Введение 3
1. Теоретические основы развития спортивного туризма 6
1.1. Спортивный туризм, его сущность и особенности организации 6
1.2. Развитие спортивного туризма в России и за рубежом 14
1.3. Технологические особенности спортивного туризма 24
2. Анализ финансово- хозяйственной деятельности ООО «Центр Мира» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Центр Мира»...29
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 40
2.3. Оценка потенциала Белгородской области для развития спортивного
туризма 51
3. Разработка велотура по Грайворонскому району «Грайворонский забег».57
3.1. Общая характеристика тура 57
3.2. Финансово-экономическое обоснование тура 63
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложения 74
Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной эко-номики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.
Спортивный туризм - это особый вид туризма, благодаря которому, туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями собы-тий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не про¬изойдет.
Спортивный туризм - это общенациональный вид спорта в России, от¬ражающий национальные традиции России. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни са¬мих туристов. Спортивный туризм относится к социальному виду спорта, им занимаются слои населения, не имеющие больших доходов, т.к. он не требу¬ет относительно больших материальных расходов.
Спортивный туризм представляет собой самостоятельную и социально - ориентированную сферу, образ жизни значительной части общества. Он яв¬ляется эффективным средством духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимо¬уважения, формой «дипломатии» основанной на реальном знакомстве с жиз¬нью, историей, культурой, обычаями. Спортивный туризм по своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание, а также осуществляет разно¬образные спортивные, оздоровительные, рекреационные, познавательные, воспитательные, экономические и другие функции. По типу мероприятий спортивный туризм реализует свои цели при организации и проведении: пу¬тешествий, спортивных походов, соревнований, слетов, экспедиций, экстре¬мальных спортивных туров, спортивно-туристских школ по подготовке гидов и инструкторов спортивного туризма.
Белгородская область - одна из наиболее интересных в туристическом плане территорий России.
Белгородская область характеризуется интересным рельефом, красотой рек и разнообразием живописного ландшафта. Здесь существуют все воз¬можности для развития нетрадиционных форм туризма. На территории края находится множество археологических и этнологических памятников, а именно: древние поселения и городища, горные выработки на мел.
Спортивный туризм - один из самых перспективных секторов экономи¬ки области с большим потенциалом для быстрого развития, при его изуче¬нии.
Актуальность данной работы определена тем, что спортивный туризм являлся и продолжает являться неотъемлемой частью жизни большей части населения Белгородской области, оказывая положительное влияние на орга¬низм человека, поддерживая здоровье и хорошую физическую форму, и за¬ключается в том, что изучение особенностей и состояния спортивного туриз¬ма в Белгородской области позволяют его развивать.
Таким образом, проблему можно сформулировать следующим образом: недостаточная степень изученности особенностей и состояния спортивного туризма в Белгородской области для дальнейшего развития.
Цель данной работы - на основе анализа перспектив развития спортив¬ного туризма в Белгородской области разработать спортивный тур.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
- рассмотреть теоретические основы развития спортивного туризма;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности в ООО «Центр Мира;
- разработать спортивный тур по Белгородской области.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послу¬жили исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как: О.Т.
Лойко, Е.Н. Артемовой, В.А. Козловой, И.В. Зорина, Т.П. Кавериной, В.А.
Квартальноваи др.
Информационной базой исследования являлись статьи материалов конференций таких ученых как: А.Ю. Королева, В.М. Макарова.
Методами исследования послужили такие общенаучные методы, как: теоретический и статистический анализ.
Апробация результатов исследования заключается в том, что разрабо- танныйспортивный тур по Белгородской области может использоваться турфирмами Белгорода и области.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 73 страниц печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка исполь¬зованных источников в количестве 61источник, проиллюстрировано 21 таб¬лицами и 9 рисунками.
В теоретической части выпускной квалификационной работы мы рас-смотрели теоретические основы развития спортивного туризма. Для этого мы решили следующие задачи нашего исследования: раскрыли сущность и осо-бенности организации спортивного туризма, проанализировали уровень раз-вития спортивного туризма в России и за рубежом, рассмотрели технологи-ческие особенности спортивного туризма.
Спортивный туризм - это вид спорта по преодолению протяженного отрезка земной поверхности, называемым маршрутом. Сущность спортивно-го туризма заключается в том, что в данном виде туризма проявляется не просто активная двигательная деятельность, а сочетание физических и воле-вых качеств участника спортивного тура. Особенности спортивного туризма: наличие природно-рекреационных условий при организации спортивных ту-ров; наличие масштабной материальной базы; наличие квалифицированных и опытных инструкторов по соответствующему виду спорта, мастеров и кан-дидатов в мастера спорта для работы с туристами; географичность; ком-плексность; классификация по сложности.
Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско- спортивный союз России и его технический комитет - Федерация спортивно¬го туризма России. На сегодняшний день, статистические данные свидетель-ствуют, что Россия существенно отстает от многих зарубежных стран по раз-витию спортивного туризма.
Раскрывая вторую главу работы, мы проанализировали потенциал для развития спортивного туризма в Белгородской области.
