УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
|
Введение
Глава 1: Малый бизнес, как элемент экономики государства
1.1. Понятие и критерии субъекта малого предпринимательства
1.2. Система налогообложения малого бизнеса в РФ
1.3. Специальные налоговые режимы, применяемые в малом бизнесе и их особенности
1.3.1. Система налогообложения ЕНВД
1.3.2. ЕСХН
1.3.3. Патентная система налогообложения
1.3.4. Налогообложение субъектов предпринимательства, использующих упрощенную систему налогообложения
Глава 2: Анализ хозяйственной деятельности и эффективности применения упрощенной системы налогообложения на примере индивидуального предпринимателя Говорова С. А.
2.1. Характеристика деятельности ИП Говоров С. А
2.2. Анализ способа налогообложения ИП Говоров С.А. и выявление существующих проблем
2.3. Определение оптимального способа налогообложения в ИП Говоров и расчет
налоговой нагрузки при различных системах налогообложения
2.4. Предложения по совершенствованию существующей системы налогообложения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава 1: Малый бизнес, как элемент экономики государства
1.1. Понятие и критерии субъекта малого предпринимательства
1.2. Система налогообложения малого бизнеса в РФ
1.3. Специальные налоговые режимы, применяемые в малом бизнесе и их особенности
1.3.1. Система налогообложения ЕНВД
1.3.2. ЕСХН
1.3.3. Патентная система налогообложения
1.3.4. Налогообложение субъектов предпринимательства, использующих упрощенную систему налогообложения
Глава 2: Анализ хозяйственной деятельности и эффективности применения упрощенной системы налогообложения на примере индивидуального предпринимателя Говорова С. А.
2.1. Характеристика деятельности ИП Говоров С. А
2.2. Анализ способа налогообложения ИП Говоров С.А. и выявление существующих проблем
2.3. Определение оптимального способа налогообложения в ИП Говоров и расчет
налоговой нагрузки при различных системах налогообложения
2.4. Предложения по совершенствованию существующей системы налогообложения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Государство посредством развития налоговой системы, как одного из факторов, повышающих эффективность производства и оказывающих стимулирующее влияние на экономический рост, создает стимулы для осуществления хозяйственной деятельности, поощряет развитие различных форм предпринимательства и производственной деятельности. В настоящее время одним из важных направлений государственной политики выбрано развитие сферы малого и среднего предпринимательства. И это не случайно, поскольку малый и средний бизнес имеет ряд преимуществ, которые постепенно сделали его опорой стабильной экономики многих развитых стран. Так, к достоинствам малых предприятий можно отнести высокую способность к быстрой переориентации своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры, гибкость к изменениям потребительского спроса, восприимчивость к новым технологиям и научным разработкам. Это, в конечном итоге, позволяет оперативно внедрять инновации в производство, создавать рабочие места для трудоспособного населения и нивелировать социальное неравенство. Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики. Ввиду этого, развитие малого предпринимательства невозможно без поддержки со стороны государства. В настоящее время государство контролирует политику по отношению к малому бизнесу в России, определяет ее цели, направления, механизмы реализации. И совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей выбрано одним из приоритетных направлений «Стратегии развития малого и среднего бизнеса в России до 2030 года». Налоговое регулирование выполняет особую роль в сфере малого и среднего бизнеса. В налоговом кодексе (НК РФ) отсутствуют понятия “малый и средний бизнес” соответственно, и не существует на законодательном уровне особого подхода к налогообложению данных направлений предпринимательства. Однако в НК РФ выделены специальные режимы налогообложения (ЕСХН, УСН, ЕНВД, патентная система), которые при соблюдении определенных условий могут быть применены субъектами малого и среднего бизнеса. Наиболее востребованной в среде малого бизнеса является упрощенная система налогообложения. Она же приносит наибольшие поступления в бюджет в структуре налоговых поступлений от организаций, находящихся на специальных налоговых режимах.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что оптимизация налогообложения является важным фактором, который повышает эффективность деятельности малого предприятия. Поэтому выбор правильного режима налогообложения, мониторинг изменений законодательства и в области налогообложения, создает возможность конкуренции для малых предприятий с крупными предприятиями. В этой связи изучение проблем налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет проанализировать и оценить влияние налоговой политики государства на субъекты малого предпринимательства и определить пути решения данных проблем. При этом использование упрощенной системы налогообложения субъектами малого предпринимательства оценивается в сравнении с другими способами налогообложения с целью выбрать наиболее предпочтительный способ налогообложения, поскольку неверный выбор хозяйствующим субъектом налогового режима может обернуться для него большими финансовыми убытками.
