Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты продвижения новых видов услуг 6
1.1 Сущность и роль стратегий продвижения 6
1.2 Современные подходы к продвижению услуг предприятия 13
Глава 2 Анализ конкурентоспособности ООО «Вектор
Пласт» 37
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 37
2.2 Программа повышения конкурентоспособности предприятия 61
2.3 Оценка экономической эффективности разработанной программы 65
Заключение 71
Список литературы 74
Актуальность темы исследования. В жестких условиях конкуренции, с большими барьерами при входе на рынок обретает важность правильное позиционирование компании, выбор целевой аудитории, анализ перспектив и тенденций рынка. Но не менее важное место занимает PR-деятельность компании, которая влияет как на внешнее окружение, так и на внутреннюю среду организации.
Важно отметить, что рынок оптово-розничной торговли очень динамичен, участникам важно вовремя увидеть новые технологии, позволяющие получить им конкурентное преимущество. В настоящий момент нет компании, доминирующей на рынке, у каждой из них есть свои сильные и слабые стороны. Для продвижения услуг на рынок применяются различные методы, направленные на выявление оптимальных средств воздействия производителя на потребителя. Эффективность метода заключается в анализе и оценке способов сбыта и распределения товаров и услуг, при этом не исключая использование методов конкурентов.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современный рынок характеризуется нарастающей силой конкурентной борьбы и ускорением темпов изменения основных макро- и микроэкономических факторов, от которых напрямую зависит ситуация на рынке для большинства услуг. Вместе с этим происходит постепенное насыщение рынков, увеличивается количество выводимых на рынок новых услуг. Данная ситуация требует профессионального подхода к оказанию услуг по разработке комплексной программы вывода новой услуги.
При разработке новой услуги важнейшим конкурентным преимуществом становится процесс комплексного планирования программы вывода, позволяющий предприятию рационально распределить имеющиеся ресурсы, заранее подготовиться к возможным сложностям и изменениям на рынке, принять верные управленческие решения. Разработанная комплексная программа вывода новой услуги на рынок должна способствовать реализации главной цели - своевременному достижению плановых показателей (по обороту, прибыли, временным ограничениям и др.) по итогам предпринимательской деятельности.
Объект исследования - организационно-экономическая деятельность предприятия оптово-розничной торговли.
Предмет исследования - критерии оценки конкурентоспособности ООО «Вектор Пласт».
Цель - разработка программы повышения конкурентоспособности фирмы на примере ООО «Вектор Пласт».
Для реализации данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты продвижения новых видов услуг;
2. Провести анализ основных технико-экономических показателей фирмы;
3. Разработать программу повышения конкурентоспособности фирмы;
4. Оценить экономическую эффективность разработанной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения теории конкуренции, современного стратегического и кадрового менеджмента, предпринимательских структур, теории управления знаниями, изложенные в работах ведущих отечественных и зарубежных специалистов, а также результаты научных исследований по рассматриваемой проблеме. В научных публикациях последних лет рассматриваются различные аспекты влияния разработки и вывода новой услуги на развитие предприятий. Разработка теории и методологии управления инновационной деятельностью на предприятиях отражены в трудах таких российских и зарубежных ученых, как Балабанов И.Т., Виленский П.Л., Гурков И.Б., Друкер П., Идрисов А.Б., Кавасаки Г., Кристенсен К., Ламбен Ж-Ж., Липсиц И.В., Чесбро Г. и многих других.
Вопросы по изучению экономических аспектов деятельности отдельных отраслей сферы услуг в России рассмотрены в работах Алексеева А.А., Бугакова Е.П., Деевой Е.М., Жильцова E.H., Лавлока К., Песоцкой Е.В., Просветова Г.И. и других.
Однако изучение литературных источников показало, что задача совершенствования процесса вывода на рынок новой услуги продолжает оставаться недостаточно изученной, что в свою очередь является актуальной научной и прикладной проблемой.
Эмпирической базой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы монографических исследований, научные публикации отечественных и зарубежных ученых, информационные сообщения российских агентств, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также Интернет-ресурсов.
Методы исследования: сравнительный, системный, ситуационный, а также статистический анализ и анализ нормативно-правовых актов. Для решения поставленных задач применялись диалектический и аналитический методы, а также комплексный и стратегический подходы к изучаемым процессам и явлениям.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенной программы выведения на рынок новой услуги в реальной деятельности компаний. Исходя из этого, положения и результаты исследования могут быть использованы в практике работы российских предприятий при формировании маркетинговой стратегии.
