СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «УРЕНГОЙСКОЕ ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ 9
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
«УРЕНГОЙСКОЕ ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «УРЕНГОЙСКОЕ ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ С ОБРАЩЕНИМИ ГРАЖДАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ 9
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
«УРЕНГОЙСКОЕ ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «УРЕНГОЙСКОЕ ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ С ОБРАЩЕНИМИ ГРАЖДАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность дипломного проекта. Важнейшим условием функционирования каждого демократического государства и его нормального развития является установление верховенства закона и строжайшее его соблюдение в обществе, всеми без исключения: государственными органами, должностными лицами, гражданами, и конечно же дальнейшее укрепление гарантий прав граждан, и их охрана.
Одна из самых важных проблем современности, нуждающаяся в полном изучении, - тенденция отдаления власти от населения. Эта проблема свойственна всем уровням власти, в частности и местной.
Обращения граждан в муниципальные органы, учреждения и предприятия с предложениями, жалобами, заявлениями - это одно из средств осуществления охраны прав гражданина, важный источник информации, обязательное при решении текущих проблем, способ укрепления связи между муниципальной властью и населением, решение перспективных вопросов муниципального, социально-культурного и хозяйственного строительства. Обращения граждан так же могут влиять на повышение уровня контроля со стороны населения за деятельностью муниципальных структур.
Изучая обращения граждан, более тщательно и внимательно относясь к поднимаемым в них вопросам, муниципальные предприятия смогут быстрее успевать за изменениями в современном, очень динамичном обществе, что способствует более эффективному становлению власти.
Работники муниципальных предприятий отмечают необходимость взаимодействия с населением и учет инициатив местного сообщества. По данным социологического исследования, доля работников, нерасположенных к взаимодействию с населением, относительно невелика: лишь 20% из них считают, что «серьезное рассмотрение всех инициатив населения отвлекает органы местного самоуправления от оперативного решения проблем и снижает эффективность муниципального управления». Также стоит отметить, что работники Муниципальных предприятий невысоко оценивают готовность местного населения к участию в управлении муниципальным образованием, активность населения в принятие решений. Они считают, что инициативы местного сообщества не всегда носят конструктивный характер (64%), что население ещё не готово к проявлению инициативы и активному участию в решении проблем муниципального образования (60-66%). Не способствует обратной связи населения и муниципальных предприятий и сложившая ситуация с обращениями граждан. Ежегодно в различные органы власти и управления россияне подают порядка 10-15 миллионов обращений (в адрес Президента в 2015 году поступило без малого 340 тысяч обращений). Такой поток вопросов к власти вкупе с несовершенным законодательством позволяет чиновникам до последнего тянуть с ответами.
Поэтапное развитие и углубление демократических начал в жизни местного самоуправления плотно связанны с повышением возможности населения принимать участие в управлении делами общества. Важная роль в этом плане принадлежит праву граждан на подачу обращений.
Степень разработки темы дипломного проекта. В силу своей актуальности проблема работы с обращениями граждан в последнее время все чаще становится объектом научных исследований.
Проблемы участия граждан в управлении государством разрабатывались, начиная с античной эпохи. Наиболее детальными сочинениями того времени по этой проблематике являются «Политика» и «Никомахова этика» Аристотеля. В дальнейшем на протяжении всей истории человечества данный вопрос так или иначе всплывает в различных исследованиях . Огромное внимание проблемам участия граждан уделяли многие классики политической мысли: Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескьё, Д. Милль и др.
В наше время появилось новое понимание участия граждан в жизни общества: с появлением определения негативной свободы и продвижением на первое место не политических, а личных прав (свободы от какого-либо внешнего принуждения, неприкосновенности частной жизни и т.п.) гражданина.
Достаточно интересный анализ института обращений (под названием «административные жалобы») как важной части «раздаточной» экономической системы, дала в своих работах О.Э. Бессонова . Однако работа с обращениями граждан, как форма участия населения в процессе принятия решений пока изучена недостаточно.
Анализ степени актуальности темы дипломного проекта и ее разработанности в научной литературе позволяет выявить проблему дипломного проекта, гипотезу, цели, задачи, объект и предмет.
