РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения 6
1.1. Понятие выразительности речи и роль невербальных средств
общения в её формировании 6
1.2. Невербальные средства общения и их виды 13
1.3. Педагогические условия формирования выразительности речи
младших школьников невербальными средствами общения. 21
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию
выразительности речи невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе 33
2.1. Показатели и уровни оценки выразительности речи младших
школьников на уроках литературного чтения 33
2.2. Методика развития выразительности речи невербальными
средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе 37
2.3. Динамика сформированности уровня выразительности речи
младших школьников на уроках литературного чтения 41
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты формирования выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения 6
1.1. Понятие выразительности речи и роль невербальных средств
общения в её формировании 6
1.2. Невербальные средства общения и их виды 13
1.3. Педагогические условия формирования выразительности речи
младших школьников невербальными средствами общения. 21
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию
выразительности речи невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе 33
2.1. Показатели и уровни оценки выразительности речи младших
школьников на уроках литературного чтения 33
2.2. Методика развития выразительности речи невербальными
средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе 37
2.3. Динамика сформированности уровня выразительности речи
младших школьников на уроках литературного чтения 41
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения
Современная образовательная школа характеризуется, прежде всего, функционально-ролевыми взаимоотношениями педагогов и школьников. Существующее между ними общение - это, в основном, общение обучающего и обучаемого. Это общение не может существовать без использования невербальных средств, которые придают эмоциональную окрашенность, насыщенность речи, выступают как процессуальный элемент педагогического воздействия. Невербальное общение является отражением бессознательной психической деятельности и в гораздо меньшей степени, чем речевая деятельность, контролируется сознанием, что создает весьма благоприятные потенциальные возможности для его использования.
Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе педагогического взаимодействия, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Владение невербальными средствами общения, умение гармонично их употреблять способствует установлению контакта с участниками педагогического процесса, обеспечению комфортного общения, взаимодействия, взаимопонимания. Знание культуры невербального общения необходимо для повышения эффективности работы, для установления хороших взаимоотношений между педагогами, между педагогом и учащимся, для профессиональной самореализации, для повышения качества подготовки учителя, совершенствования педагогического процесса.
Актуальность исследования. Невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться с начала 60-х годов ХХ в., и существует достаточно много взглядов на эту проблему. Большая роль в изучении невербальной коммуникации принадлежит Г.Е. Крейдлину, Е.Н.Верещагину и В.Г. Костомарову и др. На сегодняшний день изучены отдельные составляющие невербального компонента общения: лицевая экспрессия, жестикуляция, кинесика, проксемика, акустика речи и голоса, позы, а также своеобразие и функционирование невербальной коммуникации невербального поведения в целом. Однако, несмотря на наличие многочисленных исследований, существует еще много нерешенных вопросов, в том числе изучение невербальных компонентов общения в аспекте выразительности речи младших школьников.
Данное положение обусловило постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия развития выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе. Решение указанной проблемы составляет цель нашей работы.
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть невербальные компоненты коммуникации и их значение в педагогическом взаимодействии учителя и ученика;
2) обосновать роль невербальных средств общения в формировании выразительности речи;
3) определить педагогические условия обучения невербальным средствам общения младших школьников;
4) провести практическую работу по повышению уровня выразительности речи младших школьников.
Гипотеза: развитие выразительности речи младших школьников будет проходить эффективно, если:
- на уроках литературного чтения участниками педагогического процесса уместно используются разнообразные невербальные средства общения;
- на уроках литературного чтения проводится систематическая работа по использованию невербальных средств общения в речевой деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития выразительности речи учащихся начальных классов.
Предмет исследования: педагогические условия развития выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения на уроках литературного чтения.
База исследования. В данном исследовании принимали участие учащиеся 2 «А» класса МБОУ «СОШ №45».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования, формулируется гипотеза.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения» раскрываются сущность понятия выразительности речи и роль невербальных средств общения в её формировании, выявляются педагогические условия развития выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения, раскрывается сущность невербальных средств общения, а также рассматриваются их виды.
Во второй главе «Опытно-практическая работа по формированию вы-разительности речи невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе» описывается ход экспериментальной работы по формированию выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
Библиографический список включает в себя 50 источников.
В приложение вынесены диагностические материалы, конспекты уро-ков, протоколы наблюдений, таблицы промежуточных результатов исследования.
Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе педагогического взаимодействия, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Владение невербальными средствами общения, умение гармонично их употреблять способствует установлению контакта с участниками педагогического процесса, обеспечению комфортного общения, взаимодействия, взаимопонимания. Знание культуры невербального общения необходимо для повышения эффективности работы, для установления хороших взаимоотношений между педагогами, между педагогом и учащимся, для профессиональной самореализации, для повышения качества подготовки учителя, совершенствования педагогического процесса.
Актуальность исследования. Невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться с начала 60-х годов ХХ в., и существует достаточно много взглядов на эту проблему. Большая роль в изучении невербальной коммуникации принадлежит Г.Е. Крейдлину, Е.Н.Верещагину и В.Г. Костомарову и др. На сегодняшний день изучены отдельные составляющие невербального компонента общения: лицевая экспрессия, жестикуляция, кинесика, проксемика, акустика речи и голоса, позы, а также своеобразие и функционирование невербальной коммуникации невербального поведения в целом. Однако, несмотря на наличие многочисленных исследований, существует еще много нерешенных вопросов, в том числе изучение невербальных компонентов общения в аспекте выразительности речи младших школьников.
