МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты международного туризма 5
1.1. Основные понятия международного туризма и его виды 5
1.2 Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и регулирование туристских услуг 10
1.3 Теоретические основы страхования туристов 14
Глава 2. Проблемы развития международного туризма в России 17
2.1. Основные характеристики состояния и развития международного туризма в мировой
экономике и в России 17
2.2. Проблемы повышения инвестиционной привлекательности России как туристской дестинации
Глава 3. Перспективные направления развития международного и внутреннего туризма в России. 30
3.1 Лечебно-оздоровительный туризм за рубежом и в России 30
3.2 Направления деятельности туристических компаний Исида Тревел Сервис и Пегас Туристик и рекомендации по ее развитию 36
Заключение 42
Список использованных источников 46
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты международного туризма 5
1.1. Основные понятия международного туризма и его виды 5
1.2 Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и регулирование туристских услуг 10
1.3 Теоретические основы страхования туристов 14
Глава 2. Проблемы развития международного туризма в России 17
2.1. Основные характеристики состояния и развития международного туризма в мировой
экономике и в России 17
2.2. Проблемы повышения инвестиционной привлекательности России как туристской дестинации
Глава 3. Перспективные направления развития международного и внутреннего туризма в России. 30
3.1 Лечебно-оздоровительный туризм за рубежом и в России 30
3.2 Направления деятельности туристических компаний Исида Тревел Сервис и Пегас Туристик и рекомендации по ее развитию 36
Заключение 42
Список использованных источников 46
Приложения
В последнее время большее значение в экономике как развитых, так и развивающихся стран приобретает торговля услугами. Услуга представляет собой создание полезной деятельности исполнителем для удовлетворения потребностей как индивидуальных клиентов, так и для всего общества и населения в целом . Развитие сектора услуг позволяет странам увеличивать величину получаемых доходов и создавать рабочие места. В развитых странах доля услуг в структуре ВВП составляет более 50% (как правило, около 70%) .
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Для России очень важно развитие международного туризма, так как данное направление является прибыльным для экономики. Туризм по определению ООН - «это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства» . Данное определение универсально для внутреннего и для международного туризма.
Международный туризм является активно развивающейся сферой мировой экономики, стимулируя улучшение инфраструктуры, возрождение и укрепление культурных традиций, усиление мер по охране природы, инновационное развитие стран и т.д.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении состояния, проблем и перспективных направлений международного туризма в России.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решение следующих задач:
- дать определения основных понятий, используемых для характеристики международного туризма,
- определить основные виды международного туризма и критерии их классификации,
- выделить основное содержание ГАТС, определяющее его роль в регулировании международной торговли услугами, в том числе туристскими,
- дать характеристику состояния и проблем развития международного туризма в мировой экономике и в России,
- доказать гипотезу о перспективах развития лечебно-оздоровительного туризма в России,
- рассмотреть направления деятельности двух конкретных туристских компаний, работающих в России и дать некоторые рекомендации по развитию их деятельности.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является международный туризм. Предмет исследования - направления развития международного туризма России.
Теоретические аспекты международного туризма нашли отражения в работах таких авторов как Квартальнов В.А., Фролова Т.А., Александрова А.Ю. Вопрос об инвестициях в данную отрасль рассмотрен в работах Загурской С.Г., Курачевой М.Е. и др. Страхование туризма представлено в работах Кузнецовой Н.П., Писаренко Ж.В., Меркурьевой И.С. и др. Направлению лечебно-оздоровительного туризма уделено внимание в работах Ефименко Н.В., Глухова А.Н. и др. Факторы конкурентного преимущества рассматривал такой автор как М. Портер. Внимание проблемам международного маркетинга услуг уделено в коллективной работе Международный маркетинг под редакцией Воробьевой И.В., Пецольтд К. и Сутырина С.Ф., а также других публикациях.
Статистической базой для выпускной квалификационной работы явились публикации World Tourism Organization (UNWTO), Федеральной службы государственной статистики, исследований агентства РосБизнесКонсалтинга (РБК), Федерального агентства по туризму, Российского союза туриндустрии.
