Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ МЕТАФОРЫ)

Работа №68024

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
288
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования выразительности 7 речи младших школьников на уроках русского языка (на материале метафоры)
1.1. Понятие о выразительности речи в лингвистической литера- 7
туре
1.2. Формирование выразительности речи младших школьников 13
как лингвометодическая проблема
1.3. Метафора как средство развития выразительности речи 19
младших школьников
Глава 2. Методические основы формирования выразительности речи младших школьников на уроках русского языка (на материале метафоры)
2.1. Анализ опыта методистов по проблеме исследования 25
2.2. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку
для начальной школы
2.3. Описание экспериментальной работы 36
Заключение 55
Библиографический список 56
Приложение 62


Актуальность исследования. Современная ситуация в обучении и воспитании характеризуется не только качественно новыми требованиями, предъявляемыми образовательным стандартом к содержанию образователь-ного процесса, но и к личностным качествам самого подрастающего поколе-ния. Современным детям редко присуща любовь к книгам как к одному из основных способов развития речи, в том числе и ее выразительности. Это усложняет и сам процесс формирования монологической и диалогической речи у ребенка. Таким образом, освоение детьми культуры речи в целом и ее выразительности в частности становится одной и актуальных проблем со-временного языкового образования. Речь большинства детей отличается скудностью и невыразительностью, школьники не умеют полноценно выра-жаться, наполнять свою речь новыми, неклишированными и делающими речь образными словами. Это влечет за собой неспособность к адекватному построению диалогов, к неумению составлять логичный и последовательный рассказ, наполненный подробностями и тонкостями и, как следствие, к нарушению коммуникативных навыков у ребенка. При этом учащийся с низ-ким уровнем выразительности речи не способен не только сделать более наполненной собственную речь, но и испытывает трудности в восприятии переживаний и эмоций других людей, которые они передают ему в словесной или письменной форме.
Одним из способов формирования выразительности речи является обо-гащение ее метафорами. Освоение ребенком метафоры как способа перене-сения наименования одного объекта на другой с каким-либо схожим призна-ком развивает его образное мышление, расширяет словарный запас, развива-ет умение подбирать слова «к месту», делает саму речь боле пространствен-ной и наполненной. Овладевая метафорической речью, ребенок развивает у себя способность к более точному выражению своих чувств и эмоций, своего собственного мнения, умеет придавать своей речи разные «оттенки» и т.д.
Феномен выразительности речи рассматривался в работах многих уче-ных. О.С. Ахманова, Б.Г. Головин, Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Че-чет, Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова и др. изучали выразительность речи с самых разных точек зрения, в соответствии с которыми и приводились самые разные определения данного термина. Особенности формирования вырази-тельности речи у младших школьников рассматривали в своих работах В.И. Казакова, Г.Ю. Дзюбко, Е.Н. Ахтырская, С.Л. Рубинштейн, Н.М. Ильенко, А.В. Богданова, В.И. Шпунтов и др., которые затрагивали не только процесс развития речи, в том числе и ее выразительности, у детей, но и отмечали особенности формирования выразительности речи непосред¬ственно у младших школьников, как в процессе повседневной жизни, так и в процессе обучения. Изучением непосредственно применения метафоры в ка¬честве средства формирования выразительности речи у обучающихся зани¬мались такие авторы, как Л.Д. Пономарева, С.И. Львова, А.Б. Макисмова, В.Н. Елистратов, Е.Н. Ахтырская и др. Учеными отмечена необходимость применения лексических средств на уроках русского языка как средства раз-вития выразительности речи у школьников. В настоящее время нет достаточ-ного методического инструментария, который позволил бы работать над формированием выразительности речи младших школьников на материале метафоры целенаправленно и систематически на уроках русского языка. Все это подтверждает актуальность темы нашего исследования.
Проблема исследования: каковы методические условия формирова¬ния выразительности речи младших школьников на уроках русского языка (на материале метафоры).
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи младших школьников.
Предмет исследования: методические условия формирования вырази-тельности речи младших школьников на уроках русского языка (на материа-ле метафоры).
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование выразительности речи младших школьников на уроках рус-ского языка (на материале метафоры) будет успешным, если:
1) обогащение речи младших школьников метафорами осуществляется в соответствии с дидактическим принципом доступности;
2) применяются приемы, направленные на обогащение речи младших школьников метафорами для характеристики и описания объектов дей-ствительности.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретические и методические основы формирования вырази-тельности речи младших школьников на уроках русского языка (на ма-териале метафоры).
2. Проанализировать опыт учителей по проблеме исследования.
3. Разработать комплекс упражнений по формированию выразительности речи младших школьников на уроках русского языка (на материале ме-тафоры).
