Введение 3
Вступление 5
Раздел 1. Симпатическая интуиция, к длительности: беседы с Бергсоном. 9
Фрагмент 1. «Опыт о непосредственных данных сознания» 12
Фрагмент 2. «Материя и Память» 16
ИНТЕРЛЮДИЯ: Габриэль Марсель слушает музыку 21
Фрагмент 3. «Творческая Эволюция» 24
Фрагмент 4. Длительность и одновременность 29
Раздел 2. Услышать Орфея 32
Отдел 1. Искусство музыки 32
Отдел 2. Звучащее 34
Отдел 3. Пение 39
Примечание. Речь 42
Раздел 3. Настроенность 45
A. Темп 47
B. Повторение 49
Заключение 51
Список использованной литературы
Актуальность данной работы состоит в попытке применения концепта «длительности», разработанного Анри Бергсоном к анализу феномена музыки. Во многих из работ Анри Бергсон описывает «длительность» через опыт слушания мелодии или звука. Отсюда перед некоторыми читателями Бергсона и задается вопрос: есть ли та «длительность» - само музыкальное явления, можно ли его применять при разработке философии музыки. Или звучание, музыка - «метафора» длительности. Например, Габриэль Марсель считал, что «длительность» не постигаема через слушание музыки, музыка - указания к опыту как таковому.
Целью работы «Длительность и время в музыке» является прояснение оснований музыки на основе экспликации феномена времени как длительности. «Объектом» исследования является опыт музыкального восприятия, «предметом» исследования - темпоральный аспект опыта восприятия.
Задачами работы являются следующие: рассмотрение понятия длительность в философии Анри Бергсона, определение через рассмотренную длительность музыки как феномена времени, попытка прояснения данности и ситуативности музыкального опыта.
Работа «Длительность и время в музыке» состоит из трех разделов. Первый раздел работы: «Симпатическая интуиция, к длительности: беседы с Бергсоном» необходим для объяснения и прояснения понятия длительности, разработанного французским философом Анри Бергсоном. Раздел делится на 4 фрагмента, каждый из которых - рассмотрение проблемы на основе отдельной книги «Опыт о непосредственных данных сознания», «Материя и Память», «Творческая Эволюция», «Длительность и одновременность». В середине раздела помещена интерлюдия, ее задача, опять же, в прояснении понятии длительности, но через критическую статью Габриэля Марселя, в которой рассмотрена связь длительности и музыки.
Второй раздел работы, начинающийся после прояснения понятия длительности: «Услышать Орфея» необходим для понимания феномена музыки на основе длительности. Он состоит из 3 отделов и одного примечания. В первом отделе понимание музыки строится через попытку определения феномена музыки, во втором, центральном отделе работы, через понимание феномена звука и времени в музыке, в третьем - через роль музыкального пения. Примечание к третьему отделу разбирает речь как метафору музыки. Во втором разделе работы привлекаются И. Кант, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер и М. Бланшо.
В третьем разделе работы, «настроенность», осуществляется попытка экспликации времени слушателя музыки. Он состоит из двух под-частей: темп и повторение. Первая - ставит задачу объяснение взаимосвязи у слушателя длительности, времени и темпа и вводит концепт «настроенность», вторая - объяснение феномена настроенности как повторения.
Цель работы «длительность и время в музыке», прояснение оснований музыки через экспликацию феномена времени как длительности, была выполнена. Этими основаниями являются настроенность, непрерывность, темп - «мера» импульсов, и «мера» темпа - время. В работе дается объяснение музыки как искусства непрерывного темпорального пребывания в звучащей тьме.
В первой части работы успешно рассмотрен концепт «длительности» в нескольких трудах Анри Бергсона, проведено различие между изложением этого концепта в каждой из работ, так, в «опытах о непосредственных данных сознания» длительность есть форма времени, форма состояний сознаний, в «материи и памяти» появляется тело, как то, что граничит и удерживают эту форму, в «творческой эволюции» длительность - это темпоритм интуиции человека, выходящий к творению и абсолютному времени жизни, в «длительности и одновременности» - универсальное человеческое время.
Во втором разделе работы успешно определен феномен музыки, а так же осуществлена проработка того, что есть пение для музыки и временной структуры музыки.
Третий раздел работы через концепт «настроенность» объяснил возможность музыкального опыта как отдачи, удержания в непрерывности опыта и выдерживания его границ: импульсов, неизвестных начал, и открытости, экстазировании у будущего, а также выявил возможность повторения, того что есть опыт длительности, что и есть настроенность.
Дальнейшая проработка этой темы, соответственно, не может не охватить: А) размышления о темпоральности Гуссерля и Хайдеггера Б) этическую разработку-взгляд на длительность В) изучение французского и немецкого языка. Поэтому данная работа может считаться успешно свершившейся, но не совершенной (в смысле: идеально точной)
1. А. Бергсон: «Длительность и одновременность» М.: Добросвет, Издательство „КДУ", 2013 г.
2. А. Бергсон: «Избранное: сознание и жизнь»; М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016.г
3. А. Бергсон: «Творческая эволюция. Материя и память»; Мн.: Харвест, 1999г.
4. М. Бланшо: «Пение Сирен»; URL:
http://lib.ru/INPROZ/BLANSHO/sireny.txt(29.04.2016)
5. М. Бланшо: «Пространство литературы»; М.: «Логос», 2002.
6. Х.-Г. Гадамер :«Истина и метод»; М.: Прогресс, 1988 г.
7. Ж. Деррида: «Голос и феномен и другие работы по теории знака»; СПб.: Алетейя, 2014г.
8. В. Йегер: «Пайадея»; М: «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина» 2001г.
9. И. Кант: «Критика способности суждения»; СПб.: Наука, 2006г.
10. С. Кьеркегор: «Понятие Страха»; М.: Академический проект, 2012г
11. С. Кьеркегор: «Или-Или. Фрагмент из жизни»; М.: Академический проект, 2014
12. Г. Марсель: «О смелости в метафизике»; СПб.: Наука, 2013г.
13. Г. Марсель: «Бергсонизм и Музыка»// Логос. 2009. №3 (71)
14. Фердинанд де Соссюр: «Курс общей лингвистики»; М.: Едиториал УРСС, 2004г.
15. У. Фолкнер: «Свет в августе»; М.: АСТ МОСКВА, 2009г
16. М. Хайдеггер: «Бытие и Время»; М.: Академический проект, 2013г
17. Henry Bergson: «Essai sur les donnees immediates de la conscience»; URL: http://classiques.uqac.ca/classiques/bergson henri/essai conscience immediate/essai conscience.pdf(16.04.2016)
18. Henry Bergson: «L’evolution creatrice»; URL:
http://classiques.uqac.ca/classiques/bergson henri/evolution creatrice/evolution creatrice.pdf(23.04.2016)
19. Henri Bergson: «Matiere et memoire. Essai sur la relation du corps a I’esprit»;
URL:
http://classiques.uqac.ca/classiques/bergson henri/matiere et memoire/matiere et memoire.pdf(19.04.2016)
20. Virginia Woolf : «Waves»; London: Hogarth Press, 1931 г