ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ 9
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
«УРЕНГОЙСКОЕ ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «УРЕНГОЙСКОЕ ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ С ОБРАЩЕНИМИ ГРАЖДАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность дипломного проекта. Важнейшим условием функционирования каждого демократического государства и его нормального развития является установление верховенства закона и строжайшее его соблюдение в обществе, всеми без исключения: государственными органами, должностными лицами, гражданами, и конечно же дальнейшее укрепление гарантий прав граждан, и их охрана.
Одна из самых важных проблем современности, нуждающаяся в полном изучении, - тенденция отдаления власти от населения. Эта проблема свойственна всем уровням власти, в частности и местной.
Обращения граждан в муниципальные органы, учреждения и предприятия с предложениями, жалобами, заявлениями - это одно из средств осуществления охраны прав гражданина, важный источник информации, обязательное при решении текущих проблем, способ укрепления связи между муниципальной властью и населением, решение перспективных вопросов муниципального, социально-культурного и хозяйственного строительства. Обращения граждан так же могут влиять на повышение уровня контроля со стороны населения за деятельностью муниципальных структур.
Изучая обращения граждан, более тщательно и внимательно относясь к поднимаемым в них вопросам, муниципальные предприятия смогут быстрее успевать за изменениями в современном, очень динамичном обществе, что способствует более эффективному становлению власти.
Работники муниципальных предприятий отмечают необходимость взаимодействия с населением и учет инициатив местного сообщества. По данным социологического исследования, доля работников, нерасположенных к взаимодействию с населением, относительно невелика: лишь 20% из них считают, что «серьезное рассмотрение всех инициатив населения отвлекает органы местного самоуправления от оперативного решения проблем и снижает эффективность муниципального управления». Также стоит отметить, что работники Муниципальных предприятий невысоко оценивают готовность местного населения к участию в управлении муниципальным образованием, активность населения в принятие решений. Они считают, что инициативы местного сообщества не всегда носят конструктивный характер (64%), что население ещё не готово к проявлению инициативы и активному участию в решении проблем муниципального образования (60-66%). Не способствует обратной связи населения и муниципальных предприятий и сложившая ситуация с обращениями граждан. Ежегодно в различные органы власти и управления россияне подают порядка 10-15 миллионов обращений (в адрес Президента в 2015 году поступило без малого 340 тысяч обращений). Такой поток вопросов к власти вкупе с несовершенным законодательством позволяет чиновникам до последнего тянуть с ответами.
Поэтапное развитие и углубление демократических начал в жизни местного самоуправления плотно связанны с повышением возможности населения принимать участие в управлении делами общества. Важная роль в этом плане принадлежит праву граждан на подачу обращений.
Степень разработки темы дипломного проекта. В силу своей актуальности проблема работы с обращениями граждан в последнее время все чаще становится объектом научных исследований.
Проблемы участия граждан в управлении государством разрабатывались, начиная с античной эпохи. Наиболее детальными сочинениями того времени по этой проблематике являются «Политика» и «Никомахова этика» Аристотеля. В дальнейшем на протяжении всей истории человечества данный вопрос так или иначе всплывает в различных исследованиях . Огромное внимание проблемам участия граждан уделяли многие классики политической мысли: Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескьё, Д. Милль и др.
В наше время появилось новое понимание участия граждан в жизни общества: с появлением определения негативной свободы и продвижением на первое место не политических, а личных прав (свободы от какого-либо внешнего принуждения, неприкосновенности частной жизни и т.п.) гражданина.
Достаточно интересный анализ института обращений (под названием «административные жалобы») как важной части «раздаточной» экономической системы, дала в своих работах О.Э. Бессонова . Однако работа с обращениями граждан, как форма участия населения в процессе принятия решений пока изучена недостаточно.
Анализ степени актуальности темы дипломного проекта и ее разработанности в научной литературе позволяет выявить проблему дипломного проекта, гипотезу, цели, задачи, объект и предмет.
Проблема дипломного проекта заключается в противоречии между потребностью в более полном учете мнения населения при организации работы муниципальных предприятий и дефицитом теоретических исследований, обосновывающих технологии работы с обращениями граждан.
Гипотеза данного проекта. Современные технические возможности, новейшее системное обеспечение и высококвалифицированный персонал Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой позволяют организовать работу с обращениями граждан на основе использования новейших технологий. Однако этому препятствуют чрезмерный объем документооборота и недостаточная квалификация работников.