Структура выпускной квалифицированной работы. Работа
включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Проведенное исследование продвижения на рынок нового вида услуги позволяет сделать следующие выводы.
Продвижение продукта - это совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения желания его приобрести. Роль продвижения заключается в налаживании коммуникаций с отдельными личностями, группами людей и организациями с помощью прямых и косвенных средств с целью обеспечения продаж продуктов организации. Существуют две основных стратегии продвижения товара на рынок: стратегия «толкай» и стратегия «тяни». Метод «толкай» предполагает «силовые» способы торговли, навязывание потребителю продукции за счет целенаправленного рекламного воздействия и мероприятий по стимулированию сбыта на посреднические звенья. Стратегия «тяни» означает активную рекламную и промо-кампанию, направленную через средства массовой информации на конечного потребителя.
Под системой продвижения услуг традиционно понимают совокупность деятельность по распределению услуг и их рекламе. Практикующие организации максимизируют «сферу охвата» потенциальных потребителей, задействуют множество каналов распределения, широко используют современные информационные сети и инфокоммуникационные технологии, являющиеся основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом. На сегодняшний день выделяют следующие методы продвижения и развития сферы услуг: персональные продажи, телемаркетинг, директмейл, стимулирование спроса, кластеры, по инновационным и бюджетным каналам (с помощью мобильных телефонов и интернета), совместное продвижение.
Основной деятельностью ООО «Вектор Пласт» является продажа пластиковых окон собственного производства. При этом компания всегда стремилась удовлетворить потребности клиентов. Для достижения соответствия высокого качества продукции, ООО «Вектор-Пласт» использует новые технологии в производстве окон. Пластиковые окна представляют собой систему с высокими тепло- и звукоизоляционными свойствами, состоящую их стеклопакета, оконного блока, фурнитуры, уплотнительных профилей, сливов и вентиляционной системы.
Анализ финансовой деятельности и кадрового состава предприятия показал, что наблюдается улучшение основных показателей деятельности предприятия в динамики с 2015 по период 2017 г. Данная тенденция сохраняется и в текущий момент.
В целом структура баланса ООО «Вектор Пласт» может быть признана удовлетворительной, а вероятность утраты платежеспособности в ближайшем время у предприятия отсутствует, что свидетельствует об устойчивом финансовом положении предприятия и низкой вероятности банкротства.
Финансовое состояние ООО «Вектор Пласт» является устойчивым, однако обращает на себя внимание низкий уровень абсолютной ликвидности, снижение показателей рентабельности.
А если продукция приносит фирме стабильную прибыль, то ее можно считать конкурентоспособной. Так как основным признаком качественности и конкурентоспособности продукции является рост объема продаж.
По данным проведенного анализа были выявлены основные конкуренты и слабые стороны в деятельности ООО «Вектор Пласт». С целью повышения конкурентоспособности руководству фирмы в рамках данного проекта была предложена программа повышения конкурентоспособности фирмы:
1. повышение имиджа фирмы:
- имидж-ролик на ТВ;
- вывеска на металло-каркасе.
2. совершенствование системы сбыта:
- обучение сотрудников.
З.повышение качества системы продаж, работа с покупателями:
- создание флаеров о фирме;
- поддержание работы сайта фирмы.
Внедрение данных мероприятий решит поставленные задачи:
• создаст благоприятные условия для продвижения и сбыта товаров и услуг ООО «Вектор Пласт»;
• формирование у потребителя определённого уровня знаний о продукции данной фирмы;
• побуждение потребителя обратиться к предприятию «Вектор Пласт»;
• побуждение к приобретению металлопластиковых изделий именно у предприятия «Вектор Пласт»;
• стимулирование сбыта продукции, ускорение товарооборота;
• повысить имидж и известность предприятия;
• увеличить уровень продаж;
• увеличит прибыль.
Были рассчитаны затраты, связанные с подготовкой и внедрением программы повышения конкурентоспособности ООО «Вектор Пласт», и экономический эффект от предложенных мероприятий.
Затраты на осуществление программы быстро окупятся, и ожидаемый эффект от предложенных мероприятий не заставит себя долго ждать.
Эффективность, ожидаемая после реализации программы и предложенных мероприятий составит 2,54.
Осуществляемые затраты окупятся и принесут доход с каждого вложенного рубля 2,5 руб., затраты окупятся за четыре месяца.
