РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОСТАВКИ ЛЕСНОГО СЫРЬЯ НА ДЕРЕВОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ДИНАМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
|
Введение 5
1 Анализ транспортно-технологического процесса предприятий лесной отрасли 7
1.1 Сущность, основные понятия и логистический подход к транспортно - технологическому процессу предприятий лесной отрасли 7
1.2 Транспортно-технологический процесс, как объект моделирования.... 10
2 Теоретические аспекты динамического моделирования транспортно-технологического процесса доставки лесного сырья 14
2.1 Динамическая модель оптимизации потоков в транспортно-складской
системе 14
2.1.1 Содержательная постановка задачи 14
2.1.2 Динамическая транспортная задача с задержками 15
2.1.3 Динамическая транспортная задача с управляемыми задержками 18
2.2 Метод динамического согласования производства и транспорта 19
2.3 Учет ущерба от недопоставок в динамических моделях оптимизации 22
3 Разработка эффективной модели процесса доставки лесного сырья с учетом
динамической составляющей 24
3.1 Математическая модель ДТЗЗ минимизации доли транспортной
составляющей 24
3.2 Алгоритм расчета оптимального плана перевозок к ДТЗЗ минимизации
доли транспортной составляющей 26
3.3 Экономическое обоснование эффективности разработанной модели .. 29
4 Безопасность и экологичность проекта 44
4.1 Анализ условий труда 44
4.2 Безопасность производственной деятельности 45
4.3 Противопожарные мероприятия 45
4.4 Экологичность проекта 46
4.4.1 Фоновое состояние объекта 46
4.4.2 Эколого-экономическая оценка 47
4.4.3 Альтернативность проектных решений 48
Заключение 49
Список использованных источников
1 Анализ транспортно-технологического процесса предприятий лесной отрасли 7
1.1 Сущность, основные понятия и логистический подход к транспортно - технологическому процессу предприятий лесной отрасли 7
1.2 Транспортно-технологический процесс, как объект моделирования.... 10
2 Теоретические аспекты динамического моделирования транспортно-технологического процесса доставки лесного сырья 14
2.1 Динамическая модель оптимизации потоков в транспортно-складской
системе 14
2.1.1 Содержательная постановка задачи 14
2.1.2 Динамическая транспортная задача с задержками 15
2.1.3 Динамическая транспортная задача с управляемыми задержками 18
2.2 Метод динамического согласования производства и транспорта 19
2.3 Учет ущерба от недопоставок в динамических моделях оптимизации 22
3 Разработка эффективной модели процесса доставки лесного сырья с учетом
динамической составляющей 24
3.1 Математическая модель ДТЗЗ минимизации доли транспортной
составляющей 24
3.2 Алгоритм расчета оптимального плана перевозок к ДТЗЗ минимизации
доли транспортной составляющей 26
3.3 Экономическое обоснование эффективности разработанной модели .. 29
4 Безопасность и экологичность проекта 44
4.1 Анализ условий труда 44
4.2 Безопасность производственной деятельности 45
4.3 Противопожарные мероприятия 45
4.4 Экологичность проекта 46
4.4.1 Фоновое состояние объекта 46
4.4.2 Эколого-экономическая оценка 47
4.4.3 Альтернативность проектных решений 48
Заключение 49
Список использованных источников
В настоящее время экономические условия жизнеспособности любого лесозаготовительного предприятия непосредственно зависят от его способности быстро реагировать на изменения в инфраструктуре. Постоянно растущая конкуренция, изменения на рынках поставщиков и потребителей, а также территориальная диссоциация и существенное влияние природных факторов обусловливают необходимость своевременного принятия оптимальных решений с точки зрения эффективного функционирования.
В процессе моделирования объектов лесной отрасли, при планировании производства и управлении различными технологическими процессами используются различные методы определения более эффективных инженерных решений.
Методы определения оптимальных решений зависят от сущности решаемой задачи, требуемой точности, изученности рассматриваемого явления, наличия времени на процесс принятия решения и множества иных факторов.
В практике работы проектных организаций и производственных предприятий зачастую применяются методы исследования различных вариантов, аналитические методы, включая методы дифференциального и вариационного исчислений.
В последнее время все шире стали применяться регулярные численные методы, а также методы математического программирования такие, как линейное программирование, динамическое программирование, методы теории массового обслуживания и другие.
Поиск путей решения задачи начинают не с изучения самого объекта, а с подбора готовых или получения новых математических зависимостей. Целью данной дипломной работы является разработка подобной математической модели, для оптимизации самого транспортного процесса, а также оптимизации управления им.
Считается, что эффективное моделирование транспортно - технологического процесса обеспечивает тактическое и стратегическое управление материальными потоками.
Целенаправленный поиск эффективных управленческих решений требует количественной меры и, следовательно, применения математического аппарата. Модели обладают важными достоинствами, но при использовании их нельзя забывать, что реальный транспорт не исчерпывается моделью и не построен из модели. У модели есть начало и ограниченный принцип поведения каждого конкретного звена.