В выпускной квалификационной работе также использованы материалы, с которыми ее автор ознакомился во время прохождения производственной практики в компании OOO «Исида Тревел Сервис»: официальные сайты туристических фирм, брошюры, выпускаемые компанией ООО «Пегас Туристик», в которых содержится информация, связанная с той или иной страной (в зависимости от темы брошюры) и многие другие источники.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассматриваются некоторые теоретические аспекты международного туризма. Вторая глава посвящена оценке состояния и проблем развития международного туризма в мировой экономике и в России. В третьей главе рассматриваются возможности развития лечебно-оздоровительного туризма как перспективного направления для России, дается оценка опыта развития международного туризма в компаниях OOO «Исида Тревел Сервис», ООО «Пегас Туристик» и предлагаются некоторые рекомендации по совершенствованию их деятельности.
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Для России очень важно развитие международного туризма, так как данное направление является прибыльным для экономики. Туризм по определению ООН - «это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства» . Данное определение универсально для внутреннего и для международного туризма.
Международный туризм является активно развивающейся сферой мировой экономики, стимулируя улучшение инфраструктуры, возрождение и укрепление культурных традиций, усиление мер по охране природы, инновационное развитие стран и т.д.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении состояния, проблем и перспективных направлений международного туризма в России.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решение следующих задач:
- дать определения основных понятий, используемых для характеристики международного туризма,
- определить основные виды международного туризма и критерии их классификации,
- выделить основное содержание ГАТС, определяющее его роль в регулировании международной торговли услугами, в том числе туристскими,
- дать характеристику состояния и проблем развития международного туризма в мировой экономике и в России,
- доказать гипотезу о перспективах развития лечебно-оздоровительного туризма в России,
- рассмотреть направления деятельности двух конкретных туристских компаний, работающих в России и дать некоторые рекомендации по развитию их деятельности.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является международный туризм. Предмет исследования - направления развития международного туризма России.
Теоретические аспекты международного туризма нашли отражения в работах таких авторов как Квартальнов В.А., Фролова Т.А., Александрова А.Ю. Вопрос об инвестициях в данную отрасль рассмотрен в работах Загурской С.Г., Курачевой М.Е. и др. Страхование туризма представлено в работах Кузнецовой Н.П., Писаренко Ж.В., Меркурьевой И.С. и др. Направлению лечебно-оздоровительного туризма уделено внимание в работах Ефименко Н.В., Глухова А.Н. и др. Факторы конкурентного преимущества рассматривал такой автор как М. Портер. Внимание проблемам международного маркетинга услуг уделено в коллективной работе Международный маркетинг под редакцией Воробьевой И.В., Пецольтд К. и Сутырина С.Ф., а также других публикациях.
Статистической базой для выпускной квалификационной работы явились публикации World Tourism Organization (UNWTO), Федеральной службы государственной статистики, исследований агентства РосБизнесКонсалтинга (РБК), Федерального агентства по туризму, Российского союза туриндустрии.
В выпускной квалификационной работе также использованы материалы, с которыми ее автор ознакомился во время прохождения производственной практики в компании OOO «Исида Тревел Сервис»: официальные сайты туристических фирм, брошюры, выпускаемые компанией ООО «Пегас Туристик», в которых содержится информация, связанная с той или иной страной (в зависимости от темы брошюры) и многие другие источники.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе рассматриваются некоторые теоретические аспекты международного туризма. Вторая глава посвящена оценке состояния и проблем развития международного туризма в мировой экономике и в России. В третьей главе рассматриваются возможности развития лечебно-оздоровительного туризма как перспективного направления для России, дается оценка опыта развития международного туризма в компаниях OOO «Исида Тревел Сервис», ООО «Пегас Туристик» и предлагаются некоторые рекомендации по совершенствованию их деятельности.
По российскому законодательству базовые понятия определены Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. В законе встречаются следующие определения: туристская деятельность, турист, туристские ресурсы, туристский продукт, тур, туроператорская деятельность, турагентская деятельность и т.д.
В ходе исследования было выявлено, что международный туризм можно классифицировать следующим образом: выездной и въездной, активный и пассивный, плановый и самодеятельный, коммерческий и социальный, массовый и элитарный и др. Международный туризм подразделяют на несколько видов: событийный, лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический, деловой, религиозный и многие другие, а также свадебный туризм, экологический, рекреационный и т.д. Если обобщить виды туризма, то можно выделить две большие группы в зависимости от целей путешествия - деловой туризм и туризм с целью отдыха.
