ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Определение, характеристика связной речи и её развитие в
онтогенезе 6-11
1.2. Творческое рассказывание как вид монологического связного
высказывания и условия его развития 11-18
1.3. Особенности навыка творческого рассказывания детей с
общим недоразвитием речи 18-23
1.4. Методические аспекты формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи 24-32
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение состояния навыка творческого рассказывания у
младших школьников с общим недоразвитием речи 33-41
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи 41-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62- 65
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Определение, характеристика связной речи и её развитие в
онтогенезе 6-11
1.2. Творческое рассказывание как вид монологического связного
высказывания и условия его развития 11-18
1.3. Особенности навыка творческого рассказывания детей с
общим недоразвитием речи 18-23
1.4. Методические аспекты формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи 24-32
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение состояния навыка творческого рассказывания у
младших школьников с общим недоразвитием речи 33-41
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи 41-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62- 65
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Развитие связной речи, включающей в себя диалогическую и монологическую речь, является важнейшим условием успешного обучения в школе. Обладая хорошо развитой связной монологической речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества (М.М. Алексеева, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.).
Одним из видов связной монологической речи является творческое рассказывание, под которым традиционно понимают придумывание детьми рассказов с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Именно творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который требуется ему в новой ведущей (учебной) деятельности.
Творческое рассказывание оказывает большое влияние на процессы речевого развития (прежде всего, монологической речи).
Вопросы формирования творческого рассказывания детей исследовались М.М. Алексеевой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной, А.Е. Шибицкой и др.
В связи с тем, что становление связной речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи, осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями, обучение их творческому рассказыванию занимает особое место в логопедической работе. В исследованиях Е.В. Аханьковой, В.П. Глухова, Н.В. Жуковой, Н.Н. Ефименковой, Н.В. Нищевой, Н.А. Козыревой, С.В. Коноваленко, Н.В. Новоторцевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной описаны трудности и особенности обучения творческому рассказыванию детей с нарушениями речи. Но, несмотря на значительный интерес ученых и практиков к проблеме формирования навыка творческого рассказывания у детей данной категории по - прежнему результативность логопедического воздействия оказывается недостаточной. В связи с этим, выбранную нами тему дипломного исследования «Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические условия формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - особенности навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические условия формирования навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи должна осуществляться с учетом речевых и когнитивных особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи и определяться спецификой творческого рассказывания как особого вида связного монологического высказывания.
Задачи исследования:
- на основе теоретического анализа литературы обосновать проблему формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи;
- изучить состояние навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и определить направления работы;
- разработать методические рекомендации по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая база исследования: исследования в области связной речи детей с ОНР: В.К. Воробьева, А.Н. Гвоздев, К.В. Комаров, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова и др.; исследования в области творческого рассказывания детей с ОНР (Е.В. Аханькова, В.П. Глухов, Н.В. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Методы исследования:
- теоретический: анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирический: анализ продуктов речевой деятельности детей;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБОУ «Ивано - Лисичанская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Одним из видов связной монологической речи является творческое рассказывание, под которым традиционно понимают придумывание детьми рассказов с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Именно творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который требуется ему в новой ведущей (учебной) деятельности.
Творческое рассказывание оказывает большое влияние на процессы речевого развития (прежде всего, монологической речи).
Вопросы формирования творческого рассказывания детей исследовались М.М. Алексеевой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной, А.Е. Шибицкой и др.
В связи с тем, что становление связной речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи, осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями, обучение их творческому рассказыванию занимает особое место в логопедической работе. В исследованиях Е.В. Аханьковой, В.П. Глухова, Н.В. Жуковой, Н.Н. Ефименковой, Н.В. Нищевой, Н.А. Козыревой, С.В. Коноваленко, Н.В. Новоторцевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной описаны трудности и особенности обучения творческому рассказыванию детей с нарушениями речи. Но, несмотря на значительный интерес ученых и практиков к проблеме формирования навыка творческого рассказывания у детей данной категории по - прежнему результативность логопедического воздействия оказывается недостаточной. В связи с этим, выбранную нами тему дипломного исследования «Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические условия формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - особенности навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические условия формирования навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи должна осуществляться с учетом речевых и когнитивных особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи и определяться спецификой творческого рассказывания как особого вида связного монологического высказывания.
Задачи исследования:
- на основе теоретического анализа литературы обосновать проблему формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи;
- изучить состояние навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и определить направления работы;
- разработать методические рекомендации по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая база исследования: исследования в области связной речи детей с ОНР: В.К. Воробьева, А.Н. Гвоздев, К.В. Комаров, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова и др.; исследования в области творческого рассказывания детей с ОНР (Е.В. Аханькова, В.П. Глухов, Н.В. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Методы исследования:
- теоретический: анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирический: анализ продуктов речевой деятельности детей;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБОУ «Ивано - Лисичанская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Поиск новых методов и приемов обучения связной монологической речи детей с ОНР в системе логопедической работы является актуальной проблемой. Особое место в работе над связной речью отводится обучение творческому рассказыванию у младших школьников с общим недоразвитием речи, которое базируется на определенном уровне сформированности психических процессов, социального и речевого опыта ребенка.
Творческое рассказывание представляет собой интегрированное овладение его основными компонентами: структурой речевого сообщения (композиционное построение и логическая последовательность изложения), содержание речевого сообщения (использование разнообразных лексических и эмоционально-выразительных средств при грамматически правильном построении фраз), творческий компонент рассказа (индивидуальность, самостоятельность изложения, использование собственного опыта, «новизны»).
