ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ 6
1.1. Понятие и сущность процесса управления социальным развитием организации
1.2. Основные факторы развития социальной среды организации 13
1.3. Методы и показатели оценки эффективности системы управления социальным
развитием персонала 21
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В
ОРГАНИЗАЦИИ НАПРИМЕРЕ ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» 28
2.2. Анализ системы управления персоналом ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» .... 34
2.3. Оценка эффективности системы управления социальным развитием персонала в
ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» 43
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ
РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» 54
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы управления социальным
развитием персонала в ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» 54
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию системы управления социальным развитием персонала в ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
На сегодняшний день проблемы социального развития для современного, динамично paзвивaющeгocя мира являются ключeвыми. Благoдаpя достижению целей общественного становления происходят подъем благосостояния людей и совершенствование свойства их жизни. От этого находятся в зависимости стабильность социальной жизни, ближайшее и более отдаленное будущее всякого государства.
Актуальность социального управления в организации заключается в возрастании роли личности работника при переходе к рынку. В соответствии с этим, изменяется соответствие стимулов и потребностей, на которые имеет возможность опереться система стимулирования.
Развитие социальной среды являeтcя нeпрeмeнным объектом управления организацией и вместе с тем составная часть управления персоналом. По собственному предназначению управление общественным развитием определяется на людей и на создание для сотрудников организации надлежащих критерий труда и обстановки, а также на систематическое совершенствование данных критерий. В соответствии с этим, его ведущими целями считаются: регулировка количества сотрудников, улучшение общественной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, увеличение их образовательного и культурно-технического уровня; совершенствование эргономических, психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и других критерий работы, охраны труда и защищенности работников; обеспечение социального страхования сотрудников, соблюдение их прав и общественных гарантий; стимулирование способами как материального гонорара, так и одобрения действенного труда, деятельного и креативного отношения к работе, массовой и персональной ответственности за итоги общей деятельности; создание и поддержание в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы, подходящих межличностных и межгрупповых связей, которые содействуют слаженной и дружной работе, раскрытию умственного и нравственного потенциала всякой личности, удовлетворенности совокупным трудом; подъем жизненного уровня сотрудников и их семей, удовлетворение необходимостей в жилье, продуктах питания, непродовольственных товарах и необходимых услугах.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы управления социальным развитием персонала организации.
В процессе написания работы были поставлены следующие задачи:
- определение теоретических основ процесса управления социальным развитием организации;
- анализ системы управления социальным развитием организации;
- разработка рекомендаций по улучшению системы управления социальным развитием организации.
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «ПИК - Фарма Лек».
Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе оптимизации системы управления социальным развитием организации.
В данной дипломной работе применялись следующие методы исследования:
1) методы организации исследования - метод срезов;
2) эмпирические методы - анкетирование, архивный метод;
3) методы обработки данных - качественный и количественный анализ с применением методов математической статистики.
В качестве информационной базы дипломной работы выступили труды отечественных и зарубежных авторов, нормативная и справочная литература, материалы сети интернет, статистическая и бухгалтерская отчетность организации, результаты собственного исследования автора.
Структурными элементами ВКР являются: титульный лист, содержание, введение, основная часть, состоящая из 3-х глав, заключение, список использованной литературы, приложения.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы ВКР могут быть использованы в деятельности ООО «Пик-Фарма Лек» по совершенствованию системы управления социальным развитием персонала организации.
На сегодняшний день ключевой предпосылкой увеличения производительности работы любой современной организации является поиск подхода по активации человеческого фактора в недрах такого организма как организация, при этом нужно принимать во внимание всю социально-психологическую исключительность всех членов социально-трудовой общности организации под названием коллектив. Сегодня большинство работодателей осознают, что социальный фактор деятельности организации является главной составляющей управления, значимость которой прогрессивно повышается.
Однако современные управляющие компаний начинают понимать, что без управления, которое предельно фундаментально учитывает и реализует социальный фактор, невозможно не привести к краху компанию, а также немыслимо благополучно процветать в непрерывно динамичной внешней среде функционирования, что, с одной стороны, повышает роль любого предприятия в качестве субъекта социальной политики, а, с другой стороны, приводит к росту воздействия государственной социальной политики на эффективность деятельности предприятий.