4. Провести и описать экспериментальную работу по проблеме исследо-вания.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педаго-гической, лингвистической и методической литературы по проблеме иссле-дования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий эта-пы); метод количественного и качественного анализа результатов исследова-ния.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 2 класса МОУ «Яснозоренская СОШ» Белгородского района, Белгородской области. Обу-чение русскому языку ведется по программе С.В. Иванова (УМК «Школа XXI века).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования выразительно-сти речи младших школьников на уроках русского языка (на материале ме-тафоры)» раскрывается понятие «выразительность речи», рассмотрено фор-мирование выразительности речи младших школьников как лингвометоди-ческая проблема, выявлены возможности метафоры как средства формирова-ния выразительности речи.
Во второй главе «Методические основы формирования выразительно-сти речи младших школьников на уроках русского языка (на материале ме-тафоры)» проанализирован опыт методистов и учителей по исследуемой проблеме, представлено описание экспериментальной работы.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изло-жены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 52 наименования источников. Содержание работы изложено на 81 странице.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экс-периментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашей работы мы выявили, что обогащение речи младших школьников метафорами играет большую роль в формировании выразитель¬ности их речи.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования проанализированы особенности формирования выразительности речи, рас¬крыто понятие метафоры.
Во второй главе мы отразили два этапа эксперимента. На констатиру¬ющем этапе эксперимента была проведена диагностика уровня сформиро¬ванности выразительности речи младших школьников. Анализ показал, что сформированность выразительности речи второклассников на среднем и низ¬ком уровне.
Формирующий этап эксперимента был направлен на повышение уров¬ня владения младшими школьниками средствами образной речи. Мы пред¬приняли попытку разработать систему заданий и упражнений, способствую¬щих формированию выразительности речи младших школьников на матери¬але метафоры.
Мы считаем, что решили поставленные задачи, и цель исследования была достигнута. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы формирования образной речи младших школьников на материале метафоры.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учите¬лями-практиками в процессе учебной деятельности, что доказывает практи¬ческую значимость проведенного исследования.



1. Айвазян О.О. Коммуникация и речь / О.О. Айвазян // Вестник Адыгей¬ского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психоло¬гия. - 2012. -№ 2. - С. 10-13.
2. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие / И.В. Арнольд. - М.: Высшая школа, 199. - 140 с.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс / Н.Д. Арутюнова // Теория мета¬форы. Сборник. - М.: Прогресс, 1990. - 512 с.
4. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников / Е.В. Архипова // РЯШ. - 2005. - № 4. - С. 3-11.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Советская Энциклопедия, 1969. - 608 с.
6. Ахтырская Е.Н. Актуальные проблемы ознакомления младших школь¬ников с тропами / Е.Н. Ахтырская // Инновации в науке: сб. ст. по ма¬тер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 10 (59). - Новосибирск: Си- бАК, 2016. - С. 96-100.
7. Ахтырская Е.Н. Вопросы классификации тропов в отечественной фи-лологической науке / Е.Н. Ахтырская // В мире науки и искусства: во-просы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2015. - № 54. - С. 65-69.
8. Ахтырская Е.Н. Теоретические основы ознакомления младших школь¬ников с изобразительно-выразительными средствами языка / Е.Н. Ах- тырская // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2015. - № 11-2. - С. 131-135.
9. Балашова Л.В. Динамическая концепция метафоры: от Аристотеля до современной когнитивной лингвистики / Л.В. Балашова // Вестник Ом¬ского университета. - 2015. - № 2. - С. 169-177.
10. Бассараб С.Н. Выразительность речи / С.Н. Бассараб, С.А. Летошнико- ва, В.В. Толмачева // Символ науки. - 2017. - № 12. - С. 123-125.
11. Блох М.Я. К вопросу о месте метафор в системе языка (на материале метафор внутреннего мира) / М.Я. Блох, Ю.В. Головнева // Преподава¬тель XXI век. - 2014. - т. 2, № 4. - С. 333-343.
12. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое / В.Г. Гак // Мета¬фора в языке и в тексте. - М.: Наука, 1988. - 176 с.
15. Головин Б.Г. Из курса лекций по лингвистической статистике / Б.Г. Г о- ловин. - М.: Просвещение, 1970. - 90 с.
16. Горбунов А.П. Заметки о значении слова и словесно образности / А.П. Горбунов // РЯШ. - 1964. - № 3. - С. 85-88.
17. Грачева Н.Н. Формирование выразительной речи младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL: ййр://открытыйурок.рф/статьи/419933/.
18. Дзюбко Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнения на уроках русского языка: автореферат дис. ... кандидата пе¬дагогических наук: / Г.Ю. Дзюбко. - Рязань, 2006. - 24 с.
19. Евдокимова А.О. Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль / А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, С.В. Иванов. - М.: Вен- тана-Граф, 2017. - 385 с.
20. Елистратов В.В. В трехмерном пространстве языка / В.В. Елистратов // Знамя. - 2006. - № 9. - С. 186-192.
