Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №68102

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
503
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности формирования пространственных представлений у детей
дошкольного возраста 7
1.2. Реализация принципа интеграции различных видов деятельности детей
дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 13
1.3. Педагогические условия формирования пространственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции различных видов деятельности 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностика уровня сформированности пространственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Методические рекомендации педагогам по формированию
пространственных представлений у старших дошкольников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одним из важнейших показателей целостного гармоничного развития ребенка является уровень овладения пространственными представлениями, умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий. Сформированные пространственные
представления необходимы в различных видах деятельности и формах активности детей, таких как двигательная деятельность, игра, счет, письмо, рисование, конструирование, чтение и другие.
В философских, психолого-педагогических исследованиях отмечается исключительное значение сформированности пространственных представлений для построения целостной картины мира, осознания своего места в нём. Ориентировка в пространстве охватывает все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, таким образом оказывая влияние на развитие самосознания, что, как известно, является неотъемлемой частью социализации личности.
Важность сформированности пространственных представлений у детей была обозначена многими авторами: А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, А.В. Семенович, М.М. Семаго, К.С. Лебединская, М.В. Вовчик-Блакитная, О.С. Никольская, Т.А. Мусейибова, Н.Я. Семаго и др.
На уровне дошкольного образования пространственные представления развиваются в различных видах деятельности: в процессе образовательной деятельности по формированию математических представлений, изобразительной деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях, в процессе индивидуальной работы с детьми. Также идет активное формирование пространственных представлений в ходе режимных моментов: прием, утренняя гимнастика, умывание, прием пищи; в дидактических и подвижных играх.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного учреждения. Одним из них выступает принцип интеграции различных видов деятельности. Целью интеграции является обеспечение у детей целостного восприятия окружающего мира.
Исследования отечественных психологов показали, что развитие детей происходит в присущих им видах деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин): сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка, моделирование, конструирование, аппликация и др.). Особенностью всех выше перечисленных видов деятельности является то, что в процессе их реализации также формируются пространственные представления. В соответствии с ФГОС ДО более эффективно развитие пространственных представлений будет осуществляться при соблюдении принципа интеграции различных видов деятельности. Так, например, Т.А. Мусейибовой обозначены этапы работы по формированию пространственных представлений, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений. О.В. Бурачевская рассматривает формирование пространствен¬ных представлений у детей посредством конструирования, П.В. Дьяконова — посредством сказок. Однако, в настоящий момент не достаточно рассмотрены возможности интеграции различных видов деятельности в процессе формирования пространственных представлений. В связи с этим мы выбрали следующую тему исследования «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции различных видов деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования пространственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции различных видов деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «пространственные представления» и особенности их формирования в дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть принцип интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
3. Определить и обосновать педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции различных видов деятельности.
4. Выявить уровень сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации педагогам по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: успешному формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции различных видов деятельности будут способствовать следующие педагогические условия:
- обеспечение активной позиции детей в решении задач на ориентировку в пространстве;
- реализация субъектной позиции ребенка в образовательном процессе;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды соответствующими дидактическими средствами (дидактические игры, учебно-методические пособия, планы, схемы, конструкторы и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование
(констатирующий этап);
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 «Центр развития ребёнка «Сказка» г.Белгорода, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение вопроса формирования пространственных представлений в дошкольном возрасте представляется нам актуальным, так как трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где умение ориентироваться в пространстве, основанное на пространственных представлениях, не играло бы существенной роли. Сформированность пространственных представлений является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Пространственные представления — это представления о пространственных свойствах и отношениях: форме, величине, местоположении и перемещении предметов относительно друг друга, собственного тела, окружающих предметов.
Важность сформированности пространственных представлений у детей была обозначена многими авторами: А.Р Лурия, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, А.В. Семенович, М.М. Семаго, К.С. Лебединская, М.В. Вовчик-Блакитная, О.С. Никольская, Т.А. Мусейибова, Н.Я. Семаго и др.
Следование принципу интеграции делает процесс формирования пространственных представлений более естественным и жизненно направленным, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы. Под интеграцией понимается форма взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса, прежде всего содержания разных образовательных областей, отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимосвязях и взаимозависимостях и направленная на развитие и воспитание личности. Работа по формированию пространственных представлений может интегрироваться со всеми видами деятельности детей дошкольного возраста, обозначенными в ФГОС ДО: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятием художественной литературы, конструированием, трудовой, музыкальной и двигательной видами деятельности, а также с содержанием различных образовательных областей.
Таким образом, на основании изученной научной литературы, мы предположили, что успешным формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции различных видов деятельности будет при соблюдении следующих условий:
- обеспечение активной позиции детей в решении задач на ориентировку в пространстве;
- реализация субъектной позиции ребенка в образовательном процессе;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды соответствующими дидактическими средствами (дидактические игры, учебно-методические пособия, планы, схемы, конструкторы и др.).
При исследовании уровня сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста выяснилось, что 6 испытуемых детей (41%) имеют высокий уровень развития пространственных представлений, 7 детей (47%) имеют средний уровень, а 2 ребенка (12%) - низкий уровень. Также мы выяснили, что большие затруднения у детей вызывали задания, где было необходимо определить расположение предмета по отношению к другому человеку.
На основании полученных результатов, мы выяснили, что среди исследуемой группы детей преобладает средний уровень развития пространственных представлений. Поэтому мы подошли к осознанию необходимости написания методических рекомендаций для педагогов для более успешного формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста:
1. Систематически включать в образовательную деятельность и совместную деятельность педагога с детьми дидактические и подвижные игры, направленные на формирование пространственных представлений.
