Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление результативностью бизнес процессов (при помощи ВРМ)

Работа №67679

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Эволюция теории менеджмента 7
1.1 Классическая школа менеджмента 7
1.1.1 Донаучный период развития менеджмента 7
1.1.2 Научное управление 9
1.1.3 Административное и бюрократическое управления 14
1.2 Неоклассическая школа 18
1.3 Современная школа 20
1.3.1 Управленческие подходы в школе современного менеджмента 23
Глава 2. Роль ВРМ в совершенствовании бизнес- процессов 26
2.1 Формальные концепции BPM-моделирования 26
2.2 Роль ВРМ в управлении рабочими процессами 30
2.3 Квалификационные требования к сотрудникам
предприятий при внедрении инициатив ВРМ 32
2.4 Баланс между людьми и технологиями 34
2.5 Человеческий фактор и его динамика на современном
этапе 36
2.6 Платформы BPM на примере платформы bpm'online. ...39
Глава 3. Внедрение платформы bpm'online на примере
АО «Корпорация МСП» 43
3.1 Общая характеристика АО «Корпорация МСП» 43
3.2 Финансовый анализ АО «Корпорация МСП» 45
3.3 Внедрение платформы bpm’online в деятельность АО
«Корпорация МСП» 52
Заключение 60
Список используемых источников: 63

Актуальность управления результативностью бизнеса требует согласования стратегических и оперативных целей с предпринимательской деятельностью для управления её эффективностью. Собирая и анализируя данные, бизнес- менеджеры получают исчерпывающую информацию о позиции предприятия на рынке, что помогает им принимать максимально эффективные решения. Заниматься подобной деятельностью можно с помощью ВРМ.
BPM (от англ. Вusiness Рrocess Мanagement - управление эффективностью бизнеса) [1] - это набор навыков и методов, используемых предприятиями для изучения сквозных процессов и повышения их эффективности. В данном контексте бизнес-процессы - это стратегические и оперативные активы, которые должны быть поняты и активно управляемы при создании устойчивой стоимости исследуемой организации. Управление бизнес-процессами происходит путём их обнаружения, анализа, моделирования, измерения того, как они работают, и, как результат, их усовершенствования за счёт оптимизации, а также автоматизации деятельности предприятия.
Деловая среда, в которой работают организации в современных условиях, стала более динамичной. Причины этого определяются разными факторами, например:
— научно-техническим прогрессом (смена укладов);
— появлением адаптивных и природоподобных технологий;
— широким доступом к информации, в т.ч., через «облачные» структуры;
— изменением циклического характера деятельности сотрудников внутри предприятий;
— усилением востребованности талантов на рынке вследствие падения квалификационного уровня трудовых ресурсов;
— повышением требований к качеству товаров/услуг со стороны клиентов;
— ролью поколений: доминированием на рынке труда генерации Z (миллениалов), а также появлением поколений Y и Alpha [2]).
На столь динамичном рынке бизнес-лидеры вынуждены бороться за конкурентоспособность, одновременно снижая затраты и повышая производительность за счёт совершенствования бизнес-процессов. Этим обусловлена важность применения ВРМ в деятельности любого отдельно взятого предприятия, а, следовательно, и актуальность данного исследования.
Современные организации всё чаще признают значение комплексного подхода к управлению своими бизнес- процессами. В развитых странах осознание их важности медленно, но неуклонно растёт уже с середины восьмидесятых годов ХХ в. Отправной точкой стало определение и описание М.Портером концепции создания цепочки стоимости, изложенной им в книге «Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» [3].
