Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Работа №67928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Неформальные городские сообщества в городском пространстве 7
1.1. Подходы исследователей к изучению городских сообществ 7
1.2. Структура неформальных городских сообществ 11
1.3. Особенности коммуникации в процессе урбанистического конфликта
между местным бизнесом, властями и горожанами 17
1.4. Примеры зарубежной практики участия неформальных сообществ в
разрешении городских конфликтов 24
Глава 2. Город - как площадка для урбанистических конфликтов 32
2.1. Структура и развитие города 32
2.2. Условия, ведущие к формированию городских конфликтов 35
2.3. Правовое поле городского конфликта 38
2.4. Урбанизм как сфера гражданского активизма 44
Глава 3. Анализ городского конфликта строительства Охта-центра в
Санкт-Петербурге 49
3.1. Структура и динамика конфликта 49
3.2. Формирование городской идентичности и неформальных городских
сообществ на примере Санкт-Петербурга 58
3.3. Политический режим и коалиции в Санкт-Петербурге на примере
строительства Охта центр
Заключение 64
Заключение 73
Список литературы


В настоящее время, в борьбу за развитие городских территорий вступает все больше групп и лиц, с разных сторон заинтересованных в реализации городских проектов. Общественные движения, инвесторы, политические партии привлекают разных специалистов, для рекламы градостроительных проектов, часто, не заинтересованных в создании среды и площадок для согласования интересов с инициативными группами по поводу развития городской территории.
Представления бизнеса и власти города о планировании городских пространств и развитии города в целом, зачастую не включают в себя интересы и ценности местных горожан.
Градостроительные решения местных властей и бизнесе видятся городскому населению, как не адаптированным к конкретным жизненным случаям и не соответствующие их потребностям. Горожане, имея иное представление о том, как должно развиваться городское пространство, в условиях изменений его привычного использования, не принимаемое сообществом, начинают объединяться и выступать против решения местных властей.
Зачастую, для более оперативного вмешательства в исполнение властных решений, деятельность сообщества принимает протестный характер и вовлекает в себя все больше местных жителей. Рост сообщества порождает более сложные взаимоотношения внутри его, с различными ролями и стратегиями поведения.
Вышеперечисленные процессы проходят в городах, имеющие свои особенности: быстрый рост, постоянное увеличение численности населения, увеличение роли городов в жизни общества, преобразование сельской местности в городскую, а также миграция (внутренняя и внешняя) в города.
По данным статистики и исследований:
• большинство граждан мира рождаются горожанами;
• на данный момент в городах проживает более 54% жителей земли;
• урбанизация оказывает влияние на экологическое состояние окружающей среды.
Город - это сложная система, где происходят множество процессов, включающих разных акторов, поэтому городские конфликты затрагивают сразу несколько сторон. Когда конфликт затрагивает ценности горожан, группы инициативных людей начинают формировать неформальное городское сообщество, чтобы оказать влияние на ход конфликта.
Степень научной разработанности темы
На сегодняшний день научный материал о неформальных городских сообществах широко представлен в зарубежной литературе, с использованием социологических подходов. Изучением протестных движений за оспаривание публичных пространств занимались: Ш. Зукин, М. Кроуфорд, Х. Тэнджерс. Вопросу джентрификации городов уделяли внимание: Р. Гласс, Н. Смит, Р. Лей. В последнее время ученые также стали изучать влияние искусства и креативных сообществ на развитие города, среди таких ученых выделяются: Д. Пиндер, В. Поллок, Р. Пэддисон. Среди западных ученых, изучающих неформальные сообщества можно выделить: Э. Венгера, , М. Кастельс, Э. Ливеззи, Р. Парк, Д. Харви, Т. Саттлс. К. Стоун и С. Элкина выдвинули теорию городских режимов, объясняющую власть в городских сообществах.
Среди отечественных ученых, исследования которых посвящены данной тематике, нужно отметить В.Л. Глазычева, Т.М. Дридзе, занимавшихся вопросами городского планирования и развития благоприятной среды проживания в постсоветских городах. Б. Гладарев и М. Закирова изучали протестные инициативы местных жителей и локальных сообществ, И.С. Самошкина, изучавшая территориальную идентичность.
Роль неформальных городских сообществ в разрешении конфликтов является малоизученной, поэтому, изучив роль неформальных городских сообществ в конфликте, может быть сформировано более полное представление о функционировании городских процессов с участием неформальных городских сообществ в конфликтных ситуациях.