Классификация туристских рынков может быть определена по следующим признакам: по географическому признаку, по отношению к национальной территории, по направлению движения, по степени концентрации и в зависимости от степени соотношения между спросом и предложением.
Разнообразие признаков, по которым можно классифицировать туризм позволяет дифференцировать туристский продукт и таким образом подстраивать его под индивидуальные предпочтения каждого желающего воспользоваться данным видом услуг.
Торговля услугами (поставка потребителю) реализуется следующими четырьмя главными способами (ГАТС, ст. 1, п. 2):
1) трансграничная поставка (одна страна экспортирует услугу другой стране, как правило, это относится к финансовым услугам, таким как страхование или кредитование);
2) потребление услуги за рубежом (потребитель пользуется услугой за пределами родного государства (туристские услуги));
3) коммерческое присутствие на территории другого члена ВТО любого типа предпринимательской деятельности путем учреждения, приобретения или использования юридического лица, а также путем создания или использования
отделения, представительства на территории страны - члена ВТО в целях поставки услуг;
4) поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена, т.е. физические лица во время создания услуги находятся за рубежом (это могут быть врачи, юристы и т.д.).
Таким образом, регулирование по ГАТС распространяется как за пределами государства (трансграничная торговля), так и на национальной территории. ГАТС устанавливает режим наибольшего благоприятствования для всех стран, входящих в состав ВТО. Для туристической сферы деятельности соглашение ГАТС означает следующее: любая компания, занимающаяся туристической деятельностью (туристская фирма, гостиница и т.д.) имеет право выходить на зарубежные рынки и вести свою деятельность на таком же положении, какое предоставляется национальным предпринимателям: поддержка со стороны государства и право на получение соответствующих льгот, предоставление и продажа туристских/гостиничных услуг на одинаковых условиях с национальными фирмами, осуществление международных платежей и переводов, размещение персонала в зарубежные страны и т.д. России для более успешного развития туристской отрасли необходимы крепкие связи со странами-членами ВТО. Меры, проводимые ГАТС, направлены на либерализацию сферы услуг.
Число международных туристов увеличивается с каждым годом. Европа занимает лидирующие позиции по абсолютным и относительным показателям. В Азиатско- Тихоокеанском регионе, несмотря на показатели роста, отмечается неравномерное распределение туристического потока по разным направлениям отдыха.
В результате проведённого анализа было выявлено, что достаточно большое количество факторов влияет на конкурентоспособность страны в сфере туризма. Сюда относятся и квалифицированный персонал, обладающий достаточными знаниями и опытом для введения данной деятельности. Большое значение имеет наличие природных и культурных ресурсов страны для развития различных видов международного туризма. Немаловажным является состояние туристской инфраструктуры, а также состояние логистической системы и соответствие гостиниц мировым стандартам качества.
Россия обладает огромной территорией, благодаря чему у неё имеется большой потенциал для развития всех видов лечебно-оздоровительного туризма. Также благодаря богатому культурному наследию у нашей страны есть возможность обеспечить иностранцам интересную программу отдыха. В наши дни существует большой выбор видов оздоровительного туризма, в частности, в России можно найти курорты, специализирующихся на лечении той или иной болезни, и курорты смешанного типа, куда приезжают для общего восстановления сил. Основные объекты для деятельности в отрасли лечебно-оздоровительного туризма расположены в Краснодарском крае и на Кавказе. Большое количество курортов данного вида расположено и в других регионах России. Одним из главных конкурентных преимуществ России является наличие на обширной территории всех условий, необходимых для создания практически всех видов лечебно-оздоровительного туризма. Но, к сожалению, развитию данной отрасли до мировых стандартов мешают некоторые факторы, основные их них следующие:
- недостаточный уровень подготовки персонала, работающего в данной сфере (в частности, в представлении профилактических, лечебных и оздоровительных услуг отдыхающим);
- необходимость определённых знаний и опыта, касающегося отношений с клиентами;
- отсутствие государственной программы развития, а также единого реестра учреждений в данной сфере туризма;
- нет достаточной информированности потенциальных клиентов о курортах нашей страны.