Объектом дипломного проекта практика взаимодействия Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с гражданами, а предметом -технологии работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г.Новый Уренгой с обращениями граждан.
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по совершенствованию работы с обращениями граждан в Муниципальном унитарном предприятии «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой.
В рамка достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- исследовать организационно-правовые основы работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с обращениями граждан;
- проанализировать практику работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с обращениями граждан;
- определить основные направления совершенствования работы Муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой с обращениями граждан;
Теоретико-методологические основы дипломного проекта. Наибольшее значение для написания дипломного проекта имели: труды отечественных и зарубежных ученных, рассматривающих вопросы функционирования муниципальных учреждений и предприятий. Исследование проблемы опирается на труды таких ученых и специалистов, как: С.С. Алексеев, И.А. Бородин, С.С. Бородин, С.Д. Князев, В.В. Кравченко, С.С. Купреева, А.В. Лошкарев, Е.И. Лыскова, А.А. Маслов, И.Е. Попов, Л.Л. Попов.
Методы исследования: анализ документов (изучение штатного расписания, правил внутреннего распорядка, должностных регламентов, положений об отделах и т.д.), эмпирическое наблюдение (сбор необходимых сведений в процессе прохождения преддипломной практики), метод обобщения.
Эмпирическая база дипломного проекта. При написании дипломного проекта использовались:
1) Законодательные и нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующие вопросы работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях;
2) Законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, определяющие порядок функционирования органов местного самоуправления и муниципальных предприятий.
Практическая значимость дипломного проекта состоит в том, что выявленные характерные черты и рекомендованные мероприятия по совершенствованию работы с обращениями граждан в муниципальное унитарное предприятие «Уренгойское городское хозяйство» г. Новый Уренгой могут быть использованы, в связи с их универсальностью, для построения эффективной системы работы с обращениями любого муниципального учреждения.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На сегодняшний день институт обращений граждан представляет собой политический институт, который является элементом исторически сложившейся структуры принятия решений и определяющий, наряду с референдумом и выборами, формы контроля за реализацией принятых решений.
С принятием в 2006 году федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» был устранен ряд важных проблем, таких как законодательно закрепленные принципы работы с обращениями граждан, такие как всеобщность права на обращения, свобода подачи обращений, равноправие и равная ответственность гражданина и государства, гласность разбирательства, объективность, подведомственность обращений, комплексный подход к рассмотрению, законность всего порядка работы с обращениями граждан. Унифицирована система классификации, регистрации, учёта и анализа обращений граждан. Установлено и четко регламентирована ответственность за нарушения в этой сфере. Но все же остаются еще не решенные проблемы.
Работа с обращениями граждан в условиях кардинальных перемен в политической и социально-экономической жизни страны - один из важнейших участков деятельности органов власти всех уровней. Именно через обращения во властные структуры население реализует свое конституционное право непосредственно участвовать в управлении делами государства, области, своего муниципального образования, округа.
В работе Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой с обращениями граждан были выявлены следующие проблемы:
- большой объем бумаг, вследствие которого возникает путаница;
- Отсутствие системности роботы по учеты, обобщению и результатам исполнения поручений Директора Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой;
- информирование населения о возможных участиях в местном самоуправлении и поддержка граждан.
На основе проведенного анализа были разработаны мероприятия по решению вышеуказанных проблем:
- введение программ электронного документооборота;
- установление информационного пункта в холе Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой.
Реализация данных мероприятий обеспечит необходимый уровень информационной открытости органов власти и повысит уровень доверия и взаимодействия Муниципального унитарного предприятия «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой с населением. Так же повысится оперативность и качество принимаемых решений и снизится количество вынужденных обращений. После введения программ электронного документооборота уменьшится объем бумаг, что позволит проводить учет, аналитику и регистрацию входящей и исходящей корреспонденции в гораздо меньшие сроки. Пункт информации позволит жителям получать необходимую информацию в сжатые сроки, также как и прямая телефонная линия.
