ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ
АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность и виды адаптации персонала в организации 7
1.2. «Адаптивный» подход к управлению организацией через
реализацию системы наставничества 14
1.3 Оценка эффективности управления системой адаптации в российских и зарубежных организациях 24
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ
АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «БЕЛТРЕЙД» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ системы управления персоналом и использования
трудового потенциала в организации 45
2.3. Оценка актуального состояния системы адаптации персонала в
организации 61
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ
ПЕРСОНАЛА В ООО «БЕЛТРЕЙД» 67
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы адаптации
персонала в организации 67
3.2 Оценка социально-экономической эффективности мероприятий
по совершенствованию системы адаптации персонала в организации 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Актуальность темы исследования. Создание системы адаптации на предприятии является неотъемлемой частью кадровой политики в организациях. Ведь персонал в современном мире - это основная часть любых предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Адаптация персонала на рабочем месте очень важна в управлении персоналом. К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. По-прежнему многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
При введении нового механизма управления, перехода на хозрасчет, самоокупаемость, сопровождается значительным выбросом и, естественно, перераспределением рабочей силы, а также увеличением числа работников, которым приходится осваивать новые навыки или менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работой. Поэтому во многих предприятиях страны создают специальные службы адаптации кадров. Но организовывается это по-разному, все зависит от численности персонала предприятия, структуры его управления, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.
Службы адаптации могут быть как независимыми структурными подразделения (отдел, лаборатория) так и частью других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) — в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Бывает, должность специалиста по адаптации включается в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами на предприятии.
В современной России, к сожалению, руководители организаций не уделяют должного внимания процессу создания службы адаптации. В некоторых компаниях не существует даже специальных программ по адаптации работников.
Формирование системы адаптации на предприятии является актуальной проблемой на сегодня. Во многих организациях, создание системы адаптации - не раскрытый процесс в области кадрового менеджмента, что-то не до конца изученное.
Все люди осознают понятие адаптации человека в окружающей среде. Тема курсового проекта предполагает изучение формирования системы адаптации на предприятии, т. е. рассматривать процесс, как работнику быстрее адаптироваться в новой компании, новом коллективе организация и как организация может достичь определенного эффекта от внедрения формализованной системы адаптации.
Степень научной разработанности темы. Процесс адаптации изучали такие учёные как Б.Г. Ананьев, М.П. Будякина, В.Р. Веснин, Л.С. Выготский, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Ю.С. Колесников, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.П. Медведев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Русалинова, Б.Г. Рубин, Н.А. Свиридов, и другие. Реализованные в их концепциях положения, которые объясняют саму сущность процесса адаптации как показания единства взаимодействующих сторон - социальной среды и человека, где в основе единства лежит активность личности и активность социальной среды. К примеру, М.П. Будякина и А.А. Русалинова считают, что успешность овладения специальными знаниями влияет на социальную адаптацию новичка в коллективе, на его отношение к этому коллективу. Г.П. Медведев, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников рассматривают адаптацию, как приобщение личности к определённым видам деятельности, которое происходит в данной социальной среде, адаптация есть усвоение личностью социального опыта общества в целом и той среды, к которой она принадлежит.
Объект исследования: Общество с ограниченной ответственностью «БелТрейд» (ООО «БелТрейд»).
Предмет исследования: система адаптации персонала в ООО «БелТрейд».
Цель исследования: изучение системы адаптации персонала в
ООО «БелТрейд» и разработка путей её совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы по вопросу особенностей трудовой адаптации персонала.
2. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «БелТрейд»;
3. Определить особенности трудовой адаптации персонала на основе анализа актуального состояния ООО «БелТрейд».
4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы адаптации персонала.
5. Оценить социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Практическая значимость. Положения и выводы дипломной работы могут быть использованы для реализации комплексной системы адаптации персонала организации. Материалы исследования дают руководству ООО «БелТрейд» и другим заинтересованным организациям необходимую теоретическую и научно-методическую информацию по улучшению процесса адаптации персонала.
Информационную базу исследования составили материалы эмпирических исследований, материалы периодической печати и электронные публикации, результаты различных исследований авторов. В ходе подготовки данной работы были так же использованы законодательные и нормативные документы, действующие в Российской Федерации. Для выполнения работы были
6 использованы данные учета и отчетности отдела кадров, статистические данные по региону, отчетность других организаций по отрасли.
Методы исследования: сравнительный метод, наблюдение, анкетирование, методы обработки данных, структурный метод интерпретации результатов исследования.
Адаптация в организации нового работника заключает в себе сложный и многогранный процесс его привыкания к условиям трудовой активной деятельности, окружающей социальной среде, улучшение личных и профессиональных качеств сотрудника. Процесс адаптации требует, как от коллектива, так и от нового сотрудника заинтересованности и взаимной активности друг в друге. В действительности, приходя работать в конкретную организацию, новый сотрудник зачастую должен принимать во внимание организационные требования, предъявляемые организацией: должностные
инструкции и приказы, режим труда и отдыха, организационные положения, распоряжения руководства и т. д. Новый работник вынужден по-новому оценить свои привычки, взгляды, сравнить их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, устоявшимися традициями.