Если рассматривать российский рынок, основным сдерживающим фактором для массового притока иностранных пациентов является не слишком развитая медицинская инфраструктура.
Для продвижения въездного туризма в России можно использовать несколько маркетинговых инструментов, например, паблик рилейшнз, т.е. с помощью иностранных СМИ информировать потенциальных иностранных туристов о российских курортах. Можно также использовать директ-маркетинг, что позволило бы улучшить качество предоставляемых услуг благодаря прямому отклику от потребителей.
Но создание положительного имиджа страны на мировых рынках возможно только после значительного улучшения состояния инфраструктуры.
При анализе деятельности рассмотренных в работе туристических компаний были выявлены следующие их конкурентные преимущества:
- подбор туров по индивидуальным предпочтениям каждого отдыхающего;
- расширенный диапазон предложений для разных групп потребителей, также постоянная работа над усовершенствованием и расширением предлагаемых услуг, например, туристы имеют выбор, состоящий из широкого спектра как зарубежных, так и российских курортов;
- работа над положительной репутацией;
- квалифицированный персонал и многое другое.
В ходе производственной практики было выявлено, что непосредственное общение с потребителями позволяет повысить конкурентоспособность фирмы, т.к. фирма получает непосредственный отклик, у неё появляется возможность выработать новые предложения. Также можно сделать вывод, что если общение между компанией и потребителями является регулярным и открытым, то это способствует улучшению её уровня конкурентоспособности, так как клиентам очень важно, чтобы их отзывы учитывались. Отсюда следует, что разработка мер по развитию деятельности туристских компаний должна быть направлена на непосредственное общение с клиентами (система обратной связи). Одним из главных преимуществ является то, что каждый клиент «радовался», что о нём помнят, его ждут и что его мнение очень важно для фирмы.
В ходе исследования было выявлено, что международный туризм можно классифицировать следующим образом: выездной и въездной, активный и пассивный, плановый и самодеятельный, коммерческий и социальный, массовый и элитарный и др. Международный туризм подразделяют на несколько видов: событийный, лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический, деловой, религиозный и многие другие, а также свадебный туризм, экологический, рекреационный и т.д. Если обобщить виды туризма, то можно выделить две большие группы в зависимости от целей путешествия - деловой туризм и туризм с целью отдыха.
Классификация туристских рынков может быть определена по следующим признакам: по географическому признаку, по отношению к национальной территории, по направлению движения, по степени концентрации и в зависимости от степени соотношения между спросом и предложением.
Разнообразие признаков, по которым можно классифицировать туризм позволяет дифференцировать туристский продукт и таким образом подстраивать его под индивидуальные предпочтения каждого желающего воспользоваться данным видом услуг.
Торговля услугами (поставка потребителю) реализуется следующими четырьмя главными способами (ГАТС, ст. 1, п. 2):
1) трансграничная поставка (одна страна экспортирует услугу другой стране, как правило, это относится к финансовым услугам, таким как страхование или кредитование);
2) потребление услуги за рубежом (потребитель пользуется услугой за пределами родного государства (туристские услуги));
3) коммерческое присутствие на территории другого члена ВТО любого типа предпринимательской деятельности путем учреждения, приобретения или использования юридического лица, а также путем создания или использования
отделения, представительства на территории страны - члена ВТО в целях поставки услуг;
4) поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена, т.е. физические лица во время создания услуги находятся за рубежом (это могут быть врачи, юристы и т.д.).
Таким образом, регулирование по ГАТС распространяется как за пределами государства (трансграничная торговля), так и на национальной территории. ГАТС устанавливает режим наибольшего благоприятствования для всех стран, входящих в состав ВТО. Для туристической сферы деятельности соглашение ГАТС означает следующее: любая компания, занимающаяся туристической деятельностью (туристская фирма, гостиница и т.д.) имеет право выходить на зарубежные рынки и вести свою деятельность на таком же положении, какое предоставляется национальным предпринимателям: поддержка со стороны государства и право на получение соответствующих льгот, предоставление и продажа туристских/гостиничных услуг на одинаковых условиях с национальными фирмами, осуществление международных платежей и переводов, размещение персонала в зарубежные страны и т.д. России для более успешного развития туристской отрасли необходимы крепкие связи со странами-членами ВТО. Меры, проводимые ГАТС, направлены на либерализацию сферы услуг.