Проблема дипломного проекта заключается в противоречии между потребностью в более полном учете мнения населения при организации работы муниципальных предприятий и дефицитом теоретических исследований, обосновывающих технологии работы с обращениями граждан.
Гипотеза данного проекта. Современные технические возможности, новейшее системное обеспечение и высококвалифицированный персонал Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой позволяют организовать работу с обращениями граждан на основе использования новейших технологий. Однако этому препятствуют чрезмерный объем документооборота и недостаточная квалификация работников.
Объектом дипломного проекта практика взаимодействия Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с гражданами, а предметом -технологии работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г.Новый Уренгой с обращениями граждан.
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по совершенствованию работы с обращениями граждан в Муниципальном унитарном предприятии «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой.
В рамка достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- исследовать организационно-правовые основы работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с обращениями граждан;
- проанализировать практику работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с обращениями граждан;
- определить основные направления совершенствования работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с обращениями граждан;
Теоретико-методологические основы дипломного проекта. Наибольшее значение для написания дипломного проекта имели: труды отечественных и зарубежных ученных, рассматривающих вопросы функционирования муниципальных учреждений и предприятий. Исследование проблемы опирается на труды таких ученых и специалистов, как: С.С. Алексеев, И.А. Бородин, С.С. Бородин, С.Д. Князев, В.В. Кравченко, С.С. Купреева, А.В. Лошкарев, Е.И. Лыскова, А.А. Маслов, И.Е. Попов, Л.Л. Попов.
Методы исследования: анализ документов (изучение штатного расписания, правил внутреннего распорядка, должностных регламентов, положений об отделах и т.д.), эмпирическое наблюдение (сбор необходимых сведений в процессе прохождения преддипломной практики), метод обобщения.
Эмпирическая база дипломного проекта. При написании дипломного проекта использовались:
1) Законодательные и нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующие вопросы работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях;
2) Законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, определяющие порядок функционирования органов местного самоуправления и муниципальных предприятий.
Практическая значимость дипломного проекта состоит в том, что выявленные характерные черты и рекомендованные мероприятия по совершенствованию работы с обращениями граждан в муниципальное унитарное предприятие «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой могут быть использованы, в связи с их универсальностью, для построения эффективной системы работы с обращениями любого муниципального учреждения.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Одна из самых важных проблем современности, нуждающаяся в полном изучении, - тенденция отдаления власти от населения. Эта проблема свойственна всем уровням власти, в частности и местной.
Обращения граждан в муниципальные органы, учреждения и предприятия с предложениями, жалобами, заявлениями - это одно из средств осуществления охраны прав гражданина, важный источник информации, обязательное при решении текущих проблем, способ укрепления связи между муниципальной властью и населением, решение перспективных вопросов муниципального, социально-культурного и хозяйственного строительства. Обращения граждан так же могут влиять на повышение уровня контроля со стороны населения за деятельностью муниципальных структур.
Изучая обращения граждан, более тщательно и внимательно относясь к поднимаемым в них вопросам, муниципальные предприятия смогут быстрее успевать за изменениями в современном, очень динамичном обществе, что способствует более эффективному становлению власти.
Работники муниципальных предприятий отмечают необходимость взаимодействия с населением и учет инициатив местного сообщества. По данным социологического исследования, доля работников, нерасположенных к взаимодействию с населением, относительно невелика: лишь 20% из них считают, что «серьезное рассмотрение всех инициатив населения отвлекает органы местного самоуправления от оперативного решения проблем и снижает эффективность муниципального управления». Также стоит отметить, что работники Муниципальных предприятий невысоко оценивают готовность местного населения к участию в управлении муниципальным образованием, активность населения в принятие решений. Они считают, что инициативы местного сообщества не всегда носят конструктивный характер (64%), что население ещё не готово к проявлению инициативы и активному участию в решении проблем муниципального образования (60-66%). Не способствует обратной связи населения и муниципальных предприятий и сложившая ситуация с обращениями граждан. Ежегодно в различные органы власти и управления россияне подают порядка 10-15 миллионов обращений (в адрес Президента в 2015 году поступило без малого 340 тысяч обращений). Такой поток вопросов к власти вкупе с несовершенным законодательством позволяет чиновникам до последнего тянуть с ответами.