Внедрение новых мероприятий систему управления адаптацией в организацию, является достаточно сложной задачей, от которой зависит решение важных задач для организации, как: снижение текучести кадров и стартовых издержек; наиболее быстрое достижение рабочих показателей, необходимых организации; вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды; снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Система адаптации призвана решать вышеперечисленные проблемы.
В дипломной работе были разработаны мероприятия для совершенствования процесса адаптации персонала в ООО «БелТрейд».
В рамках поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Определена сущность и цели адаптации;
2. Определены составляющие системы управления адаптации работника в ООО «БелТрейд»;
3. Изучены особенности системы адаптации персонала;
4. Изучена система управления персоналом в ООО «БелТрейд»;
5. Проанализирована система адаптации персонала в ООО «БелТрейд»;
6. Разработаны рекомендации и конкретные мероприятия по совершенствованию системы адаптации персонала в ООО «БелТрейд».
7. Рассчитана социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий.
1. Адаптация человека к трудовой деятельности и ее психофизиологическая оценка: Межотраслевые методические рекомендации / НИИтруда - М.: Наука, 2015.- 198 с.
2. Анисимов В. М. Кадровая служба и управление персоналом: Практическое пособие кадровика. - М.: Экономика, 2013.
3. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л., Аксенова и др. Управление персоналом. - М: ЮНИТИ, 2012.
4. Богданова Е. А., Маркетинговая концепция организации персонал менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы. - СПб, 2012.
5. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2013.
6. Бойдаченко П. Г. Служба управления персоналом предприятия, - М: 2014.
7. Вершинина П.Р. Производственная адаптация. - М.: Инфра-М, 2012.- 188 с.
8. Веснин В. Р. Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2013.
9. Виханский О. С., Стратегическое управление: Учебник.-2-е изд. М.: Гардарики, 2014.
10. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 2013, №13.
11. Володина Н. А. Адаптация персонала: Российский опыт построения комплексной системы. - М.: ЭКСМО, 2014.
12. Герчиков В. Миссия организации и особенности политики управления персоналом // Управление персоналом, 2013. - 159 с.
13. Герчикова Н.Н. Менеджмент. - М.: Дело,2013. - 278 с.
14. Гординенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 352 с.
15. Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 2012. - 388 с.
16. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - 95 с.
17. Дафт Р. Я. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2015.
18. Десслер Г. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: БИНОМ, 2013.
19. Добротворский И. Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебное пособие. - М.: Приор, 2014.
20. Дряхлов Н., Куприянов Е. Система мотивации персонала в Западной Европе и США // Теория и практика управления, 2013. - № 2. - с. 84.
21. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб и доп. - М: ИНФРА-М, 2016.
22. Ефимова М. Р. Статистические методы в управлении производством. -М.: Финансы и статистика, 2012. - 365 с.
23. Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор
зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. - М.: Деловая книга, 2013.
24.Забелин Г.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.: Маркетинг, 2013. - 644 с.
25.Зайцев Г.Г., Файбутевич С.Н. Управление кадрами на предприятии. - СПб: Издательство С.-Петербург, 2013. - 365 с.
26. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело, 2013. - 177 с.
27. Ислантьев Г.С., Селина А.В. Кадры предприятия. - М.: Экономика, 2014. - 345 с.
28. Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. - СПб.: "Издательский дом "Бизнес-пресса"", 2014.
29. Каркуленко Н. Адаптация на новой работе. // Работа & зарплата. - 2015 - 18 марта
30. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция и содержание. - М.: Экономика,
2014. - 198 с.
31. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. - М.: Юнити,
2013.
32. Кибанов А. Я, Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. - М.: КноРус, 2014.
33. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2013. - 365 с.
34. Кравченко А. Критерии адаптации персонала. // Управление персоналом. -
2015. - №2
35. Кравченко А. Управленческие революции. - М.: Дело, 2014. - 254 с.
36. Кряков Н.З. Менеджмент. - СПб.: АО Коруна, 2014. - 655 с.
37. Кузнецов С. Л. Компьютерные программы для службы кадров// Справочник кадровика - 2015.
38. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. - М.: ДиС, 2024.
39. Литвинюк А. А. и др. Менеджмент: Учебное пособие. Т. 1. Введение в менеджмент. - М.: МГУК, 2015.
40. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 446 с.
41. Маслов С. А. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2012.
42. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело,
2014. - 365 с.
43. Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров. М., 2013.
44. Острогорский А. Как грамотно «встроить» в коллектив нового сотрудника. // Бизнес. - 2013. - №3
45. Плешин И.Ю. Управление персоналом. - Спб.: «Проспект», 2014. - 450 с.
46. Подцероб М. Почему полезно заботиться о новых сотрудниках. // Ведомости. - 2015. - №19
47. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс,
2012.
48. Саломатин Н.А., Фель А.В., Шишкина Е.Л. Оперативное управление производством. - М.: ГАУ, 2013. - 655 с.
49. Сичкарев А.Г., Глухов А.А., Михайловская Г.А. Трудовой потенциал и совершенствование его качественных параметров. Воронеж, 2012. - 428 с.
50. Сколыпатов И. А. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: Издательство Смольного университета, 2015.