Число международных туристов увеличивается с каждым годом. Европа занимает лидирующие позиции по абсолютным и относительным показателям. В Азиатско- Тихоокеанском регионе, несмотря на показатели роста, отмечается неравномерное распределение туристического потока по разным направлениям отдыха.
В результате проведённого анализа было выявлено, что достаточно большое количество факторов влияет на конкурентоспособность страны в сфере туризма. Сюда относятся и квалифицированный персонал, обладающий достаточными знаниями и опытом для введения данной деятельности. Большое значение имеет наличие природных и культурных ресурсов страны для развития различных видов международного туризма. Немаловажным является состояние туристской инфраструктуры, а также состояние логистической системы и соответствие гостиниц мировым стандартам качества.
Россия обладает огромной территорией, благодаря чему у неё имеется большой потенциал для развития всех видов лечебно-оздоровительного туризма. Также благодаря богатому культурному наследию у нашей страны есть возможность обеспечить иностранцам интересную программу отдыха. В наши дни существует большой выбор видов оздоровительного туризма, в частности, в России можно найти курорты, специализирующихся на лечении той или иной болезни, и курорты смешанного типа, куда приезжают для общего восстановления сил. Основные объекты для деятельности в отрасли лечебно-оздоровительного туризма расположены в Краснодарском крае и на Кавказе. Большое количество курортов данного вида расположено и в других регионах России. Одним из главных конкурентных преимуществ России является наличие на обширной территории всех условий, необходимых для создания практически всех видов лечебно-оздоровительного туризма. Но, к сожалению, развитию данной отрасли до мировых стандартов мешают некоторые факторы, основные их них следующие:
- недостаточный уровень подготовки персонала, работающего в данной сфере (в частности, в представлении профилактических, лечебных и оздоровительных услуг отдыхающим);
- необходимость определённых знаний и опыта, касающегося отношений с клиентами;
- отсутствие государственной программы развития, а также единого реестра учреждений в данной сфере туризма;
- нет достаточной информированности потенциальных клиентов о курортах нашей страны.
Если рассматривать российский рынок, основным сдерживающим фактором для массового притока иностранных пациентов является не слишком развитая медицинская инфраструктура.
Для продвижения въездного туризма в России можно использовать несколько маркетинговых инструментов, например, паблик рилейшнз, т.е. с помощью иностранных СМИ информировать потенциальных иностранных туристов о российских курортах. Можно также использовать директ-маркетинг, что позволило бы улучшить качество предоставляемых услуг благодаря прямому отклику от потребителей.
Но создание положительного имиджа страны на мировых рынках возможно только после значительного улучшения состояния инфраструктуры.
При анализе деятельности рассмотренных в работе туристических компаний были выявлены следующие их конкурентные преимущества:
- подбор туров по индивидуальным предпочтениям каждого отдыхающего;
- расширенный диапазон предложений для разных групп потребителей, также постоянная работа над усовершенствованием и расширением предлагаемых услуг, например, туристы имеют выбор, состоящий из широкого спектра как зарубежных, так и российских курортов;
- работа над положительной репутацией;
- квалифицированный персонал и многое другое.
В ходе производственной практики было выявлено, что непосредственное общение с потребителями позволяет повысить конкурентоспособность фирмы, т.к. фирма получает непосредственный отклик, у неё появляется возможность выработать новые предложения. Также можно сделать вывод, что если общение между компанией и потребителями является регулярным и открытым, то это способствует улучшению её уровня конкурентоспособности, так как клиентам очень важно, чтобы их отзывы учитывались. Отсюда следует, что разработка мер по развитию деятельности туристских компаний должна быть направлена на непосредственное общение с клиентами (система обратной связи). Одним из главных преимуществ является то, что каждый клиент «радовался», что о нём помнят, его ждут и что его мнение очень важно для фирмы.
Подобные работы
- Развитие международного туризма между Россией и Казахстаном (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И КИТАЯ:ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И КИТАЯ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы развития международного туризма в России (на основе опыта Италии и Испании)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Детский туризм в России: проблемы и перспективы развития
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2023