Поскольку топ-менеджеры организаций стремятся диагностировать то, чем они управляют, им необходим корректный алгоритм действий. К сожалению, ввиду относительной новизны темы, а также наличия отдельных специфических нюансов внутри каждой отрасли в целом и отдельных предприятий в частности, конкретного алгоритма не существует. Тем не менее, вопросы измерения производительности труда достаточно широко освещены в научной экономической литературе. Например, положительную корреляцию между BPM и успехом в бизнесе
описали в 2009 г. К.Маккормак, Ю.Виллемс, работе «Глобальное исследование ключевых поворотных точек в зрелости бизнес-процессов» [4]. Процедуру клиентоориентированности посредством BPM рассмотрели П.Тркман, В.Мертенс и др. в статье «От управления бизнес- процессами до управления процессами клиентов» [5]. О необходимости обучения владельцев бизнеса внедрению систем ВРМ говорит Л.А. Шарабаева [6]. Проблемы подготовки специалистов BPM в России освещаетВ.Д. Алёшин [7]. Плюсы и минусы BPM, а также необходимость его внедрения отражают в монографии «Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес процессов» В.Репин и В.Елиферов [8]. Преимущества востребованности современных приёмов и методов BPM изучает А.К. Коптелов [9]. Вопросы обоснованности внедрения BPM транслирует Ф.Пухманн [10]. Роль контроля в процессе внедрения BPM отмечают Н.Сааб, Р.Хелмс, М.Зоет [11] и т.д.
Несмотря на множественные публикации по данной тематике, ВКР отличается новизной, т.к. в ней представлены:
— основные моменты внедрения BPM в процесс ведения бизнеса;
— анализ экономической эффективности от внедрения ВРМ;
— практические рекомендации по внедрению ВРМ на примере АО «Корпорация МСП».
Цель настоящей ВКР - продемонстрировать положительное влияние BPM на развитие исследуемого предприятия.
Теоретическая задача ВКР заключается в сборе, анализе и синтезе теоретического и фактического материала по выбранной тематике. Практическая значимость состоит в том, что разработаны рекомендации для исследуемого предприятия (АО «Корпорация МСП»), которые могут быть применены в реальной производственной деятельности и на др. предприятиях.
Цель предопределила следующие этапы решения
теоретической задачи:
— исследовать теоретические основы управления результативностью бизнес-процессов на базе внедрения ВРМ;
— собрать, обобщить и проанализировать доступный материал, относящийся к теме исследования;
— дать практические рекомендации по внедрению новейших разработок;
— сделать выводы.
Объект исследования: система управления
эффективностью руководства бизнес-процессами при помощи ВРМ.
Предмет исследования: управление бизнес-процессами на основе применения платформы bpm’online в АО «Корпорация МСП».
Методология исследования состояла в следующем:
— теоретическая (изучение и обобщение): выявлены и изучены теоретические основы исследуемой темы; рассмотрено фактическое состояние, а также проблемы управления результативностью бизнес-процессов на основе внедрения ВРМ как в российских реалиях, так и за рубежом; как итог, опираясь на открытость информационных данных, сформулированы основные проблемы, с которыми могут столкнуться предприятия при внедрении ВРМ платформ в свою деятельность;
— аналитическая (анализ и синтез): проанализирован значительный объём теоретической, правовой, статистической и фактической информации по вышеназванной теме;
— описательная: результаты исследования описаны в данной работе.
Структура работы: титульный лист, содержание, введение, основная часть, состоящая из трёх глав (первая глава - эволюция теории менеджмента: донаучный, научный периоды, неоклассическая и современная школы; вторая - проанализирован предмет ВКР: формальные концепции BPM, управление рабочими процессами и ВРМ, баланс между людьми и технологиями и т.д.; третья - представлена общая характеристика АО «Корпорация МСП», её финансовый анализ и рассмотрен вопрос необходимости внедрения в деятельность исследуемого предприятия платформы bpm’online), заключение, содержащее выводы по исследуемой тематике, список используемых источников, приложения в количестве 20 стр.
Источники информации: нормативно-правовые
документы, учебная литература, сведения из периодической печати, открытые данные сети Internet.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя общие итоги ВКР, можно утверждать, что в современных экономических реалиях, когда конъюнктура рынка постоянно меняется, требуется оперативная адаптация предприятий к новым условиям, сокращение временных и/или производственных издержек и т.д., то внедрение BPM платформ - это обязательное требование. Использование BPM позволяет оперативнее и проще разрабатывать, внедрять и эксплуатировать пользовательские приложения, обеспечивая при этом эффективное реагирование на любые изменения нормативных, клиентских и рыночных требований.
