Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

Работа №68060

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Спортивное ориентирование как вид спорта 9
1.2. Выносливость и основные методы её развития 11
1.3. Средства и методы спортивной тренировки 15
1.4. Развитие общей выносливости 19
1.5. Развитие специальной выносливости 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 29
2.3. Организация годичного цикла подготовки квалифицированного
ориентировщика 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.... 41
3.1. Общая характеристика блочной системы подготовки
ориентировщика 41
3.2. Анализ структуры, содержания и контрольных тестирований в
различных блоках тренировки 44
3.3. Анализ тренировочной деятельности во время развития специальной
выносливости ориентировщика 47
3.4. Анализ результатов соревновательной деятельности 50
ВЫВОДЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования. Спортивное ориентирование специалисты рассматривают как сложный, многосторонний тренировочный процесс целостного и целесообразного использования всей совокупности факторов, то есть средств и методов, а также условий, обеспечивающих направленное развитие спортсменов и необходимую степень их готовности к спортивным достижениям. При этом рациональность построения тренировочного процесса во многом определяется направленностью на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, учитывающей индивидуальные особенности занимающихся (Воронов Ю.С., 2003). Для этого необходимы правильные представления о дифференцированных нагрузках, их направлениях, соотношения основных средств подготовки на отдельных этапах и периодах круглогодичного цикла учебно-тренировочного процесса. Эффективность такого подхода во многом связана с необходимостью четкого количественного выражения нагрузок, выполняемых в различных зонах интенсивности.
Тренировка ориентировщика является специализированным педагогическим процессом, который направлен на достижение высоких результатов в этом виде спорта. Он включает физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую подготовку бегуна. Все эти виды подготовки взаимосвязаны и реализуются в ходе круглогодичной многолетней работы на основе дидактических принципов и общих закономерностей спортивной тренировки (Васильева З.В., 2007).
Для многих видов спорта с преимущественным проявлением выносливости достаточно эффективным способом контроля за интенсивностью нагрузки является показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) (Полунин А.И., 2003).
Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции. Для успешного преодоления их наряду с такими физическими качествами, как скорость и сила, необходима выносливость, которая является определяющим фактором физической подготовки спортсменов-ориентировщиков.
Для достижения высокого спортивного результата, высокое значение имеет уровень физической подготовленности спортсмена, развитие основных двигательных качеств в сочетании с особенностями конкретного вида спорта (Алешин В.М., 2004).
Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов, уровню развития отдельных качеств, фундаментальным возможностям. Поэтому имеются определённые различия в содержании, методике и планировании физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста, пола и квалификации.
Спортсмен, перешедший в спорт высших достижений должен обладать высоким уровнем показателей физического развития. Физическая подготовка спортсмена ориентировщика во многом сходна с подготовкой легкоатлетов на средние и длинные дистанции, но имеет свои особенности. Ведущими компонентами физической подготовки являются силовые, скоростно-силовые и скоростные способности.
Актуальность данного исследования заключается в выявлении основных факторов подготовки с учетом их тесной взаимосвязи друг с другом, что позволило бы правильно организовать процесс подготовки спортсменов высокой квалификации в целом.
Объект исследования - тренировочный процесс спортсмена- ориентировщика (автоэксперимент).
Предмет исследования - методика повышения эффективности тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
Целью работы является повышение эффективности тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
Задачи исследования:
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по вопросам организации тренировочного процесса спортсмена ориентировщика.
2. Разработать методику тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
3. Выявить влияние экспериментальной методики на специальную выносливость.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза: предполагалось, что экспериментальная методика тренировки специальной выносливости будет эффективной если:
- в нее включать специальные средства и методы;
- в тренировочном процессе для контроля за интенсивностью нагрузки проводить мониторинг ЧСС с использованием часов и программы Polar ProTrainer.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Анализ дневников тренировок МС России Позднякова Сергея Сергеевича.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математического анализа и статистики.
Научная новизна заключается в разработке испытании новой методики тренировки специальной выносливости у квалифицированных ориентировщиков.
Практическая значимость. Разработанную методику тренировки специальной выносливости можно использовать в ДЮСШ при подготовке квалифицированных ориентировщиков.
Теоретическая значимость заключатся в дополнении теоретических сведений об особенностях подготовки квалифицированных ориентировщиков.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы о системе подготовки спортивного резерва в ориентировании Алешина В.М., Беляков Л.В., Васильевой З.В., Воронова Ю.С., а также работы по подготовке легкоатлетов Дедковского С.М., Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций. Материалы исследования представлены на 58 листах и содержат 9 таблиц, 3 рисунка. Список литературы включает 52 источника.