Поэтапное развитие и углубление демократических начал в жизни местного самоуправления плотно связанны с повышением возможности населения принимать участие в управлении делами общества. Важная роль в этом плане принадлежит праву граждан на подачу обращений.
Степень разработки темы дипломного проекта. В силу своей актуальности проблема работы с обращениями граждан в последнее время все чаще становится объектом научных исследований.
Проблемы участия граждан в управлении государством разрабатывались, начиная с античной эпохи. Наиболее детальными сочинениями того времени по этой проблематике являются «Политика» и «Никомахова этика» Аристотеля. В дальнейшем на протяжении всей истории человечества данный вопрос так или иначе всплывает в различных исследованиях . Огромное внимание проблемам участия граждан уделяли многие классики политической мысли: Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескьё, Д. Милль и др.
В наше время появилось новое понимание участия граждан в жизни общества: с появлением определения негативной свободы и продвижением на первое место не политических, а личных прав (свободы от какого-либо внешнего принуждения, неприкосновенности частной жизни и т.п.) гражданина.
Достаточно интересный анализ института обращений (под названием «административные жалобы») как важной части «раздаточной» экономической системы, дала в своих работах О.Э. Бессонова . Однако работа с обращениями граждан, как форма участия населения в процессе принятия решений пока изучена недостаточно.
Анализ степени актуальности темы дипломного проекта и ее разработанности в научной литературе позволяет выявить проблему дипломного проекта, гипотезу, цели, задачи, объект и предмет.
Проблема дипломного проекта заключается в противоречии между потребностью в более полном учете мнения населения при организации работы муниципальных предприятий и дефицитом теоретических исследований, обосновывающих технологии работы с обращениями граждан.
Гипотеза данного проекта. Современные технические возможности, новейшее системное обеспечение и высококвалифицированный персонал Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой позволяют организовать работу с обращениями граждан на основе использования новейших технологий. Однако этому препятствуют чрезмерный объем документооборота и недостаточная квалификация работников.
Объектом дипломного проекта практика взаимодействия Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с гражданами, а предметом -технологии работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г.Новый Уренгой с обращениями граждан.
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по совершенствованию работы с обращениями граждан в Муниципальном унитарном предприятии «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой.
В рамка достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- исследовать организационно-правовые основы работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с обращениями граждан;
- проанализировать практику работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с обращениями граждан;
- определить основные направления совершенствования работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с обращениями граждан;
Теоретико-методологические основы дипломного проекта. Наибольшее значение для написания дипломного проекта имели: труды отечественных и зарубежных ученных, рассматривающих вопросы функционирования муниципальных учреждений и предприятий. Исследование проблемы опирается на труды таких ученых и специалистов, как: С.С. Алексеев, И.А. Бородин, С.С. Бородин, С.Д. Князев, В.В. Кравченко, С.С. Купреева, А.В. Лошкарев, Е.И. Лыскова, А.А. Маслов, И.Е. Попов, Л.Л. Попов.
Методы исследования: анализ документов (изучение штатного расписания, правил внутреннего распорядка, должностных регламентов, положений об отделах и т.д.), эмпирическое наблюдение (сбор необходимых сведений в процессе прохождения преддипломной практики), метод обобщения.
Эмпирическая база дипломного проекта. При написании дипломного проекта использовались:
1) Законодательные и нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующие вопросы работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях;
2) Законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, определяющие порядок функционирования органов местного самоуправления и муниципальных предприятий.
Практическая значимость дипломного проекта состоит в том, что выявленные характерные черты и рекомендованные мероприятия по совершенствованию работы с обращениями граждан в муниципальное унитарное предприятие «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой могут быть использованы, в связи с их универсальностью, для построения эффективной системы работы с обращениями любого муниципального учреждения.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На сегодняшний день институт обращений граждан представляет собой политический институт, который является элементом исторически сложившейся структуры принятия решений и определяющий, наряду с референдумом и выборами, формы контроля за реализацией принятых решений.