Таким образом, для эффективности работы с обращениями граждан в Муниципальное унитарное предприятие «Уренгойского городского хозяйства» г. Новый Уренгой , прежде всего, воля и стремление самих граждан, а также должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления решать данную проблему совместно.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., с изменениями 21 июля 2014г. [Электронный ресурс]: офиц. текст. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ, с изменениями 01 января 2016г. [Электронный ресурс]: офиц. текст. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ, с изменениями 01 мая 2016 [Электронный ресурс]: офиц. текст. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О муниципальной службе в Российский Федерации федер. закон от 02 марта 2007г. №25-ФЗ, с изменениями 15 февраля 2016 г. [Электронный ресурс]: офиц. текст. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. O государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федер. закон от 02 декабря 2002г. № 161-ФЗ, с изменениями 23 ноября 2015г. [Электронный ресурс]: офиц. текст. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. ЯНАО».
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ, с изменениями от 15 февраля 2016г. [Электронный ресурс]: офиц. текст. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан [Текст]: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534 -VII (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1968 - № 17. - Ст.144.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001г., с изменениями 30 декабря 2015г. [Электронный ресурс]: офиц. текст. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 02 мая 2006г. №59 - ФЗ // Сбор. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 59. - Ст.2060.
I. О Конституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Конституционный Закон № 1от 21 июля 1994 г., с изменениями 04 августа 2014г.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
II. О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов
исполнительной власти [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства РФ от 28 июля 2005 г., с изменениями от 27 декабря 2012г. № 452. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк
«Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. Об утверждении стандарта раскрытия информации МУП «Уренгойское
городское хозяйство» г. Новый Уренгой № 731 от 23 сентября 2010г. [Электронный ресурс]: офиц. текст. - Режим доступа:
http://www.newurengoy.ru/pages/mup ugh.html.
13. Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом г. Новый Уренгой № 65 от 25 ноября 2010 с изменениями 01 июля 2014 г. [Электронный ресурс] офиц. текст. - Режим доступа:http://docs.pravo.ru/document/view/15316243/27112026/
14. Устав муниципального образования город Новый Уренгой № 147 от 21 декабря 1998г., с изменениями 01 июля 2014г. [Электронный ресурс] офиц. текст. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ.банк «Версия Проф». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. ЯНАО».
15. Алексеев, С.С. Теория государства и права [Текст]: / С.С. Алексеев. - Изд.3-е. - Самара: Изд-во Сарат., 2013г. - 171с.
16. Алексеева, Т.В. Документационное обеспечение управления [Текст] /
Т.В1. Алексеева. - М.: МФПА, 2013. - 219 с.
17. Бородин, И.А. О праве граждан на обращение в защиту своих прав и свобод [Текст] /И.А. Бородин // Военно- юридический журнал. - 2011. - №8. С. 12-14.
18. Бородин, С.С. Административное право. Общая и особенная часть[Текст]: / С.С. Бородин С.С. Громыко - СПб.: Питер, 2012. -256с.
19. Бессонова, О.Э. теория раздаточной экономики - новый взгляд на хозяйственное развитие России [Электронный ресурс] / О.Э. Бессонова // Новосибирская экономико-социологическая школа: [сайт] / «НЭСШ». - Режим доступа:http://nesch.ieie.nsc.ru/BESSONOVA.html
20. Бирюкова, С.В. Работа с обращениями граждан в органах местного
самоуправления [Электронный ресурс] / С.В. Бирюкова // VI Международная студенческая электронная научная конференция: [сайт] /Международный студенческий научный вестник. - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/411/3200
21. Головацкая, М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан [Текст] / М. В. Головацкая - СПб.: Питер, 2013. - 11 с.
22. Князев, С.Д. Институт обращений граждан в фокусе административных процедур [Текст] / С.Д. Князев, О.В. Хабибулина //Академический юридический журнал- 2011. - №1(19). - С.56.
23. Костян, И.А. Должностная инструкция: нужна или нет? [Текст] / И.А. Костян // Справочник кадровика. - 2012. - № 3. - С. 92 - 99.
24. Кравченко, В.В. Право граждан РФ на обращение (правовое регулирование и практика реализации) [Текст] /В.В. Крaвчeнко - М., Москва, 2010. - 8 с.
25. Купреев, С.С. Административное право и защита прав и свобод человека и гражданина в современный период [Текст] / С.С.Купреев // Административное право и процесс. - 2011. - № 28. - С.17-18.
