ВЫЯВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «Коррупция»
1.1. Экономическая сущность коррупции 6
1.2. Коррупция как элемент теневой экономики 13
1.3. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией 17
Глава 2. Анализ влияния уровня коррупции на национальную и экономическую безопасность
2.1. Современное состояние национальной и экономической
безопасности 23
2.2. Анализ показателей коррупции в РФ 42
2.3. Оценка влияния коррупции как угрозы национальной и экономической
безопасности 51
3. Пути совершенствования современных методов борьбы с коррупцией
3.1. Современные проблемы в области противодействия коррупции 56
3.2. Антикоррупционная политика государства в России 61
3.3. Рекомендации по совершенствованию методов борьбы с коррупцией...68
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложения 89
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «Коррупция»
1.1. Экономическая сущность коррупции 6
1.2. Коррупция как элемент теневой экономики 13
1.3. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией 17
Глава 2. Анализ влияния уровня коррупции на национальную и экономическую безопасность
2.1. Современное состояние национальной и экономической
безопасности 23
2.2. Анализ показателей коррупции в РФ 42
2.3. Оценка влияния коррупции как угрозы национальной и экономической
безопасности 51
3. Пути совершенствования современных методов борьбы с коррупцией
3.1. Современные проблемы в области противодействия коррупции 56
3.2. Антикоррупционная политика государства в России 61
3.3. Рекомендации по совершенствованию методов борьбы с коррупцией...68
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложения 89
Изучению вопросов коррупции уделяется большое внимание во всем мире. Существование такого явления признается научным сообществом. В ходе многочисленных исследований подтверждено присутствие взяточничества абсолютно во всех экономических системах, независимо от государственного строя, уровня социально-экономического развития страны, сектора экономики, административной системы управления и любых других факторов. Теневая экономика является существенной частью рыночного хозяйства, вопросам изучения проблем ее образования и функционирования посвящено огромное количество экономических исследований в различных областях знаний с преобладанием эмпирического элемента, что свидетельствует о том, что требуются работы обобщающего характера.
Актуальность исследования обусловлена тем, что эффективная государственная политика в области противодействия коррупции, с одной стороны, является важной составляющей его суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. В настоящее время коррупция - предмет значительного числа научных работ и публикаций. Она стала, частью учебных программ многих высших учебных заведений.
Коррупция, самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления. Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих население, лишается бесплатных обязательных услуг, услуг в области здравоохранения, социального обеспечения. Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершенные противоправные деяния - это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населения, что в итоге порождает опаснейшее явление - правовой нигилизм.
Степень изученности феномена коррупции в России пока остается не высокой, хотя наблюдается тенденция роста и за прошедшие год-два многое изменилось. Увеличилось число семинаров и конференций по данной теме, появляются изменения в законодательстве.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования рынка, в целях предотвращения его криминализации.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. Определить теоретические основы и сущность коррупции.
2. Изучить показатели криминализации рынка.
3. Оценить влияние коррупции на национальную и экономическую безопасность.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию методов борьбы с коррупцией.
Объектом исследования выступает коррупция, а так же ее влияние на уровень национальной и экономической безопасности.
Предметом исследования является коррупционная составляющая развития экономики в РФ.
Теоретико-методологической основой исследования выступают результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, материалы семинаров и конференций. Наиболее известные исследователи в данной области: Абалкин Л.И., АкулининФ.В., Борисова К.А.,Боровской В.В., Вечканов Г.С., Глазьев С.Ю., Дудин М.Н., Золотарева Г.И., Калина А.В., Костин В.И..
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, ранжирование, обобщение, а так же анализ нормативных документов.
Эмпирическую базуисследования составляют федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную и экономическую деятельность: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Указ Президента РФ от 03.12.2013 N 878 "Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции", стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Актуальность исследования обусловлена тем, что эффективная государственная политика в области противодействия коррупции, с одной стороны, является важной составляющей его суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. В настоящее время коррупция - предмет значительного числа научных работ и публикаций. Она стала, частью учебных программ многих высших учебных заведений.