Реализация данной программы дает ряд преимуществ фирме в
конкурентной борьбе и способствует дальнейшему развитию и расширению сфер деятельности на рынке металлопластиковых конструкций Белгородской области.
1. Аги, У. Самое главное в PR [Текст] /У. Аги. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 560 с.
2. Анфимова, Е.С. Теоретические основы системы формирования стратегии продвижения нового товара (услуги) на рынок [Текст] / Е.С. Анфимова // Школа университетской науки: парадигмы развития. - 2016. - Т.11, №6. - С. 60-62.
3. Беляев, В.И. Маркетинг. Основы теории и практики [Текст] /
В.И. Беляев. - Санкт-Петербург: КноРус, 2015. - 680 с.
4. Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход [Текст] / Дж. Бернет, С. Мориарти. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 864 с.
5. Бетс, Г. Бизнес [Текст] : толковый словарь / Г. Бетс, И.М. Осадчей. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 195 с.
6. Бронникова, Т.С. Маркетинг. Теория, методика, практика [Текст] / Т.С. Бронникова. - Москва: КноРус, 2015. - 208 с.
7. Вертайм, К. Цифровой маркетинг. Как увеличить продажи с помощью социальных сетей, блогов, вики-ресурсов, мобильных технологий и других современных технологий [Текст] / К. Вертайм, Я. Фенвик. - Санкт- Петербург: Юрайт, 2014. - 384 с.
8. Витерс, Дж. Как продать свои услуги. Руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий [Текст] /Дж. Витерс, К. Випперман. - Москва: Московский Бизнес-Центр, 2015. - 237 с.
9. Гастингс, Х. Практические пути улучшения маркетинга для роста вашего бизнеса [Текст] / Х. Гастингс, Д. Саперштайн. - Москва: Баланс Бизнес Букс, 2016. - 272 с.
10. Гренроос, К. Связь логики оказания услуг и теории маркетинга [Текст] / К. Гренроос // Маркетинг услуг. - 2014. - № 1. - С. 52-57.
11. Гумба, К.В. Социальная реклама в информационно-коммуникативном пространстве рынка с позиции социально этичного маркетинга [Текст] / К.В. Гумба // Экономическое возрождение России. - 2014. - №4 (30). - С. 185-192.
12. Данченок, Л. Маркетинг в социальных медиа. Интернет- маркетинговые коммуникации [Текст] / Л. Данченок. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 288 с.
13. Денисон, Д. Словарь по рекламе: как стать известным, не тратя денег на рекламу [Текст] / под ред. Н. В. Бабиной. - Минск: Современное слово, 2014. - 349 с.
14. Ежов, А.М. SMS как способ эффективной маркетинговой
коммуникации [Текст] / А.М. Ежов // Маркетинг услуг. - 2013. - № 3. - С.
32-40.
15. Задорожная, Л.И. Анализ сферы продаж электронной коммерции
[Текст] / Л.И. Задорожная, С.Ю. Каприлянц // Новые технологии. - 2015. -
№2. - С. 147-150.
16. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства [Текст] / А.Н. Асаул, Е.А. Владимирский, Д.А. Гордеев и др., под общ.ред. Р. А. Фалтинский. - Санкт-Петербург: АНО «ИПЭВ»,
2013. - 280 с.
17. Захарова, Ю.А. Методы стимулирования сбыта [Текст] /
Ю.А. Захарова. - Москва: Дашков и Ко, 2015. - 120 с.
18. Ивашкова, Н.И. Управление маркетингом [Текст] /
Н.И. Ивашкова. - Москва: Форум, Инфра-М, 2014. - 176 с.
19. Кабанов, В.Ф. Интернет-торговля в период экономического
кризиса [Текст] / В.Ф. Кабанов // Поволжский торгово-экономический
журнал. - 2014. - №1. - С. 6-13.
20. Катернюк, А.В. 3Э-менеджмент. Управление персоналом, маркетингом и продажами [Текст] / А.В. Катернюк, М.С. Терских, А.Н. Салов. - Москва: Феникс, 2014. - 384 с.
21. Кейплз, Д. Проверенные методы рекламы [Текст] / Д. Кейплз. - Москва: Карьера Пресс, 2013. - 376 с.
22. Коротков, А. Управление маркетингом [Текст] / А. Коротков, И. Синяева. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 464 с.
23. Кочеткова, А.В. Теория и практика связей с общественностью [Текст] / А.В. Кочетков, В.Н. Филипов. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 240 с.