Цель и задачи исследования.
Целью работы является теоретическое и практическое исследование применения упрощенной системы налогообложения для предприятия малого бизнеса.
Задачами работы являются:
1. Рассмотреть определение малого бизнеса и критериев отнесения предприятий к категории малых.
2. Провести сравнительный анализ существующих систем налогообложения, применяемых в сфере малого бизнеса в РФ.
3. Выявить положительные и отрицательные стороны наиболее распространенных систем налогообложения в сфере малого бизнеса.
4. Проанализировать применение упрощенной системы налогообложения у субъекта малого бизнеса на примере индивидуального предпринимателя Говорова (далее - ИП Говоров) за период 2013-2015 годы.
5. Определить пути совершенствования налогообложения предприятия малого бизнеса на примере ИП Говорова.
Объектом исследования является действующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути её совершенствования.
Предметом исследования являются региональные особенности применения специальных режимов субъектов малого предпринимательства, на примере упрощенной системы налогообложения индивидуального предпринимателя.
Практическая значимость исследования определяется в оптимальности выбора системы налогообложения при ведении малого бизнеса.
Структура и объём работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объём дипломной работы составляет 59 страниц и содержит 9 графиков, 12 таблиц, 3 диаграммы.
Первая глава - теоретические аспекты существующих налоговых режимов, сущность и особенности, их достоинства и недостатки, раскрываются основные элементы упрощенной системы налогообложения. Во второй главе - практической, проводится основная характеристика представителя малого бизнеса, проводится анализ существующей системы налогообложения, представлены основные предложения по совершенствованию системы налогообложения у ИП Говоров С.А.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что оптимизация налогообложения является важным фактором, который повышает эффективность деятельности малого предприятия. Поэтому выбор правильного режима налогообложения, мониторинг изменений законодательства и в области налогообложения, создает возможность конкуренции для малых предприятий с крупными предприятиями. В этой связи изучение проблем налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет проанализировать и оценить влияние налоговой политики государства на субъекты малого предпринимательства и определить пути решения данных проблем. При этом использование упрощенной системы налогообложения субъектами малого предпринимательства оценивается в сравнении с другими способами налогообложения с целью выбрать наиболее предпочтительный способ налогообложения, поскольку неверный выбор хозяйствующим субъектом налогового режима может обернуться для него большими финансовыми убытками.
Цель и задачи исследования.
Целью работы является теоретическое и практическое исследование применения упрощенной системы налогообложения для предприятия малого бизнеса.
Задачами работы являются:
1. Рассмотреть определение малого бизнеса и критериев отнесения предприятий к категории малых.
2. Провести сравнительный анализ существующих систем налогообложения, применяемых в сфере малого бизнеса в РФ.
3. Выявить положительные и отрицательные стороны наиболее распространенных систем налогообложения в сфере малого бизнеса.
4. Проанализировать применение упрощенной системы налогообложения у субъекта малого бизнеса на примере индивидуального предпринимателя Говорова (далее - ИП Говоров) за период 2013-2015 годы.
5. Определить пути совершенствования налогообложения предприятия малого бизнеса на примере ИП Говорова.
Объектом исследования является действующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и пути её совершенствования.
Предметом исследования являются региональные особенности применения специальных режимов субъектов малого предпринимательства, на примере упрощенной системы налогообложения индивидуального предпринимателя.
Практическая значимость исследования определяется в оптимальности выбора системы налогообложения при ведении малого бизнеса.
Структура и объём работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объём дипломной работы составляет 59 страниц и содержит 9 графиков, 12 таблиц, 3 диаграммы.
Первая глава - теоретические аспекты существующих налоговых режимов, сущность и особенности, их достоинства и недостатки, раскрываются основные элементы упрощенной системы налогообложения. Во второй главе - практической, проводится основная характеристика представителя малого бизнеса, проводится анализ существующей системы налогообложения, представлены основные предложения по совершенствованию системы налогообложения у ИП Говоров С.А.
В заключение можно сделать следующие выводы.
В первой главе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся деятельности малого бизнеса. Проанализированы критерии отнесения к субъектам малого, среднего и микробизнеса. Проанализированы последствия изменения критериев, в частности повышения уровня доходов и изменения определения критерия « выручка» на «доход». На основании статистических данных можно сделать вывод о незначительном реальном приросте количества малых предприятий, в основном скачки роста связаны с законодательным повышением уровня ограничений для отнесения к малому бизнесу.