Данное положение обусловило постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия развития выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе. Решение указанной проблемы составляет цель нашей работы.
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть невербальные компоненты коммуникации и их значение в педагогическом взаимодействии учителя и ученика;
2) обосновать роль невербальных средств общения в формировании выразительности речи;
3) определить педагогические условия обучения невербальным средствам общения младших школьников;
4) провести практическую работу по повышению уровня выразительности речи младших школьников.
Гипотеза: развитие выразительности речи младших школьников будет проходить эффективно, если:
- на уроках литературного чтения участниками педагогического процесса уместно используются разнообразные невербальные средства общения;
- на уроках литературного чтения проводится систематическая работа по использованию невербальных средств общения в речевой деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития выразительности речи учащихся начальных классов.
Предмет исследования: педагогические условия развития выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения на уроках литературного чтения.
База исследования. В данном исследовании принимали участие учащиеся 2 «А» класса МБОУ «СОШ №45».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, цели исследования, формулируется гипотеза.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения» раскрываются сущность понятия выразительности речи и роль невербальных средств общения в её формировании, выявляются педагогические условия развития выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения, раскрывается сущность невербальных средств общения, а также рассматриваются их виды.
Во второй главе «Опытно-практическая работа по формированию вы-разительности речи невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе» описывается ход экспериментальной работы по формированию выразительности речи младших школьников невербальными средствами общения на уроках литературного чтения в начальной школе (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования.
Библиографический список включает в себя 50 источников.
В приложение вынесены диагностические материалы, конспекты уро-ков, протоколы наблюдений, таблицы промежуточных результатов исследования.
Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что в целом вы-двинутая гипотеза подтвердилась, поставленная цель достигнута, задачи реализованы.
В данной работе мы постарались выявить сущность выразительности речи и роль невербального средства общения в ее формировании, а также рассмотрели виды невербальных средств. Мы убедились в том, что развитие выразительной речи у ребенка - одна из важнейших задач учителя.
Система невербального общения занимает одно из важных мест в структуре процесса общения. Невербальные средства коммуникации являются существенным его дополнением: подтверждают сказанное, усиливают его, иллюстрируют, подчёркивают. Невербальные средства призваны регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.
Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Использование на уроках методов невербального общения способствует не только лишь более основательному пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, впоследствии чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя наиболее широкие возможности для личностного развития. Именно невербальное общение делает нашу речь более яркой и насыщенной.
В проведенном исследовании развитие выразительности речи невербальными средствами общения на уроках литературного чтения подтвердило теоретическую значимость и нашло конкретное практическое решение. Было доказано, что на уроках литературного чтения уместно использовать жесто-мимические и фонационные невербальные средства. Таким образом, результаты исследования подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.
Среди педагогических условий повышения младшими школьниками выразительности речи невербальными средствами общения были названы обращение к невербальному опыту ученика, формирование умения «читать» позы, жесты, мимику, умения правильно оценить ситуацию общения, опора на личный пример учителя, понимание младшими школьниками значения встречающихся слов, а также использование разнообразных методов и приёмов (драматизация, создание ситуации успеха, нетрадиционные формы работы и т.п.). Проверить все условия за время, отведенное на экспериментальную работу, не представилось возможным, однако регулярная, систематическая работа по анализу и использованию невербальных средств общения на уроках литературного чтения дала определённые результаты. Подобную работу ни в коем случае не следует прекращать.
В данной работе мы постарались выявить сущность выразительности речи и роль невербального средства общения в ее формировании, а также рассмотрели виды невербальных средств. Мы убедились в том, что развитие выразительной речи у ребенка - одна из важнейших задач учителя.
Система невербального общения занимает одно из важных мест в структуре процесса общения. Невербальные средства коммуникации являются существенным его дополнением: подтверждают сказанное, усиливают его, иллюстрируют, подчёркивают. Невербальные средства призваны регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.
Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Использование на уроках методов невербального общения способствует не только лишь более основательному пониманию учебного материала, активизации внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, впоследствии чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя наиболее широкие возможности для личностного развития. Именно невербальное общение делает нашу речь более яркой и насыщенной.
В проведенном исследовании развитие выразительности речи невербальными средствами общения на уроках литературного чтения подтвердило теоретическую значимость и нашло конкретное практическое решение. Было доказано, что на уроках литературного чтения уместно использовать жесто-мимические и фонационные невербальные средства. Таким образом, результаты исследования подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.
Среди педагогических условий повышения младшими школьниками выразительности речи невербальными средствами общения были названы обращение к невербальному опыту ученика, формирование умения «читать» позы, жесты, мимику, умения правильно оценить ситуацию общения, опора на личный пример учителя, понимание младшими школьниками значения встречающихся слов, а также использование разнообразных методов и приёмов (драматизация, создание ситуации успеха, нетрадиционные формы работы и т.п.). Проверить все условия за время, отведенное на экспериментальную работу, не представилось возможным, однако регулярная, систематическая работа по анализу и использованию невербальных средств общения на уроках литературного чтения дала определённые результаты. Подобную работу ни в коем случае не следует прекращать.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(НА МАТЕРИАЛЕ МЕТАФОРЫ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование интонационной выразительности речи младшего школьника через обучение пересказу (Иркутский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НЕВЕРБАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе обучения русскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование интонационной выразительности речи младших
школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексической выразительности речи младших
школьников в процессе изучения морфологии глагола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