Стремление дать системную оценку вызывает необходимость создания некоторой обобщенной модели транспортного комплекса, на базе которой можно было бы находить в производстве нужную мощность и резервы транспортных предприятий. К данной модели предъявляются следующие основные требования:
- реверсивность (обратимость модели);
- полнота и реальность (максимальное приближение к структуре и функциям исследуемых объектов-многоэлементность, дискретность, наличие обратной связи, определенная жесткость при наличии гибкости в звеньях);
- универсальность (возможность проверки большого числа гипотез и схем, независимость от особенностей каждого конкретного объекта);
- возможность расширения экспериментальных ситуаций накоплением усложняющих условий и параметров, поддающих контролю и количественной оценке;
- возможность расчленения системы или процесса на более простые ситуации, необходимость рассмотрения которых часто возникают при решении конкретных практических задач.
И, наконец, еще одно условие целенаправленности — преемственность в принципах и методах управления, что обеспечивается схемой сквозных, взаимоувязанных планово-проектных решений, работкой комплексных программ и применением программного метода планирования.
Процесс заготовки древесины, с точки зрения логистики и логистического подхода, есть логистический поток, в котором материальный поток лесопродукции, вместе с потоками информации двигается от места произрастания и заготовки (лесосеки) до места его конечного потребления и в процессе этого движения происходит изменение потребительских свойств лесопродукции.
Транспортная задача является частным случаем общей задачи управления материальными потоками. В канонической постановке транспортная задача состоит в нахождении двухиндексного детерминированного оптимального плана перевозок некоторого однородного груза потребителям.
В связи с этим проблема разработки моделей и методов решения динамических линейных многоиндексных транспортных задач является актуальной и перспективной, и определила направление исследований дипломной работы.
В процессе моделирования объектов лесной отрасли, при планировании производства и управлении различными технологическими процессами используются различные методы определения более эффективных инженерных решений.
Методы определения оптимальных решений зависят от сущности решаемой задачи, требуемой точности, изученности рассматриваемого явления, наличия времени на процесс принятия решения и множества иных факторов.
В практике работы проектных организаций и производственных предприятий зачастую применяются методы исследования различных вариантов, аналитические методы, включая методы дифференциального и вариационного исчислений.
В последнее время все шире стали применяться регулярные численные методы, а также методы математического программирования такие, как линейное программирование, динамическое программирование, методы теории массового обслуживания и другие.
Поиск путей решения задачи начинают не с изучения самого объекта, а с подбора готовых или получения новых математических зависимостей. Целью данной дипломной работы является разработка подобной математической модели, для оптимизации самого транспортного процесса, а также оптимизации управления им.
Считается, что эффективное моделирование транспортно - технологического процесса обеспечивает тактическое и стратегическое управление материальными потоками.
Целенаправленный поиск эффективных управленческих решений требует количественной меры и, следовательно, применения математического аппарата. Модели обладают важными достоинствами, но при использовании их нельзя забывать, что реальный транспорт не исчерпывается моделью и не построен из модели. У модели есть начало и ограниченный принцип поведения каждого конкретного звена.
Стремление дать системную оценку вызывает необходимость создания некоторой обобщенной модели транспортного комплекса, на базе которой можно было бы находить в производстве нужную мощность и резервы транспортных предприятий. К данной модели предъявляются следующие основные требования:
- реверсивность (обратимость модели);
- полнота и реальность (максимальное приближение к структуре и функциям исследуемых объектов-многоэлементность, дискретность, наличие обратной связи, определенная жесткость при наличии гибкости в звеньях);
- универсальность (возможность проверки большого числа гипотез и схем, независимость от особенностей каждого конкретного объекта);
- возможность расширения экспериментальных ситуаций накоплением усложняющих условий и параметров, поддающих контролю и количественной оценке;
- возможность расчленения системы или процесса на более простые ситуации, необходимость рассмотрения которых часто возникают при решении конкретных практических задач.
И, наконец, еще одно условие целенаправленности — преемственность в принципах и методах управления, что обеспечивается схемой сквозных, взаимоувязанных планово-проектных решений, работкой комплексных программ и применением программного метода планирования.
Процесс заготовки древесины, с точки зрения логистики и логистического подхода, есть логистический поток, в котором материальный поток лесопродукции, вместе с потоками информации двигается от места произрастания и заготовки (лесосеки) до места его конечного потребления и в процессе этого движения происходит изменение потребительских свойств лесопродукции.
Транспортная задача является частным случаем общей задачи управления материальными потоками. В канонической постановке транспортная задача состоит в нахождении двухиндексного детерминированного оптимального плана перевозок некоторого однородного груза потребителям.
В связи с этим проблема разработки моделей и методов решения динамических линейных многоиндексных транспортных задач является актуальной и перспективной, и определила направление исследований дипломной работы.
Управление лесотранспортным процессом, как и всяким другим производством, включает в себя решение вопросов перспективного планирования и управления.