В данном исследовании BPM представлен в том варианте, по которому он развивался в своей первоначальной концепции. Кратко изложены основные теоретические понятия, приведены положительные моменты от внедрения BPM платформ, освещён человеческий фактор в контексте рассматриваемой доктрины и т.д. Отмечена корреляция бизнес-целей и технологий .
Изучение научных и др. информационных источников по данной тематике позволило сделать следующие выводы:
— имеющиеся подходы регламентируют внедрение BPM платформ на уровне здравого смысла;
— наблюдается сдвиг акцентов от получения финансовой прибыли в сторону клиентоориентированности;
— прослеживается междисциплинарность темы (очевидна синергия области управления и информационных систем);
— происходят широкомасштабные организационные изменения, требующие усилий, времени, ресурсов и дисциплины;
— доступно множество программных приложений для поддержки BPM;
— отсутствуют конкретные унифицированные оценки (критерии) целесообразности внедрения BPM платформ в деятельность предприятий;
— не приведены примеры отрицательного внедрения BPM платформ (либо аномальных отклонений при их использовании), что затрудняет процедуру их применения, т.к. невозможно предотвратить вероятные ошибки, не зная о них.
Таким образом, необходимо помнить, что BPM - это больше искусство, чем наука. Ввиду того, что отсутствуют стандартные подходы и конкретные алгоритмы внедрений платформ, необходимо разрабатывать индивидуальные подходы и действовать соответственно ситуации, исходя из задач и потребностей конкретных предприятий. Также следует отметить, что для успешного внедрения платформ BPM, необходимо настроить персонал предприятия на лояльное отношение к намеченным преобразованиям. При этом менеджеры должны учитывать тот факт, что в отличие от производственных процессов, на которые направлено внедрение BPM, сотрудники не могут изменяться моментально. Следовательно, это постепенный и продолжительный этап.
Тем не менее, всё вышеизложенное позволяет утверждать, что внедрение платформ BPM станет положительным моментом в стратегии управления, с помощью которой предприятия смогут экономить затраты, повышать клиентоориентированность и усиливать свою конкурентоспособность.
Результаты настоящего исследования показывают, что на данный момент одной из лучших BPM платформ является программа bpm’online. Она может быть применена ко многим деловым организациям, т.к. существует возможность её адаптации к уникальным потребностям любого предприятия «с нуля», либо встраивания в уже существующий IT- ландшафт. Это позволит предприятиям не только сохранить уже достигнутые позиции на рынке, но и увеличить объём производства и/или реализации продукции, что обеспечит стабильное развитие организации.
Важно отметить, что платформа bpm’online подвержена постоянному совершенствованию: зарегистрированная впервые в 2011 г., в конце 2019 г. она получила новое название - Creatio и оптимизировала свой функционал [53]. Это делает программу ещё более привлекательной для потенциальных российских потребителей.
Данное исследование может быть полезным для руководителей, которые задумались над внедрением BPM платформ в деятельность своих предприятий, а также студентам-менеджерам.
Дальнейшие исследования данной темы могут повысить выполнимость предложенной методологии, которая оказалась конструктивной для выявления проблем взаимозависимости и повышения уровня успешности внедрения платформ BPM в разных сферах бизнеса.


1. Webopedia: Online Tech Dictionary для студентов,
преподавателей и ИТ-специалистов: BPM - управление эффективностью бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: https://www.webopedia.eom/TERM/B/BPM.html (дата
обращения: 20.10.2019)
2. Шеметкова, О.Л. Как управлять разными поколениями / О.Л. Шеметкова, И.А. Корягина, Е.О, Алексеенко, Г.В. Королёв // Вестник ОрелГИЭТ. - 2019. - № 2(48). - С.220-229.
3. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер // М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.