21.Зиновьева Т.И. Обучение школьников интонационной выразительно-сти диалогической речи: пути решения проблемы / Т.И. Зиновьева,
А.В. Богданова // Вестник университета. - 2012. - № 13. - С. 253-258.
22. Иваненко В.Н. Особенности формирования образности речи детей старшего дошкольного возраста / В.Н. Иваненко // Научные преобразо¬вания в эпоху глобализации: сборник статей международной научно - практической конференции (Уфа, 01 мая, 2017 г.). - Уфа: ООО «Аэтер- на», 2017. - С. 132-140.
23. Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 1-4 классов общеоб¬разовательных учреждений / С.В. Иванов [и др.]. - М.: Изд-во «Вента- на-Граф», 2017. - 174 с.
24. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль. ФГОС / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2018. - 384 с.
25. Казакова В.И. Развитие выразительности речи дошкольников: Учеб.- метод. пособие для студентов факультетов дошкольного образования /
В.И. Казакова. - Екатеринбург: Изд. Г.П. Калинина, 2004 (ПЦ АМБ). - 106 с.
26. Казакова В.И. Развитие выразительности речи младших школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук / В.И. Казакова. - Ека¬теринбург, 1998. - 147 с.
27. Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы Школа России. 1 -4 классы. Пособие для учителей / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с.
28. Капацинская Е.В. Определение выразительности и способы се усиле-ния / Е.В. Капацинская // Проблемы экспрессивной стилистики. - Ро-стов н/Д: Изд-во Ростовский университет 1987. - 144 с.
29. Кириллова Е.Ю. Формирование культуры речи младших школьников /
Е.Ю, Кириллова // Инфоурок. - 2017. [Офиц. сайт]. URL:
https: //infourok. ru/formirovanie -kulturi-rechi-mladshih-shkolnikov- 1760438.html.
30. Кочинева О.К. О языковых средствах выражения сравнений, метафор, эпитетов / О.К. Кочинева // РЯШ. - 1972. - № 4. - С. 85-88.
31. Крылова М.Н. Тропы, основанные на контрасте / М.Н. Крылова // Кон¬цепт. - 2016. - № 5. - С. 1-6.
32. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем /Д. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры. Сборник. - М.: УРСС Эдиториал, 2004. - 256 с.
33. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы / С.И. Львова. - 4. изд., стер. - М.: Дрофа, 2001. - 413 с.
34. Максимова А.Б. Метафора как средство формирования и развития вы¬разительности речи школьников младшего и среднего подросткового возраста / А.Б. Максимова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 204-209.
35. Мамедова Егяна Х.К. Лингвистические основы речи детей дошкольно¬го возраста / Х.К. Егяна Мамедова // Вектор науки Тольяттинского гос¬ударственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1 (16). - С. 133-135.
36. Маслечкина С.В. Выражение эмоций в языке и речи / С.В. Маслечкина // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 3. -
С. 231-236.
37. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 632 с.
38.Орлова О.Ю. Фонетические средства выразительности в языке и тек-сте: существующие подходы и перспективы исследования / О.Ю. Ор-лова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная фи¬лология. - 2013. - № 3 (23). - С. 93-99.
39. Перцева Н.К. Метафоричность - одно из условий повышения культуры речи школьников / Н.К. Перцева // Начальная школа. - 2013. - № 8. - С. 52-55.
40. Плещенко Т.П. Выразительность речи / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет // Стилистика и культура речи. - Минск: ТетраСистемс, 2001. - 544 с.
41. Полянских Н.Н. Учимся видеть метафору / Н.Н. Полянских // РЯШ. -
2000. - № 5. - С. 18-23.
42. Пономарева Л.Д. Развитие образного мышления учащихся в процессе речетворческой деятельности: дис. ... д-ра пед. Наук / Л.Д. Пономарева. - СПб., 2004. - 372 с.
43. Приходько В.К. Выразительные средства языка / В.К. Приходько. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
44. Сафина Г.М., Субхангулова Ф.В. Обучение младших школьников вы¬разительности устной речи // Открытый урок. Обучение, воспитание. Социализация [Офиц. сайт]. URL: https://open-lesson.net/3969/.
45. Сычугова Л.П. Речь начинается с образов (Психолингвистические под¬сказки учителю) / Л.П. Сычугова // РЯШ. - 2004. - № 4. - С. 3-6.
46. Рецкер Я.И. Теория перевода и переводческая практика: Очерки линг¬вистической теории перевода. 3-е изд. / Я.И. Рецкер. - М.: Р. Валент, 2007. - 244 с.
47. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2¬е / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
48. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.
49. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд- во Института психотерапии, 2001. - 256 с.
50. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспит. дошкол. образовт. учрежд. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
51. Шевцова А.В. К проблеме развития выразительности речи младших школьников / А.В. Шевцова, Т.В. Мельник // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 826-829.
52. Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительности устной речи / А. И. Шпунтов // Начальная школа». - 1989. - № 4. - С. 16-21.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