Цели и задачи исследования:
Цель работы - анализ формирования и функционирования неформальных городских сообществ в ходе урбанистического конфликта
Задачи:
1) Проанализировать подходы исследователей к изучению городских сообществ
2) Рассмотреть особенности коммуникации акторов в градостроительном конфликте на примере Санкт-Петербурга
3) Изучить структуру городского пространства
4) Очертить правовое поле конфликта
5) Изучить специфику формирования городских сообществ
6) Провести анализ динамики развития неформального сообщества в конфликте
7) Проанализировать структуру и динамику конфликта в процессе строительства «Охта-центра»
Объект и предмет исследования
Объект исследования - неформальные городские сообщества
Предмет исследования - влияние неформальных городских сообществ на ход конфликта
Гипотеза исследования
В процессе конфликтов по оспариванию городских территорий, активные горожане формируются в неформальные городские сообщества, которые могут стать реальным инструментов разрешения конфликта.
Методологическая база исследования
В ходе исследования использовались методы сбора и анализа данных, где методом анализа является тематический анализ документов, материалов СМИ, интервью. Основными приемами анализа собранной информации выступили категоризация и концептуализация.
Теоретическая и практическая значимость исследования
В данной работе для анализа участия неформальных сообществ в городских конфликтах, были изучены и адаптированы к российским условиям ряд концепций: концепция городской идентичности М. Кастельса, концепции общественного участия и общественного развития. Также была применена теория политических режимов К. Стоуна при анализе городского конфликта при строительстве «Охта-центра».
Практическая значимость проведенного исследования, состоит в том сформулированные выводы в работе вносят вклад в исследования вопросов формирования неформальных городских сообществ и их взаимодействия с бизнесом и государственными органами России и могут быть использованы специалистами государственных учреждений и бизнеса, а также самими участниками неформальных сообществ для совместной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя анализ формирования и функционирования неформальных городских сообществ, можно прийти к следующим выводам. В российских условиях деятельность локальных городских сообществ ограничивается условиями, созданными муниципалитетом города, который в свою очередь подчиняется государственной власти и законодательству. Неформальные сообщества в таких условиях рассматриваются скорее в качестве конкурирующих или полностью подчиненных местному муниципалитету групп.
А во взаимодействии с бизнесом, можно отметить, что последний, проявляет свою социальную ответственность через краткосрочные проекты, не видя необходимости и выгоды в долгосрочном сотрудничестве с локальными сообществами. Но, все более частые столкновения этих групп в ходе оспаривания городских территорий, показывают, что в городах уже есть сформированные локальные сообщества, которые могут оказать влияние на ход конфликта. И только с началом протестных движений местных сообществ, власть и бизнес начинает осознавать действительные возможности этих групп.
Рассмотрев город как площадку для урбанистических конфликтов, можно сделать вывод, что город -это сложная система, живой организм, со своими нормами и институтами, где главным ресурсом являются - люди. Вследствие урбанизации, города растут и расширяются, появляются новые горожане, делая демографический состав все более разнообразным. В результате начинается процесс сегрегации, разделяя город по социально-экономическим признакам, сопровождавшийся появлением маргинальных групп. Эти и другие процессы потенциально несут в себе возможность появления конфликтов внутри города.
Однако, было отмечено, что с ростом городов, в них также начали сформировываться, соседские и другие локальные сообщества, так как люди чувствовали потребность в принадлежности к какой либо группе и самовыражении на территории их проживания. Так, начали появляться первые неформальные сообщества, готовые отстаивать свое право на город, участвуя в реализации местных проектов и оспаривании спорных территорий.
Такие сообщества существуют и в современных городах, также участвуя в деятельности по развитию своих городов. В современной России, в постсоветских городах отсутствует отлаженная схема взаимодействия неформальных сообществ, власти и бизнеса. Реализация градостроительной политики по-прежнему идет по генеральному плану, не всегда учитывая все нюансы современных потребностей горожан, не оставляя качественного физического пространства для совместной деятельности местных жителей.
Не смотря на это, можно отметить, что горожане часто проявляют гражданскую активность по вопросам оспаривания городских территорий, в районах, где они проживают, показывая тем самым остальным участникам процесса, что неформальные сообщества недооценены и имеют реальную возможность изменять городское пространство в соответствии со своими нуждами.
Проведя анализ конфликта по поводу строительства Охта-центра, можно сказать, что это был беспрецедентный по масштабам градостроительный конфликт в современной России. Многие жители Санкт-Петербурга и градозащитные сообщества высказались против строительства небоскреба.