Апробация работы. По результатам магистерской диссертации опубликована научная статья.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ данных научно-методической литературы по современным проблемам и особенностям развития специальной выносливости у высококвалифицированных ориентировщиков показал, что задача разработки эффективной программы спортивной подготовки спортсменов остается актуальной.
2. Разработана экспериментальная программа спортивной подготовки квалифицированных ориентировщиков. Данная программа состоит из шести тренировочных занятий, которые включают комплексы специальных упражнений в различных сочетаниях, включенные в разные части тренировочного занятия.
3. Экспериментальная программа спортивной тренировки оказала положительное влияние на развитие специальной выносливости ориентировщика в автоэксперименте: во всех дисциплинах на протяжении годичного цикла подготовки происходит прирост результатов - это свидетельствует об эффективности применяемой блочной системы в процессе подготовки ориентировщика.
• В беге на 400 метров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 3,6%, 2 макроцикл - 7,14%.
• Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 10,74%.
• В беге на 800 метров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 0,3%, 2 макроцикл - 5,65%.
• Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 5,95%.
• В беге на 1500 метров: Прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 0,3%, 2 макроцикл - 5%.
• Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 5,3%.
• В кроссе на 6 километров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 0,2%, 2 макроцикл - 1,1%. Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 1,3%.
• В кроссе на 20 километров: прирост результата по каждому из двух макроциклов составлял: 1 макроцикл - 3,9%, 2 макроцикл - 9%. Общий прирост результата за год тренировочной деятельности составил 12,9%.



1. Абдулова А.М., Орлова Р.В., Теннова В.П., Иена Е.Б., Шенкман С.Б., Болотников П.Г. Книга легкоатлета. - М.: Физкультура и спорт, 2001.- 274 с.
2. Агальцов В.Н. Взаимосвязь уровня подготовленности спортсменов ориентировщиков и психологических особенностей их деятельности / В.Н. Агальцов, В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. 1998. - №10. - С. 38-40.
3. Агальцов В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию / В.Н. Агальцов. ОГУФК. - 1990. - с. 37-50.
4. Алёшин В.М. Карта в спортивном ориентировании / В.М. Алёшин. -2-е изд; испр. Воронеж : ВГУ, 2004. - 171 с.
5. Алешин В.М., Пызгарев В.А. Дистанции в спортивном ориентировании бегом / В. М. Алешин, В. А. Пызгарев. - Воронеж : Издательско- полиграфический центр Воронежского гос. ун-та, 2008. - 204 с.
6. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта / Ю.В. Байковский. М. : Издательство Администрации президента РФ, 1996. - 80 с.
7. Беляков Л.В., Ганюшкин А.Д., Моисеенков А. Л. Основы тренировки в ориентировании на местности. Смоленск, 2003.
8. Битехина Л.Д. Структурная схема пространственного мышления и деятельности в спортивном ориентировании/Л.Д. Битехина, К. Дроздовский, П.П. Бурба // Теория и практика физической культуры. -1985.-№9.- С. 13-15.
9. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 2001.
10. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. - М.: Физкультура и спорт, 2004.- 56 с.
11. Васильева З.В. Методика интегральной тренировки спортсменов - ориентировщиков на основе применения специальных упражнений и тренажеров в годичном цикле Текст.: автореф. дисс.канд.пед. наук / З.В. Васильева: Смоленск : СГАФК, 2007. - 22 с.
12. Воронов Ю.С. Система подготовки спортивного резерва в ориентировании Текст. / Ю.С. Воронов. Смоленск : СГИФК, 2003. - 198 с.
13. Воронов Ю.С. Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков на основе методики активного обучения М.: Метод, рекомендации для тренеров / Ю.С. Воронов.- Смоленск : СГИФК, 1999.- 16 с.
14. Выдрин В.М. Спорт в современном обществе - М.:., “Физкультура и спорт” 2003г.
15. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 2007.-460с.
16. Дедковский С.М. Скорость или выносливость - М.: “Физкультура и спорт”, 2006.- 254 с.
17. Дибнер Р.Д. Медицинские аспекты выносливости спортсмена: Сб. тр. Сектора функцией. Диагностики / Под ред. Р.Д.Дибнер.- СПБ.: Ленингр. НИИ физ. культуры,2011.- 128 с.
18. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров. - М.: Физкультура и спорт, 2001.
19. Егер К., Оельшлегель Г. Юным спортсменам о тренировк.:М., “Физкультура и спорт”, 2004г.
20. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах Текст. / С.Б. Елаховский М: Физкультура и спорт, 1981. — 120 с. 56.
21. Елизаров В.Л. История спортивного ориентирования; Текст / В.Л. Елизаров//Азимут. 2007. - №5;- С. 8-14.
22. Жевновата Ж.Д., Заярин Г.А., Короткова Т.П., Рыбковский А.Г. “Методика обучения видам лёгкой атлетике”. Донецк, ДонГУ, 2006 - 225 с.
23. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 2005.—200 с.
24.Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 125 с.
25. Иванов А.В., Ширинян А.А. Современная подготовка спортсмена ориентировщика Текст. / Учебно-методическое пособие/ А. В. Иванов, А. А. Ширинян. 2-е изд. испр.-М.: Советский спорт, 2010.-210 с.
26. Ильин, Е.П. Психология спорта Текст. / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2008.¬352 с.
27. Казанцев С.А. Интегральная подготовка спортсменов-ориентировщиков Текст.: автореф. дисс.канд. пед. наук / С.А. Казанцев. -СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. 27 с.
28. Калинский М.И., Курский М.Д., Осипенко А.А. Биохимические механизмы адаптации при мышечной деятельности. - К.: Вища школа, 2006.¬23 с.
29. Ключникова Н. Н. Техническая подготовка на
учебных занятиях специализации «Спортивное ориентирование»
Текст.: методические указания / Н. Н. Ключникова. Ульяновск: УлГТУ, 2004 - 36 с.
30. Кузьменко Г. А. Структура проявления интеллектуальных способностей спортсмена-подростка в вариативных условиях деятельности Текст. / Г. А. Кузьменко // Наука и школа. 2010. - № 3. - С. 37-42.
31. Лидьярд А, Гилморт Г. Бег с Лидьярдом: Пер.с англ.- М .: Физкультура и спорт, 1987 г. - 256 с.
32. Ломан В. “Бег, прыжки, метания”.М., “Физкультура и спорт”, 2004г.
33. Лосев A.C. Тренировка ориентировщиков-разрядников Текст. / A.C. Лосев. М. : Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.
34. Макаров А. Бег на средние и длинные дистанции.-М., “Физкультура и спорт”, 2006. - 124 с.
35. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания.: М., “Физкультура и спорт”, 2006. - 456 с.
36. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика Текст. / Ю.В. Менхин. 2-е изд; перераб. и доп. - М.: СпортАкадемПресс : Физкультура и спорт, 2006. - 312 с.
37. Мухина О. Н. Как провести соревнования / О. Н. Мухина, Д. В. Налетов, А. М. Прохоров ; под ред. В. М. Алешина. - Воронеж : Изд.-полиграфический центр Воронежского гос. ун-та, 2008. - 158 с.
38.Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н. Лёгкая атлетика.- М., Физкультура и спорт .-1999.-369 с.
39. Основы тренировки в ориентировании на местности Текст.: метод, пособие / под ред. Л.В. Белякова, А.Д. Ганюшкина, А.Л. Моисеенкова. Смоленск, 1973. - 110 с.
40. Полунин А.И. Школа бега - М.: Советский спорт, 2003г.
41. Фарбер Д. А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность Текст. / Д. А. Фарбер М.: Вентана-Граф, 2002. - С. 14-24.
42. Фарфель В.С., Коц Я.М. Физиология человека (с основами биохимиии). ФиС, 1970.
43. Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания - М.: “Физкультура и спорт”, 2005г.
44. Харре Д. Учение о тренировке .М.: Физкультура и спорт, 2004г.
45. Хоменкова Л.С. “Учебник тренера по лёгкой атлетике”.М., “Физкультура и спорт”, 2004г.
46. Хропов С. М. Спортивный лабиринт: мини-ориентирование на уроках физической культуры Текст. / С. М. Хропов, Л. А. Леонова. М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.
47. Чешихина В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании Текст.: монография. М. : Советский спорт, 2006. - 232 с.
48. Чешихина В.В. Динамика совершенствования свойств внимания в процессе многолетней тренировки спортсменов-ориентировщиков Текст.: метод, разраб. / Чешихина В.В. М., 1996. - 12 с.
49. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации Текст. / Н.И. Чуприкова. СПб. : Питер, 2007. - 448 с.
50. Шенкман С.М. Наш друг - бег - М.: “Физкультура и спорт”, 2006г.
51. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте - М.: “Физкультура и спорт”, 1999.
52. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников Текст. / И.С. Якиманская. -М. : Педагогика, 1980. -240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