Введение 3
Глава 1. Проблема восприятия зрительных иллюзий: теоретические подходы к изучению данной проблемы и современный взгляд 8
1.1. Современный взгляд на проблему возникновения зрительных
иллюзий 8
1.2. Конструктивистский подход к изучению феномена зрительных
иллюзий: Г. фон Гельмгольц, Р. Грегори 13
1.3. «Экологический подход» к восприятию Дж. Гибсона 27
Глава 2. Проблема иллюзии и реальности в рамках телесно-воплощенного подхода 39
2.1. Телесно-воплощенный подход к пониманию восприятия 39
2.2. Является ли видимый мир великой иллюзией? 50
Заключение 66
Список литературы
Одной из ключевых проблем теории познания является проблема соотношения иллюзии и реальности. Действительно ли вещи таковы, какими мы их воспринимаем? Доступно ли нам знание о том, каковы вещи на самом деле? Объективен ли воспринимаемый нами мир или он существует только в нашем сознании? Все эти вопросы были предметом непрекращающихся споров в различных отраслях знания: философии, психологии, социологии и других дисциплинах. Однако наибольшую актуальность эта проблема получила в нынешнее время, где более полно обсуждается в рамках активно развивающейся области научного знания - когнитивной науки.
К настоящему времени, когнитивная наука - это целая сеть взаимосвязанных дисциплин, которые занимаются исследованием познавательных процессов. Традиционно основу области когнитивных исследований составляют шесть дисциплин: экспериментальная психология познания, философия сознания, нейронаука, когнитивная антропология, лингвистика, компьютерные науки и искусственный интеллект . Поскольку состав когнитивной науки неоднороден, то ответ на вопрос о том, что такое познание, не имеет точной формулировки, поскольку ответ каждой дисциплины в первую очередь отражает ее собственные проблемы.
Исходя из этого, такой феномен как иллюзия можно трактовать по- разному. Согласно философскому энциклопедическому словарю, иллюзия от лат. illusio - это «поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни - облегчающий самообман («предаваться иллюзиям») вместо трезвого взгляда на факты» . Зачастую, в том числе и в данном определении, иллюзия понимается как заблуждение, поэтому проблема иллюзии и реальности может идти в связке с другой философской проблемой - мнения и истины. В рамках данной работы, проблема иллюзии и реальности будет рассматриваться исходя из психологического определения иллюзии как искаженного восприятия действительности. На примере восприятия иллюзий преимущественно в контексте зрительного опыта, будут рассмотрены два подхода - конструктивистский и «экологический», или подход с позиции реализма.
Проблема зрительных иллюзий разрабатывалась в психологии (конкретнее - в психологии восприятия) со времени формирования этой области знания как научной дисциплины. Немецкий ученый Герман фон Гельмгольц предложил рассматривать зрительное восприятие как процесс построения бессознательных умозаключений на основе предшествующего опыта. Осознание того, что прошлый опыт вносит существенный вклад в процесс восприятия имело значимую роль при изучении иллюзий, поскольку при рассмотрении ошибок человеческого восприятия, в первую очередь, важно выяснить какую роль в данном процессе играет когнитивный компонент. Британский психолог восприятия, ведущий специалист в области зрительных иллюзий Р. Грегори, будучи последователем Гельмгольца, определял восприятие как процесс наложения перцептивных эталонов («объект-гипотез») на сенсорную информацию. По мнению Грегори, мы воспринимаем объекты внешнего мира и действуем не столько в соответствии с тем, что непосредственно ощущаем, сколько с тем, о чем только догадываемся. Поэтому восприятие, как процесс переработки, интерпретации поступающей с сетчатки информации, по сути является попыткой человеческого разума ответить на вопрос: что есть данный объект? Ошибки восприятия, или иллюзии, в этом случае возникают по причине неверно подобранной мозгом перцептивной объект-гипотезы, несоответствующей реальному положению дел: мы начинаем воспринимать то, чего на самом деле не существует.
