РАЗВИТИЕ НАВЫКА СОТРУДНИЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре 7
1.1. Сотрудничество как психолого-педагогический феномен,
специфика его развития в дошкольном возрасте 7
1.2. Структура и содержание понятия «навыки сотрудничества»
старших дошкольников со сверстниками 16
1.3. Настольная игра как средство развития навыков
сотрудничества старших дошкольников со взрослыми и сверстниками 21
1.4. Педагогические условия развития сотрудничества старших
дошкольников со сверстниками в современной настольной игре 31
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в
современной настольной игре 40
2.1. Диагностика сформированности навыков сотрудничества
старших дошкольников со сверстниками 40
2.2. Содержание работы по развитию навыков сотрудничества
старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре .. 47
2.3. Динамика развития навыков сотрудничества старших
дошкольников со сверстниками 53
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре 7
1.1. Сотрудничество как психолого-педагогический феномен,
специфика его развития в дошкольном возрасте 7
1.2. Структура и содержание понятия «навыки сотрудничества»
старших дошкольников со сверстниками 16
1.3. Настольная игра как средство развития навыков
сотрудничества старших дошкольников со взрослыми и сверстниками 21
1.4. Педагогические условия развития сотрудничества старших
дошкольников со сверстниками в современной настольной игре 31
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в
современной настольной игре 40
2.1. Диагностика сформированности навыков сотрудничества
старших дошкольников со сверстниками 40
2.2. Содержание работы по развитию навыков сотрудничества
старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре .. 47
2.3. Динамика развития навыков сотрудничества старших
дошкольников со сверстниками 53
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Приложение
Дошкольное детство является сензитивным периодом в развитии и становлении эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Опыт общения, приобретенный ребенком в дошкольном возрасте, является тем фундаментом, на котором будут строиться его отношения с другими людьми. Этот опыт может и должен быть позитивным, от него зависит дальнейшее успешное личностное и социальное развитие ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт в образовательной области «Социально -коммуникативное развитие» ориентируют нас на «... развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, готовности к совместной деятельности со сверстником.». Таким образом, на современном этапе развития образования возникает необходимость развития навыков сотрудничества у дошкольников.
Наибольшее теоретико-методологическое и практическое обоснование проблема развития сотрудничества дошкольников была раскрыта в трудах М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, Е.О.Смирновой. Л.С. Выготский считал, что «всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в которых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством» (16, c 59). В русле концепции развивающего обучения, В.В. Давыдова выполнены научные работы, посвященные исследованию сотрудничества дошкольников со взрослым и сверстниками.
Проблема развития общения и сотрудничества дошкольников со сверстниками изучалась в отечественной психологии и педагогике в различных аспектах: в игре (Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.), в традиционных для детского сада продуктивных видах деятельности (В.Н. Давидович, С.В. Кахнович и др.).
Проблема развития общения дошкольников со сверстниками в аспекте развития у них нравственных и этических взаимоотношений (С.Г. Якобсон, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др.). У детей дошкольного возраста наблюдается потенциал для развития эффективного общения со сверстниками, который достигает своих оптимальных возрастных показателей к старшему дошкольному возрасту.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин.
М.И. Лисина рассматривала сущность детской игры, как формы общения (35), Д.Б. Эльконин рассматривал игру как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (60). Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» (16).
Настольная игра помогает дошкольникам развивать коммуникативные навыки. Социологические исследования показывают, что настольные игры помогают поладить с детьми. Настольные игры, построенные не на соревновательности, а на командной работе - необычный для детского коллектива опыт, который помогает детям объединиться и принять совместное решение, сделать коллектив сплоченным.
Проблема исследования: каковы особенности развития навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в современной настольной игре? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: навыки сотрудничества старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать структуру и содержание понятия «навык сотрудничества», охарактеризовать особенности их развития в старшем дошкольном возрасте;
2) рассмотреть особенности современных настольных игр, как средства, развития навыков сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками;
3) провести диагностику сформированности развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками;
4) раскрыть содержание работы по развитию навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6-7 лет в современной настольной игре;
5) определить динамику развития навыков сотрудничества старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент - как основной метод исследования.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза: процесс развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками будет эффективным, если педагог при организации настольных игр будет соблюдать следующие условия:
1) поэтапное освоение навыков сотрудничества в паре- тройке- четверке-
команде в рамках освоения настольной игры;
2) постепенное усложнение правил взаимодействия и ослабление
педагогической помощи;
3) инициирование самостоятельных игровых действий со сверстниками;
4) автоматизированное соблюдение детьми норм сотрудничества (не
мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу.)
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ д/с № 69 "Центр развития ребенка "Сказка" г. Белгород. В эксперименте приняли участие 27 детей старшего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
Федеральный государственный образовательный стандарт в образовательной области «Социально -коммуникативное развитие» ориентируют нас на «... развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, готовности к совместной деятельности со сверстником.». Таким образом, на современном этапе развития образования возникает необходимость развития навыков сотрудничества у дошкольников.