С принятием в 2006 году федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» был устранен ряд важных проблем, таких как законодательно закрепленные принципы работы с обращениями граждан, такие как всеобщность права на обращения, свобода подачи обращений, равноправие и равная ответственность гражданина и государства, гласность разбирательства, объективность, подведомственность обращений, комплексный подход к рассмотрению, законность всего порядка работы с обращениями граждан. Унифицирована система классификации, регистрации, учёта и анализа обращений граждан. Установлено и четко регламентирована ответственность за нарушения в этой сфере. Но все же остаются еще не решенные проблемы.
Работа с обращениями граждан в условиях кардинальных перемен в политической и социально-экономической жизни страны - один из важнейших участков деятельности органов власти всех уровней. Именно через обращения во властные структуры население реализует свое конституционное право непосредственно участвовать в управлении делами государства, области, своего муниципального образования, округа.
В работе Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой с обращениями граждан были выявлены следующие проблемы:
- большой объем бумаг, вследствие которого возникает путаница;
- Отсутствие системности роботы по учеты, обобщению и результатам исполнения поручений Директора Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой;
- информирование населения о возможных участиях в местном самоуправлении и поддержка граждан.
На основе проведенного анализа были разработаны мероприятия по решению вышеуказанных проблем:
- введение программ электронного документооборота;
- установление информационного пункта в холе Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой.
Реализация данных мероприятий обеспечит необходимый уровень информационной открытости органов власти и повысит уровень доверия и взаимодействия Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой с населением. Так же повысится оперативность и качество принимаемых решений и снизится количество вынужденных обращений. После введения программ электронного документооборота уменьшится объем бумаг, что позволит проводить учет, аналитику и регистрацию входящей и исходящей корреспонденции в гораздо меньшие сроки. Пункт информации позволит жителям получать необходимую информацию в сжатые сроки, также как и прямая телефонная линия.
Таким образом, для эффективности работы с обращениями граждан в Муниципальное унитарное предприятие «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой , прежде всего, воля и стремление самих граждан, а также должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления решать данную проблему совместно.
С принятием в 2006 году федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» был устранен ряд важных проблем, таких как законодательно закрепленные принципы работы с обращениями граждан, такие как всеобщность права на обращения, свобода подачи обращений, равноправие и равная ответственность гражданина и государства, гласность разбирательства, объективность, подведомственность обращений, комплексный подход к рассмотрению, законность всего порядка работы с обращениями граждан. Унифицирована система классификации, регистрации, учёта и анализа обращений граждан. Установлено и четко регламентирована ответственность за нарушения в этой сфере. Но все же остаются еще не решенные проблемы.
Работа с обращениями граждан в условиях кардинальных перемен в политической и социально-экономической жизни страны - один из важнейших участков деятельности органов власти всех уровней. Именно через обращения во властные структуры население реализует свое конституционное право непосредственно участвовать в управлении делами государства, области, своего муниципального образования, округа.
В работе Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой с обращениями граждан были выявлены следующие проблемы:
- большой объем бумаг, вследствие которого возникает путаница;
- Отсутствие системности роботы по учеты, обобщению и результатам исполнения поручений Директора Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой;
- информирование населения о возможных участиях в местном самоуправлении и поддержка граждан.
На основе проведенного анализа были разработаны мероприятия по решению вышеуказанных проблем:
- введение программ электронного документооборота;
- установление информационного пункта в холе Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой.
Реализация данных мероприятий обеспечит необходимый уровень информационной открытости органов власти и повысит уровень доверия и взаимодействия Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой с населением. Так же повысится оперативность и качество принимаемых решений и снизится количество вынужденных обращений. После введения программ электронного документооборота уменьшится объем бумаг, что позволит проводить учет, аналитику и регистрацию входящей и исходящей корреспонденции в гораздо меньшие сроки. Пункт информации позволит жителям получать необходимую информацию в сжатые сроки, также как и прямая телефонная линия.
Таким образом, для эффективности работы с обращениями граждан в Муниципальное унитарное предприятие «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой , прежде всего, воля и стремление самих граждан, а также должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления решать данную проблему совместно.