26. Лошкарев, А.В. Гарантии законности при рассмотрении обращений граждан в административном порядке[Текст] /А.В. Лошкарев - СПб.: Питер, 2012. - 107 с.
27. Лыскова, Е.И. Право граждан на обращение в суд и юридические методы его защиты [Текст] /Е.И. Лыскова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 111с.
28. Лыскова, Е.И. Становление и развитиеинститута обращений
граждан[Текст] /Е.И. Лыскова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 111с.
29. Маслов, А.А. Реализация материально - правового содержания института обращений граждан в нормах административного права[Текст] /Б.В. Маслов // Вестник Московского Университета МВД России. - 2013. - № 17. - С.15¬16.
30. Маслов, Б.В. Институт обращений граждан [Текст] /Б.В. Маслов // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 8. - С.48-49.
31. Инновации в государстве и праве России [Текст]: материалы международной научно - практической конференции, Нижний Новгород, 2011г. / Е.В. Надыгина. - Нижний Новгород: Инфра, 2013. - 49 с.
32. Надеждина, В.И. Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права [Текст] / В.И. Надеждина. - Минск: Омега, 2011. - 20 с.
33. Незнамова, Е.А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением муниципального образования [Текст] /Е.А. Незнамова //Муниципальная служба: правовые воросы. -2012. - №26. -172 с.
34. Нудельман, В.Я. Обращение граждан в органы публичной власти как институт гражданского общества: понятие, сущность, содержание [Текст] / В.Я. Нудельман // Юридическая мысль. - 2012. - № 39.- С.16-18.
35. Орлова, В.Е. Служебные записки: когда составлять и как оформлять [Текст] / В.Е. Орлова. - М.: Рид Групп, 2014. - № 4. - С. 44 - 52.
36. Подьячев, К.В. Обращение граждан во власть [Текст] / К.В. Подьячев. - СПб.: Питер, 2012. - 186 с.
37. Попов, И.Е. порядок рассмотрения обращений граждан в органы власти: особенности правового регулирования[Текст]: правоохранительные органы: теория и практика / И.Е. Попов. - М.: Москва, 2011. - 137с.
38. Попов, Л.Л. Административное право России: учебник [Текст]: Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - 2010. - 24 с.
39. Почеревин, Е.В. Организация крестьянскими начальниками регулярного делопроизводства в структурах низового самоуправления Алтайского округа Томской губернии в начале XX в. [Текст] / Е.В. Почеревин // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 3 (21). - С. 26-29.
40. Румянцева, В.Г. Альтернатива судебной защиты прав, свободы законных интересов личности - институт обращений граждан в органы государственной и местной власти[Текст]: Государственная власть и местное самоуправление /В.В. Им, А.П. Озерский -М.: Дело, 2011. - 73с.
41. Савонина, Н.Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти [Текст] / Н.Г. Савонина //Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №2(32). - С. 21-23.
42. Сапков, В.В. Информационные технологии и компьютеризация
делопроизводства [Текст]: В.В. Сапков. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
43. Стецовский, Ю.Н. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность [Текст] / Ю.Н. Стецовский - М.: Информ, 2013. - 71 с.
44. Хаманева, Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (Проблемы законодательного регулирования) [Текст] //Государство и право. - 2012. - № 16. - С.13-15.
45. Широбоков, С.А. Правовая мотивация взаимодействия граждан и государства Российской Федерации [Текст] /С.А. Широбоков // Вестник пермского университета. Юридические науки - 2012. -№1. - С.54-55.
46. Юсипова, Е.Г. Распорядительные документы [Текст] / Е.Г. Юсипова // Секретарь-референт. - 2013. - № 9. - С. 15-30.
47. Яичникова, Ю.С. О взаимодействии органов местного самоуправления с населением и общественными институтами в сфере контрольной деятельности [Текст] / Ю.С. Яичникова // Марийский юридический вестник.
- 2012. - № 9. - С.141-143.
48. Янковая, В.Ф. Инструкция по ДОУ [Текст] / В.Ф. Янковая // Секретарь- референт. - 2012. - № 3. - С. 45 - 47.
49. Янковая, В.Ф. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти [Текст] / В.Ф. Янковая // Секретарь-референт. - 2013. - №3. - С. 34.
50. Юсипова, Е.Г. Распорядительные документы [Текст] / Е.Г. Юсипова // Секретарь-референт. - 2013. - № 9. - С. 15-30.