КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ 10
1.1 Сущность понятия связной речи и ее развитие в онтогенезе 10
1.2 Особенности развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 18
1.3 Возможности использования метода моделирования в 25
коррекционно-педагогической работе 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ 46
2.1 Исследование уровня сформированности навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ 10
1.1 Сущность понятия связной речи и ее развитие в онтогенезе 10
1.2 Особенности развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 18
1.3 Возможности использования метода моделирования в 25
коррекционно-педагогической работе 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ 46
2.1 Исследование уровня сформированности навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.
Дискуссионным остается вопрос обучения детей связным высказываниям типа описания.
Овладение описанием происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
В практике дошкольного образования речевому оформлению описаний уделяется недостаточное внимание. Противоречия наблюдаются между необходимостью овладения детьми связных высказываний типа описания и их недостаточного использования в процессе речевого развития в детском саду.
Дальнейшего исследования требует проблема поиска наиболее эффективных путей и способов обучения описанию в средней группе детского сада, последовательность их применения на современном этапе.
В последнее время в методике развития речи дошкольников активно изучаются вопросы обучения описание - важному виду связной речи. В исследованиях уточнено содержание работы над описанием, выявлены некоторые особенности построения описания учащимися разных классов, намечены пути формирования у школьников умений, необходимых для составления текста - описания,
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева считала, что прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи.
Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Задачи речевого развития дошкольников выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования обучения высказыванию-описанию, диктуют необходимость разработки психолого-педагогических основ ее решения.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Коррекционно-педагогическая по формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода моделирования».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по средствам метода моделирования.
Цель исследования: разработать и апробировать содержание
коррекционно-педагогической работы по формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по средствам метода моделирования.
Объект исследования: процесс формирования навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: успешность коррекционно-педагогической
работы по формированию связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по средствам метода моделирования будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:
- поэтапного и последовательного введения объектов и видов описания: предметная картинка - игрушка - сюжетная картинка; описание по восприятию -творческое описание;
- формирование у детей элементарных знаний о структуре и функциях описательного текста;
- поэтапного и систематического проведения занятий по развитию связной описательной речи у старших дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка
описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить уровень сформированности навыка описательного рассказа у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода моделирования.
4. Определить эффективность коррекционно-педагогической работы
путем апробации ее в процессе обучающего эксперимента и анализа результатов контрольного эксперимента.
Теоретико-методологическая основа исследования. Приоритетное значение для нашего исследования имеют работы, посвященные особенностям формирования связной описательной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются теории о развитии речи и формах её нарушения (С.Н. Шаховская, Р.Е. Лалаева, В.П. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева); концепция о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), а также труды многих известных отечественных ученых, которые занимались проблемой развития связной речи (Л.С. Выготский, С.Я Рубинштейн, Л.П. Якубинский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Т.А. Ткаченко); положение о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский); развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи(В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Л. Ефименко, К. Воробьева).
В работе используются следующие методы исследования:
теоретические: изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования;
эмпирические: диагностирование детей; метод количественного и
качественного анализа результатов исследования.
База исследования: в исследования приняли участие учащиеся муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 6 "Аленушка" г. Строителя».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.
Дискуссионным остается вопрос обучения детей связным высказываниям типа описания.
Овладение описанием происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
В практике дошкольного образования речевому оформлению описаний уделяется недостаточное внимание. Противоречия наблюдаются между необходимостью овладения детьми связных высказываний типа описания и их недостаточного использования в процессе речевого развития в детском саду.
Дальнейшего исследования требует проблема поиска наиболее эффективных путей и способов обучения описанию в средней группе детского сада, последовательность их применения на современном этапе.
В последнее время в методике развития речи дошкольников активно изучаются вопросы обучения описание - важному виду связной речи. В исследованиях уточнено содержание работы над описанием, выявлены некоторые особенности построения описания учащимися разных классов, намечены пути формирования у школьников умений, необходимых для составления текста - описания,
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева считала, что прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи.
Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Задачи речевого развития дошкольников выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования обучения высказыванию-описанию, диктуют необходимость разработки психолого-педагогических основ ее решения.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Коррекционно-педагогическая по формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода моделирования».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по средствам метода моделирования.
Цель исследования: разработать и апробировать содержание
коррекционно-педагогической работы по формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по средствам метода моделирования.
Объект исследования: процесс формирования навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: успешность коррекционно-педагогической
работы по формированию связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по средствам метода моделирования будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:
- поэтапного и последовательного введения объектов и видов описания: предметная картинка - игрушка - сюжетная картинка; описание по восприятию -творческое описание;
- формирование у детей элементарных знаний о структуре и функциях описательного текста;
- поэтапного и систематического проведения занятий по развитию связной описательной речи у старших дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка
описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить уровень сформированности навыка описательного рассказа у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода моделирования.
4. Определить эффективность коррекционно-педагогической работы
путем апробации ее в процессе обучающего эксперимента и анализа результатов контрольного эксперимента.