Выделяют три группы функций управления социальным развитием организации. К первой группе функций, относят функции, которые направлены на образование и оптимизацию социальной организации коллектива, и на модернизацию его социальной культуры. Вторая группа функций, направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников, а также выработку благоприятных возможностей для воплощения сотрудниками своих социальных прав. Третья группа функций включает в себя решение задач развития социально значимых качеств людей.
ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» - общество с ограниченной ответственностью, основным видом деятельности, которого является производств лекарственных препаратов и медикаментов, применяемых в медицинский целях. Предприятие зарегистрировано с 2012 года в Белгородской области в поселке Северный. За исследуемый период времени ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» предприятие работает прибыльно и рентабельно. На ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» с 2015г. по 2017г. среднесписочная численность персонала уменьшилась с 900 чел. до 884 чел. Уменьшение состава ведет к снижению квалификации персонала, что связано с уходом работников, имеющих большой стаж работы, и это негативная тенденция.
Проведенный анализ профессиональной компетентности показал, что среди сотрудников ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» преобладают хорошо налаженные внутригрупповые отношения. Большинство работников ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» достаточно профессиональны, но относительно низкий уровень организованности является причиной трудностей при работе в сложных ситуациях. Наибольшее влияние на профессионализм в коллективе оказывают качества «эффективность трудовой деятельности» и «ответственность»; наименьшее — «лояльность». В качестве социального развития персонала в ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» применяется систематическое повышение квалификации и переквалификации сотрудников. Практические, современные и активные методы профессионального обучения направлены на развитие и обновление знаний, умений, навыков персонала.
К существующим недостаткам в системе социального развития в ООО «ПИК- ФАРМА ЛЕК» можно отнести: нехватку финансирования социальной инфраструктуры предприятия; увеличение оплаты за обучение; невнимание к работе по выявлению потребности в обучении работников; снижение качества продукции и отсутствие развития навыков и умений работников; ухудшение социальных условий труда персонала.
Существующие проблемы нами были устранены с помощью предложенных рекомендаций позволяющих усовершенствовать системы социального развития на исследуемом предприятии.
В качестве рекомендаций по устранению существующих в ООО «ПИК- ФАРМА ЛЕК» недостатков нами были предложены следующие мероприятия: оптимизация социальных условий труда персонала; разработка Плана по социальному развитию предприятия; разработка Положения о наставничестве; введение для производственных работников организации возможности добровольного медицинского страхования; ведение ежегодных тренингов для повышения квалификации (бизнес-тренинг).
Анализ расходов показал то, что на внедрение предложенных рекомендаций предприятию потребуется 616 тыс. руб. из средств бюджета предприятия.
Пpoведя на пpeдпpиятии анкeтиpoвание можно сделать вывод о том, как относятся сотрудники к новшествам по социальному развитию на предприятии.
Так большинство сотрудников ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК» считают, что совершенствование системы управления социальным развитием позволит смотивировать персонал и уменьшить текучесть кадров, так как производство медикаментов узкоспециализированная отрасль; улучшить условий труда работников, включая охрану труда с целью уменьшения травматизма и смертности на предприятии; позволит повысить квалификацию работников, так как на предприятии происходит частая модернизация основного производства. К основным рискам, которые могут отрицательно отразится на внедрении рекомендаций можно отнести: нехватку денежных средств на финансирование мероприятий, отрицательное отношение персонала к внедряемым мероприятиям и подорожание услуг компании «Первый кадр», которая будет проводить бизнес-тренинги. Внедрение данного мероприятия приведет к приросту выручки на 30941,55 тыс. руб. Затраты при этом составят 616 тыс. руб. Экономический эффект внедрения мероприятия составляет 30325,55 тыс. руб., а эффективность - 49,22%. При этом затраты на внедрение мероприятия окупятся через 2 месяцев.
1. Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации / А.Н. Аверин. -М.: РАГС, 2007. - 224 с
2. Акинфиев, В.К. Управление развитием интегрированных промышленных компаний. Теория и практика; Ленанд - Москва, 2011. - 226 с.