2. Применять в образовательном процессе пространственное моделирование (планы, схемы, модели и др.).
3. Активно и правильно использовать в речи понятия, связанные с пространственной ориентировкой.
4. Регулярно включать в образовательный процесс и в режимные моменты решение детьми проблемных ситуаций, связанных с ориентировкой в пространстве.
5. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду дидактическими средствами (дидактические игры, учебно-методические пособия, планы, схемы, конструкторы и др.), направленными на формирование пространственных представлений.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М. : Наука, 1977. - 379 с.
2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М. : Просвещение, 1964. - 304 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: уч. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
4. Белошистая А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников: способы определения понятий // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С.49-53.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
6. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М., 2003. - 256 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
8. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
9. Бурачевская О.В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015. - С. 139-142.
10. Бурачевская О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С. 55-57.
11. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте: проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. - М. : Просвещение, 1961. - 200 с.
12. Гасанова УС. Использование дидактических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы всерос. научно-практ. конф. преподавателей и студентов / Отв. ред. В. П. Анисимов. - 2013. - С. 28-30.
13. Градова Г.Н. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Сб. материалов всерос. конф. с международ. участ. и всерос. научно-практич. семинара. - СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2012. - С. 104-109.
14. Гребенюк О.С. Общая педагогика: курс лекций / Калининград: Калинингр. ун-т., 1996. - 107 с.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 528 с.
16. Дьяконова П.В. Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственной ориентации посредством якутских сказок // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. - М. : Буки-Веди, 2012. - С. 73-82.
17. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие
дошкольников. - М., 1984. - 128 с.
18. Дыбина О.В., Пенькова Л.А. Моделирование развивающей предметно¬пространственной среды в детском саду. ФГОС / Под ред. О.В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
19. Еливанова М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения. - СПб. : Златоуст, 2006. - 94 с.
20. Емельянова И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор художественно творческого развития ребёнка / И.
Е. Емельянова // Начальная школа Плюс До и После. - 2011. - № 10. - С. 1-7.
21. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М. : Владос, 2003 - 32 с.
22. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
23. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста: метод. пособие - М. : «Айрис-пресс», 2005. - 218 с.
24. Кириенко С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ // Начальная школа Плюс До и После. - 2011. - №10. - С. 1-5.
25. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно - образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-синтез, 2014. - 160 с.
26. Кочурова Е.Э. Как помочь детям пяти-шести лет освоить пространственные представления / Е.Э.Кочурова // Начальное образование. - 2014. - № 5. - С. 30-33.
27. Крулехт М.В. Педагогическая диагностика в образовательном процессе. // Сб. Готовимся к аттестации: метод. пособие для педагогов ДОУ - СПб, 1999, - С. 51-70.
28. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо - влево, вверх - вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
- 80 с.
29. Кулеш УВ. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста на основе геометрического материала // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы всерос. научно-практ. конф. преподавателей и студентов / Отв. ред. В. П. Анисимов. - 2013. - С. 25-27.
30. Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях : автореф. дис. ... док. пед. наук / М. В. Лазарева.
- М., 2010. - 24 с.
31. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М. : Изд-во МГУ, 1969. - 431 с.
32. Малиованова Е.Л. Развитие пространственных представлений как профилактика неуспеваемости // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - С. 67-74.
33. Маневцова Л.М. Интеграция педагогического процесса как фактор целостного развития личности ребенка-дошкольника / Система дошкольного и начального образования: пути развития. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - С. 10-15.
34. Матюшкин М.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 208 с.
35. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984. - 255 с.
36. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с.
37. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и
пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников : Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 1994. - 235 с.
38. Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. IV¬
VI. - СПб., 1994. - 235 с.
39. Мусейбова Т.А. Формирование некоторых пространственных
ориентаций // Дошкольное воспитание. - 1987. - №4. - С. 25-29.
40. Набродова Л.С. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной игры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №7. -
С. 149-151.
41. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
42. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
43. Предметно-развивающая среда: методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л.А. Пасекова. - Спб. : Астерион, 2012. - 24 с.
44. Психология развития: Энциклопедический словарь / сост. Л.А. Карпенко. - М. : ПЕР СЭ, 2007. - 176 с.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. - СПб. : Издательство "Питер", 2000, - 720 с.
46. Сацукевич И.В. Идеи формирования субъектной позиции ребенка в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева // Ярославский педагогический вестник. - № 2. - 2009. - С. 124-127.
47. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов: Диагностический Комплект. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 46 с.
48. Семаго М.М, Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М., 2005 - 335 с.
49. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы
диагностической и коррекционной работы психолога. - М. : АРКТИ, 2000 - 207 с.
50. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 112 с.
51. Сергиенко Е.А. Когнитивная природа речевого «взрыва» // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. - №1. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/3/83.html.
52. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
53. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Методы развития пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №2. - С. 34-43.
54. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса / Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. - 2011. - № 10. - С. 1-7.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. - Введ. 2014-06-13. - 34 с. - Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14- %D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf
56. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губского и др. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 574 с.
57. Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1987. - 447 с.
58. Чен Н.В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии / Н. В. Чен // Методическая копилка - 2011. - с. 6-10.
59. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. - Спб. : Издание книгопродавца В.И. Губинского, 1894. - 1004 с.
60. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М. : Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
61. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и
представление результатов. - Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