Для этого, подробно рассмотрели важные аспекты ресурсов нашего ре-гиона: рельеф и водные объекты. Составили таблицы их оценки для спортив-ного туризма, в результате которых было выявлено, что рельеф Белгородской области не позволяет развивать альпинизм, но зато можно развивать спелео¬туризм, пеший, вело и авто туризм, а водные объекты позволяют развивать: спортивную рыбалку, сплавы на катамаранах, рафтах, плотах, байдарках и надувных лодках.
Согласно проведенному анализу, схематически выполнили зонирова¬ние территории Белгородской области и выявили районы, располагающие значительными ресурсами для развития спортивного туризма.
В третьей части нами был разработан велотур «Грайворонский забег».
Разработанный тур нацелен на внедрение спортивно - оздоровительно¬го туристического продукта.
Данное мероприятие разработано с целью оздоровления, спортивного и личностного развития, и ориентировано на привитие патриотизма и навыков командной деятельности.
Были разработаны: паспорт маршрута, программа тура, карта маршру-та, календарный график разработки тура; составлены калькуляция тура и рассчитана экономическая эффективность реализации тура.
Расчет экономической эффективности реализации тура показал, что данное мероприятие принесет предприятию прибыль и целесообразно к внедрению.
На основе анализа перспектив развития спортивного туризма в Белго-родской области был разработан спортивный тур- это значит, что цель рабо-ты достигнута. Задачи, определенные для достижения цели выполнены в полном объеме. Гипотеза исследования, в качестве которой выступало пред-положение о том, анализ основных теоретико-методологических подходов к особенностям организации спортивного туризма и анализа эмпирических данных позволило разработать экономически выгодный спортивный велотур в Белгородской области, который послужит показателем перспективы разви-тия спортивного туризма в Белгородской области - подтвержде- на.Спортивный туризм - это перспективный сектор экономики с большим по-тенциалом для быстрого развития, так как Белгородская область обладает высоким ресурсным потенциалом, для развития данного туризма.
1. Алексеев А. Эльбрус и его отроги [Текст] / А. Алексеев, М.: Изд-во: «И.В. Балабанов», 2012. - 176 с.
2. Алексеев А.А. Питание в туристическом походе [Текст] / А.А. Алексеев. - М.: Изд-во: «И.В. Балабанов», 2013. - 96 с.
3. Алексеева О.В. Технология активных видов туризма[Текст]: учебно- метод. пособие / О.В. Алексеева. - Улан - Удэ: ВСГАКИ. 2014. - 68 с.
4. Артемова Е.Н. Основы гостеприимства и туризма [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/artemova.htm.
5. Бабкин А.В. Специальные виды туризма [Текст] / А.В. Бабкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 252 с.
6. Байковский Ю.В. Классификация и особенности горных
неолимпийских видов спорта[Текст]: учебно-методическое пособие / серия: Научно-методическая литература по горным видам спорта // Ю.В. Байковский. - М.: Вертикаль, Астра-пресс, 2014.-253 с.
7. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта[Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.В. Байковский. - М.: Вертикаль, Анита-пресс, 2013. - 200 с.
8. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме [Текст]/ И.С. Барчуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 224 с.
9. Бгатов А.П. Безопасность в туризме[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П. Бгатов. - М.: Форум, 2014. - 174 с.
10. Безопасность туризма[Текст]: учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 272 с.
11. Белобров В.П. Почвогрунты и зеленые газоны спортивных и технических сооружений [Текст]/ В.П. Белобров. - М.: ГЕОС, 2015. - 178 c.
12. Берлянт А.М. Картография[Текст]: учебник /А.М. Берлянт. - 2 -е издание, исправленное и дополненное. - М.: КДУ, 2014. - 328 с.
13. Биржаков М.Б. Введение в туризм [Текст] / М.Б. Биржаков. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2015. - 192 с.
14. Бойко А.Е. Системный подход к пониманию туризма как вида экономической деятельности [Текст] / А.Е.Бойско // Известия ИГЭА. - 2014. - №3 (71). - С. 81-84.
15. Буйленко В.Ф. Туризм [Текст] / В.Ф. Буйленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 416 с.
16. Винокуров М.А. Что такое туризм? [Текст] / М.А. Винокуров // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. - 2014. - №3. - С. 1-9.
17. Востоков И.Е. Основные концептуальные аспекты системы развития спортивного туризма в России [Текст] / И.Е. Востоков. - М.: - 2006. - 26 с.
18. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие для вузов / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. - 3-е изд., стер. - М.: Академия,
2014. - 208 с.
19. Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма Учебное пособие для студентов специальности «Туризм» [Текст] / Ю.П. Грицак. - Харьков: Экограф, 2014. - 164 с.
20. Дитятев О.П. Основы техники спортивного туризма и спортивного ориентирования[Текст]: учебно-методическое пособие / О.П. Дитятев. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 72 с.
21. Дмитриева Е.А. Рекомендации по разработке и оформлению туристских маршрутов/ Е.А. Дмитриева. - Белгород, 2014. - 98 с.
22. Дурович А.П. Маркетинг в туризме Учебное пособие [Текст] / А.П. Дурович. - Минск: Новое знание, 2013. - 496 с.