3. Алавердов, А.Р. Управление кадровой безопасностью организации; Маркет ДС - Москва, 2008. - 176 с.
4. Артеменко, В.А., Ряполов Н.М. Развитие социальных программ - показатель стабильности предприятия / В.А. Артеменко, Н.М. Ряполов // Горный журнал. - 2007. - № 7. - С. 74-78.
5. Бабич, А.М., Митник И.Е., Попков А.А. Социальные программы предприятий и их финансовое обеспечение / А. М. Бабич, И. Е. Митник, А. А. Попков // Социология власти. - Издательство Российская академия государственной службы при Президенте РФ. - 2008. - № 3. - С. 124-130.
6. Башмаков, В. И., Тихонова Е.В. Управление социальным развитием персонала; Академия - Москва, 2012. - 240 с.
7. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: Учебное пособие. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. - 320 с
8. Валиева, О.В. Управление персоналом. Конспект лекций / О.В. Валиева. - М.: А-Приор, 2012. - 176 с.
9. Варданян, И. «Плотность мотивации» как часть эффективной системы управления персоналом // Служба кадров и персонал. 2005. - № 5. - с. 15-17.
10. Василенко, Е. Бизнес-ориентированный подход к управлению социальными программами: российский опыт / Е. Василенко // Власть. - 2007. - № 8. - С. 5-11.
11. Веселова, Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры / Н. Г. Веселова. Под ред. В.А.Трайнева. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006. - 340 с.
12. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 96 с.
13. Ветошкина, Т. Формирование менеджмента качества персонала // Кадровик. - 2010. - №1. - С.42-47.
14. Волков, Ю.Е. Социальное управление как вид деятельности / Ю. Е. Волков // Социально-политический журнал. - 2007. - № 3. - С. 65-74.
15. Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации: Учебник / И. Е. Ворожейкин.- М.:ИНФРА - М., 2006. - 176 с.
16. Горбунов, В.М. Управление социальным развитием трудового коллектива: Конспект лекций. - К.: МАУП, 2008.
17. Грачев, В. Функции службы управления персоналом организации и их систематизация // Кадровик. - 2010. - №5. - С.36-50.
18. Гунин, В.Н.; Баранчеев, В.П.; Устинов, В.А. и др. Том 7. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 7.; М.: Инфра-М - Москва, 2008. - 252 с.
19. Дерибизова, Л. Текучесть кадров: как рассчитать ее экономический ущерб. // Служба кадров и персонал. 2005. - № 1. - с. 48-51.
20. Егорова, Л.С., Челнокова, Н.Ю. Управление социально-психологическим климатом на предприятии / Л.С. Егорова, Н.Ю. Челнокова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 2. - С 161-168.
21. Егоршин, А.П. Организация труда персонала: учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2011
22. Ефименко, А.З. Маркетинговый анализ и управление развитием предприятий; Издательство Ассоциации строительных вузов - Москва, 2008. - 288 с.
23. Завельский, М.Г. Экономика и социология труда: Курс лекций. - М.: Издательство «Полеотип»: Издательство «Логос», 2001. - 208 с.
24. Завьялова, Е.К. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных компаний // Вестник СПбУ. Сер.8. Менеджмент. - 2012. - Вып.2. - С.78-106.
25. Зайцева, Т.В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб.. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
26. Зантарая, Т. Социальные программы социальной ответственности бизнеса / Т. Зантарая // Управление персоналом. - 2007. - № 11.- С. 63-64.
27. Захарова, Л.Н. Психология управления: учебное пособие. - М.: Логос,
28. Захаров, Н.Л., Кузнецов, А.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.Л. Захаров, А.Л. Кузнецов. - М.: Инфра-М, 2009. - 263 с.
29. Захаров, Н.Л. «Загадка русской души», или Особенности мотивации труда российского персонала // Управление персоналом. - 2004. - № 22-23; 2005. - № 1-4.
30. Иванова, В.Н. Основы социального управления: теория и методология: учеб. пособие / под ред. В.Н. Иванова. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2001. - 271 с.
31. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2012. - 64 с.