24. Кунявский, М.Е. Маркетинг на рынке услуг сотовой связи [Текст] / М.Е. Кунявский, И.М. Кублин // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - Т.5. - №9. - С. 55-62.
25. Ланкин, В.Е. Маркетинг / В.Е. Ланкин, Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. - 241 с.
26. Лукина, А.В. Маркетинг товаров и услуг [Текст] / А.В. Лукина. - Москва: Форум, 2014. - 240 с.
27. Макаров, В.В. Инновационное развитие инфокоммуникационной
компании [Текст] / В. В. Макаров, П. Л. Туфрин // Экономическое
возрождение России. - 2013. - №3 (29). - С. 83-91.
28. Маркасов, С.В. Инфокоммуникации и эффективность их использования [Текст] / С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2013. - №2 (24). - С. 33-38.
29. Маслов, В.Ю. Нестандартные методы продвижения услуг [Текст] / В.Ю. Маслов // Маркетинг услуг. - 2015. - №1. - С. 26-31.
30. Матвеев, А.А. Маркетинговая дифференциация как инструмент управления продажами [Текст] / А.А. Матвеев // Управление продажами. -
2014. - №6. - С. 364-370.
31. Николаева, Д.М. Особенности маркетинга в сфере услуг [Текст] / Д.М. Николаева // Маркетинговые коммуникации. - 2013. - №4. - С. 224-235.
32. Николайчук, В.Е. Маркетинг и менеджмент услуг Деловой сервис [Текст] /В.Е. Николайчук. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 510 с.
33. Оганнисян, Н.А. Новые методы продвижения деловых услуг в России [Текст] / Н.А. Оганнисян // Вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2013. - №2. - С. 42-47.
34. Ойнер, О.К. Управление результативностью маркетинга / О.К. Ойнер. - Москва: Юрайт, 2014. - 352 с.
35. Пилюченко, К. Как провести совместную рекламную кампанию и потратить в два раза меньше обычного [Текст] / К. Пилюченко // Продвижение Продовольствия. Prod&Prod. - 2014. - № 10-11. - С. 12-13.
36. Подлипаев, Л.Д. Маркетинг внедрения и менеджмент качества торгового предприятия [Текст] / Л.Д. Подлипаев. - Москва: Гелиос АРВ, 2014. - 264 с.
37. Румянцева, Ю.С. Обзор рынка ритейла в 2016 году и перспективы развития интернет-ритейла [Текст] / Ю.С. Румянцева // IDO Science. - 2017. - № 1. - С. 62-64.
38. Сак, А.В. Оптимизация маркетинговых решений [Текст] / А.В. Сак, В.А. Журавлев. - Москва: Изд-во Гревцова, 2013. - 302 с.
39. Серновиц, Э. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить [Текст] / Э. Серновиц. - Москва: МИФ, 2014. - 317 с.
40. Синяева, И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности
[Текст] / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. - Москва: Дашков и Ко,
2013. - 268 с.
41. Сливотски, А. Управление спросом. Как создавать продукты - блокбастеры [Текст] / А. Сливотски, К. Вебер. - Санкт-Петербург: МИФ, 2013. - 254 с.
42. Смирнов, К.А. Маркетинг на финансовом рынке [Текст] /
К.А. Смирнов, Т.Е. Никитина. - Москва: Инфра-М, 2013. - 208 с.
43. Успенский, И.В. Интернет-маркетинг [Текст] / И.В. Успенский. - Санкт-Петербург: СПГУЭиФ, 2013. - 197 с.
44. Христофоров, А.В. Продвижение услуг в социальных сетях [Текст] / А.В. Христофоров // Сервис Plus. - 2013. - №2. - С. 48-51.
45. Чиркова, А.Н. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий [Текст] / А. Н. Чиркова // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 260-263.
46. Шишмарев, Е.М. Прогнозирование прибыли [Текст] / E. М.
Шишмарев // Экономический анализ. - 2013. - №4. - С. 34-37.
47. Шарков, Ф.И. Разработка и технологии производства рекламного продукта [Текст] / Ф.И. Шарков. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 340.
48. Щепетова, Д.Е. Внутренний аудит и конкурентоспособность предприятия [Текст] / Д.Е. Щепетова // Аудиторские ведомости. - 2013. - № 7. - С. 20 - 27.
49. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг [Текст] / Р.А.Фатхутдинов. - Москва: Питер, 2014. - 368 с.
50. Фролова, Н.В. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности промышленной организации на основе многофакторной модели [Текст] / Н.В. Фролова // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 20. - С. 4-9