«Экологический подход» к зрительному восприятию, разработанный психологом Дж. Гибсоном, как совершенно иная концепция, стоящая в оппозиции рассмотренному конструктивистскому подходу, исходит из идей эпистемологического реализма. С именем Гибсона связано совершенно новое для психологии понимание перцептивной активности. Восприятие - это, прежде всего, активный процесс извлечения информации о внешнем мире, поэтому важно понимать восприятие не как процесс, который происходит «внутри» познающего, а необходимо рассматривать его во взаимодействии с окружающим миром. Основная претензия к конструктивистскому подходу сводилась к тому, что процесс восприятия происходит не в искусственно созданных лабораторных условиях (а Грегори рассматривает феномен зрительных иллюзий преимущественно на основе экспериментов, в частности - восприятие оптических иллюзий геометрических фигур), а в комплексной среде окружающей действительности. По мнению Гибсона, человек - это активный субъект действия, а человеческий глаз нельзя уподобить статичному фотоаппарату. Иллюзии же, в большинстве случаев, возникают только тогда, когда человек занимает определенную позицию, смотрит на объект с определенного ракурса и т.д. Гибсон же показывает, что в реальных условиях большинство зрительных иллюзий попросту не работают.
«Экологический» подход Гибсона заложил основу для дальнейшего развития понимания процессов восприятия и познания. Сегодня исследователи, развивающие принципиальные идеи Гибсона, называют себя «гибсонианцы» или «неогибсонианцы». Одним из таких направлений является «телесно-воплощенный» подход к восприятию, также известный как энактивизм, и представлен он именами таких исследователей как Ф. Варела, У. Матурана и др. Представители данного подхода исходят из постулата об активности, преимущественно сенсорно-моторной активности, субъекта. По их мнению, невозможно игнорировать роль тела в деятельности сознания, так как тело - это то, что вписано в окружающую среду, а сама окружающая среда понимается как часть когнитивной системы. Для того, чтобы разобраться в процессах познания, необходимо одновременно изучать как познающего субъекта, так и ситуацию, в которой он находится. В настоящее время исследователи выделяют три основные ветви энактивизма: аутопоэзисный, радикальный, сенсомоторный. В рамках данной работы, более подробно будет рассмотрен сенсомоторный энактивизм А. Ноэ, в чьих работах предложено совершенно новое понимание восприятия.
С именем Ноэ в современной когнитивной науке связана дискуссия, получившая распространение в рамках философского дискурса, о видимом мире как «великой иллюзии» сознания. Понимая восприятие как вид активности тела в среде, а окружающий мир - как «внешнюю память» человека, Ноэ критикует позицию так называемого «нового скептицизма», согласно которому возможность обладания перцептивным опытом ставится под сомнение, а мир, в таком случае, выступает как иллюзорная ошибка сознания.
Цель настоящей работы - проанализировать существующие подходы в рамках решения проблемы иллюзии и реальности, а также показать, что наиболее полно данную проблему решает телесно-воплощенный подход. С опорой на современных исследователей, будет показано, что в сущности телесно-воплощенный подход должен рассматриваться с позиций т.н. конструктивного реализма, поэтому к решению проблемы иллюзии и реальности стоит подходить с позиций комплексного подхода, учитывая существующие концепции и методы.
Итак, объект настоящего исследования - проблема иллюзии и реальности, а предмет - рассмотрение проблемы иллюзии и реальности в рамках телесно-воплощенного подхода в современной когнитивной науке.
Задачами данного исследования выступают:
1) Рассмотрение и анализ теоретических подходов к изучению проблемы зрительных иллюзий, в т.ч. и современный взгляд на проблему;
2) Рассмотрение и сравнение конструктивистского и экологического подходов в контексте разрешения проблемы иллюзии и реальности;
3) Анализ телесно-воплощенного подхода в понимании восприятия;
4) Рассмотрение дискуссии о мире как «Великой иллюзии» и демонстрация несостоятельности аргументации с позиции скептицизма.