4. McCormack, K., Willems, J. et al. A global investigation of key turning points in business process maturity / K. McCormack, J. Willems et al. // Business Process Management Journal - 2009. - №5. - Pp.792-815.
5. Trkman, P., Mertens, W. et al. From business process management to customer process management / P. Trkman, W. Mertens et al. // Business Process Management Journal. - 2015. - №2. - Pp. 250-266.
6. Шарабаева, Л. Ю. Обучение процессному управлению на основе BPM-системы / Л.Ю. Шарабаева // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Государство и бизнес. Современные проблемы экономики». Том 1. - С.-П.: «Стратегия будущего», 2015. - С.167-169.
7. Алешин, В.Д. Проблемы подготовки специалистов BPM в России / В.Д. Алешин // XVII Российская научно-практическая конференция «Инжиниринг предприятий и управление знаниями» (ИПУЗ-2014). - М.: МЭСИ, 2014. - С.120-122.
8. Репин, В.В., Елиферов, В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес- процессов / В.В. Репин,
В.Г. Елиферов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 544 с.
9. Андрей Коптелов: «Российские компании вынуждены
заниматься операционным совершенствованием» [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.cfo-russia.ru/stati/index.php?article=15370 (дата обращения: 24.02.2020)
10. BPM Spot [Электронный ресурс]. - URL: http://frapu.de/bpm/index.html (дата обращения: 24.02.2020)
11. Saab, N. Predictive quality performance control in BPM: proposing a framework for predicting quality anomalies / N. Saab, R. Helms, M. Zoet // International Conference on Health and Social Care Information Systems and Technologies, CENTERIS 21-23 November 2018, Lisbon, Portugal. - Procedia Computer Science. - 2018. - Pp. 714-723.
12. Adam Smith: Scottish Philosopher [Электронный ресурс]. - URL: https://www.britannica.com/biography/Adam-Smith (дата обращения: 07.05.2020)
13. Фредерик Тейлор. Основоположник научной организации труда и менеджмента [Электронный ресурс]. - URL: https://fb.ru/article/178360/0tlassia-teylor-osnovopolojnik- nauchnoy-organizatsii-truda-i-menedjmenta (дата обращения: 05.04.2020)
14. Frederick Winslow Taylor: Biography [Электронный ресурс].
- URL: https://schoolworkhelper.net/frederick-winslow-taylor- biography/ (дата обращения: 07.04.2020)
15. История менеджмента. Практика внедрения: сравнение систем [Электронный ресурс]. - URL:
http ://www.bibliotekar. ru/menedzhment-2/169.htm (дата
обращения: 07.04.2020)
16. Scientific management [Электронный ресурс]. - URL: https://www.provenmodels.com/29/scientific-management/frederi ck-winslow-taylor/ (дата обращения: 05.04.2020)
17. Herzberg’s Motivation Theory - Two Factor Theory
[Электронный ресурс]. - URL:
https://expertprogrammanagement.com/2018/04/herzbergs-two- factor-theory/ (дата обращения: 06.04.2020)
18. The Hawthorne Effect and Behavioral Studies [Электронный ресурс]. - URL: https://www.verywellmind.com/what-is-the- hawthorne-effect-2795234 (дата обращения: 08.04.2020)
19. Elton Mayo’s Human Relations theory [Электронный ресурс]. - URL: https://www.businessnewsdaily.com/10626- management-theories-for-smbs.html (дата обращения: 08.04.2020)
20. What Is Management by Objectives (MBO)? - Definition, Advantages & Disadvantages [Электронный ресурс]. - URL: https://study.com/academy/lesson/what-is-management-by- objectives-mbo-definition-advantages-disadvantages.html (дата обращения: 07.04.2020)
21. A Continuous Improvement (CI) Initiative Roadmap
[Электронный ресурс]. - URL:
https://afr.kaizen.com/blog/post/2017/08/11/a-continuous- improvement-(ci)-initiative-roadmap.html (дата обращения: 05.04.2020)
22. What is Business Process Reengineering (BPR)? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.visual¬paradigm.com/guide/business-process-reengineering/what-is- business-process-reengineering/ (дата обращения: 06.04.2020)
23. Никулин, Л.Ф. Искусственный интеллект и трансформация менеджмента / Л.Ф. Никулин, В.В. Великороссов, С.А. Филин, А.Б. Ланчаков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. - Т.16. - №4 (385). - С.600-612.