23. Дурович А.П. Организация туризма Учебное пособие [Текст] / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. - Минск: Новое знание, 2013. - 632 с.
24. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст] / М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2015. - 192 с.
25.Зализняк Е.А. Региональный туризм: основные признаки и условия развития [Текст] / Е.А. Зализняк //Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. - 2014. - №2 (19). - С. 70-76.
26.Здоров А.Б. Экономика туризма Учебник [Текст] / А.Б. Здоров. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 272 с.
27.Зорин И.В. Туризм как вид деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/zorin12.htm.
28.Зорин И.В. Энциклопедия туризма. Справочник [Текст] / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 368 с.
29.Зырянов А.И. Равнинный туризм [Текст] / А.И. Зырянов, Н.А. Емельянова // Географический вестник. - 2013. - №4(23). - С. 1-4.
30. Известия Сочинского государственного университета. 2012. №4
(22).
31. Квартальнов В.А. Туризм [Текст] / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 320 с.
32. Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие[Текст]/ Ю.С. Константинов. - М.: Советский спорт,
2014. - 392 с.
33. Королев А.Ю. Географические и тактические аспекты спортивного туризма [Текст] / А.Ю. Королев // Географический вестник. - 2013. - №2. - С. 1-9.
34. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //tourlib. net/books_tourism/loj ko .htm.
35. Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие [Текст] / С.А. Наумова. - Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013. - 127с.
36.Осипов Б.А. Методика оценки социально-экономической
эффективности внутреннего туризма [Текст] / Б.А. Осипов, В.В. Соколенко, Ю.Д. Шмидт // Вестник ТГЭУ. - 2011. - №3. - С. 3-11.
37.Папирян Г.А. Маркетинг в туризме[Текст] / Г.А. Папирян. — М.:
Международные экономические отношения, 2014. - 260 с.
38. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг [Текст]/ Е.В. Песоцкая. - СПб.: Питер, 2013.- 290 с.
39. Природно-рекреационные и культурно-исторические ресурсы Горной Колывани [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Барнаул, 2014. - Режим доступа:ййр://б9237251169.пагоб.ги/Раде-2.й1ш1.
40. Программа развития спортивного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 гг.
41. Путрик Ю.С. Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции [Текст] / Ю.С. Путрик // Вестник ТГУ. - 2013. - №311. - С. 95-101.
42. Сергеева Г. Вход не воспрещён или секретики детского отдыха[Текст] / Г. Сергеева // Туризм. - 2014. - №3. - С. 24-26.
43. Сидорчук Р. Маркетинг в малом бизнесе[Текст] / Р. Сидорчук // Маркетинг.- 2013. - №5. - С. 80-86.
44. Сирополис Н. Управление малым бизнесом [Текст]/ Н. Сирополис. - М.: Дело, 2014. - 433 с.
45. Славгород. Итоги столетия: Юбилейный статистический сборник. 1910 - 2014.- Барнаул, 2014. - 144 с.
46. Соколова М.В. История туризма. Учебное пособие [Текст] / М.В. Соколова. - М.: Мастерство, 2014. - 352 с.
47. Соловьев Б.А. Маркетинг[Текст] / Б.А. Соловьёв. - М.: ИНФРА-М,
2015. - 250 с.
48. Спортивный туризм [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -
Томск, 2005. - Режим доступа: http://fdpp-
tyrizm.narod.ru/forms__1ikbez__sport.htm.
49. Сухов Р.И. Организация работы туристского агентства / Р.И. Сухов.- М.: Академия, 2015. - 160 с.
50. Третьякова Т.Н. Сервисная деятельность[Текст] / Т.Н.Третьякова.- М.: Академия, 2014. - 304 с.
51. Ушаков, Д.С. Технологии продаж в туристском бизнесе [Текст]/ Д.С. Ушаков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 260 с.
52. Федько В.П. Маркетинг [Текст]/ В.П. Федько. - Ростов н/Д.: Феникс,
2015. - 256 с.
53.Черемисин П.А. Виды современного туризма[Текст] / П.А.
Черемисин // География в школе. - 2013. - №6.- С. 29 - 35.
54.Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия и практика [Текст]/ Т.Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2014.- 743 с.
55.Чудесова, Н.Н. Маркетинговый подход к управлению коммерческой деятельностью фирмы [Текст]/ Н.Н. Чудесова. - Майкоп.: МГТИ, 2013. - 38 с.
56.Филипповский, Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства [Текст] / Е.Е. Филипповский, Л.В. Шмарова. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 176 с.
57.Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник [Текст] / А.Д. Чудновский. - М.: Юркнига, 2015. - 448 с.
58. Tourism Management: Analysis, Behaviour and Strategy/ Edited by A.G.Woodside, D.Martin: CABI, 2008. - 528 p.
59. The Association Market Worldwide ICCA, 2008. 248 p.
60. Goteborg &Co.Conventions, Tourism, Events, Trade &Industry.2003, 146 p.
61. Ninemeier J.D. Discovering Hospitality and Tourism: The World's Greatest Industry/ J.D.Ninemeier, J.Perdue: Pearson Education, 2008. - 680 p.