В настоящей работе, посвященной эпистемологической проблеме иллюзии и реальности, мы рассмотрели возможные решения этой проблемы на примере нескольких философских и психологических концепций. Поскольку каждая из них несколько по-разному дает ответ на вопрос, что есть иллюзия и какое место она занимает (существует ли иллюзия объективно, или является искажением нашего когнитивного аппарата), мы, отыскав нечто общее между, казалось бы, диаметрально противоположными точками зрения (реализмом и конструктивизмом), попытались найти «компромиссное» решение в данном вопросе. Так, позиция конструктивного реализма представляется наиболее подходящей и перспективной в рамках современной эпистемологии, философии науки и когнитивистике, в частности - для решения вопроса иллюзии и реальности. Именно концепция конструктивного реализма позволяет снять противоречия между реализмом и конструктивизмом.
Человек - это полноправная часть этого мира. Человеческое сознание не создает реальный мир, а познает окружающую действительность в формах собственной деятельности. С его появлением меняется не только мир, но меняется и сам человек: восприятие меняет воспринимающего. Человек становится тем, кто он есть, благодаря тому, что им было воспринято в прошлом; воспринимая и действуя в настоящем, он продолжает изменять и создавать себя, будущее себя и мира. Уникальность человеческих возможностей в отношении восприятия и действия состоит в том, что ни одно из живых существ не занимает такое же место в мире, не имеет в точности такого жизненного опыта, какой имеет человек.
На становление позиции конструктивного реализма оказало серьезное влияние исследования Дж. Гибсона, его «экологический подход» к пониманию зрительного восприятия. Данная концепция заложила основу для другой, не менее важной идеи «воплощенного познания», на которую также повлияла концепция Ф. Варела. Сенсомоторный энактивизм как часть телесно-воплощенного подхода в настоящей работе был представлен именем А. Ноэ, который, на примере решения вопроса о мире как великой иллюзии, показал, что переживание среды во всех подробностях возможно благодаря непосредственному доступу к этим подробностям, а доступ в свою очередь есть у нас благодаря владению практическим знанием о взаимозависимости между действиями, которые мы осуществляем, и сенсорной стимуляций. Видимый мир не является большой иллюзией, как считали представители т.н. нового скептицизма.
Несомненно, в этих подходах есть и слабые места. На некую ограниченность установки Гибсона в понимании восприятия и познания указал американский психолог У. Найссер. Вместе с тем Найссер дополнил «экологическую теорию» собственными важными поправками, благодаря которым снимаются многие проблемы, возникшие в концепции Гибсона, в том числе и проблема иллюзии и реальности.
Найссер предпринял попытку примирить теорию Гибсона с идеями современных когнитивных психологов, показав, что основу восприятия составляет непрерывный перцептивный цикл. Центральным понятием для данной теории выступает понятие когнитивной схемы, с помощью которых мы извлекаем информацию из окружающего мира. Некоторые из этих схем врожденны, но большинство из них мы приобретаем в опыте. Подобно информации о самом себе, информация об окружающем мире может быть собрана посредством настроенной соответствующим образом схемы. Результатом данного обследования служит выделенная информация, которая способна модифицировать исходную схему. Это и есть непрерывный перцептивный цикл восприятия. Важно то, что восприятие направляется предвосхищающими когнитивными схемами, но не управляется ими. Схемы определяют выбор информации, а не создают ложные перцепты или иллюзии.
Телесно-воплощенный подход в большинстве случаев критикуется за основной тезис своей теории - познание как воплощенное действие, которое разворачивается в процессе активного взаимодействия субъекта со средой. Ведь человеческое познание в значительной степени может быть и не «ситуативным». К автономным процессам обычно относят некоторые виды мышления, планирования, памяти, язык и речь. Если бы человеческий когнитивный аппарат был бы связан только с текущими ситуациями, то ни о каком создании искусства, математики и логики не могла бы идти речь. Таким образом, познание не может быть сведено исключительно к телесности, взаимодействию с текущей окружающей средой.
