Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре 7
1.1. Сотрудничество как психолого-педагогический феномен,
специфика его развития в дошкольном возрасте 7
1.2. Структура и содержание понятия «навыки сотрудничества»
старших дошкольников со сверстниками 16
1.3. Настольная игра как средство развития навыков
сотрудничества старших дошкольников со взрослыми и сверстниками 21
1.4. Педагогические условия развития сотрудничества старших
дошкольников со сверстниками в современной настольной игре 31
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в
современной настольной игре 40
2.1. Диагностика сформированности навыков сотрудничества
старших дошкольников со сверстниками 40
2.2. Содержание работы по развитию навыков сотрудничества
старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре .. 47
2.3. Динамика развития навыков сотрудничества старших
дошкольников со сверстниками 53
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Приложение
Дошкольное детство является сензитивным периодом в развитии и становлении эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Опыт общения, приобретенный ребенком в дошкольном возрасте, является тем фундаментом, на котором будут строиться его отношения с другими людьми. Этот опыт может и должен быть позитивным, от него зависит дальнейшее успешное личностное и социальное развитие ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт в образовательной области «Социально -коммуникативное развитие» ориентируют нас на «... развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, готовности к совместной деятельности со сверстником.». Таким образом, на современном этапе развития образования возникает необходимость развития навыков сотрудничества у дошкольников.
Наибольшее теоретико-методологическое и практическое обоснование проблема развития сотрудничества дошкольников была раскрыта в трудах М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, Е.О.Смирновой. Л.С. Выготский считал, что «всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в которых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством» (16, c 59). В русле концепции развивающего обучения, В.В. Давыдова выполнены научные работы, посвященные исследованию сотрудничества дошкольников со взрослым и сверстниками.
Проблема развития общения и сотрудничества дошкольников со сверстниками изучалась в отечественной психологии и педагогике в различных аспектах: в игре (Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.), в традиционных для детского сада продуктивных видах деятельности (В.Н. Давидович, С.В. Кахнович и др.).
Проблема развития общения дошкольников со сверстниками в аспекте развития у них нравственных и этических взаимоотношений (С.Г. Якобсон, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др.). У детей дошкольного возраста наблюдается потенциал для развития эффективного общения со сверстниками, который достигает своих оптимальных возрастных показателей к старшему дошкольному возрасту.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин.
М.И. Лисина рассматривала сущность детской игры, как формы общения (35), Д.Б. Эльконин рассматривал игру как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (60). Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» (16).
Настольная игра помогает дошкольникам развивать коммуникативные навыки. Социологические исследования показывают, что настольные игры помогают поладить с детьми. Настольные игры, построенные не на соревновательности, а на командной работе - необычный для детского коллектива опыт, который помогает детям объединиться и принять совместное решение, сделать коллектив сплоченным.
Проблема исследования: каковы особенности развития навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в современной настольной игре? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: навыки сотрудничества старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать структуру и содержание понятия «навык сотрудничества», охарактеризовать особенности их развития в старшем дошкольном возрасте;
2) рассмотреть особенности современных настольных игр, как средства, развития навыков сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками;
3) провести диагностику сформированности развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками;
4) раскрыть содержание работы по развитию навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6-7 лет в современной настольной игре;
5) определить динамику развития навыков сотрудничества старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент - как основной метод исследования.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза: процесс развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками будет эффективным, если педагог при организации настольных игр будет соблюдать следующие условия:
1) поэтапное освоение навыков сотрудничества в паре- тройке- четверке-
команде в рамках освоения настольной игры;
2) постепенное усложнение правил взаимодействия и ослабление
педагогической помощи;
3) инициирование самостоятельных игровых действий со сверстниками;
4) автоматизированное соблюдение детьми норм сотрудничества (не
мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу.)
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ д/с № 69 "Центр развития ребенка "Сказка" г. Белгород. В эксперименте приняли участие 27 детей старшего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
Таким образом, на основании изученной психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:
Дошкольный период является благоприятным периодом для развития всех форм общения детей со сверстниками и взрослыми. Общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Основная потребность в общении у старших дошкольников состоит в сотрудничестве со сверстниками. К старшему дошкольному возрасту складывается устойчивый образ сверстника, дети учатся видеть в сверстниках равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать.
В ФГОС ДО, как один из принципов дошкольного образования является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Также ФГОС ДО, предъявляет требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы, обращенные к феномену сотрудничества. Также рассматриваются особенности образовательной среды.
Существуют разные подходы к определению понятия сотрудничество. Рассмотрев педагогическую литературу, мы выяснили, что сотрудничество - это тип взаимодействия в совместной деятельности, в процессе которого выделяется общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. Также мы выяснили, что сотрудничество старших дошкольников характеризуется компонентами и признаками.
Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности дошкольников обладает сотрудничество. Навыки сотрудничества, по мнению Т.П. Деминой - это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в совместном деле.
С помощью навыков сотрудничества старшие дошкольники формулируют свою точку зрения, выясняют точку зрения своих партнеров, разрешают разногласия с помощью аргументов и умения договориться. Основными характеристики формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста являются: единство цели; распределение выполняемых функций между участниками и одновременное их выполнение; наличие позитивных межличностных отношений.
Игра для детей дошкольного возраста является эффективным средством формирования личности ребенка, его качеств. В игре зарождаются многие виды деятельности. Настольные игры как классические так и современные, являются хорошим средством для развития детей. Проанализировав сайты интернет магазинов мы выяснили, что на данный момент существуют большое множество настольных игр, но все современные настольные игры построены на классических настольных играх и берут свое начало именно от них. Современные настольные игры делятся на многие категории. Современные настольные игры помогают детям сделать коллектив более сплоченным. Многие настольные игры построены именно на командной работе детей, что помогает детям договориться со сверстниками. В современных играх дети учатся выстраивать диалог, следовать правилам игры. Также современные настольные игры объединяют детей разных возрастных групп. Современные настольные игры отличаются ярким дизайном, что делает их для детей привлекательнее и интереснее.
В начале нашей работы мы выдвинули педагогические условия, способствующие развитию навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре:
1)поэтапное освоение навыков сотрудничества в паре- тройке- четверке- команде в рамках освоения настольной игры;
2) постепенное усложнение правил взаимодействия и ослабление
педагогической помощи;
3) инициирование самостоятельных игровых действий со сверстниками;
^автоматизированное соблюдение детьми норм сотрудничества (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу.)
Данные условия мы реализовали на формирующем этапе эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностические методики для выявления уровня развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Мы выявили, что у дошкольников 5-6 лет недостаточно развиты навыки сотрудничества. Большое число детей с низким и средним уровнем развития навыков сотрудничества. У детей были выявлены трудности в общении. Дети затруднялись правильно оценить эмоциональное состояние сверстника, выбрать самостоятельное решение ситуации, в основном дети выбирали такие ситуации, где на помощь приходил взрослый. Также дошкольники не умели договориться, выслушать точку зрения и предложения партнера. Дети отстаивали свою точку зрения.
Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию педагогических условий, способствующих развитию навыков сотрудничества старших дошкольников в современной настольной игре. Мы проводили работу с детьми. Дошкольникам были предложены современные настольные игры.
На контрольном этапе эксперимента мы провели повторное диагностирование старших дошкольников. Мы выявили, что проделанная работа на формирующем этапе эксперимента, оказала положительное влияние на развитие навыков сотрудничества у детей 5 -6 лет. Значительно сократился показатель детей с низким уровнем развития навыков сотрудничества и вырос показатель детей с высоким и среднем уровнем развития навыков сотрудничества.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность педагогических условий и положительную динамику в развитии навыков сотрудничества старших дошкольников в современной настольной игре. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
1. Абронян, Л.А. Игра дошкольника [Текст]/ Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2005.- 286с.
2. Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет / Н.Н. Авдеева, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова//Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.: Протос, 2012. - 256 с
3. Акимова, М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / М.К. Акимова, К.М. Гуревич //Питер - 2008. С.652.
4. Алексеева, Г.В. Развитие и формирование организаторских
способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры /Г.В. Алексеева//Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: Сборник статей по итогам
Международной научно - практической конференции.- 2017. - С. 6-10.
5. Алиева, Т., Урадовских, Г., Детская инициатива - основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т.Алиева, Г. Урадовских // Дошкольное воспитание. - 2015. - №9. - С. 113-119.
6. Аммосова, В.В. Первые шаги к сотрудничеству [Текст] / В.В. Аммосова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №11. - С. 79-85.
7. Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: книга для учителя / Ш.А. Амонашвили. - Киев: «Освита»,1991 - 111с.
8. Андреев, Е.А. Формирование и уровень развития гик-культуры настольных игр в России // Вестник ЧГАКИ. 2017. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-uroven-razvitiya-gik-kultury- nastolnyh-igr-v-rossii(дата обращения: 18.03.2018).
9. Бабаева, Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод. пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 224 с.
10. Богославец, Л.Г. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно-методическое пособие/ Л.Г. Богославец. - СПб..: Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. - 176 с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Итос+, 2013. - 546 с.
12. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. — М., 2011. — 175 с.
13. Братчикова, Ю.В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций / Ю.В. Братчикова // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6. - С. 132-137.
14. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст]: Методические рекомендации для воспитателей/С.С.Бычкова- М.-АРКТИ, 2002.-96с.