Наибольшее теоретико-методологическое и практическое обоснование проблема развития сотрудничества дошкольников была раскрыта в трудах М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, Е.О.Смирновой. Л.С. Выготский считал, что «всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в которых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством» (16, c 59). В русле концепции развивающего обучения, В.В. Давыдова выполнены научные работы, посвященные исследованию сотрудничества дошкольников со взрослым и сверстниками.
Проблема развития общения и сотрудничества дошкольников со сверстниками изучалась в отечественной психологии и педагогике в различных аспектах: в игре (Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.), в традиционных для детского сада продуктивных видах деятельности (В.Н. Давидович, С.В. Кахнович и др.).
Проблема развития общения дошкольников со сверстниками в аспекте развития у них нравственных и этических взаимоотношений (С.Г. Якобсон, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др.). У детей дошкольного возраста наблюдается потенциал для развития эффективного общения со сверстниками, который достигает своих оптимальных возрастных показателей к старшему дошкольному возрасту.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин.
М.И. Лисина рассматривала сущность детской игры, как формы общения (35), Д.Б. Эльконин рассматривал игру как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (60). Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» (16).
Настольная игра помогает дошкольникам развивать коммуникативные навыки. Социологические исследования показывают, что настольные игры помогают поладить с детьми. Настольные игры, построенные не на соревновательности, а на командной работе - необычный для детского коллектива опыт, который помогает детям объединиться и принять совместное решение, сделать коллектив сплоченным.
Проблема исследования: каковы особенности развития навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в современной настольной игре? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: навыки сотрудничества старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать структуру и содержание понятия «навык сотрудничества», охарактеризовать особенности их развития в старшем дошкольном возрасте;
2) рассмотреть особенности современных настольных игр, как средства, развития навыков сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками;
3) провести диагностику сформированности развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками;
4) раскрыть содержание работы по развитию навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6-7 лет в современной настольной игре;
5) определить динамику развития навыков сотрудничества старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент - как основной метод исследования.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза: процесс развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками будет эффективным, если педагог при организации настольных игр будет соблюдать следующие условия:
1) поэтапное освоение навыков сотрудничества в паре- тройке- четверке-
команде в рамках освоения настольной игры;
2) постепенное усложнение правил взаимодействия и ослабление
педагогической помощи;
3) инициирование самостоятельных игровых действий со сверстниками;
4) автоматизированное соблюдение детьми норм сотрудничества (не
мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу.)
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ д/с № 69 "Центр развития ребенка "Сказка" г. Белгород. В эксперименте приняли участие 27 детей старшего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
Таким образом, на основании изученной психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:
Дошкольный период является благоприятным периодом для развития всех форм общения детей со сверстниками и взрослыми. Общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Основная потребность в общении у старших дошкольников состоит в сотрудничестве со сверстниками. К старшему дошкольному возрасту складывается устойчивый образ сверстника, дети учатся видеть в сверстниках равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать.
В ФГОС ДО, как один из принципов дошкольного образования является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Также ФГОС ДО, предъявляет требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы, обращенные к феномену сотрудничества. Также рассматриваются особенности образовательной среды.
Существуют разные подходы к определению понятия сотрудничество. Рассмотрев педагогическую литературу, мы выяснили, что сотрудничество - это тип взаимодействия в совместной деятельности, в процессе которого выделяется общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. Также мы выяснили, что сотрудничество старших дошкольников характеризуется компонентами и признаками.
Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности дошкольников обладает сотрудничество. Навыки сотрудничества, по мнению Т.П. Деминой - это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в совместном деле.
С помощью навыков сотрудничества старшие дошкольники формулируют свою точку зрения, выясняют точку зрения своих партнеров, разрешают разногласия с помощью аргументов и умения договориться. Основными характеристики формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста являются: единство цели; распределение выполняемых функций между участниками и одновременное их выполнение; наличие позитивных межличностных отношений.
Игра для детей дошкольного возраста является эффективным средством формирования личности ребенка, его качеств. В игре зарождаются многие виды деятельности. Настольные игры как классические так и современные, являются хорошим средством для развития детей. Проанализировав сайты интернет магазинов мы выяснили, что на данный момент существуют большое множество настольных игр, но все современные настольные игры построены на классических настольных играх и берут свое начало именно от них. Современные настольные игры делятся на многие категории. Современные настольные игры помогают детям сделать коллектив более сплоченным. Многие настольные игры построены именно на командной работе детей, что помогает детям договориться со сверстниками. В современных играх дети учатся выстраивать диалог, следовать правилам игры. Также современные настольные игры объединяют детей разных возрастных групп. Современные настольные игры отличаются ярким дизайном, что делает их для детей привлекательнее и интереснее.
В начале нашей работы мы выдвинули педагогические условия, способствующие развитию навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре:
1)поэтапное освоение навыков сотрудничества в паре- тройке- четверке- команде в рамках освоения настольной игры;
2) постепенное усложнение правил взаимодействия и ослабление
педагогической помощи;
3) инициирование самостоятельных игровых действий со сверстниками;
^автоматизированное соблюдение детьми норм сотрудничества (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу.)
