Введение 4
1. Теоретические аспекты проблемы формирования культуры здоровья
спортсменов, в процессе занятий керлингом, на этапе начальной подготовки 6
1.1 Культура здоровья спортсмена как предмет педагогического анализа 6
1.2 Формирование культуры здоровья спортсменов в процессе занятий
керлингом 11
2. Методы и организация исследования 24
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 27
3. Изучение состояния культуры здоровья спортсменов -керлингистов на этапе
начальной подготовки 29
3.1 Разработка диагностики культуры здоровья спортсменов 29
3.2 Оценка уровня проявления культуры здоровья спортсменов 33
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А-Е 47
Здоровье является важнейшим слагаемым потенциала нации, его сохранение и развитие - приоритетной задачей государства. Спорт играет значительную роль в сохранении и развитии здоровья ребенка. Не случайно в последнее время усиливается роль спортивных школ как социального института формирующего не только высококлассного спортсмена, но и полноценную здоровую личность.
Керлинг как вид спорта напрямую воздействует на здоровье ребенка [36;37]. В процессе игры задействуются практически все группы мышц, развивается координация движения и внимание, занятия на льду имеют закаливающий эффект. Наряду с этим специалисты отмечают, что занятия данным видом спорта при определенных условиях могут способствовать развитию заболеваний. Так, ассиметричная нагрузка может привести к прогрессирующей форме сколиоза, длительные простои повышают риск получить охлаждение конечностей, вдыхаемый холодный воздуха способствует охлаждению организма и т.д. Предупреждение и устранение отрицательно влияющих на здоровье спортсменов-керлингистов факторов, с точки зрения педагогики, возможно через формирование у них культуры здоровья.
Проблема формирования культуры здоровья спортсменов рассматривается исследователями В.П. Горащук, Н.Д. Граевской, С.П. Романовой и др. В тоже время в научных источниках слабое отражение находят вопросы оценки формирования данной культуры, нет четкого понимания в критериях и процедуре оценивания, разобщены методики , позволяющие определить уровень ее проявления на определенном этапе подготовки спортсмена и с учетом вида спорта. Это обусловило выбор темы исследования: «Оценка
формирования культуры здоровья спортсменов-керлингистов на этапе
начальной подготовки».
Цель исследования: разработать диагностический инструментарий и на основе его применения оценить уровень проявления культуры здоровья спортсменов, занимающихся керлингом, на этапе начальной подготовки.
Объект исследования: культура здоровья юных спортсменов
Предмет исследования: оценка проявления культуры здоровья
спортсменов, занимающихся керлингом, на этапе начальной подготовки
Гипотеза исследования: оценка проявления культуры здоровья
спортсменов, занимающихся керлингом , на этапе начальной подготовки будет объективна, если:
- диагностический инструментарий будет разработан с учетом возрастных особенностей формирования данной культуры у юных спортсменов и спецификой вида спорта;
- базовая диагностика будет включать корректно разработанные критерии, критериальные характеристики и оценочные шкалы;
- оценка, полученная в ходе базовой диагностики, не будет противоречить результатам, полученным в ходе использования общепринятых в практике методик и тестов, отобранных по принципу отражения отдельных сторон культуры здоровья.
Задачи:
1) Определить понятия «культура здоровья спортсмена», выделить особенности формирования культуры здоровья спортсменов-керлингистов на этапе начальной подготовки.
2) Разработать диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень проявления культуры здоровья спортсменов-керлингистов на этапе начальной подготовки.
3) Оценить уровень проявления культуры здоровья спортсменов- керлингистов на этапе начальной подготовки.
Методы исследования: анализ и синтез литературных источников, опрос, диагностирование, тестирование.
1 Теоретические аспекты проблемы формирования культуры здоровья спортсменов, в процессе занятий керлингом, на этапе начальной подготовки
В данной главе проанализированы понятия «культура», «здоровье», «культура здоровья», «культура здоровья спортсмена». Представлена общая характеристика керлинга как вида спорта, подробно рассмотрены особенности формирования культуры здоровья спортсменов в процессе занятий керлингом.
Во-первых, конкретизировано понятие «культура здоровья спортсмена», как ценностное отношение к здоровью и необходимость в его преобразовании посредством достижения определенной степени осведомленности в области здоровья, информированности о возможностях и ограничениях влияния на здоровье избранного вида спорта, ориентированности на повышение резервов здоровья и умелости правильно, без ущерба здоровью вести спортивную деятельность.
Выделены особенности формирования культуры здоровья спортсменов на этапе начальной подготовки: занятия керлингом при правильной организации всесторонне воздействуют на физическое, умственное, духовное здоровье, эмоциональное состояние, позволяет избавиться от простудных заболеваний, укрепить иммунную и нервную систему, улучшить работу сердца, легких, вестибулярного аппарата, закалить организм; данный возраст является благоприятным для формирования культуры здоровья - он характеризуется тем, что у детей получает развитие саморегуляция, произвольность воли и поведения, командный дух игры формирует ценностное отношение к здоровью собственному и окружающих; вероятность возникновения и развития болезней керлингистов повышают ассиметричная нагрузка, которая может привести к прогрессирующей форме сколиоза, длительные простои в игре, что повышает риск получить охлаждение конечностей, вдыхаемый холодный воздух как риск получить охлаждение организма, болезней дыхательных органов.