15. Выготский, Л.С. Вопросы детской возрастной психологии Текст.: в 6 т. //Собр. Соч., М., Педагогика, 1983т - т.4 - 243 - 385
16. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст./ Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1996. №6 - С, 53-76.
17. Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. - М.: АРТКИ, 2016, - 160с.
18. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
19. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] /Л.Дубина //Дошкольное воспитание, 2005 №10- с.26, №11-с.3
20. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 384 с.
21. Ивлева, К.В. Особенности сотрудничества детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №10. - С.38-49.
22. Игровед, сеть магазинов настольных игр [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.igroved.ru/.
23. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
24. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др., — 5¬е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
25. Кахнович, С.В. Культура межличностных отношений у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству - Владос, 2017.- С 319.
26. Кацуба, Н.А. Развиваем коммуникативные навыки у дошкольников [Текст] / Н.А. Кацуба // Дошкольная педагогика. - 2014 -№8. - С 63-65.
27. Клименкова, О. Игра как азбука общения [Текст]/ О.Клименкова// Дошкольное воспитание,2002,№4.-с. 7
28. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / 8-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Академия, 2007. — 416 с.
29. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников 2008 - 156с.
30. Кудрявцева, Е.А. Особенности развития детского сотрудничества в старшем дошкольном возрасте [Текст] /Е.А. Кудрявцева // Детский сад: теория и практика. - 2014. - №5. - С 14-20.
31. Ларина, О. В., Гоманюк, О. Ю. Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №34.1. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/archive/168/45454/(дата обращения: 26.02.2018).
32. Ледовских, Н. К. Сотрудничество дошкольников разного пола как фактор сплочения детской группы / Н. К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С. 20-26
33. Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» 2010 - 144с.
34. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. С. 89
35. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб. : Изд-во «Питер», 2009. - 320 с.
36. Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками / Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М.: Гном- Пресс, 2001. - С. 106-117.
37. Маврина, И.В. Развивающие занятия. Сотрудничество дошкольников [Текст] / И.В. Маврина//Дошкольное воспитание. - 1995. - №11.
38. Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/Т.А.Макркова- М.: Просвещение, 2002. - 128 с.
39. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в
детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
40. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника - М.: Просвещение, 1989. — 286 с.: ил. — (Б-ка воспитателя дет. сада)
41. От рождения до школы. Примерная общеобразовательна программа дошкольного образования // Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
42. Павленка, Т.А. Развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в коллективной творческой деятельности / Т.А. Павленко // Детский сад от А до Я. - 2017. - №6. - С. 20-27.
43. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: педагогическая наука - реформе школы : монография / Т.А. Репина. - Москва: Педагогика, 1988. - 232 с.
44. Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - С.112.
45. Римашевская, Л. С. Субъектные проявления старших дошкольников в
процессе сотрудничества со сверстниками: особенности
сопровождения // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 2
46. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Психология дошкольника : хрестоматия : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е издание, переаботанное и дополненное. - Москва: Академия, 2000.
47. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.
48. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]:
Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр
«Академия»,2000.-160
49. Суворова, О.В., Споткай Л.А. Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно- познавательной среды // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12 (часть 4) - С. 727-731
50. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника. - М., 1946
51. Тропинки: Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования, П 56 «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 170с.
52. Усова, А.П. Обучение в детском саду - 3-е изд., испр. — М.:
Просвещение, 1981. — 176 с., ил. — Под ред. А.В. Запорожца.
53. Успех: примерная образовательная программа дошкольного
образования / под ред. Н.В. Фединой. - Москва, Просвещение 2015. - С. 235.
54. Фадеева, Е. М. Развитие сотрудничества со сверстниками у детей дошкольного возраста. / Е. М. Фадеева. // Научные труды. ООО Научный мир. Иваново. - 2010. - № 3. - С. 52-57
55. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования// Дошкольное воспитание. - 2013. - №2
56. Цукерман, Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя (1996 г)
57. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. / Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова. - М.: Генезис, 2003. - 128
58. Шевырёва, М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5-7
лет посредством моделирования [Текст] // Актуальные вопросы
современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70-72. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4445/(дата обращения: 26.02.2018).
59. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре
[Текст]: Учебное пособие по спецкурсу для студентов
пединститутов/Е.И.Щербакова.- М.: Просвещение , 1987.-80с.
60. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]/Д.Б.Эльконин. -
М.:ВЛАДОС, 1998. - 360с.
61. Якобсон, С. Проблема межвозрастного общения детей [Текст]/
С.Якобсон, Л.Зенченко // Ребенок в детском саду. -2003, №3.-с 26,№2.-с.
62. Hobby Games / Электронный ресурс / Режим доступа: https://hobbygames.ru/