Стоит отметить, что процесс строительства Охта-центра затронуло интересы не только одного района, но и всего города, в связи с чем, конфликт вышел за рамки местного самоуправления. Большое количество жителей нуждались в выражении своих интересов через социальное взаимодействие с другими группами. Поэтому горожане начали самоорганизовываться, присоединятся к градозащитным организациям, формируя различные городские сообщества, объединенные одной целью - не допустить строительства Охта-центра, которое может изменить культурно-исторический ландшафт города.
Это позволило сформироваться единому общественному мнению, со стороны противников строительства, которые, не смотря на неравный баланс сил, а именно - властные и финансовые ресурсы коалиции «Газпрома» и власти города, сумели оказать влияние на ход конфликта, путем организации митингов, публичных слушаний, референдума, судебными исками.
Различные подходы к оспариванию территории под строительство небоскреба, позволили ощутимо усилить ресурсы, первоначально слабой стороны. Данный пример показывает, что в градостроительном конфликте, затрагивающим интересы и ценности жителей не только одного района, но и всего города, люди объединяются в локальные сообщества, которые могут оказать влияние на ход конфликта, отстаивая мнение большинства.
Гипотеза, гласящая, что в процессе конфликта по оспариванию городских территорий, активные горожане формируются в неформальные городские сообщества, которые могут стать реальным инструментов разрешения конфликта, подтвердилась с несколькими ограничениями. В ходе оспаривания городских территорий граждане действительно формируются в неформальные сообщества, однако, если конфликт - локального масштаба, на территории определенного муниципалитета и не получает большой огласки в СМИ, зачастую он разрешается в пользу властей или бизнеса, так как те имеют больше ресурсов для воздействия на другую сторону.
Однако, если рассматривать такой конфликт как - оспаривание территории для строительства Охта-центра, где масштабы вышли даже за пределы города и были задействованы участники из различных социальных групп, у неформальных сообществ повышаются шансы использовать больше ресурсов и стать инструментом для разрешения конфликта.
Также стоит отметить, что деятельность неформальных городских сообществ зачастую является временной, пик которой приходится на такие инциденты, как строительство небоскреба в Санкт-Петербурге, где активность горожан заметно повышается, следовательно возрастает и активность локальных сообществ. Однако, после завершений инцидента неформальные городские сообщества часто распадаются, если за время конфликта у них не сложилось четкой структуры и распределения ролей в сообществе, как это было у нескольких градозащитных групп, функционирующих с конца 1980-х годов.



1) Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. //
[Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система
КонсультантПлюс: URL:http: //www. constitution.ru/10003000/10003000-4.htm - (дата обращения: 12.02.2017).
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994. // [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система КонсультантПлюс: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/- (дата
обращения: 12.02.2017).
3) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от
14.11.2002 N 138-ФЗ//[Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система КонсультантПлюс : URL:
http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_39570/ (дата
обращения: 13.02.2017)
4) Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N
190-ФЗ// [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система
КонсультантПлюс : URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ - (дата
обращения: 12.02.2017).
5) О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия,
расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон от 24 декабря 2008 года. [Электронный ресурс] - Официальный сайт администрации Санкт- Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/law?doc&nd=891801807 (дата
обращения: 15.04.2017)
6) О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга: Закон
Санкт-Петербурга от 4 февраля 2009г// [Электронный ресурс]. - Офицциальный сайт администрации Санкт-Петербурга: URL:
https://gov.spb.ru/law?d&nd=456007976&prevDoc=891804215 (дата
обращения: 13.02.2017)
7) О целевой программе Санкт-Петербурга "Строительство
административного делового центра в Санкт-Петербурге". От 2 ноября 2007. [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и научно-технической документации. URL:
http://docs.cntd.ru/document/8427969 (дата обращения: 15.04.2017)
8) Архангельский А. Строительство «Охта-центр»: когда интересы
корпорации важнее истории. [Электронный ресурс]: URL:
https://ria.ru/videocolumns/20090928/186734358.html(дата обращения: 02.04.2017)
9) Амин Э., Трифт Н. Внятность повседневного города. [Электронный
ресурс]: URL: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/amin.html (дата
обращения: 15.04.2017)
10) Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц;
Кучково поле. 2013
11) Буйнов А. Референдум по "Охта центру": четвертая попытка Электронный ресурс]: URL: https://www.zaks.ru/new/archive/view/63284(дата обращения: 04.04.2017)
12) Вагин, В.В. Городская социология. Учебное пособие для
муниципальных управляющих В.В. Вагин.- М.: Московский
общественный научный фонд. - 2014. - 167 с.
