АРЕНДА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: ПОРЯДОК, ПРОБЛЕМЫ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННО РЕГУЛИРОВАНИЕ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 9
1.1. Нормативно-правовое регулирование управления землями
сельскохозяйственного назначения 9
1.2. Органы, участвующие в аренде земель сельскохозяйственного назначения
по Белгородской области 17
ГЛАВА 2. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 23
2.1. Структура земель сельскохозяйственного назначения Белгородской
области 23
2.2. Размер арендных платежей земель сельскохозяйственного назначения ...30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СДАЧИ В АРЕНДУ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 37
3.1. Аренда земель сельскохозяйственного назначения Белгородской области
на современном этапе 37
3.2. Расчет возможных платежей за аренду земель сельскохозяйственного
назначения 41
3.3. Предложения по совершенствованию процедуры передачи в аренду
земель сельскохозяйственного назначения из государственной и муниципальной собственности в Белгородской области 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННО РЕГУЛИРОВАНИЕ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 9
1.1. Нормативно-правовое регулирование управления землями
сельскохозяйственного назначения 9
1.2. Органы, участвующие в аренде земель сельскохозяйственного назначения
по Белгородской области 17
ГЛАВА 2. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 23
2.1. Структура земель сельскохозяйственного назначения Белгородской
области 23
2.2. Размер арендных платежей земель сельскохозяйственного назначения ...30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СДАЧИ В АРЕНДУ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 37
3.1. Аренда земель сельскохозяйственного назначения Белгородской области
на современном этапе 37
3.2. Расчет возможных платежей за аренду земель сельскохозяйственного
назначения 41
3.3. Предложения по совершенствованию процедуры передачи в аренду
земель сельскохозяйственного назначения из государственной и муниципальной собственности в Белгородской области 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Важность земельных ресурсов на сегодняшний день сложно переоценить. Земли сельскохозяйственного назначения обладают уникальной и неповторимой природной способностью - плодородием, определяющем возможность производства продуктов жизнеобеспечения. Ввиду того, что земля - ресурс истощаемый и требующий больших затрат на восстановление плодородия, правовое обеспечение таких земель призвано учитывать наличие частного и публичного интереса.
Нормативно-правовое обеспечение оборота сельскохозяйственных земель, представлено сегодня Федеральным законом Российской Федерации «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101- ФЗ. Особый правовой режим для таких земель, ведет к недопущению выведения земель из сельскохозяйственного оборота, а также осуществления застройки.
Одним из проявлений ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель являются многочисленные факты приобретения земель сельскохозяйственного назначения без последующего использования. В результате чего, качественного состояние бесценного природного ресурса снижается.
Именно поэтому важно четко понимать особенности арендных отношений таких земель как со стороны обязанностей арендодателя, так и со стороны арендатора.
Объект исследования - земли сельскохозяйственного назначения Белгородской области.
Предмет исследования - аренда земель сельскохозяйственного назначения.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ арендных отношений земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности на примере Белгородской области, выявление проблем и предложение мер по их совершенствованию.
Для достижения поставленной в проекте цели, необходимо решить следующие задачи по теме исследования:
1) проанализировать государственное регулирование арендных отношений земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе;
2) дать качественную и количественную характеристику состояния земель сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области;
3) проанализировать процесс сдачи земель в аренду и предложение путей по его совершенствованию.
Материалами для исследования являются источники научной литературы, нормативно-правовая документация, периодические издания, статистическая информация Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области.
Методы исследования включали в себя литературный обзор, методы статистической обработки данных.
Практическое значения дипломного проекта состоит в выявлении особенностей аренды сельскохозяйственных земель на примере Белгородской области, выявление недочетов нормативно-правовой сферы и предложении решений по выявленным проблемам.
Нормативно-правовое обеспечение оборота сельскохозяйственных земель, представлено сегодня Федеральным законом Российской Федерации «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101- ФЗ. Особый правовой режим для таких земель, ведет к недопущению выведения земель из сельскохозяйственного оборота, а также осуществления застройки.
Одним из проявлений ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель являются многочисленные факты приобретения земель сельскохозяйственного назначения без последующего использования. В результате чего, качественного состояние бесценного природного ресурса снижается.
Именно поэтому важно четко понимать особенности арендных отношений таких земель как со стороны обязанностей арендодателя, так и со стороны арендатора.
Объект исследования - земли сельскохозяйственного назначения Белгородской области.
Предмет исследования - аренда земель сельскохозяйственного назначения.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ арендных отношений земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности на примере Белгородской области, выявление проблем и предложение мер по их совершенствованию.
Для достижения поставленной в проекте цели, необходимо решить следующие задачи по теме исследования:
1) проанализировать государственное регулирование арендных отношений земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе;
2) дать качественную и количественную характеристику состояния земель сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области;
3) проанализировать процесс сдачи земель в аренду и предложение путей по его совершенствованию.
Материалами для исследования являются источники научной литературы, нормативно-правовая документация, периодические издания, статистическая информация Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области.
Методы исследования включали в себя литературный обзор, методы статистической обработки данных.
Практическое значения дипломного проекта состоит в выявлении особенностей аренды сельскохозяйственных земель на примере Белгородской области, выявление недочетов нормативно-правовой сферы и предложении решений по выявленным проблемам.
