ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Спортивное ориентирование как вид спорта 9
1.2. Выносливость и основные методы её развития 11
1.3. Средства и методы спортивной тренировки 15
1.4. Развитие общей выносливости 19
1.5. Развитие специальной выносливости 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 29
2.3. Организация годичного цикла подготовки квалифицированного
ориентировщика 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.... 41
3.1. Общая характеристика блочной системы подготовки
ориентировщика 41
3.2. Анализ структуры, содержания и контрольных тестирований в
различных блоках тренировки 44
3.3. Анализ тренировочной деятельности во время развития специальной
выносливости ориентировщика 47
3.4. Анализ результатов соревновательной деятельности 50
ВЫВОДЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Спортивное ориентирование как вид спорта 9
1.2. Выносливость и основные методы её развития 11
1.3. Средства и методы спортивной тренировки 15
1.4. Развитие общей выносливости 19
1.5. Развитие специальной выносливости 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 29
2.3. Организация годичного цикла подготовки квалифицированного
ориентировщика 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.... 41
3.1. Общая характеристика блочной системы подготовки
ориентировщика 41
3.2. Анализ структуры, содержания и контрольных тестирований в
различных блоках тренировки 44
3.3. Анализ тренировочной деятельности во время развития специальной
выносливости ориентировщика 47
3.4. Анализ результатов соревновательной деятельности 50
ВЫВОДЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Спортивное ориентирование специалисты рассматривают как сложный, многосторонний тренировочный процесс целостного и целесообразного использования всей совокупности факторов, то есть средств и методов, а также условий, обеспечивающих направленное развитие спортсменов и необходимую степень их готовности к спортивным достижениям. При этом рациональность построения тренировочного процесса во многом определяется направленностью на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, учитывающей индивидуальные особенности занимающихся (Воронов Ю.С., 2003). Для этого необходимы правильные представления о дифференцированных нагрузках, их направлениях, соотношения основных средств подготовки на отдельных этапах и периодах круглогодичного цикла учебно-тренировочного процесса. Эффективность такого подхода во многом связана с необходимостью четкого количественного выражения нагрузок, выполняемых в различных зонах интенсивности.
Тренировка ориентировщика является специализированным педагогическим процессом, который направлен на достижение высоких результатов в этом виде спорта. Он включает физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую подготовку бегуна. Все эти виды подготовки взаимосвязаны и реализуются в ходе круглогодичной многолетней работы на основе дидактических принципов и общих закономерностей спортивной тренировки (Васильева З.В., 2007).
Для многих видов спорта с преимущественным проявлением выносливости достаточно эффективным способом контроля за интенсивностью нагрузки является показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) (Полунин А.И., 2003).
Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции. Для успешного преодоления их наряду с такими физическими качествами, как скорость и сила, необходима выносливость, которая является определяющим фактором физической подготовки спортсменов-ориентировщиков.
Для достижения высокого спортивного результата, высокое значение имеет уровень физической подготовленности спортсмена, развитие основных двигательных качеств в сочетании с особенностями конкретного вида спорта (Алешин В.М., 2004).
Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов, уровню развития отдельных качеств, фундаментальным возможностям. Поэтому имеются определённые различия в содержании, методике и планировании физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста, пола и квалификации.
Спортсмен, перешедший в спорт высших достижений должен обладать высоким уровнем показателей физического развития. Физическая подготовка спортсмена ориентировщика во многом сходна с подготовкой легкоатлетов на средние и длинные дистанции, но имеет свои особенности. Ведущими компонентами физической подготовки являются силовые, скоростно-силовые и скоростные способности.
Актуальность данного исследования заключается в выявлении основных факторов подготовки с учетом их тесной взаимосвязи друг с другом, что позволило бы правильно организовать процесс подготовки спортсменов высокой квалификации в целом.
Объект исследования - тренировочный процесс спортсмена- ориентировщика (автоэксперимент).
Предмет исследования - методика повышения эффективности тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
Целью работы является повышение эффективности тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
Задачи исследования:
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по вопросам организации тренировочного процесса спортсмена ориентировщика.
2. Разработать методику тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
3. Выявить влияние экспериментальной методики на специальную выносливость.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза: предполагалось, что экспериментальная методика тренировки специальной выносливости будет эффективной если:
- в нее включать специальные средства и методы;
- в тренировочном процессе для контроля за интенсивностью нагрузки проводить мониторинг ЧСС с использованием часов и программы Polar ProTrainer.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Анализ дневников тренировок МС России Позднякова Сергея Сергеевича.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математического анализа и статистики.
Научная новизна заключается в разработке испытании новой методики тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
Практическая значимость. Разработанную методику тренировки специальной выносливости можно использовать в ДЮСШ при подготовке квалифицированных ориентировщиков.
Теоретическая значимость заключатся в дополнении теоретических сведений об особенностях подготовки квалифицированных ориентировщиков.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы о системе подготовки спортивного резерва в ориентировании Алешина В.М., Беляков Л.В., Васильевой З.В., Воронова Ю.С., а также работы по подготовке легкоатлетов Дедковского С.М., Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций. Материалы исследования представлены на 58 листах и содержат 9 таблиц, 3 рисунка. Список литературы включает 52 источника.
Апробация работы. По результатам магистерской диссертации опубликована научная статья.
Тренировка ориентировщика является специализированным педагогическим процессом, который направлен на достижение высоких результатов в этом виде спорта. Он включает физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую подготовку бегуна. Все эти виды подготовки взаимосвязаны и реализуются в ходе круглогодичной многолетней работы на основе дидактических принципов и общих закономерностей спортивной тренировки (Васильева З.В., 2007).