Теоретико-методологическая основа исследования. Приоритетное значение для нашего исследования имеют работы, посвященные особенностям формирования связной описательной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются теории о развитии речи и формах её нарушения (С.Н. Шаховская, Р.Е. Лалаева, В.П. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева); концепция о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), а также труды многих известных отечественных ученых, которые занимались проблемой развития связной речи (Л.С. Выготский, С.Я Рубинштейн, Л.П. Якубинский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Т.А. Ткаченко); положение о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский); развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи(В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Л. Ефименко, К. Воробьева).
В работе используются следующие методы исследования:
теоретические: изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования;
эмпирические: диагностирование детей; метод количественного и
качественного анализа результатов исследования.
База исследования: в исследования приняли участие учащиеся муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 6 "Аленушка" г. Строителя».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В настоящее время проблема развития связной речи является значимой, так как от сформированности связной речи зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Особенно актуальной и важной становится данная проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи.
Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При описании дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Изучение связной описательной речи детей с ОНР выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели следующие вопросы: охарактеризовали связную речь и ее развитие в онтогенезе, изучили возможности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, изучили возможности использования метода моделирования в коррекционно-педагогической работе.
Далее нами было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 «Аленушка» г. Строитель. Опытно-
экспериментальная часть состояла из трех этапов: констатирующий,
формирующий, контрольный.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у большинства обследуемых детей старшего дошкольного возраста с ОНР развитие навыка описательного рассказа не соответствует норме, что характеризуется наличием большого количества ошибок и неумением составить связное высказывание.
Для изучения уровня сформированности навыка описательного рассказа дошкольников с общим недоразвитием речи мы использовали адаптированную серию заданий по методикам В.П. Глухова и О.С. Ушаковой.
При обработке результатов исследования связной описательной речи на констатирующем этапе показали, что уровень сформированности навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи низкий (75%) (средний уровень - 25%).
На формирующем этапе были продолжены игры, задания, занятия, способствующие формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР. Для выявления эффективности проведенной работы был организован контрольный этап. Анализируя полученные данные, мы выявили, что низкий уровень сформированности навыка описательного рассказа понизился и составил 42%, средний уровень составил 33% и появился высокий уровень, который составил 25%.
В результате анализа полученных в ходе опытно-экспериментального исследования данных мы обнаружили, что динамика количественных и качественных изменений в активизации связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР стала выше после проведения экспериментальной работы по обучению детей навыку описательного рассказа с использованием метода моделирования.
Данная цель была достигнута, так как были решены все поставленные задачи.
Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний с помощью метода моделирования будет эффективным, если педагог при подборе видов метода моделирования учитывает структурные и содержательные особенности рассказа-описания, подбирает наглядность, организует специальную деятельность по анализу изображения, выделению его наиболее значительных признаков, проводит занятия систематически, то это позволит активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую стороны речи - связную речь в целом, подтвердилась.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети с ОНР учатся планировать свою речь, сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность обучения детей в школе.
Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При описании дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Изучение связной описательной речи детей с ОНР выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели следующие вопросы: охарактеризовали связную речь и ее развитие в онтогенезе, изучили возможности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, изучили возможности использования метода моделирования в коррекционно-педагогической работе.
Далее нами было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 «Аленушка» г. Строитель. Опытно-
экспериментальная часть состояла из трех этапов: констатирующий,
формирующий, контрольный.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у большинства обследуемых детей старшего дошкольного возраста с ОНР развитие навыка описательного рассказа не соответствует норме, что характеризуется наличием большого количества ошибок и неумением составить связное высказывание.
Для изучения уровня сформированности навыка описательного рассказа дошкольников с общим недоразвитием речи мы использовали адаптированную серию заданий по методикам В.П. Глухова и О.С. Ушаковой.
При обработке результатов исследования связной описательной речи на констатирующем этапе показали, что уровень сформированности навыка описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи низкий (75%) (средний уровень - 25%).
На формирующем этапе были продолжены игры, задания, занятия, способствующие формированию навыка описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР. Для выявления эффективности проведенной работы был организован контрольный этап. Анализируя полученные данные, мы выявили, что низкий уровень сформированности навыка описательного рассказа понизился и составил 42%, средний уровень составил 33% и появился высокий уровень, который составил 25%.
В результате анализа полученных в ходе опытно-экспериментального исследования данных мы обнаружили, что динамика количественных и качественных изменений в активизации связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР стала выше после проведения экспериментальной работы по обучению детей навыку описательного рассказа с использованием метода моделирования.
Данная цель была достигнута, так как были решены все поставленные задачи.
Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня составлению рассказов-описаний с помощью метода моделирования будет эффективным, если педагог при подборе видов метода моделирования учитывает структурные и содержательные особенности рассказа-описания, подбирает наглядность, организует специальную деятельность по анализу изображения, выделению его наиболее значительных признаков, проводит занятия систематически, то это позволит активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую стороны речи - связную речь в целом, подтвердилась.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети с ОНР учатся планировать свою речь, сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность обучения детей в школе.