Рассмотрены различные налоговые режимы и взаимосвязь субъектов малого бизнеса со льготными налоговыми режимами. Отмечено, что многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, введение упрощенной системы налогообложения для микропредприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства. Кроме того, существует противоречие между заявленными планами правительства и реальной ситуацией. Например, несмотря на поручение Президента правительству обеспечить в период с 2015 по 2018 годы неизменность условий налогообложения и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, установленные до 1 января 2015 года, уже было принято решение (находится на согласовании) об увеличении страховых взносов на 0,8 (с 30% до 30,8%).
Однако, одновременно нельзя не отметить, что за последние пару лет практически все наиболее глобальные инициативы (налоговые каникулы, экономическая амнистия, надзорные каникулы) все-таки были государством поддержаны и реализованы, хотя и не полностью. Это позволяет говорить о некотором прогрессе в отношениях власти с бизнесом, который в перспективе нескольких лет, возможно, позволит переломить тенденцию к уменьшению количества малых и средних предприятий.
Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Малый и средний бизнес имеет неоспоримые преимущества перед крупным. К таким преимуществам, в частности, относятся большая мобильность, возможность дифференциации условий труда, приспособляемость к конъюнктурным потребностям рынка. Однако малые предприятия, индивидуальные предприниматели и более уязвимы, им подчас сложнее выходить победителями в конкурентной борьбе, особенно в странах, где велика монополизация многих видов экономической деятельности. Не является исключением в этой связи и Российская Федерация, о чем красноречиво свидетельствуют такие программные документы, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Малый бизнес без поддержки государства не способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Среди всех, принимаемых государством мер по поддержке малого бизнеса, в значительной степени преобладают меры административного характера, в частности упрощение бухгалтерского и налогового учета. Что касается реальных изменений в налогообложении, то максимальные мероприятия приняты только в части фиксирования ставок налогов на определенный период. И наиболее значимыми в этот период мерами можно считать предоставление субъектам права законодательно уменьшать налоговые ставки по спецрежимам. В дальнейшем эта мера требует дополнительного внимания со стороны государства, поскольку субъекты РФ не всегда заинтересованы в снижении ставок, а соответственно и уменьшении поступления доходов в местные бюджеты. Здесь требуется дальнейшее совершенствование бюджетного законодательства с тем, чтобы эффективно распределять налоги от спецрежимов между бюджетами.
Наиболее провальной на настоящий момент можно считать систему страховых взносов. Ни один спецрежим не освобожден от уплаты страховых взносов, размер нагрузки по которым порой нивелирует все положительные моменты от использования льгот на специальных налоговых режимах.
Во второй главе проведен анализ практики применения и оценка эффективности использования упрощенной системы налогообложения на примере ИП Говоров. По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы. ИП Говоров применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», ведет в Книге учета доходов и расходов налоговый учет. В целом, ИП Говоровым порядок определения доходов и расходов, а также исчисления налога по упрощенной системе производится в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
В результате изучения и анализа налоговых выплат у ИП выяснилось, что налоговая нагрузка в суммарном отношении находится на приемлемом уровне, но, однако, экономическая эффективность предприятия довольно невысокая. Кроме этого, ИП находится в зоне высокого налогового риска. Далее было рассмотрено возможное снижение налогового бремени ИП исходя из данных предпринимателя путем смены режима налогообложения . Для этого было проанализировано четыре варианта налогообложения. Результат напрямую зависит от величины и структуры денежного потока, генерируемого предпринимателем, в том числе и от его налоговой составляющей. Также были определен и предложен комплекс мер по повышению экономической эффективности функционирования предпринимателя. Разработанные мероприятия, требуя единовременных вложений, позволят ИП улучшить доходность деятельности. Так как мер по оптимизации налоговой нагрузки у ИП не требуется, были предложены рекомендации по оптимизации применяемого налогового режима упрощенной системы налогообложения и рекомендации по уменьшению степени налогового риска. Предложенные мероприятия носят рекомендательный характер, и решение об их практической реализации остается за ИП Говоровым.
В первой главе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся деятельности малого бизнеса. Проанализированы критерии отнесения к субъектам малого, среднего и микробизнеса. Проанализированы последствия изменения критериев, в частности повышения уровня доходов и изменения определения критерия « выручка» на «доход». На основании статистических данных можно сделать вывод о незначительном реальном приросте количества малых предприятий, в основном скачки роста связаны с законодательным повышением уровня ограничений для отнесения к малому бизнесу.