Коррупция, самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления. Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих население, лишается бесплатных обязательных услуг, услуг в области здравоохранения, социального обеспечения. Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершенные противоправные деяния - это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населения, что в итоге порождает опаснейшее явление - правовой нигилизм.
Степень изученности феномена коррупции в России пока остается не высокой, хотя наблюдается тенденция роста и за прошедшие год-два многое изменилось. Увеличилось число семинаров и конференций по данной теме, появляются изменения в законодательстве.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования рынка, в целях предотвращения его криминализации.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. Определить теоретические основы и сущность коррупции.
2. Изучить показатели криминализации рынка.
3. Оценить влияние коррупции на национальную и экономическую безопасность.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию методов борьбы с коррупцией.
Объектом исследования выступает коррупция, а так же ее влияние на уровень национальной и экономической безопасности.
Предметом исследования является коррупционная составляющая развития экономики в РФ.
Теоретико-методологической основой исследования выступают результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, материалы семинаров и конференций. Наиболее известные исследователи в данной области: Абалкин Л.И., АкулининФ.В., Борисова К.А.,Боровской В.В., Вечканов Г.С., Глазьев С.Ю., Дудин М.Н., Золотарева Г.И., Калина А.В., Костин В.И..
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, ранжирование, обобщение, а так же анализ нормативных документов.
Эмпирическую базуисследования составляют федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную и экономическую деятельность: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Указ Президента РФ от 03.12.2013 N 878 "Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции", стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Коррупция это сложный социальный феномен. Под собой, она подразумевает деятельность чиновников, государственных служащих, предпринимателей, а так же их взаимоотношения с другими членами общества, связанные с использованием ими своего должностного положения в личных корыстных целях. Такие отношения наносят серьезный ущерб интересам государства и общества.
Коррупция - явление универсальное,так как, возникнув вместе с человеческой цивилизацией, она присутствует во всех типах социального устройства. Она возникает, когда формируется институт власти, появляется группа управляющих людей. В такой ситуации у должностного лица появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, а в личных, как правило, корыстных интересах. В это время, у остальных членов общества, может возникнуть желание повлиять на управленцев. Как правило, влияние проявляется в форме вознаграждения с целью получения решения, учитывающего их интересы по спорным или насущным проблемам жизнедеятельности.
Коррупция крайне отрицательно влияет на все сферы жизни общества. Она ведет к образованию теневого рынка,снижению налоговых поступлений, деформации конкурентных механизмов рынка, ослаблению государственного бюджета. В итоге,доверие общества к чиновникам падает, уменьшается качество работы государственного аппарата, снижается авторитет и престиж страны на международной арене. Из-за развития коррупционных отношений,проявляется резкое социальное расслоение общества. Коррупция оказывает прямое влияние на криминализацию общества, на образование организованной преступности и на дискредитацию права (как основного инструмента регулирования жизни общества и государства).
В определенных условиях, распространение коррупции оказывает положительное воздействие на развитие общества. Это объясняется тем, что с ее помощью можно преодолевать ситуации, которые связаны с неэффективной организацией работы государственных органов власти.
Тем не менее, для современного российского общества положительный эффект от коррупции несопоставим с негативным влиянием. В современной России, коррупция стала угрозой национальной безопасности. Ее присутствие, указывает на объективную необходимость комплексной антикоррупционной политики, способной решить эту проблему и обеспечить нормальные условия для развития российского общества.
Сложившаяся в российском государстве ситуация, связанная с коррумпированностью должностных лиц, во многом объясняется историческими и социокультурными причинами. С одной стороны, к ним относятся:процветание коррупции на протяжении всей истории российской государственности, доминирование коллективистических ценностей и неформальных отношений в среде государственных служащих, высокий уровень дистанции власти между государственными служащими и гражданами. С другой стороны, существование и развитие коррупции обусловлено переходным этапом развития современной России. Этот этап стал причиной упадка экономики и политической нестабильности, падения общего уровня культуры населения, изменения в иерархии ценностных установок членов общества в сторону доминирования материальных потребностей над духовными.
