что все поставленные задачи были выполнены в ходе работы, а именно:
- рассмотрены теоретические основы формирования потенциального словаря школьников;
- выявлены источники и закономерности семантизации лексических единиц;
- определены приемы и способы формирования навыков самостоятельной семантизации слов у школьников;
- разработана методику формирования потенциального словаря школьника;
- подготовлены общие рекомендации учителю по формированию потенциального словаря школьника.
Однако проведённое нами исследование не даёт исчерпывающего ответа по вопросу формирования потенциального словаря школьников и предполагает дальнейшее изучения этого вопроса.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М., 2009. - 448 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1969. - 422 с.
3. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. Пособие. - Минск.: Тетра Системс, 2005. - 288 с.
4. Байжанова А.А., Батинова А.С. Формирование лексических навыков на занятиях по иностранному языку // журнал «Педагогика и современность». - 2017. - № 1(27). - С. 58-61
5. Безденежных М.А. Потенциальный словарный запас учащихся средней школы и его расширение при обучении чтению на немецком языке: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1968. - 33 с.
6. Берман И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых ВУЗах. - М.: Высшая школа, 1970. - 230 с.
7. Боровко З.И. Некоторые проблемы потенциального словаря при аудировании // ИЯШ, 1972, №6, С. 47-55.
8. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - Изд-во Учпедгиз, 1959. - 492 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам // Лингводидактика и методика. Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
10. Гарбуз О.В, Курбатова И.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку (пособие для преподавателей и студентов педагогических колледжей) - М.: Челябинск, 2009. - 116 с.
11. Гинзбург Б.М. Потенциальный словарный запас учащихся 8-летней школы для чтения текстов и пути его формирования: Автореф. дис. канд. пед. Наук. - М., 1968. - 17 с.
12. Гинзбург P.C., Хидекель С.С., Князева Г.Я., Санкин A.A. Курс современной английской лексикологии. / На англ. яз./. - М.: Высшая школа, 1966. - 247 с.
13. Джалолов Д.Д. Методика преподавания иностранного языка: учебник для высших учебных заведений по иностранным языкам. - Учитель, 1996. - 336 с.
14. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://psychlib.ru/mgppu/ZPo- 1991/ZPo-223.htm# (дата обращения 15.11.2017).
15. Киндт О.В. Формирование иноязычных лексических навыков с опорой на словообразовательный анализ на уроках английского языка в начальной школе // Гуманитриум. - 2017. - №2 (3) - С. 10 -14.
16. Костливцева В.С, Парфенова С.О. Формирование иноязычных лексических навыков на основе фразеологических единиц // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы. Междунар. Науч. - практ.конф. - 2015. - С. 95-99.
17. Колесник И.И. Некоторые приёмы обучения чтению без словаря английской научно-популярной и политической литературы в связи с пониманием слов, имеющих общие корни в английском и русском языке: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1965. - 19 с.
18. Крупник К.И. К проблеме обучения чтению на иностранном языке. (Прогнозирование вероятности понимания слов): Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1968. - 33 с.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: URL:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia /04.php (дата обращения 5.11.2017).
20. Логвина С.А., Ягенич Л.В., Сахно Е.М. Ретроспективный анализ методов формирования потенциального словаря // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2015, - Том 21, C. 181-184.
21. Мокреева Н.Г. Обучение пониманию неизученных слов при чтении на французском языке (в старших классах средней школы): Дис. канд. пед. наук. - М., 1970. - 212 с.
22. Опарина Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: Конспекты лекций. - Ряз. гос.пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2005. - 40 с.
23. Побединская С.Е. Формирование потенциального словаря у учащихся 4-7-х классов для повышения эффективности овладения чтением на английском языке: Дис. канд. пед. наук. - М., 1984. - 255 с.
24. Побединская С.Е. Некоторые приемы формирования потенциального словаря учащихся при обучении английскому языку // ИЯШ, 1984. - №2. - С. 28¬33.
25. Романова Л.И. Практическая лексика английского языка: учебное пособие. - Феникс, 2012. - 345 с.
26. Рахманов И.В., Гез Н.И. и др. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в 19-20 вв. в 3-х частях. - Под ред. Рахманова. - Педагогика, 1972. - 320 с.
27. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
28. Рыжкова Е.Т. Обучение конверсии в старших классах средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1968. - 19 с.
29. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. - М.: Изд-во литературы на иностранных языках. - 1956. - 260 с.
30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М., Просвещение, 2002. - 239 с.
31. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. - Ростов н/д: феникс; М.: Глосса-Пресс. - 2010. - 640 с.
32. Тарнопольский О.Б. Методика обучения иноязычной речевой деятельности в высшем образовательном учебном заведении - Киев: Фирма «Инкос», 2006. - 248 с.
33. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.
34. Ханпира Эр. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании. Развитие современного русского языка. - 1961. - 205 с.
35. Царев П.В. Потенциальная лексика в современном английском языке // ИЯШ. - М., 1980. - №4. - С. 20-24.
36. Чернявская Л.А. Чтение на иностранном языке как средство развития опыта учащихся // ИЯШ, 1985. - №1. - С. 22-28.
37. Шамов А.Н. Методика обучения лексической стороне иноязычной речи: специальный курс. - Н. Новгород: НГЛУ им.Н.А. Добролюбова, 2011. - 120 с.
38. Шапкина А.Н. Расширение потенциального словарного запаса на основе многозначности для чтения текстов на старшем этапе средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1980. - 22 с.
39. Шатилов С.Ф. Виды и взаимодействие навыков и умений в иностранном языке. // ИЯШ, 1977, № 4, С. 44 - 51.
40. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.