Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №67868

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
274
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психологические особенности дошкольников 7
1.2. Развитие речи в дошкольном возрасте 11
1.3. Игровая деятельность дошкольника 19
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Результаты формирующего эксперимента 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что речевое развитие и развитие игровой деятельности дошкольников в настоящее время вызывает серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Изучение проблемы развития речи детей в игровой деятельности обусловлено тем, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин. Позднее игре были посвящены работы Ф.И. Фрадкиной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Марковой и другие. В связи с тем, что овладение связной речью является одной из ключевых проблем развития речи дошкольников, в разное время данной проблемой занимались такие психологи и педагоги как О.С. Ушакова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, А.М. Бородич и другие.
Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.
Известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни, а необходимо приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению, а также речевое развитие дошкольников.
В нашей работе раскрывается не только значение игровой деятельности дошкольников, но и её роль в речевом развитии детей.
Проблема исследования: каковы психологические условия развития речи дошкольников средствами игровой деятельности?
Цель исследования - изучение психологических условий развития речи дошкольников средствами игровой деятельности.
Объект исследования - развитие речи дошкольников.
Предмет исследования - развитие речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Гипотеза исследования: уровень развития речи у старших дошкольников будет выше, если организация игровой деятельности будет дополнена ролевыми сюжетами, игровыми действиями, новыми лексическими единицами и речевыми эталонами.
В соответствие с целью, предметом и объектом исследования и выдвинутой гипотезой были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению речевого развития в игровой деятельности дошкольника.
2. Изучить характеристики игровой деятельности дошкольников.
3. Выявить уровень речевого развития дошкольников.
4. Выделить характеристики игровой деятельности, которые способствуют развитию речи дошкольников.
5.Организовать формирующий эксперимент по развитию речи средствами игровой деятельности.
6. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
7. Разработать методические рекомендации по развитию речи у дошкольников в условиях игровой деятельности.
Теоретической основой исследования выступили: теория игровой деятельности и её влияние на психическое и личностное развитие ребёнка Д.Б. Эльконин и А.П.Усова; концепция речевого развития Л.С. Выготского; теоретическая концепция А.Р. Лурии, отображающая процессы порождения и восприятия речи «Речь и мышление»; проблемы речевого развития в работах А.Н. Леонтьева и других отечественных психологов и педагогов.
Работы и труды зарубежных психологов Ж.Пиаже - согласно его конструктивисткой теории развитие языка не отличается от развития других психических процессов; В. Штерн, А.Адлер по их мнению изменчивость сюжетов игр под влиянием условий жизни является лишь проявлением неизменной биологической природы игры.
В качестве методов исследования были выбраны теоретический анализ, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ полученных данных; метод математической обработки данных - критерий U -Манна Уитни.
В исследовании были использованы следующие методики: методика «Краткий метод проверки уровня развития устной речи» (Х. Бройер и М. Войффен); методика диагностика речевого развития ребёнка, осознанности восприятия и использования им речи; методика «Последовательность событий» (Л.Н.Бернштейн); «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» (Р.Р. Калинина).
Исследование проходило на базе «МБДОУ детский сад комбинированного вида № 54». Выборку составили 50 дошкольников.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе нашего исследования мы провели теоретический анализ подходов к изучению речевого развития в игровой деятельности дошкольника.
Л.С. Выготский [14;15;16], А.В. Запорожец [33], А.Н. Леонтьев [47;48], С.Л. Рубинштейн [68], Д.Б. Эльконин [93;94] считают игровую деятельность ведущей в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, развивается речь.
По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности»[68;с.214].
Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.
Известный педагог и врач Е.А. Аркин [2] называл игровую деятельность психическим витамином. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни и главное, как мы выяснили, происходит речевое развитие дошкольников.
В повседневной игровой деятельности дошкольники учатся правильно общаться со сверстниками, узнают новые слова, учатся правильно строить предложения. Хорошо, если в этом принимают участие не только воспитатели, но и родители, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать интересные сюжеты.