13) Вилмос Д. Более половины населения мира проживает в городах// http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=21954#.WQWbh9LyjMw (дата обращения: 12.02.2017)
14) Вирт Л. Избранные работы по социологии. М., 2005. С. 93.
15) В Петербурге построят небоскреб-кукурузу. [Электронный
ресурс]: URL: http://novoteka.ru/sevent/1250679 (дата обращения:
04.04.2017)
16) Газпром нефть названалучшим налогоплательщиком Санкт-
Петербурга [Электронный ресурс]: URL: http://www.spb.gazprom-
neft.ru/press_center/news/gazpromneft_ly4shiy_nalogoplatelwik_spb/ (дата обращения: 17.04.2017)
17) Глава "Газпрома": Мы на 100 процентов профинансируем строительство Охта центра в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]: URL: http://spbcr.ru/commercial_news/glava_gazproma_mi_na_100_protsentov_p rofinansiruem_stroitel stvo_okhta_tsentra_v_sanktpeterburge. html
18) Глазычев В.Л. Урбанистика. Европа; М: - 2008.
19) Городской активизм: 6 объединений, которые меняют облик города [Электронный ресурс]: URL: http://luna-info.ru/discourse/city-activism-petersburg/ (дата обращения: 01.04.2017)
20) Доброхотов Р. В Москве задержан «человек-ведерко», пробежавший по машине с мигалкой [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://newtimes.ru/stati/others/6a42054c8f8bea29ccbd50448df6c7e7-zaderjan-chelovek-vederko.html (дата обращения: 07.03.2017.).
21) Дозор - это задания, которые на первый взгляд невозможно разгадать//http://www.dzzzr.ru/ ( Дата обращения: 22.03.2017)
22) Законопроект о целевой программе по строительству
административно-делового центра в Красногвардейском районе принят в третьем чтении [Электронный ресурс]: URL:
http://www.nevastroyka.ru/1/8459/ (дата обращения: 04.04.2017)
23) Зверев В.С. Интересы и потребности локальных сообществ// Сборник научно - популярных статей для специалистов городского хозяйства. М., 2016, №14
24) Исаев Б.А.Теория политики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2015. — С. 121
25) Карпова Е. «Ночь музеев - 2016» в Петербурге посетили более 81
000 человек// http://www.artnight.ru/media/press-releases/2016-05-26-
2016-81-000 (дата обращения: 22.03.2017)
26) Киселев К.В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук // Структурирование местных сообществ и группы интересов. 2012. №10
27) Кордонский С.Г, Плюснин Ю.М., Скалон В.А.. Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей. Опыт феноменологического исследования. М.: ЦПИ МСУ, 2009. С. 124
28) Конституционный суд принял решение по строительству «Охта- Центра». [Электронный ресурс]: URL: https://rg.ru/2010/07/22/ks-ohta.html
29) Кроль, М. Развитие местных сообществ как основа улучшения
качества жизни людей [Электронный ресурс]: URL:
http://www.cloudwatcher.rU/analytics/3/view/13/ (дата обращения: 23.02.2017)
30) Марышев А.А. Проблемы современной экономики. Вопросы
взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления (на примере опыта США) [Электронный ресурс]// Проблемы современной экономики: URL: http://www.m-
economy.ru/art.php?nArtId=2142 (дата обращения 19.02.2017)
31) Малиновский Б. Аргонавты Западной части Тихого океана. - М.: РОССПЭН. 2012.