Как показывают анализ научно - методической литературы и проведенные нами исследования дети с ОНР испытывают значительные трудности при овладении навыком творческого рассказывания. Это проявляется в неполноте, фрагментарности и примитивности содержания творческих рассказов; недостаточности раскрытия темы рассказа;
использовании эпизодов, мало связанных друг с другом; нет постепенного увеличения развития сюжетной линии рассказа; речевые высказывания лишены точности и бедны по использованию эмоционально-выразительных средств; отмечается нарушение логики повествования, трудности установления причинно-следственных отношений в частях рассказа; дети испытывают выраженные затруднения в поиске средств воплощения в творческом рассказывании; неумение анализировать пережитый лично опыт;
трудности в создании воображаемых образов. Причинами выступают когнитивно - речевые особенности детей с общим недоразвитием речи: недостаточная сформированность психических процессов - мышления, восприятия, воображения; малый жизненный опыт, неразвитая языковая способность.
В связи с этим овладение творческим рассказыванием младших школьников с общим недоразвитием речи требует специально организованной логопедической работы.
Нами, на основе анализа методических рекомендаций В.П.Глухова, В.К.Воробьёвой, Т.А.Ткаченко, Е.В.Аханьковой и др., были определены следующие направления работы:
1. Создание когнитивно - речевой базы, обеспечивающей навык творческого рассказывания, особенно воображения и мышления.
2. Формирование у обучающихся представлений о трехчастной композиционной структуре рассказа (зачин, кульминация, развязка)
3. Работа над определением замысла.
4. Обучение навыку планирования.
5. Формирование навыков отбора соответствующих языковых средств при создании сюжета.
6. Работа над развитием эмоционального отношения к героям и событиям.
7. Работа над творческим компонентом рассказа (насыщенность, самостоятельность, использование собственного опыта, новизна).
Также были определены основные психолого - педагогические условия логопедической работы:
- постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
- обогащение и активизация словаря;
- умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания;
- правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было;
- стимулирование творческой активности путем создания атмосферы совместной творческой деятельности и поощрения речевой активности, оригинальных ответов детей;
- построение и организация занятий, способствующих творческому развитию ребенка;
- сотрудничество родителей, логопеда, педагогов и других работников образовательного учреждения в целях воспитания творчески развитого, инициативного ребенка.
Были отобраны и систематизированы приемы и дидактические упражнения и задания, позволяющие реализовать указанные направления и условия.
На наш взгляд , подготовленные нами методические рекомендации позволят оптимизировать логопедическую работу по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Творческое рассказывание представляет собой интегрированное овладение его основными компонентами: структурой речевого сообщения (композиционное построение и логическая последовательность изложения), содержание речевого сообщения (использование разнообразных лексических и эмоционально-выразительных средств при грамматически правильном построении фраз), творческий компонент рассказа (индивидуальность, самостоятельность изложения, использование собственного опыта, «новизны»).
Как показывают анализ научно - методической литературы и проведенные нами исследования дети с ОНР испытывают значительные трудности при овладении навыком творческого рассказывания. Это проявляется в неполноте, фрагментарности и примитивности содержания творческих рассказов; недостаточности раскрытия темы рассказа;
использовании эпизодов, мало связанных друг с другом; нет постепенного увеличения развития сюжетной линии рассказа; речевые высказывания лишены точности и бедны по использованию эмоционально-выразительных средств; отмечается нарушение логики повествования, трудности установления причинно-следственных отношений в частях рассказа; дети испытывают выраженные затруднения в поиске средств воплощения в творческом рассказывании; неумение анализировать пережитый лично опыт;
трудности в создании воображаемых образов. Причинами выступают когнитивно - речевые особенности детей с общим недоразвитием речи: недостаточная сформированность психических процессов - мышления, восприятия, воображения; малый жизненный опыт, неразвитая языковая способность.
В связи с этим овладение творческим рассказыванием младших школьников с общим недоразвитием речи требует специально организованной логопедической работы.
Нами, на основе анализа методических рекомендаций В.П.Глухова, В.К.Воробьёвой, Т.А.Ткаченко, Е.В.Аханьковой и др., были определены следующие направления работы:
1. Создание когнитивно - речевой базы, обеспечивающей навык творческого рассказывания, особенно воображения и мышления.
2. Формирование у обучающихся представлений о трехчастной композиционной структуре рассказа (зачин, кульминация, развязка)
3. Работа над определением замысла.
4. Обучение навыку планирования.
5. Формирование навыков отбора соответствующих языковых средств при создании сюжета.
6. Работа над развитием эмоционального отношения к героям и событиям.
7. Работа над творческим компонентом рассказа (насыщенность, самостоятельность, использование собственного опыта, новизна).
Также были определены основные психолого - педагогические условия логопедической работы:
- постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
- обогащение и активизация словаря;
- умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания;
- правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было;
- стимулирование творческой активности путем создания атмосферы совместной творческой деятельности и поощрения речевой активности, оригинальных ответов детей;
- построение и организация занятий, способствующих творческому развитию ребенка;
- сотрудничество родителей, логопеда, педагогов и других работников образовательного учреждения в целях воспитания творчески развитого, инициативного ребенка.
Были отобраны и систематизированы приемы и дидактические упражнения и задания, позволяющие реализовать указанные направления и условия.
На наш взгляд , подготовленные нами методические рекомендации позволят оптимизировать логопедическую работу по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию навыков составления
описательного рассказа в структуре преодоления общего недоразвития
речи III уровня у младших школьников средствами мнемотехники
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА РАССКАЗЫВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ
ТВОРЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - ОПТИМИЗАЦИЯ ГЕОМЕТРИИ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЯ РОЛИК-САТЕЛЛИТ В ПЛАНЕТАРНО-ЦЕВОЧНОМ РЕДУКТОРЕ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