24. Henry Laurence Gantt [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.bl.uk/people/henry-laurence-gantt (дата
обращения: 08.05.2020)
25. Frank and Lillian Gilbreth [Электронный ресурс]. - URL: https://www.newworldencyclopedia.org/entry/Frank_and_Lillian_ Gilbreth (дата обращения: 08.05.2020)
26. Henri Fayol [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.toolshero.com/toolsheroes/henri-fayol/ (дата
обращения: 08.05.2020)
27. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд // Москва: Республика, 1992. - 122 с.
28. Max Weber [Электронный ресурс]. - URL: https://www.britannica.com/biography/Max-Weber-German- sociologist (дата обращения: 08.05.2020)
29. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р.Мертон // М.: АСТ, 2006. - С.327.
30. Elton Mayo [Электронный ресурс]. - URL: https://www.newworldencyclopedia.org/entry/Elton_Mayo (дата обращения: 09.05.2020)
31. What is a Project? [Электронный ресурс]. - URL: https://mymanagementguide. com/basics/what-is-a-project/ (дата обращения: 11.05.2020)
32. Business Process [Электронный ресурс]. - URL: https://searchcio.techtarget.com/definition/business-process (дата обращения: 11.05.2020)
33. What is Business Process Management? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.aiim.org/What-is-BPM# (дата обращения: 10.05.2020)
34. Инструменты Lean Six Sigma https://www.sites.google.com/ site/asapleansixsigma/ [Электронный ресурс]. - URL: (дата обращения: 10.05.2020)
35. Lean-технологии в управлении предприятием [Электронный ресурс]. - URL: https://sovman.ru/article/5508/ (дата обращения: 10.05.2020)
36. Гаджиева, И.Н. Цифровая трансформация бизнеса / И.Н. Гаджиева, С.А. Сыбачин, Ю.В. Ляндау // Управление в России: проблемы и перспективы. - 2019. - № 2. - С.21-24.
37. The Extensive Guide to Business Processes [Электронный ресурс]. - URL: https://kissflow.com/bpm/business-process/ (дата обращения: 28.04.2020)
38. BusinessDictionary: Business process management (BPM)
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.businessdictionary.com/definition/business-process- management-BPM.html (дата обращения: 20.10.2019)
39. What is CRM? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.salesforce.com/crm/what-is-crm/ (дата обращения: 14.04.2020)
40. The Guide to Enterprise Content Management (ECM)
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.atlassian.com/software/confluence/ecm/guide (дата обращения: 14.04.2020)
41. Необходимые навыки для успешного управления бизнес- процессами [Электронный ресурс]. - URL: https://www.highgear.com/blog/essential-skills-for-business- process-management-success/ (дата обращения: 21.10.2019)
42. Gartner: About us [Электронный ресурс]. - URL:
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.gartner.com/en/about (дата обращения: 21.10.2019)
43. Денисов, И.В. Технология как движущая сила экономических процессов / И.В. Денисов, Г.С. Караханян // Теория и практика общественного развития - 2013. - № 8. -
С.324-326.
44. Шабалтина, Л.В. Человеческий капитал и инновационный потенциал важнейшее условие обеспечения экономического роста / Л.В. Шабалтина, Л.Ф. Розанова // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2018. - № 03. - С. 58¬62.
45. Одегов, Ю.Г. Эргономика: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Ю.Г. Одегов, М.Н. Кулапов, В.Н. Сидорова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С.5.
46. Шваб, К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб - Эксмо: Top Business Awards, 2016. - 138 с.