Во-вторых, разработан диагностический инструментарий - описана базовая и дополнительная диагностика. Базовая диагностика позволяет получить информацию об отношении спортсменов к культуре здоровья и наличии признаков, характеризующих их здоровьесберегающую деятельность. Она включает критерии, критериальные характеристики и оценочные шкалы. Критериями данной диагностики выделены и охарактеризованы: ориентировочный - связанный с наличием у спортсменов знаний в области здоровья, ценностных ориентаций на здоровьесбережение, осведомленности о возможностях положительного и отрицательного влияния вида спорта на здоровье; рефлексивный - с формированием у спортсменов мотивов и потребностей в здоровьесбережении, способности анализировать себя как субъекта культуры здоровья; деятельностный - включением спортсмена в активную здоровьесберегающую деятельность на основе использования средств и методов вида спорта кёрлинга и за счет насыщения жизнедеятельности элементами здорового образа жизни.
В качестве дополнительных диагностик (самодиагностик), позволяющие определить отдельные стороны (показатели) культуры здоровья, по каждому из критериев, был использован и модифицирован пакет методик и тестов.
В-третьих, на основе разработанных базовой и дополнительных диагностик был определен уровень проявления культуры здоровья кёрлингистов на этапе начальной подготовки. Так, культура здоровья спортсменов- кёрлингистов по ориентировочному, рефлексивному и деятельностному критериям, соответственно, в средней балльной оценке выражается следующими значениями - 2,00; 1,35; 1,78, то есть «проявляется по отдельным признакам», что говорит о необходимости повышения уровня данной культуры в группе исследуемых спортсменов. Результаты, полученные в ходе проведения дополнительной диагностики не противоречат данным, выявленным в ходе базовой диагностики, а также в своем большинстве объективно отражают состояние культуры здоровья спортсменов, занимающихся керлингом на этапе начальной подготовки и в связи с этим, их можно рекомендовать для применения в спортивной практике как основу для составления индивидуальной программы формирования культуры здоровья спортсменов.
1. Абаскалова, Н. П. Педагогика здоровья - верный путь навстречу к детям / Н. П. Абаскалова // Педагогические и медицинские проблемы валеологии : материалы Междунар. конф. (Новосибирск, 15-17 апреля 1999 г.) / Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 1999. - С. 7-9.
2. Аллакаева, Л. М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Аллакаева Людмила Михайловна; Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - Москва,2003. - 22с.
3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 63 с.
4. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков / Г.Л. Апанасенко. - Киев : Здоровье, 1985. - 80с.
5. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры : введение в культурологию / А.И. Арнольдов. - Москва : МГИК, 1992. - 237с.
6. Астафьев, В.С. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека / В.С. Астафьев, Л.М. Верещагина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №13. - С.6-9.
7. Ахвердова, О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2002. №9. - С. 5-7.
8. Бароненко, В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья / В.А. Бароненко // Валеология. - 2002. №3. - С.74-77.
9. Брехман, И.И. Введение в валеологию - наука о здоровье. / И.И. Брехман. - Ленинград : Наука, 1987. - 125с.
10. Вавилин Е.А. Исторический материализм и понимание культуры: монография / Е.А. Вавилин, В.П. Феофанов. - Новосибирск : Наука, 1983. - 320с.
11. Вайнер, Э.Н. Общая валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - Липецк : Липецкое изд-во, 1998. - 183с.
12. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны,
представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - Москва : Академия, 2001. - 352с.
13. Власова, Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни / Ж.Н. Власова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2009. - №1. - С.58-61.
14. Горащук, В.П. Формирование культуры здоровья спортсмена / В.П. Горащук // Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко. - 2017. -№1(8). - С.86-92.
15. Горбушина, С.Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Горбушина Светлана Николаевна; Башкирский государственный педагогический университет. - Ижевск, 2005. - 42с.
16. Граевская, Н.Д. Спорт и здоровье / Н.Д. Граевская // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №4. - С.37-41.
17. Гребенникова, Н.Б. Формирование культуры здорового образа жизни педагогов общеобразовательного учреждения: дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / Гребенникова Наталья Борисовна; Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - Нижний Новгород. 2003. - 145с.
18. Грецкая, И.Б. Спортивный травматизм. Профилактика и
реабилитация : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс] / И.Б. Грецкая [и др.]. - Волгоград : ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. - 190с. - Режим доступа: https://www.litres.ru/a-bogachev/sportivnyy-travmatizm-
profilaktika-i-reabilitaciya/chitat-onlayn/ (дата обращения: 21.05.2019).
19. Дзапарова, Н.К. Педагогические особенности формирования
культуры здоровья младших школьников: дис. .канд.пед.наук : 13.00.01 /
Дзапарова Нина Казбековна; Госсудартсвенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинский
государственный университет имени К Л Хетагурова». - Владикавказ, 2007. - 167с.