Эти социокультурные факторы существования коррупции привели к развитию в российском обществе многих форм коррупционной деятельности. В системе государственного управления получили распространение такие формы коррупционной деятельности: взяточничество, теневой лоббизм, фаворитизм и непотизм, коррупционный протекционизм, различные способы незаконного присвоения публичных средств для частного использования и политическая коррупция.
Поэтому игнорирование данных оснований коррупции не может способствовать разработке эффективной антикоррупционной политики, приводящей к снижению распространенности коррупционных отношений до уровня, не вредящего нормальному общественному функционированию и развитию современного российского общества.
Российская Федерация для получения положительного результата в сфере борьбы с коррупцией должна осуществлять антикоррупционную политику, предполагающую проведение целого комплекса мероприятий. Она должна включать в себя систему мер, направленных как на пресечение и уголовно-правовое преследование совершаемых коррупционных действий, так и на предотвращение их возникновения путем устранения возможностей злоупотребления властью.
Меры предупредительного характера должны быть направлены на устранение и изменение социокультурных оснований коррупции. Они должны осуществляться в двух направлениях деятельности.
Первое из них должно быть акцентировано на изменении характера властных отношений в обществе в сторону уменьшения возможностей для произвола чиновников и увеличения общественного контроля над ними. Основу этого направления должны составить следующие меры:
1) Устранение условий, создающих при взаимодействии граждан с
чиновниками возможности для совершения последними коррупционных действий.
2) Формирование механизмов, контролирующих деятельность чиновников, а также способствующих ее информационной открытости, «прозрачности» для общественных структур.
3) Привлечение гражданского общества к процессам управления государством.
Второе направление антикоррупционных мер, направленных на предупреждение возникновения коррупции, заключается в формировании в сознании граждан и должностных лиц негативного отношения к коррупционной деятельности. Это направление включает в себя мероприятия по разработке государством антикоррупционной идеологической концепции, по внедрению административной этики в систему государственной службы, по осуществлению программы культурно-образовательных мер, носящих антикоррупционных характер.
Практическое осуществление подобной комплексной
антикоррупционной политики государства может способствовать снижению отрицательных последствий от коррупции до уровня, не препятствующему нормальному развитию современного российского общества.
Однако следует отметить, что феномен коррупции способен изменяться и приспосабливаться к любым неблагоприятным для своего существования условиям. Наблюдающиеся в системе государственной службы формы коррупционных практик могут видоизмениться и приспособиться к проводимым против них мероприятиям. Возможно даже появление новых разновидностей коррупционного поведения должностных лиц, которые раньше не встречались. Поэтому необходимо продолжать исследование динамики развития коррупционной деятельности российских чиновников, выявлять их сущностные черты и условия, способствующие их воспроизводству. Результаты подобных исследований должны быть использованы для внесения корректировок в проводимый государством курс антикоррупционной политики и тем самым должны способствовать достижению положительного результата в сфере борьбы с коррупцией.
Коррупция - явление универсальное,так как, возникнув вместе с человеческой цивилизацией, она присутствует во всех типах социального устройства. Она возникает, когда формируется институт власти, появляется группа управляющих людей. В такой ситуации у должностного лица появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, а в личных, как правило, корыстных интересах. В это время, у остальных членов общества, может возникнуть желание повлиять на управленцев. Как правило, влияние проявляется в форме вознаграждения с целью получения решения, учитывающего их интересы по спорным или насущным проблемам жизнедеятельности.
Коррупция крайне отрицательно влияет на все сферы жизни общества. Она ведет к образованию теневого рынка,снижению налоговых поступлений, деформации конкурентных механизмов рынка, ослаблению государственного бюджета. В итоге,доверие общества к чиновникам падает, уменьшается качество работы государственного аппарата, снижается авторитет и престиж страны на международной арене. Из-за развития коррупционных отношений,проявляется резкое социальное расслоение общества. Коррупция оказывает прямое влияние на криминализацию общества, на образование организованной преступности и на дискредитацию права (как основного инструмента регулирования жизни общества и государства).
В определенных условиях, распространение коррупции оказывает положительное воздействие на развитие общества. Это объясняется тем, что с ее помощью можно преодолевать ситуации, которые связаны с неэффективной организацией работы государственных органов власти.