Данные условия мы реализовали на формирующем этапе эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностические методики для выявления уровня развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Мы выявили, что у дошкольников 5-6 лет недостаточно развиты навыки сотрудничества. Большое число детей с низким и средним уровнем развития навыков сотрудничества. У детей были выявлены трудности в общении. Дети затруднялись правильно оценить эмоциональное состояние сверстника, выбрать самостоятельное решение ситуации, в основном дети выбирали такие ситуации, где на помощь приходил взрослый. Также дошкольники не умели договориться, выслушать точку зрения и предложения партнера. Дети отстаивали свою точку зрения.
Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию педагогических условий, способствующих развитию навыков сотрудничества старших дошкольников в современной настольной игре. Мы проводили работу с детьми. Дошкольникам были предложены современные настольные игры.
На контрольном этапе эксперимента мы провели повторное диагностирование старших дошкольников. Мы выявили, что проделанная работа на формирующем этапе эксперимента, оказала положительное влияние на развитие навыков сотрудничества у детей 5 -6 лет. Значительно сократился показатель детей с низким уровнем развития навыков сотрудничества и вырос показатель детей с высоким и среднем уровнем развития навыков сотрудничества.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность педагогических условий и положительную динамику в развитии навыков сотрудничества старших дошкольников в современной настольной игре. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Дошкольный период является благоприятным периодом для развития всех форм общения детей со сверстниками и взрослыми. Общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Основная потребность в общении у старших дошкольников состоит в сотрудничестве со сверстниками. К старшему дошкольному возрасту складывается устойчивый образ сверстника, дети учатся видеть в сверстниках равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать.
В ФГОС ДО, как один из принципов дошкольного образования является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Также ФГОС ДО, предъявляет требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы, обращенные к феномену сотрудничества. Также рассматриваются особенности образовательной среды.
Существуют разные подходы к определению понятия сотрудничество. Рассмотрев педагогическую литературу, мы выяснили, что сотрудничество - это тип взаимодействия в совместной деятельности, в процессе которого выделяется общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. Также мы выяснили, что сотрудничество старших дошкольников характеризуется компонентами и признаками.
Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности дошкольников обладает сотрудничество. Навыки сотрудничества, по мнению Т.П. Деминой - это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в совместном деле.
С помощью навыков сотрудничества старшие дошкольники формулируют свою точку зрения, выясняют точку зрения своих партнеров, разрешают разногласия с помощью аргументов и умения договориться. Основными характеристики формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста являются: единство цели; распределение выполняемых функций между участниками и одновременное их выполнение; наличие позитивных межличностных отношений.
Игра для детей дошкольного возраста является эффективным средством формирования личности ребенка, его качеств. В игре зарождаются многие виды деятельности. Настольные игры как классические так и современные, являются хорошим средством для развития детей. Проанализировав сайты интернет магазинов мы выяснили, что на данный момент существуют большое множество настольных игр, но все современные настольные игры построены на классических настольных играх и берут свое начало именно от них. Современные настольные игры делятся на многие категории. Современные настольные игры помогают детям сделать коллектив более сплоченным. Многие настольные игры построены именно на командной работе детей, что помогает детям договориться со сверстниками. В современных играх дети учатся выстраивать диалог, следовать правилам игры. Также современные настольные игры объединяют детей разных возрастных групп. Современные настольные игры отличаются ярким дизайном, что делает их для детей привлекательнее и интереснее.
В начале нашей работы мы выдвинули педагогические условия, способствующие развитию навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в современной настольной игре:
1)поэтапное освоение навыков сотрудничества в паре- тройке- четверке- команде в рамках освоения настольной игры;
2) постепенное усложнение правил взаимодействия и ослабление
педагогической помощи;
3) инициирование самостоятельных игровых действий со сверстниками;
^автоматизированное соблюдение детьми норм сотрудничества (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу.)
Данные условия мы реализовали на формирующем этапе эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностические методики для выявления уровня развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Мы выявили, что у дошкольников 5-6 лет недостаточно развиты навыки сотрудничества. Большое число детей с низким и средним уровнем развития навыков сотрудничества. У детей были выявлены трудности в общении. Дети затруднялись правильно оценить эмоциональное состояние сверстника, выбрать самостоятельное решение ситуации, в основном дети выбирали такие ситуации, где на помощь приходил взрослый. Также дошкольники не умели договориться, выслушать точку зрения и предложения партнера. Дети отстаивали свою точку зрения.
Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию педагогических условий, способствующих развитию навыков сотрудничества старших дошкольников в современной настольной игре. Мы проводили работу с детьми. Дошкольникам были предложены современные настольные игры.
На контрольном этапе эксперимента мы провели повторное диагностирование старших дошкольников. Мы выявили, что проделанная работа на формирующем этапе эксперимента, оказала положительное влияние на развитие навыков сотрудничества у детей 5 -6 лет. Значительно сократился показатель детей с низким уровнем развития навыков сотрудничества и вырос показатель детей с высоким и среднем уровнем развития навыков сотрудничества.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность педагогических условий и положительную динамику в развитии навыков сотрудничества старших дошкольников в современной настольной игре. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием элементов игротерапии (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Социально-коммуникативное развитие дошкольников в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования навыков сотрудничества у дошкольников в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыков общения у старших дошкольников посредством народных игр
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017