20. Зайцев, Г. К. Педагогика здоровья / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев // Инновации в образовании. - 2004. - № 4. - С. 98-111.
21. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс: монография / Н.С. Злобин. - Москва: Наука, 1980. - 303с.
22. Ильясов, Д.Ф. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и ее формирование у младших школьников / Д.Ф. Ильясов, Ю.В. Смирнова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №9. С.332-338.
23. Ирхин, В.Н. Содержание учебных предметов в школе как средство формирования культуры здоровья учащихся / В.Н. Ирхин // Электронный журнал. - 2000. - №1. - С.15-17.
24. История керлинга [Электронный ресурс] // Ice Park. - Режим доступа: http://www.icepark.info/curling_hystory/. (дата обращения 13.05.2018).
25. Казначеев, В.П. Основы общей валеологии : Учебное пособие / В.П. Казначеев. - Москва : НПО "МОДЭК", 1997. - 48с.
26. Колбанов, В.В. Валеологический практикум: учебное пособие для педагогов / В.В. Колбанов. - Санкт-Петербург : СПАППО, 2007. - 232 с.
27. Красноперова Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: монография / Н.А. Красноперова, В.В. Игнатова, О.А. Шушерина. - Красноярск : СибГТУ, 2006. - 180с.
28. Культурология. XX век : Энциклопедия. - Санкт Петербург : Изд-во ООО «Алетейя», 1998. - 447с.
29. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. - Москва : Советский спорт, 2004. - 208 с.
30. Лебедченко, С.Ю. Формирование культуры здоровья будущего
учителя в процессе профессиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Лебедченко Светлана Юрьевна; Волгоградский государственный
педагогический университет. - Волгоград, 2000. - 266с.
31. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. - Москва : Мысль, 1983. - 284с.
32. Морфология культуры. Структура и динамика: учебное пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабаков, Э.В. Быкова, Э.А. Орлова. - Москва : Наука, 1994. - 414с.
33. Надвоцкая, В.В. Научное обоснование формирования
профессиональной культуры будущих специалистов / В.В. Надвоцкая // Известия АлтГУ. -2011. -№21(70). - С. 38-43.
34. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю.В. Науменко // Педагогика. - 2005. - №6. - С.23-26.
35. Нельсон, А. Анатомия упражнений на растяжку / А. Нельсон, Ю. Кокконен; пер.с англ. С.Э. Борич. - Москва : «Попурри», 2008. - 160 с.
36. Основные причины травм в легкой атлетике и как их избежать [Электронный ресурс] Режим доступа: http://udmathletics.ru/arhivstatej/osnovnye- prichiny-travm-v-la/. (дата обращения 11.04.2018)
37. Правила игры [Электронный ресурс] : Федерация керлинга России. -
Режим доступа : http://www.curling.ru/rules/. (дата обращения
14.01.2017)
38. Психология физической культуры: учебник / под ред. Б.П. Яковлева, Г.Д. Бабушкина. - Москва : Спорт, 2016. - 624с.
39. Романова, С.П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Романова Светлана Павловна; Сибирский государственный технологический университет. - Кемерово, 2010. - 251с.
40. Рубин, В.С. Разделы теории и методики физической культуры: учебное пособие / В.С. Рубин. - Москва: «Физическая культура», 2006. - 111 с.
41. Сивков, С.Н. Единое образовательное пространство малого города как фактор формирования подрастающего поколения / СН. Сивков // Мир психологии. - 1999. -№ 3. - С. 231-237.
42. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - Москва : Академия, 2003. - 192с.
43. Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва инвалидов [ Электронный ресурс ] Режим доступа : http://sdusshori.ru/documents/programs-sports/deaf-sports.pdf ( дата обращения : 08.10.2019).
44. Степанян, Ю. С. Диагностический комплекс гистоморфологических
изменений щитовидной железы при смерти от общего переохлаждения организма : дис. ...канд.мед.наук : 14.00.24 / Степанян Юрий Саркисович;
Ижевская государственная медицинская академия . - Ижевск, 2002. -192 с.
45. Татарникова, Л.Г. Введение в педагогику здоровья: научно-методическое пособие / Л.Г. Татарникова, Н.Г. Коновалова Н, С.И. Сметанкина. - Санкт Петербург : СПбАППО, 2006. - 252с.
46. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - Ленинград : ЛГУ, 1960. - 180с.
47. Турчина Ж.Е. Некоторые аспекты формирования клинического мышления у студентов младших курсов / Ж.Е. Турчина, А.А. Белобородов, Е.П. Данилина // Сибирское медицинское обозрение. - 2013. - №4. - С. 88-90.
48. Физическая культура студентов в техническом вузе : учебное пособие / ред. М.М. Колокольцева. - Иркутск: ИРНИТУ, 2015. - 335 с.
49. Фомкина, З.А. Родителям о закаливании детей в семье / З.А. Фомкина // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №1. - С.54-61.
50. Coubertin P. The Olympic Idea: Discourses and Essays, rev. ed. eds. L.Diem and O. Andersen, translated from the French by J.G.Dixon. Lausanne: Carl- Diem-Institut, Editions Internationales, Olympia, 1966.