Одним из проявлений ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель являются многочисленные факты приобретения земель сельскохозяйственного назначения без последующего использования. В результате чего, качественного состояние бесценного природного ресурса снижается. Одним из способов решения данной проблемы может стать аренда, которая позволяет собственнику, а особенно если это государство, более эффективно использовать земельные ресурсы.
Аренда в сфере земельных отношений представляет собой перспективное направление, являясь главным фактором роста земельного оборота.
На основании изучения нормативно-правовых актов была составлена схема получения в аренду земельного участка из муниципальной собственности.
В соответствии с данными государственной статистической отчетности большая часть территории области занята землями сельскохозяйственного назначения (76,9 %).
В государственной и муниципальной собственности находится половина из них или около 1 млн га, причем в последние 10 лет площадь этих земель увеличилась на 30 %. Почти 90 % государственных земель переданы в аренду сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Увеличение площади земель в государственной и муниципальной собственности обосновано интересами государственных органов власти в эффективном и рациональном использовании этих земель. Нужно отметить, что увеличение площади государственных и муниципальных земель способствует увеличению площади земель, предоставляемой в аренду.
Наибольшее количество земель сельскохозяйственного назначения в государственной и муниципальной собственности отмечено в Красногвардейском и Алексеевском районах, наименьшее - в Краснояружском.
В составе земель сельскохозяйственного назначения преобладают сельскохозяйственные угодья, из которых большая часть приходится на пашню.
Удельный вес сельскохозяйственных угодий на территории области изменяется от 73 до 90 %, принимая максимальные значения в Прохоровском, Чернянском, Вейделевском и Ровеньском районах.
Годовой размер арендной платы за использование земельных участков сельхоз назначения на территории Белгородской области установлен в размере 3900 руб. за га, тогда как в литературе чаще предлагается использовать рентный подход, основанный, например, на использовании кадастровой стоимости.
Нами предложена формула и рассчитаны арендные платежи для муниципальных районов области. Сравнение расчетных данных арендной платы за использование сельскохозяйственных земель по районам в год и реальных поступлений земельных платежей в бюджетную систему Белгородской области показало, что фактически реальные поступления земельных платежей в среднем в 2 раза меньше, чем предлагаемые расчетные, за исключением районов, где в сумме арендных платежей преобладают другие виды разрешенного использования.
К недостаткам арендных отношений можно отнести:
- наличие больших трансакционных издержек при оформлении прав аренды;
- высокая степень вероятности снижения производительных свойств почвы при краткосрочной аренде;
- при краткосрочной аренде наблюдается невозможность соблюдения севооборота сельскохозяйственных культур;
- арендная плата не увязана с земельной рентой, необходимо уточнение методики ее определения.
Аренда в сфере земельных отношений представляет собой перспективное направление, являясь главным фактором роста земельного оборота.
На основании изучения нормативно-правовых актов была составлена схема получения в аренду земельного участка из муниципальной собственности.
В соответствии с данными государственной статистической отчетности большая часть территории области занята землями сельскохозяйственного назначения (76,9 %).
В государственной и муниципальной собственности находится половина из них или около 1 млн га, причем в последние 10 лет площадь этих земель увеличилась на 30 %. Почти 90 % государственных земель переданы в аренду сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Увеличение площади земель в государственной и муниципальной собственности обосновано интересами государственных органов власти в эффективном и рациональном использовании этих земель. Нужно отметить, что увеличение площади государственных и муниципальных земель способствует увеличению площади земель, предоставляемой в аренду.
Наибольшее количество земель сельскохозяйственного назначения в государственной и муниципальной собственности отмечено в Красногвардейском и Алексеевском районах, наименьшее - в Краснояружском.
В составе земель сельскохозяйственного назначения преобладают сельскохозяйственные угодья, из которых большая часть приходится на пашню.
Удельный вес сельскохозяйственных угодий на территории области изменяется от 73 до 90 %, принимая максимальные значения в Прохоровском, Чернянском, Вейделевском и Ровеньском районах.
Годовой размер арендной платы за использование земельных участков сельхоз назначения на территории Белгородской области установлен в размере 3900 руб. за га, тогда как в литературе чаще предлагается использовать рентный подход, основанный, например, на использовании кадастровой стоимости.
Нами предложена формула и рассчитаны арендные платежи для муниципальных районов области. Сравнение расчетных данных арендной платы за использование сельскохозяйственных земель по районам в год и реальных поступлений земельных платежей в бюджетную систему Белгородской области показало, что фактически реальные поступления земельных платежей в среднем в 2 раза меньше, чем предлагаемые расчетные, за исключением районов, где в сумме арендных платежей преобладают другие виды разрешенного использования.
К недостаткам арендных отношений можно отнести:
- наличие больших трансакционных издержек при оформлении прав аренды;
- высокая степень вероятности снижения производительных свойств почвы при краткосрочной аренде;
- при краткосрочной аренде наблюдается невозможность соблюдения севооборота сельскохозяйственных культур;
- арендная плата не увязана с земельной рентой, необходимо уточнение методики ее определения.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Особенности формирования и образования земельных участков
Магистерская диссертация, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