32) Матвиенко подписала постановление, разрешающее
строительство небоскреба в «Охта-центре» [Электронный ресурс]: URL: http://www.interfax.ru/russia/103832 (дата обращения: 06.04.2017)
33) Матвиенко пошатнула «Охта-центр» [Электронный ресурс ]:
URL: https://www.gazeta.ru/social/2010/12/03/3454789.shtml (дата
обращения: 13.04.2017)
34) Матвиенко все-таки перенесла стройку небоскреба «Газпрома» с
Охты [Электронный ресурс] : URL:
http://www.newsru.com/russia/09dec2010/ohta.html (дата обращения: 13.04.2017)
35) Митинг в защиту Петербурга [Электронный ресурс]: URL: http://bashne.net/?page_id=183 (дата обращения: 13.04.2017)
36) Морозова Е. В., Мирошниченко И. В. «Инвесторы политического капитала»: социальные сети в политическом пространстве региона // Полис. 2016. № 2. С. 64
37) Пантин В. И., Семененко И. С. Проблемы идентичности и
российская модернизация. [Электронный ресурс]: URL:
http://www.identity.ucoz.ru/load/stati/pantin_vi_semenenko_is_problemy_ identichnosti_i_rossijskaja_modernizacij (дата обращения: 15.04.2017)
38) Парламент Петербурга не дал согласия на референдум по «Охта-
центру» [Электронный ресурс]: URL:
http://www.interfax.ru/russia/116288
39) Пиар с помощью современного искусства [Электронный ресурс ]:
URL: http://gazprom-city.spb.ru/index.php?1+5+571 (дата обращения:
15.04.2017)
40) Плюснин Ю. М. Общественная активность населения малыхгородов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 116-121
41) Примеры разрешения общественных конфликтов/http://uln.real- estate.ru/archive/2011/167/2643/(дата обращения: 28.03.2017)
42) Шомина Е.С. Самоорганизация жителей на локальном уровне//
Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / Под ред. Л. И. Якобсона. М.: Вершина, 2015. 296 с.
43) Самошкина И. Район проживания в чувствах и переживаниях // Communitas. 2016. № 1. С. 35
44) Самошкина И. С. Территориальная идентичность как социально-психологический феномен: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015.
45) Симашко В.А. Уровень жизни в России и странах мира в 2016-2017 году/
http: //finansiko .ru/uroven_zhizni_naseleniya_rossii_stran_mira_2014/ (Дата обращения: 27.03.2017)
46) Слушания по «Охта-центру»: зачем тратить 60 млрд.
[Электронный ресурс]: URL:
https: //www. dp. ru/a/2009/09/01/Slushanij a_po_Ohta_Centru4 (дата
обращения: 06.04.2017)
47) Согомонов А. Современный город: стратегия идентичности // Неприкосновенный запас. 2010. № 2 (70)
48) Степанов Е.И. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. Едиториал УРСС. 2000
49) Стромак В.А. Борьба за иммидж //Ведомости . 2014. №240
50) Castells M. The Power of Identity: The Information Age: Economy, Society and Culture, Volume II. Blackwell Publishers. 2003
51) Cohen, Anthony P. The Symbolic Construction of Community. London: Routledge. 1985
52) Driver F. Imperial Cities: Landscapes, Display and Identity (Studies in Imperialism). Manchester; New York: Manchester University Press, 2013.
53) Fischer. C. To Dwell Among Friends: Personal Networks in Town and City. Chicago: Chicago University Press. 1982.
54) Harvey D. The right to the city and its urban politics of the inhabitant, New Left Review 53. 2015. pp. 23-40
55) Gans H. Urbanism and suburbanism as ways of life: a reevolution of definitions. In H. Gans. People Plans and policies. New York: Columbia University Press and Russel Sage Foundation. 2014.
56) Guidance on Public Participation in Environmental Impact Assessment in a Transboundary Context [Электронный ресурс]: URL: http://www.ecoterra.ru/eng/guid/2-En.htm (дата обращения: 21.02.2017)
57) Fabian, Johannes. Time and the Other: How Anthropology Makes Its Object. New York: Columbia University Press.2014.
58) John P., Cole A. Urban Regimes and Local Governance in Britain and France: Policy Adapta-tion and Coordination in Leeds and Lille // Urban Affairs Quarterly. 33 (3). 1998.
59) Pearson S. V. The growth and distribution of population. — N. Y.: J. Wiley & Sons, Inc., 2014. — P. 211.
60) Miles M. Art, Space and the City. London: Routledge, 1997.
61) Stein, Maurice. The Eclipse of Community: An Interpretation of American Studies. Princeton, NJ: Princeton University Press. 2012.
62) Scholte, Bob. “Toward a Reflexive and Critical Anthropology.” New York: Pantheon Books. 1972. C. 430
63) Stone C. N. Pre-emptive Power: Floyd Hunter’s Community Power Structure Reconside-red // American Journal of Political Science. 32 (1). 2015.
64) Stone C. N. Regime politics: Governing Atlanta, 1946-
1988.Lawrence: University Press of Kansas, 1989
65) Stone C. N. Urban regimes and the capacity to govern: A political economy approach. 1993.
66) Warner, W. Lloyd. The Structure of American Life. Edinburgh:
University Pressm 2014. С. 187


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