Лесотранспортные системы являются логистическими системами и обладают всеми характерными для них свойствами. Подход к управлению в лесотранспортных системах состоит в сквозном управлении материальными потоками, которые образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с лесным сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Современное состояние предприятий лесопромышленного комплекса требует углубления теоретических исследований и, прежде всего, разработки новых подходов к планированию через создание новых моделей перевозочного процесса с учетом специфики развития отрасли в условиях рынка, что делает актуальной тему дипломного исследования.
По результатам настоящего исследования сделаны следующие выводы:
- на базе вышеизложенного, выявлено, что транспортно -технологический процесс является логистической системой, при его моделировании необходимо применение системного подхода, который предполагает: согласование ритмов работы отправителей и получателей; учет маркетинговых исследований; учет временных и стоимостных характеристик элементов товародвижения; сокращение запасов готовой продукции;
- на базе произведенного исследования разработана эффективная модель транспортно-технологического процесса с учетом динамической составляющей, сокращающая транспортные затраты в заданных условиях работы, в которой учтены: динамичность и размер рынка, прибыль и затраты участников цепи поставок, как единой системы, где транспорт является важным связующим звеном.
На базе произведенных в дипломном исследовании экспериментальных данных эффективности разработанной модели можно сделать следующие выводы:
1. Предлагаемая постановка ДТЗЗ обеспечивает минимизацию транспортных расходов при реализации лесного сырья для участников системы «поставщик - транспорт - потребитель», учитывает динамику производства и потребления, движение запасов у потребителя и поставщика, затраты на производство, реализацию продукции и динамично реагирует на потребности рынка.
2. Применение математического аппарата ДТЗЗ минимизации транспортной составляющей позволяет определить оптимальное при заданных моментах и объемах спроса распределение объемов производств и оптимальный план перевозок, моменты рассогласования производственных программ спроса и предложения.
3. Применение ДТЗЗ минимизации транспортной составляющей для условий открытой задачи дает возможность нахождения динамики моментов производства, требующих первоочередного, сокращения или увеличения производственной программы.
4. Применение ДТЗЗ минимизации транспортной составляющей в условиях влияния рисков позволяет прогнозировать выручку предприятий поставщиков лесного сырья и затраты предприятий потребителей лесоматериалов для рассматриваемых условий.
5. Данная модель может быть использована для поквартального и помесячного планирования процесса поставок лесного сырья. Технологическая эффективность данной модели заключается в оптимизации ТТП посредством выявления моментов скопления на складах нереализованного объема сырья и моментов недостатка необходимого вида лесного продукта. Модель дает возможность предупреждения технологических несостыковок при поставках лесного сырья.
Лесотранспортные системы являются логистическими системами и обладают всеми характерными для них свойствами. Подход к управлению в лесотранспортных системах состоит в сквозном управлении материальными потоками, которые образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с лесным сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Современное состояние предприятий лесопромышленного комплекса требует углубления теоретических исследований и, прежде всего, разработки новых подходов к планированию через создание новых моделей перевозочного процесса с учетом специфики развития отрасли в условиях рынка, что делает актуальной тему дипломного исследования.
По результатам настоящего исследования сделаны следующие выводы:
- на базе вышеизложенного, выявлено, что транспортно -технологический процесс является логистической системой, при его моделировании необходимо применение системного подхода, который предполагает: согласование ритмов работы отправителей и получателей; учет маркетинговых исследований; учет временных и стоимостных характеристик элементов товародвижения; сокращение запасов готовой продукции;
- на базе произведенного исследования разработана эффективная модель транспортно-технологического процесса с учетом динамической составляющей, сокращающая транспортные затраты в заданных условиях работы, в которой учтены: динамичность и размер рынка, прибыль и затраты участников цепи поставок, как единой системы, где транспорт является важным связующим звеном.
На базе произведенных в дипломном исследовании экспериментальных данных эффективности разработанной модели можно сделать следующие выводы:
1. Предлагаемая постановка ДТЗЗ обеспечивает минимизацию транспортных расходов при реализации лесного сырья для участников системы «поставщик - транспорт - потребитель», учитывает динамику производства и потребления, движение запасов у потребителя и поставщика, затраты на производство, реализацию продукции и динамично реагирует на потребности рынка.
2. Применение математического аппарата ДТЗЗ минимизации транспортной составляющей позволяет определить оптимальное при заданных моментах и объемах спроса распределение объемов производств и оптимальный план перевозок, моменты рассогласования производственных программ спроса и предложения.
3. Применение ДТЗЗ минимизации транспортной составляющей для условий открытой задачи дает возможность нахождения динамики моментов производства, требующих первоочередного, сокращения или увеличения производственной программы.
4. Применение ДТЗЗ минимизации транспортной составляющей в условиях влияния рисков позволяет прогнозировать выручку предприятий поставщиков лесного сырья и затраты предприятий потребителей лесоматериалов для рассматриваемых условий.
5. Данная модель может быть использована для поквартального и помесячного планирования процесса поставок лесного сырья. Технологическая эффективность данной модели заключается в оптимизации ТТП посредством выявления моментов скопления на складах нереализованного объема сырья и моментов недостатка необходимого вида лесного продукта. Модель дает возможность предупреждения технологических несостыковок при поставках лесного сырья.