Диагностика уровня сформированности игровых навыков дошкольника дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка.
Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Игровая деятельность в режиме дня дошкольного учреждения занимает большую часть времени.
В исследовательской работе нами были изучены уровень речевого развития и уровень сформированности игровой деятельности у дошкольников. Уровень речевого развития дошкольников разный. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.
Проблема речевого развития дошкольников хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам,
психологам. Нами было установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Главной задачей речевого развития дошкольника в данном возрасте является совершенствование как монологической, так и диалогической речи.
Результаты диагностики речевого развития и уровня сформированности игровых навыков на первом этапе нашего исследования выявили: у половины испытуемых (52%) средний уровень развития, высокий уровень речевого развития составил 26% испытуемых, около трети имеют низкий уровень(22%). У большинства (56%) старших дошкольников средний уровень сформированности игровых навыков, с высоким уровнем 20%, также около трети (24%) с низким уровнем игровых навыков. Нами было принято решение провести формирующий эксперимент, в котором для всех исследуемых дошкольников актуально создание условий для оптимизации развития данных результатов. После организации формирующего эксперимента произошли статистически значимые изменения уровня развития речи по всем показателям, а именно: в контрольной группе после первого и второго контрольного среза изменений в уровневых показателях не произошло, зато в экспериментальной группе низкий уровень речевого развития уменьшился с 12% до 8%. Уровень осознанности восприятия и использования речевых эталонов увеличился с 16% до 24%. Улучшились показатели уровня игровых навыков дошкольников с низким уровнем стало меньше с 24% до 12% изменились показатели. А количество исследуемых детей с высоким уровнем развития стало больше с 16% до 32%.
Гипотеза исследования - уровень развития речи у старших дошкольников будет выше, если организация игровой деятельности будет дополнена ролевыми сюжетами, игровыми действиями, новыми лексическими единицами и речевыми эталонами, в нашей исследовательской работе нашла своё подтверждение.


1. Алексеева М.М. Яшина В.И.Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
2. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы /под ред. Запорожца А.В. и Давыдова
B. В.- М.: Просвещение, 1967.- 235с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
4. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. Издание: Детство - Пресс. - 2012.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч.
C. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.
6. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
7. Болотина Л.Р., Баранов С.П.. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Т.С. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова.- М.: Академический проект, - 2005.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение,- 1991.
9. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
10. Бубнова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бубнова.- М.: ТЦ Сфера.2007.
11. Васильева Л.А. Основы культуры речи. Издательство «Русский язык» 1990,¬248с.
12. Венгер Л.А., Маруинковская Т.Д. Готов ли ваш ребёнок к школе. М.: Знание, 1994.- 192с.
13. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. - 416с.
16. Выготский Л.С. Проблемы психологического развития ребёнка / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956.
17. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2006. -- 96 с.
18. Голецыова О. Игры в детском саду / О.Галецыова, Л.Клиндова, Я.Бердыхова. М.: Просвещение, 1966.
19. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
20. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 32с.
21. Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок //Дошкольное воспитание. - 2008. -№№1, 2, 3, 4, - 23с.- 32с. -27с. -31с.
22. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Издание: Мозаика - Синтез.- 2012.
23. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста ( 6 - 7 лет ) : Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1973.- 29с.
24. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - 2015.
25. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте //
Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
26. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно - методическое пособие. ФГОС - Издатель -Центр педагогического образования, 2014.
27. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н.Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевых игр детей 5 - 7 лет. Учебно - методическое пособие. Издатель - Центр Педагогического Образования, 2015.
28. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. Издательство: Педагогическое общество России. - 2006.
29. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Н. Гогоберидзе, З.А.Михайлова - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2011.
30. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно - методическое пособие / под ред. О.С.Ушаковой и др.-М.: Просвещение, -2007.- 271с.
31. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»/Т.И.Бабаева и др.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
32. Дошкольное образование: словарь терминов/сост. Виноградова
Н.А.,Микляева Н.В., Толстттикова С.Н.и др.- М.: Айрис - пресс, 2005.
33. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М.,1949. - 247с.
34. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. М.,1989.
35. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104c.
36. Калиниченко А.В.и др. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.,2005.
37. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
38. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. -- М.: Академия, 2006. - 320 с.
39. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. -Дрофа, 2010.¬176 с.
40. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н. Ф. Комарова. - М.: Скрипторий, 2010. - 78с.
41. Комарова И.А., Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. - 2011.
42. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 160с.
43. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 2007. - 128c.
44. Костомаров В.Г., Леонтьев А.А. Некоторые теоретические вопросы культуры речи.// ВЯ.1966.№ 5. С. 10.
45. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. - М.:ИНФРА - М,2008. -400с.
46. Краснощекова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста. М.,2010.
47. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.
48. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения : В2 т.М.: Педагогика, 1983. -Т.1.
49. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей // Учен. зап. ЛГПИ. 1946.Т.53.С.17 - 27.
50. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.
51. Лурия А.Р. Письмо и речь. - М.: Академия, 2008. - 352с
52. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н, Играют девочки: гендерный подход в образовании. М.,2013.
53. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н, Играют мальчики: гендерный подход в образовании. М.,2013.
54. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.
55. Максаков А.И.,Тумакова Г.А, Учите, играя. М.,1979.
56. Методические разработки по развитию речи детей в подготовительных группах детского сада. Кишинев: Штиница, 1980. - 140с.
57. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.,1985.
58. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-пресс, 2004. - 315 с.
59. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2000. - кн.1: Общие основы психологии. - 345 с.
60. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. -
4-е изд.-М.: Владос, 2001.- кн.3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
61. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие- конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 с.
62. Обухова Л.А., Горькова Л.Г., Жиренко О.Е. Сценарии занятий по комплексному развитию дошклольников.М.,2009.
63. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
64. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
65. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2007 - С. 130 - 132.
66. Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.
67. Развитие речи у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логвинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А.Сохина. - №-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1984. -223с.
68. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 433 с.
69. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
70. Рудик О.С. С детьми играем - речь развиваем. Часть 1. Учебно - методическое пособие. Издательство: Сфера. Серия: Развитие речи « Шаг за шагом».- 2013.
71. Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14.
72. Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи//Хорошая речь.- Саратов,2001.- С.16-28.
73. Скажи по- другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2007. - 10 с.
74. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. - М., 2004. - 215 с.
75. Солнцева О.В.Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей.- СПб.: Речь ; М.: Сфера, 2010.
76. Сомкова О.Н. Развиваем речь детей. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010.
77. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982.
78. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер,2006.-208с.
79. Степанов В.А.Русские пословицы и поговорки. Словарь - игра от А до Я. М.,1999.
80. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребёнка. М.:2009,-75с.
81. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.
82. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Г.А. Урунтаева.- 8-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия».2010.- 368с.
83. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А.В.Запорожца. М.:Просвещение,1976.
84. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006.
- №1. - С. 59-66.
85. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.-2-е изд.- М.:ТЦ Сфера, - 2008.- 96с
86. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155).
87. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. М., «Просвещение», 2000.
88. Федотова А.М. Познаём окружающий мир играя. Сюжетно -дидактические игры для дошкольников. - 2015.
89. Фомичева Г.А. ,Лотарев В.К., Николаичева А.П.//Воспитание в дошкольных учреждениях. - М.,2010. - 24с.
90. Хачапуридзе Б.И. О построении дидактических материалов и игр// Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А.В.Запорожца, А. П, Усовой. М.: Просвещение, 1966.
91. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.
92. Щерба Л.В.Языковая система и речевая деятельность. - Л.,1974.- С.35.
93. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2000. - 348 с.
94. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 5-19.
95. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука, 2002. С. 17-58.
96. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей : пособие для самостоятельной работы : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений .- 2-е изд..стер.. -М.: Издательский центр «Академия» - 2007. - 192с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