Однако, несмотря на слабые места рассмотренных теорий, исследования в области когнитивных наук развиваются столь быстрыми темпами, что сделать предположение о том, что будет известно и открыто через 10-15 лет, проблематично. На данный момент ясно одно: телесно-воплощенный подход внес значительный вклад в преодоление односторонних представлений о разуме и познании, которых придерживались сторонники вычислительного подхода. Энактивизм, как одно из основных направлений в исследовании воплощенного познания обогащает когнитивную науку не столько за счет новых объяснительных моделей, сколько за счет существенного пересмотра самого предмета изучения. Изучение феноменального опыта в качестве того, что стоит объяснять и описывать - важный шаг в сторону дальнейшего развития в данной области научного исследования. Многие исследователи связывают с энактивизмом главную перспективу развития в области искусственного интеллекта и когнитивной науки в целом.
1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. - Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия»,2006.
2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
3. Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия / Под ред. В. Ф. Спиридонова и М. В. Фаликман. - М.: Языки славянских культур; М.: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 2012.
4. Грегори Р.Л. Разумный глаз. - М.: УРСС, 2003.
5. Иванов Д.В. Радикальный энактивизм и проблема субъективности // Вопросы философии. 2016. №11.
6. Князева Е.Н. Телесное и энактивное познание: новая
исследовательская программа в эпистемологии // Эпистемология: перспективы развития. М.: Канон. - 2012.
7. Лекторский В.А. Субъект, действие, реальность. // Вопросы философии. 2017. №9.
8. Лекторский В.А. Философия, познание, культура. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.
9. Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф. Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 7. - №1.
10. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания // М.: Прогресс-традиция. - 2001.
11. Меньшикова Г.Я. Зрительные иллюзии: психологические механизмы и модели // Дис. на соиск. уч. степени доктора психол. наук. - 2013.
12. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
13. Ноэ А. Является ли видимый мир великой иллюзией? // Философско-литературный журнал «Логос». - 2014. - №1.
14. Психология ощущений и восприятия // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - изд. 2-е, исправленное и дополенное. - М.: «ЧеРо», 2002.
15. Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук / Общ. ред. и сот. В.А. Лекторского (Отв. редактор), Е.О. Труфановой, А.Ф. Яковлевой. - М.: Аквилон, 2017.
16. Сущин М.А. В защиту гипотезы внутренних репрезентаций в современных исследованиях восприятия и познания // Вопросы философии. 2018. №4.
17. Сущин М.А. Зрительное сознание, репрезентации и действия // Философия науки и техники. - 2019. - Т. 24. - №1.
18. Сущин М.А. Концепция ситуативного познания в когнитивной науке: критический анализ: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 2014.
19. Фаликман М.В. Когнитивная наука: основоположения и перспективы // Философско-литературный журнал «Логос». -
2014. - №1 (97).
20. Фаликман М.В. Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход // М.: МГУ. - 2015.
21. Фаликман М., Спиридонов В. Когнитивная психология: история и современность // М.: Ломоносовъ. - 2011.
22. Философский энциклопедический словарь // гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. - М., 1983.
23. Шабри К., Саймонс Д. Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция. М.: Карьера-пресс, 2011.
24. Clark A. Being there. - Cambridge, MA: MIT Press, 1997.
25. Chemero A. Toward a situated, embodied realism. Center for the Ecological Study of Perception and Action. PP. 177-204. 2007.
26. DennettD.C. Consciousness Explained. Boston: Little Brown, 1991.
27. Gibson J.J. New reasons for realism // Synthese. - 1967. - T. 17. №1.
28. Noe A. Action in Perception. - MIT press, 2004.
29. Noe A. Out of our heads: Why you are not your brain, and other lessons from the biology of consciousness. - Macmillian, 2009.
30. O’Regan J.K., Noe A. A sensorimotor account of vision and visual consciousness // Behavioral and Brain Sciences. 2001. Vol. 24. No. 5.
31. Palmer S. Vision Science: Photons to Phenomenology. Cambridge, MA. A Bradford Book // MIT Press, 1999.
32. Varela F., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1991.
33. http://illusionoftheyear.com. (дата обращения 03.04.2020)