ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Развитие связной речи у детей в онтогенезе 7
1.2.Особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи 13
1.3. Методические аспекты формирования связной речи у дошкольников с
общим недоразвитием речи 19
1.4. Использование сказок в развитии связной речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи 28
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК
2.1 Изучение состояния связной речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 34
2.2. Методические рекомендации организации работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Развитие связной речи у детей в онтогенезе 7
1.2.Особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи 13
1.3. Методические аспекты формирования связной речи у дошкольников с
общим недоразвитием речи 19
1.4. Использование сказок в развитии связной речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи 28
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК
2.1 Изучение состояния связной речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 34
2.2. Методические рекомендации организации работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном мире. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Связная речь - это композиционно и грамматически оформленное, законченное, развернутое, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является первым и важным условием успешности обучения ребенка в школе. Учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы только обладая хорошо развитой связной речью.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и смысловой сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и др. Эти авторы подчеркивают необходимость развития связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми с общим недоразвитием речи, является использование сказки.
Сказка активнее других средств развивает речь и мышление детей, вследствие чего её следует широко использовать в учебно-воспитательном процессе, исходя из особенностей дошкольников.
Сказка помогает решать проблемы социализации дошкольника, способствуют развитию речи, дает образцы русского литературного языка. Так, обучение пересказу литературных произведений в целях формирования умения строить связное высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень эмоционального, умственного, эстетического развития младшего школьника. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации и выразительности. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чебанян, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации организации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок.
Объектом исследования является процесс развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении условий:
- Организация систематической и поэтапной работы по развитию связной речи на логопедических занятиях с учетом речевых и когнитивных особенностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
- Использование сказок как средства и способа стимулирования интереса к развитию связной речи.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему совершенствования коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать уровень развития связной речи у дошкольников с ОНР.
3. Определить направления, содержания и этапы коррекционно - педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.);
- психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.);
- системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.);
- исследования в области особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.);
- исследования в области теории и методики формирования и развития связной речи у детей с речевыми нарушениями (В.К. Воробьева, В.П. Глухов и др.).
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы: теоретические (анализ научной литературы);
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад №6» поселка Пролетарский Ракитянского района Белгородской области
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Связная речь - это композиционно и грамматически оформленное, законченное, развернутое, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является первым и важным условием успешности обучения ребенка в школе. Учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы только обладая хорошо развитой связной речью.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и смысловой сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и др. Эти авторы подчеркивают необходимость развития связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми с общим недоразвитием речи, является использование сказки.
Сказка активнее других средств развивает речь и мышление детей, вследствие чего её следует широко использовать в учебно-воспитательном процессе, исходя из особенностей дошкольников.
Сказка помогает решать проблемы социализации дошкольника, способствуют развитию речи, дает образцы русского литературного языка. Так, обучение пересказу литературных произведений в целях формирования умения строить связное высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень эмоционального, умственного, эстетического развития младшего школьника. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации и выразительности. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чебанян, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации организации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок.
Объектом исследования является процесс развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении условий:
- Организация систематической и поэтапной работы по развитию связной речи на логопедических занятиях с учетом речевых и когнитивных особенностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
- Использование сказок как средства и способа стимулирования интереса к развитию связной речи.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему совершенствования коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать уровень развития связной речи у дошкольников с ОНР.
3. Определить направления, содержания и этапы коррекционно - педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.);
- психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.);
- системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.);
- исследования в области особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.);
- исследования в области теории и методики формирования и развития связной речи у детей с речевыми нарушениями (В.К. Воробьева, В.П. Глухов и др.).
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы: теоретические (анализ научной литературы);
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад №6» поселка Пролетарский Ракитянского района Белгородской области
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Важность развития умений и навыков связной речи обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает значительные трудности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и при спонтанном развитии не достигает того уровня, который достигается с помощью специального обучения. Большое количество работ в области формирования связной речи указывает на важность знания особенностей развития умений и навыков связной речи у старших дошкольников с ОНР.
Работа со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил только около десяти лет назад.
Сейчас этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.
Достоинство этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это психологическая защищенность, образность языка, его метафоричность. Во время работы над сказкой идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, дети обогащают свой словарь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, а, значит, влияют на развитие связной речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Следовательно, сказка - эффективное психотерапевтическое, развивающее, коррекционное средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
Настоящая работа направлена на разработку методических рекомендаций организации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием народных сказок. Можно сделать следующие выводы:
Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированного словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому коррекционная работа по формированию и развитию лексических и грамматических языковых навыков важный этап в решении задач формирования связной речи ребенка.
Детей с ОНР отличает: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, нарушение грамматического строя. В целом для детей с ОНР типичны дефекты произношения и фонемообразования; специфические нарушения слоговой структуры слов, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, позднее появление экспрессивной речи.
В ходе констатирующего эксперимента нами были получены результаты, свидетельствующие о значительных трудностях в составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста и творческом рассказывании дошкольников с ОНР.
Большинство детей старшего дошкольного возраста испытывало трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
В работе необходимо опираться на общие принципы обучения - построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения.
В процессе коррекционной работы необходимо соблюдать специальные образовательные условия:
- систематичность проведения занятий;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование вариативности упражнений; воспитание внимания к речи;
- разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого-педагогических особенностей детей;
- дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;
- соблюдение охранительного режима;
- осуществление индивидуального подхода к детям и учет личностных и характерологических их особенностей.
Работа со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил только около десяти лет назад.
Сейчас этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.
Достоинство этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это психологическая защищенность, образность языка, его метафоричность. Во время работы над сказкой идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, дети обогащают свой словарь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, а, значит, влияют на развитие связной речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Следовательно, сказка - эффективное психотерапевтическое, развивающее, коррекционное средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
Настоящая работа направлена на разработку методических рекомендаций организации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием народных сказок. Можно сделать следующие выводы:
Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированного словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому коррекционная работа по формированию и развитию лексических и грамматических языковых навыков важный этап в решении задач формирования связной речи ребенка.
Детей с ОНР отличает: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, нарушение грамматического строя. В целом для детей с ОНР типичны дефекты произношения и фонемообразования; специфические нарушения слоговой структуры слов, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, позднее появление экспрессивной речи.
В ходе констатирующего эксперимента нами были получены результаты, свидетельствующие о значительных трудностях в составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста и творческом рассказывании дошкольников с ОНР.
Большинство детей старшего дошкольного возраста испытывало трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
В работе необходимо опираться на общие принципы обучения - построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения.
В процессе коррекционной работы необходимо соблюдать специальные образовательные условия:
- систематичность проведения занятий;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование вариативности упражнений; воспитание внимания к речи;
- разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого-педагогических особенностей детей;
- дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;
- соблюдение охранительного режима;
- осуществление индивидуального подхода к детям и учет личностных и характерологических их особенностей.
Подобные работы
- Логопедическая работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