Рассмотрены различные налоговые режимы и взаимосвязь субъектов малого бизнеса со льготными налоговыми режимами. Отмечено, что многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, введение упрощенной системы налогообложения для микропредприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства. Кроме того, существует противоречие между заявленными планами правительства и реальной ситуацией. Например, несмотря на поручение Президента правительству обеспечить в период с 2015 по 2018 годы неизменность условий налогообложения и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, установленные до 1 января 2015 года, уже было принято решение (находится на согласовании) об увеличении страховых взносов на 0,8 (с 30% до 30,8%).
Однако, одновременно нельзя не отметить, что за последние пару лет практически все наиболее глобальные инициативы (налоговые каникулы, экономическая амнистия, надзорные каникулы) все-таки были государством поддержаны и реализованы, хотя и не полностью. Это позволяет говорить о некотором прогрессе в отношениях власти с бизнесом, который в перспективе нескольких лет, возможно, позволит переломить тенденцию к уменьшению количества малых и средних предприятий.
Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Малый и средний бизнес имеет неоспоримые преимущества перед крупным. К таким преимуществам, в частности, относятся большая мобильность, возможность дифференциации условий труда, приспособляемость к конъюнктурным потребностям рынка. Однако малые предприятия, индивидуальные предприниматели и более уязвимы, им подчас сложнее выходить победителями в конкурентной борьбе, особенно в странах, где велика монополизация многих видов экономической деятельности. Не является исключением в этой связи и Российская Федерация, о чем красноречиво свидетельствуют такие программные документы, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Малый бизнес без поддержки государства не способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Среди всех, принимаемых государством мер по поддержке малого бизнеса, в значительной степени преобладают меры административного характера, в частности упрощение бухгалтерского и налогового учета. Что касается реальных изменений в налогообложении, то максимальные мероприятия приняты только в части фиксирования ставок налогов на определенный период. И наиболее значимыми в этот период мерами можно считать предоставление субъектам права законодательно уменьшать налоговые ставки по спецрежимам. В дальнейшем эта мера требует дополнительного внимания со стороны государства, поскольку субъекты РФ не всегда заинтересованы в снижении ставок, а соответственно и уменьшении поступления доходов в местные бюджеты. Здесь требуется дальнейшее совершенствование бюджетного законодательства с тем, чтобы эффективно распределять налоги от спецрежимов между бюджетами.
Наиболее провальной на настоящий момент можно считать систему страховых взносов. Ни один спецрежим не освобожден от уплаты страховых взносов, размер нагрузки по которым порой нивелирует все положительные моменты от использования льгот на специальных налоговых режимах.
Во второй главе проведен анализ практики применения и оценка эффективности использования упрощенной системы налогообложения на примере ИП Говоров. По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы. ИП Говоров применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», ведет в Книге учета доходов и расходов налоговый учет. В целом, ИП Говоровым порядок определения доходов и расходов, а также исчисления налога по упрощенной системе производится в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
В результате изучения и анализа налоговых выплат у ИП выяснилось, что налоговая нагрузка в суммарном отношении находится на приемлемом уровне, но, однако, экономическая эффективность предприятия довольно невысокая. Кроме этого, ИП находится в зоне высокого налогового риска. Далее было рассмотрено возможное снижение налогового бремени ИП исходя из данных предпринимателя путем смены режима налогообложения . Для этого было проанализировано четыре варианта налогообложения. Результат напрямую зависит от величины и структуры денежного потока, генерируемого предпринимателем, в том числе и от его налоговой составляющей. Также были определен и предложен комплекс мер по повышению экономической эффективности функционирования предпринимателя. Разработанные мероприятия, требуя единовременных вложений, позволят ИП улучшить доходность деятельности. Так как мер по оптимизации налоговой нагрузки у ИП не требуется, были предложены рекомендации по оптимизации применяемого налогового режима упрощенной системы налогообложения и рекомендации по уменьшению степени налогового риска. Предложенные мероприятия носят рекомендательный характер, и решение об их практической реализации остается за ИП Говоровым.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ВИКТОРИЯ РЯЗАНЬ»
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2013 - Ведение бухгалтерского и налогового учета при упрощенной системе налогообложения в коммерческой организации, на примере ТЭК ООО «РосЛайн»
Бакалаврская работа, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2015 - Упрощенная система налогообложения на примере ООО "Видеосервис"
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК
СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: АНАЛИЗ
ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