Тем не менее, для современного российского общества положительный эффект от коррупции несопоставим с негативным влиянием. В современной России, коррупция стала угрозой национальной безопасности. Ее присутствие, указывает на объективную необходимость комплексной антикоррупционной политики, способной решить эту проблему и обеспечить нормальные условия для развития российского общества.
Сложившаяся в российском государстве ситуация, связанная с коррумпированностью должностных лиц, во многом объясняется историческими и социокультурными причинами. С одной стороны, к ним относятся:процветание коррупции на протяжении всей истории российской государственности, доминирование коллективистических ценностей и неформальных отношений в среде государственных служащих, высокий уровень дистанции власти между государственными служащими и гражданами. С другой стороны, существование и развитие коррупции обусловлено переходным этапом развития современной России. Этот этап стал причиной упадка экономики и политической нестабильности, падения общего уровня культуры населения, изменения в иерархии ценностных установок членов общества в сторону доминирования материальных потребностей над духовными.
Эти социокультурные факторы существования коррупции привели к развитию в российском обществе многих форм коррупционной деятельности. В системе государственного управления получили распространение такие формы коррупционной деятельности: взяточничество, теневой лоббизм, фаворитизм и непотизм, коррупционный протекционизм, различные способы незаконного присвоения публичных средств для частного использования и политическая коррупция.
Поэтому игнорирование данных оснований коррупции не может способствовать разработке эффективной антикоррупционной политики, приводящей к снижению распространенности коррупционных отношений до уровня, не вредящего нормальному общественному функционированию и развитию современного российского общества.
Российская Федерация для получения положительного результата в сфере борьбы с коррупцией должна осуществлять антикоррупционную политику, предполагающую проведение целого комплекса мероприятий. Она должна включать в себя систему мер, направленных как на пресечение и уголовно-правовое преследование совершаемых коррупционных действий, так и на предотвращение их возникновения путем устранения возможностей злоупотребления властью.
Меры предупредительного характера должны быть направлены на устранение и изменение социокультурных оснований коррупции. Они должны осуществляться в двух направлениях деятельности.
Первое из них должно быть акцентировано на изменении характера властных отношений в обществе в сторону уменьшения возможностей для произвола чиновников и увеличения общественного контроля над ними. Основу этого направления должны составить следующие меры:
1) Устранение условий, создающих при взаимодействии граждан с
чиновниками возможности для совершения последними коррупционных действий.
2) Формирование механизмов, контролирующих деятельность чиновников, а также способствующих ее информационной открытости, «прозрачности» для общественных структур.
3) Привлечение гражданского общества к процессам управления государством.
Второе направление антикоррупционных мер, направленных на предупреждение возникновения коррупции, заключается в формировании в сознании граждан и должностных лиц негативного отношения к коррупционной деятельности. Это направление включает в себя мероприятия по разработке государством антикоррупционной идеологической концепции, по внедрению административной этики в систему государственной службы, по осуществлению программы культурно-образовательных мер, носящих антикоррупционных характер.
Практическое осуществление подобной комплексной
антикоррупционной политики государства может способствовать снижению отрицательных последствий от коррупции до уровня, не препятствующему нормальному развитию современного российского общества.
Однако следует отметить, что феномен коррупции способен изменяться и приспосабливаться к любым неблагоприятным для своего существования условиям. Наблюдающиеся в системе государственной службы формы коррупционных практик могут видоизмениться и приспособиться к проводимым против них мероприятиям. Возможно даже появление новых разновидностей коррупционного поведения должностных лиц, которые раньше не встречались. Поэтому необходимо продолжать исследование динамики развития коррупционной деятельности российских чиновников, выявлять их сущностные черты и условия, способствующие их воспроизводству. Результаты подобных исследований должны быть использованы для внесения корректировок в проводимый государством курс антикоррупционной политики и тем самым должны способствовать достижению положительного результата в сфере борьбы с коррупцией.
Подобные работы
- ВЫЯВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЙИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Инструменты и методы противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления (Сибирская Пожарно-Спасательная Академия)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ
КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