32. Калюгина, С. Социальная сфера предприятия: вопросы стратегического управления / С. Калюгина. - 2011. - №9. - с. 97-103
33. Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Управление персоналом: Учебник. / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. - М.: ГАУ, 2007. - 412 с.
34. Кибанов, А. Методология оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом // Кадровик. - 2010. - №12. - С.32-43.
35. Кириченко, А.А., Пономарев, В.А., Яковлева, Л.Н. Социально-экономическое развитие трудового коллектива: Учебное пособие / А.А. Кириченко, В.А. Пономарев, Л.Н. Яковлева. - К.: Политиздат Украины, 2006. - 191 с.
36. Комозин, А.Н. Показатели психологического климата и содержания труда в социальном планировании / А.Н. Комозин // Социальное развитие: теория и практика. - 2008. - № 6 - С. 15-17.
37. Котова, Л. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом // Кадровик. - 2010. - №12. - С.44-50.
38. Кошелева, Ю. Мотивация персонала / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. - 2012. - №16. - С.12-34.
39. Кузнецов, А.Л. Социальные стратегии предприятия / А. Л. Кузнецов. --Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. -- 228 с.
40. Кутырев, Б.П. Стратегия социального развития коллектива: теория и практика социального управления на предприятии. - Новосибирск: Наука, 2007. - 166 с.
41. Либоракина, М.И., Никонова, Л.С. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами. - М.: ИНФРА-М, 2001.
42. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом: Теория и практика.
Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала: Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова. - М.: Проспект, 2012. - 72 с.
43. Майкова, С.Э., Окунев, Д.В. Терминологические аспекты постановки проблем управления социальным развитием современной организации / С. Э. Майкова, Д. В. Окунев // Регионология. -2009. - №1. - С. 4-11.
44. Маренков, Н.Л., Косаренко, Н.Н. управление персоналом организаций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 464 с.
45. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / В.М. Маслова. - М.: Юрайт, 2013. - 492 с.
46. Мустаева, Ф.А. Социальная политика на промышленном предприятии: вопросы теории и практики / Ф.А. Мустаева // Социальная политика и социология. -
2009. - № 1. - С. 30-37.
47. Оксинойд, К.Э., Розина, Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации; Проспект - Москва, 2013. - 561 с.
48. Оксинойд, К.Э., Розина, Е.В. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации; Проспект - Москва, 2012. - 898 с.
49. Реген Вернер, Ткаченко, Е. Управление комплексным развитием предприятия; Издательство Вернера Регена - Москва, 2010. - 256 с.
50. Сверкунова, Н.В. Социальные показатели стабилизации производственного коллектива / Н. В, Сверкунова // Социальное развитие: теория и практика. - М., 2009. - С.141-147.
51. Смирнова, В.Г.; Мильнер, Б.З.; Латфуллин, Г.Р. и др. Том 2. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации"; М.: Инфра-М - Москва, 2010. - 176 с.
52. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011.
53. Сорокина, Е.Г. Социальные проблемы молодых рабочих промышленных предприятий / Е. Г. Сорокина // Социологический журнал. - 2009. - №4.- С. 32-37.
54. Сотников, С.А. Управление персоналом организации / С.А. Сотников. - М.: КноРус, 2013. - 512 с.
55. Тебекин, А.В. Управление персоналом: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2013. - 624 с.
56. Троицкая, Н.А. Управление персоналом / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. - М.: КноРус, 2013. - 624 с
57. Федорова, Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации; КноРус - Москва, 2008. - 512 с.
58. Фененко, Ю.В. Социология управления: Учебное пособие / Ю.В. Фененко.
- М. : ПКЦ Альтекс, 2005. - 236 с.
59. Фролов, С.С. Социологии организаций. - М.: Гардарика, 2001.
60. Хадасевич, Н. Развитие потенциала персонала организации // Кадровик. -
2010. - №1. - С.6-11.
61. Харитонова, Н.А., Харитонова, Е.Н. Оценка экономической эффективности социальной деятельности предприятия: материалы конференций / Н.А. Харитонова, Е.Н. Харитонова // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 1.-С. 1-35.