47. Путин В.В. Участникам и гостям IX Гайдаровского форума
Путин / Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/letters/56652 (дата обращения: 27.04.2020)
48. What is a Key Performance Indicator (KPI)? [Электронный ресурс]. - URL: https://kpi.org/KPI-Basics (дата обращения: 12.04.2020)
49. Businesses Will Spend Nearly $1.2 Trillion on Digital
Transformation This Year as They Seek an Edge in the Digital Economy, According to a New IDC Spending Guide [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.businesswire.com/news/home/20190424005113/en/ Businesses-Spend-1.2-Trillion-Digital-Transformation-Year (дата обращения: 21.04.2020)
50. Процессы цифрового предприятия: ВРМ 2020
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.osp.ru/iz/bpm2020/eng (дата обращения: 21.04.2020)
51. Инструменты для автоматизации бизнес-процессов: Лучшие BPM-системы 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: https://top10-bpm.ru/ (дата обращения: 08.04.2020)
52. Customer relationship management [Электронный ресурс]. - URL: https://www.infoentrepreneurs.org/en/guides/customer- relationship-management/ (дата обращения: 29.04.2020)
53. Официальный сайт компании «Террасофт» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.terrasoft.ru/company/about (дата обращения: 21.04.2020)
54. Реестр программ для электронно-вычислительных машин: bpmonline crm [Электронный ресурс]. - URL: https://patentinform.ru/programs/reg-2014616996.html (дата обращения: 22.04.2020)
55. Нотация BPMN 2.0: ключевые элементы и описание
[Электронный ресурс]. - URL: https://www.comindware.com/ru/ blog-нотация-bpmn-2-0-элементы-и-описание/ (дата
обращения: 20.04.2020)
56. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. От
04.11.2019, с изм. От 07.04.2020) «Об акционерных обществах» (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.01.2020) [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения: 16.04.2020)
57. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 16.04.2020)
58. Указ Президента РФ от 05.06.2015 N 287 «О мерах по
дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. - URL: [Электронный ресурс]. - URL:
http ://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_180670/ (дата обращения: 16.04.2020)
59. Официальный сайт АО «Корпорация МСП» [Электронный ресурс]. - URL: https://corpmsp.ru/ (дата обращения: 16.04.2020)
60. ФинЭкАнализ - программа для анализа финансового состояния предприятия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.финэканализ.рф/ (дата обращения: 05.05.2020)
61. Ваш финансовый аналитик [Электронный ресурс]. - URL: https://www.audit-it.ru/finanaliz/index.php (дата обращения: 05.05.2020)
62. Модель Альтмана: прогнозирование банкротства [Электронный ресурс]. - URL: http://www.finchas.ru/metody- finanaliza/599-model-altmana-prognozirovanie-bankrotstva / (Дата обращения: 08.05.2020)
63. Модель Таффлера (четырехфакторная модель банкротства) [Электронный ресурс]. - URL: http://finance- m.info/bankruptcy_model_taffler.html / (Дата обращения: 08.05.2020)
64. Модель «R» Иркутской государственной экономической академии [Электронный ресурс]. - URL: https://studwood.ru/1271886/menedzhment/model_irkutskoy_gos udarstvennoy_ekonomicheskoy_akademii / (Дата обращения: 08.05.2020)
65. Большая советская энциклопедия: Опрос [Электронный ресурс]. - URL: https://gufo.me/dict/bse/Опрос (дата обращения: 16.04.2020)
66. Marketing plan template: BDC’s free marketing plan template for Canadian entrepreneurs [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bdc.ca/en/articles-tools/entrepreneur-toolkit/templat es-business-guides/pages/marketing-plan-template.aspx (дата обращения: 17.04.2020)
67. Работа маркетологом в Москве [Электронный ресурс]. - URL: https://hh.ru/vacancies/marketolog (дата обращения: 24.04.2020)
68. Работа контент менеджером в Москве [Электронный ресурс]. - URL: https://hh.ru/search/vacancy?
clusters=true&area=1&enable_snippets=true&salary=&st=sear chVacancy&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BD %D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82 + %D0%BC %D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80 (дата обращения: 24.04.2020)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