Для многих видов спорта с преимущественным проявлением выносливости достаточно эффективным способом контроля за интенсивностью нагрузки является показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) (Полунин А.И., 2003).
Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции. Для успешного преодоления их наряду с такими физическими качествами, как скорость и сила, необходима выносливость, которая является определяющим фактором физической подготовки спортсменов-ориентировщиков.
Для достижения высокого спортивного результата, высокое значение имеет уровень физической подготовленности спортсмена, развитие основных двигательных качеств в сочетании с особенностями конкретного вида спорта (Алешин В.М., 2004).
Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов, уровню развития отдельных качеств, фундаментальным возможностям. Поэтому имеются определённые различия в содержании, методике и планировании физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста, пола и квалификации.
Спортсмен, перешедший в спорт высших достижений должен обладать высоким уровнем показателей физического развития. Физическая подготовка спортсмена ориентировщика во многом сходна с подготовкой легкоатлетов на средние и длинные дистанции, но имеет свои особенности. Ведущими компонентами физической подготовки являются силовые, скоростно-силовые и скоростные способности.
Актуальность данного исследования заключается в выявлении основных факторов подготовки с учетом их тесной взаимосвязи друг с другом, что позволило бы правильно организовать процесс подготовки спортсменов высокой квалификации в целом.
Объект исследования - тренировочный процесс спортсмена- ориентировщика (автоэксперимент).
Предмет исследования - методика повышения эффективности тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
Целью работы является повышение эффективности тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
Задачи исследования:
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по вопросам организации тренировочного процесса спортсмена ориентировщика.
2. Разработать методику тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
3. Выявить влияние экспериментальной методики на специальную выносливость.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза: предполагалось, что экспериментальная методика тренировки специальной выносливости будет эффективной если:
- в нее включать специальные средства и методы;
- в тренировочном процессе для контроля за интенсивностью нагрузки проводить мониторинг ЧСС с использованием часов и программы Polar ProTrainer.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Анализ дневников тренировок МС России Позднякова Сергея Сергеевича.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математического анализа и статистики.
Научная новизна заключается в разработке испытании новой методики тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
Практическая значимость. Разработанную методику тренировки специальной выносливости можно использовать в ДЮСШ при подготовке квалифицированных ориентировщиков.
Теоретическая значимость заключатся в дополнении теоретических сведений об особенностях подготовки квалифицированных ориентировщиков.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы о системе подготовки спортивного резерва в ориентировании Алешина В.М., Беляков Л.В., Васильевой З.В., Воронова Ю.С., а также работы по подготовке легкоатлетов Дедковского С.М., Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций. Материалы исследования представлены на 58 листах и содержат 9 таблиц, 3 рисунка. Список литературы включает 52 источника.
Апробация работы. По результатам магистерской диссертации опубликована научная статья.
1. Анализ данных научно-методической литературы по современным проблемам и особенностям развития специальной выносливости у высококвалифицированных ориентировщиков показал, что задача разработки эффективной программы спортивной подготовки спортсменов остается актуальной.
2. Разработана экспериментальная программа спортивной подготовки квалифицированных ориентировщиков. Данная программа состоит из шести тренировочных занятий, которые включают комплексы специальных упражнений в различных сочетаниях, включенные в разные части тренировочного занятия.
3. Экспериментальная программа спортивной тренировки оказала положительное влияние на развитие специальной выносливости ориентировщика в автоэксперименте: во всех дисциплинах на протяжении годичного цикла подготовки происходит прирост результатов - это свидетельствует об эффективности применяемой блочной системы в процессе подготовки ориентировщика.
• В беге на 400 метров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 3,6%, 2 макроцикл - 7,14%.
• Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 10,74%.
• В беге на 800 метров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 0,3%, 2 макроцикл - 5,65%.
• Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 5,95%.
• В беге на 1500 метров: Прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 0,3%, 2 макроцикл - 5%.
• Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 5,3%.
• В кроссе на 6 километров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 0,2%, 2 макроцикл - 1,1%. Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 1,3%.
• В кроссе на 20 километров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 3,9%, 2 макроцикл - 9%. Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 12,9%.
2. Разработана экспериментальная программа спортивной подготовки квалифицированных ориентировщиков. Данная программа состоит из шести тренировочных занятий, которые включают комплексы специальных упражнений в различных сочетаниях, включенные в разные части тренировочного занятия.
3. Экспериментальная программа спортивной тренировки оказала положительное влияние на развитие специальной выносливости ориентировщика в автоэксперименте: во всех дисциплинах на протяжении годичного цикла подготовки происходит прирост результатов - это свидетельствует об эффективности применяемой блочной системы в процессе подготовки ориентировщика.
• В беге на 400 метров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 3,6%, 2 макроцикл - 7,14%.
• Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 10,74%.
• В беге на 800 метров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 0,3%, 2 макроцикл - 5,65%.
• Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 5,95%.
• В беге на 1500 метров: Прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 0,3%, 2 макроцикл - 5%.
• Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 5,3%.
• В кроссе на 6 километров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 0,2%, 2 макроцикл - 1,1%. Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 1,3%.
• В кроссе на 20 километров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 3,9%, 2 макроцикл - 9%. Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 12,9%.
Подобные работы
- МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИЛОВОЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 16-18 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Комплексный контроль за подготовкой юных ориентировщиков
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ВЛИЯНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ЭКСПРЕСС-СРЕДСТВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЛЫЖНИКОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ- ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 12-13 ЛЕТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование методики спортивной подготовки лыжников-спринтеров в условиях среднегорья
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАССТОЯНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ НА МЕСТНОСТИ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 14 - 16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017



